Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные показатели и анализ рисков реализации подпрограммы
Анализ современного образования в Златоустовском городском округе (далее - округ, ЗГО) с учетом результатов реализации муниципальной программы "Развитие образования и молодежной политики Златоустовского городского округа" (далее - муниципальная программа) свидетельствуют о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям инновационного социально ориентированного развития ЗГО, а в системе образования сохраняются очевидные проблемы и противоречия.
В рамках муниципальной программы отработан эффективный механизм финансирования отрасли, когда субсидии из федерального бюджета дополнялись вложениями областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Челябинской области. Последовательное применение принципа софинансирования позволило не только привлечь дополнительные средства в систему образования, но и целевым образом направить их на приоритетные направления развития отрасли.
Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных организаций, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики.
В результате формируется сеть образовательных организаций, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
В округе услугу дошкольного образования предоставляют 47 образовательных организаций (45 дошкольных и 2 общеобразовательные), в которых воспитывается 7 818 детей.
Процент охвата детей дошкольным образованием от общей численности детей с 1 года до 7 лет Златоустовском городском округе составляет - 87,1%; детей с 2 мес. до 3 лет - 45,6%; с 3 до 7 лет - 95,5%.
С целью удовлетворения потребности семей в округе планомерно с нарастающей тенденцией открываются группы коррекционной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей со сложными дефектами речи. Такая возможность рационального использования высвобождающихся мест, образовавшихся в результате снижения рождаемости в округе, позволяет оказывать своевременную комплексную психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
В 2021 году в рамках реализации государственной программы "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2015-2025 годы" ежегодно открываются места в перепрофилированных группах комбинированной направленности.
Качество дошкольного образования, эффективное применение современных образовательных технологий напрямую зависят от потенциала и квалификационного уровня педагогических кадров. Комплекс методических мероприятий, организованных для педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций, позволяет обеспечить своевременное повышение квалификации и осуществление работы на основе самых передовых и современных образовательных технологий.
В рамках поиска новых организационных структур образовательного процесса и форм работы с семьей, определения профильных направлений работы с детьми на базе дошкольных образовательных организациях созданы инновационные площадки регионального и федерального уровня.
Златоустовский городской округ принимает участие в процедуре мониторинга качества дошкольного образования (МКДО), проводимой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при методическом сопровождении ГБУ ДПО РЦОКИО. Мониторинг оценки качества образования детей от 2 месяцев до 7 лет осуществлялся в пяти дошкольных образовательных организации города. В качестве экспертов и муниципальных координаторов выступили специалисты Управления образования и методической службы ЗГО, которые изучили нормативные и концептуальные основы мониторинга в ходе курсовой подготовки на платформе АНО ДПО "Национальный институт качества образования".
В текущем году специалистами системы дошкольного образования продолжалась планомерная работа по подготовке и проведению конкурсов всесторонней направленности (творческие, интеллектуальные, физкультурно-оздоровительные). Приоритетной задачей становится комплекс мер, направленных на поддержку конкурсных мероприятий интеллектуальной направленности. В дошкольных образовательных организациях осуществляются долгосрочные проекты в рамках сетевого взаимодействия.
Для обеспечения прав граждан на образование, решения вопросов непрерывного и дифференцированного обучения в муниципальной сети общего образования на территории муниципалитета функционирует 21 образовательная организация, реализующая программы начального, основного, среднего общего образования в статусе юридических лиц, а именно 17 общеобразовательных средних школ, 1 общеобразовательная средняя школа с углублённым изучением иностранного языка, 1 общеобразовательная средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов, общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Школа - интернат N 31" и начальная общеобразовательная школа N 25.
Специальные образовательные услуги для детей в образовательных учреждениях предоставляет сеть специальных (коррекционных) классов, созданную на базе общеобразовательных учреждений: МАОУ "Школа-интернат N 31", общеобразовательных школ N 1 5, 17, 18, 23, 38, начальной школы N 25 с общим охватом 744 человека, что составляет 4,0% от общего количества обучающихся в 2021 году. Для данной категории ребят разработаны адаптированные образовательные программы, созданы необходимые условия для получения образования наряду со сверстниками. Коррекционным обучением охвачены дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), расстройством аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вариативная часть учебных планов специальных (коррекционных) классов предусматривает обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия, отведенные на коррекцию недостатков учащихся с ЗПР, для восполнения пробелов в знаниях детей и осуществления принципа дифференциации обучения.
Организовано дистанционное обучение для ребенка-инвалида с использованием дистанционных технологий в МАОУ СОШ N 3. В данном проекте участвуют 2 педагога-куратора Златоустовского городского округа и 9 сетевых преподавателей.
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, руководствуясь постановлением Правительства Челябинской области от 19.11.2014 г. N 599, организовано обучение на дому для 57 детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Важным инструментом модернизации системы образования являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). Доля детей, обучающихся по ФГОС в общей численности учащихся образовательных организаций округа, за отчётный период составляет 99,03%.
Ведение ФГОС требует дальнейшего обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, в том числе оборудование учебных кабинетов, оснащение рабочих мест учителей современным мультимедийным и интерактивным оборудованием. Эти проблемы Управление образования планирует решать в 2022 году.
Деятельность Управления образования направлена на достижение одного из основных показателей качества обучения - результаты государственной итоговой аттестации, которая является неотъемлемым элементом общероссийской системы оценки качества образования. В целях регламентации деятельности участников ГИА в разных формах специалистами МКУ Управление образования План мероприятий ("дорожная карта") по организации и подготовке к государственной итоговой аттестации в 2021 году исполнен на 100%.
В 2021-2022 учебном году в общеобразовательных учреждениях Златоустовского городского округа по программам среднего общего образования обучалось 655 выпускников, из них 638 участников проходили государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и 17 участников в форме ГВЭ. На территории округа было организовано 5 пунктов проведения экзаменов (ППЭ-ЕГЭ) на площадках МАОУ СОШ N 9, 10, 15, 37 и ППЭ на дому. Все они оснащены системами онлайн видеонаблюдения, оборудованием для печати и сканирования экзаменационных материалов непосредственно в аудиториях ППЭ. Общее число работников в ППЭ составило почти 400 человек.
Успешно прошли в 2022 году государственную итоговую аттестации по образовательным программам основного общего образования и получили аттестаты об основном общем образовании 99,8%. Не получили аттестат об основном общем образовании 9 человек (0,2%). Получили аттестаты об основном общем образовании с отличием 52 выпускника 9-х классов (3,6%) в МАОУ СОШ N 1, 2, 4, 8, 10, 15, 18, 21, 25, 34, 35, 36, 37, 45, 90.
Всего в период проведения ГИА-9 на территории округа была организована работа 12 пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ), в том числе 3 ППЭ в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) и 9 ППЭ в форме основного государственного экзамена (далее - ОГЭ). В рамках соблюдения информационной безопасности в этом году, при проведении ГИА-9 на всех ППЭ ОГЭ была реализована технология печати полного комплекта экзаменационных материалов с применением технологии передачи экзаменационных материалов по защищенной сети.
100% значению соответствует показатель "Доля использованной муниципальным образованием субсидии местному бюджету на оборудование ППЭ в общем размере субсидии местному бюджету на оборудование ППЭ, перечисленной муниципальному образованию".
Доля экзаменов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, проведенных в муниципальном образовании в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", в общем количестве проведенных в муниципальном образовании экзаменов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, соответствует 100%.
Для сохранения достигнутых позиций и усиления работы в данном направлении необходимо продолжить развитие профильного обучения при подготовке учащихся к единому государственному экзамену, работу по организации летней интенсивной образовательной практики для одаренных и высокомотивированных детей, а также спланировать курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений по проблемам качественной подготовки к ЕГЭ.
Дополнительное образование детей - это необходимое звено в воспитании многогранной личности. В 5 муниципальных учреждениях дополнительного образования занимаются 13 410 детей в Домах, Центрах и Дворцах детского творчества, реализуется более 100 образовательных программ различных направленностей: технической, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, туристско-краеведческой, художественной, социально - педагогической. Ежегодно победителями и призерами в интеллектуальных и творческих конкурсах становятся более 2000 школьников.
Городской площадкой, обеспечивающей участие одарённых воспитанников в интеллектуальных конкурсах и конференциях различных уровней, является научное общество учащихся муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского творчества" (далее - "Дворец детского творчества").
Другое основополагающее направление деятельности "Дворца детского творчества" - экологическое воспитание школьников. Центр экологов "Дворца детского творчества" - одна из основных площадок для реализации программы экологического воспитания "За чистый город".
На протяжении многих лет "Дворец детского творчества" - центр профилактики безопасного поведения детей на дорогах. 29 отрядов юных инспекторов дорожного движения из образовательных организаций округа обеспечивают школьникам и жителям ЗГО участие в социальных акциях, рейдах, конкурсах и соревнованиях.
Педагогический коллектив муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дом детства и юношества" (далее - "Дом детства и юношества") уделяет большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию. Большой популярностью пользуются конкурсы патриотической песни "Краповые береты" и "Нам дороги эти позабыть нельзя". Одним из ведущих направлений деятельности учреждения является развитие лидерского движения и ученического самоуправления среди учащихся школ округа. "Дом детства и юношества" координирует деятельность Союза детско-юношеских организаций "Горный Урал".
Более 600 участников объединил проект муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" (далее - "Дом детского творчества") "Город безопасный для детей". Второе значимое направление этого учреждения - проект "Дети. Творчество. Ветераны", при реализации которого осуществляется связь поколений, происходит вовлечение в творческий процесс ветеранов и детей различного возраста.
Приоритетное направление деятельности муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" (далее - "Центр эстетического воспитания детей") - художественное творчество, в котором это учреждение достигло значительных успехов. Расширению границ художественного творчества способствовала инициатива развития движения черлидеров в Златоустовском городском округе. Совместно с Федерацией черлидинга Челябинской области "Центр эстетического воспитания детей" был организатором областных соревнований по черлидингу, а затем и I фестиваля по черлидингу в округе. "Центр эстетического воспитания детей" известен в округе проведением таких больших конкурсов детского творчества, как "Путь к звездам" и "Маленькие звезды".
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Центр юных техников" (далее - "Центр юных техников" разработана программа "Едем, плаваем, летаем", цель которой - поддержка и развитие техносферы в Златоустовском городском округе. В рамках программы организуются и проводятся городские конкурсы: "Неделя науки и техники"; первенства и соревнования по картингу и кроссу на квадроциклах; по авиамоделированию; мастер - классы, муниципальные этапы международных состязаний легороботов и олимпиада по начальному техническому моделированию
В школах работают педагоги дополнительного образования, которые организуют для детей кружки и секции. Внеурочной деятельностью в общеобразовательных организациях охвачено более 10 тысячи учащихся.
Оздоровление детей - приоритетное направление деятельности муниципальных оздоровительных загородных лагерей "Центр отдыха и оздоровления детей "Лесная сказка" и "Центр отдыха и оздоровления детей "Горный", которые осуществляют свою деятельность в рамках весенних, летних, осенних и зимних каникул.
В округе первую, высшую квалификационную категорию имеют - 810 педагогов, эффективно использующие на сегодняшний день современные образовательные технологии, в том числе и информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Общая численность учителей составляет 947 человек. В процентном соотношении это составляет - 66%. Показатель доли учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, позволяет определить готовность образовательного учреждения к работе в условиях реализации ФГОС общего образования и обеспечить управление профессиональным ростом персонала образовательной организации в условиях новых государственно-общественных требований к профессиональной компетентности педагогического персонала. За отчетный период 467 человек обучились по новым адресным моделям повышения квалификации по разным программ обучения, что составляет 49,3% от общей численности учителей. Доля педагогов с соответствующим образованием составляет 100%. Процесс непрерывности профессионального роста руководителей и педагогов организован через курсы повышения квалификации, активизацию инновационной деятельности учителей, использование дистанционных, модульных, очно - заочных форм обучения.
Профессиональный стандарт педагога содержит основные требования к функциям, профессиональной деятельности педагога, его умениям, знаниям. Профстандарт позволяет самому работнику оценить насколько он соответствует занимаемой должности, а руководителю персонифицировать направление повышения квалификации сотрудников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.