Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 июля 2002 г. N КА-А40/5099-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Баррон Групп" о взыскании штрафа в размере 5.000 рублей за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.
Решением от 15.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2002, в иске отказано.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст. 34.1, п. 1 ст. 116 части первой Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год".
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела стороны своих представителей в суд не направили.
Законность обжалуемых судебных актов Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.09.2001 N 216 ответчик привлечен на основании п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде штрафа в сумме 5.000 рублей за нарушение сроков постановки на учет в страховом органе в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний до 90 дней.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ответственность субъектов страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Страховые взносы не относятся к налогам и сборам. Поэтому МРО ФСС РФ с указанного периода не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций. Поэтому ответчик необоснованно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального Закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с федеральным Законом об этом виде социального страхования.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным Законом от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пп. 1 п. 2 ст. 17 котором определена обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика. Последствия уклонения от регистрации предусмотрена ст. 19 этого же Закона.
В этой связи ответчик не может нести налоговую ответственность по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, не состоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15 апреля 2002 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 7 июня 2002 по делу N А40-9842/02-107-111 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2002 г. N КА-А40/5099-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании