Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 июля 2002 г. N КА-А40/5197-02
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ПроектСтройДизайн" о взыскании штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление отчетности в исполнительный орган ФСС России.
Решением от 29.04.2002 Арбитражного суда г. Москвы в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом ст. 11 Федерального закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах", ст.ст. 9, 30, 31, п. 1 ст. 119 части первой Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2002 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год". По мнению заявителя, суд не учел п. 2 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации".
Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, стороны своих представителей в суд не направили.
Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из материалов дела, решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 02.08.2001 N 534/530 ответчик привлечен на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление расчетной ведомости за 2 квартал 2001 г.
Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ответственность субъектов страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации, а определяются специальным законом - Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Поэтому МРО ФСС РФ с указанного периода не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций, а ответчик не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление отчетности.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со ст.ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
В соответствии со ст.ст. 9, 11 Федерального Закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с федеральным Законом об этом виде социального страхования.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным Законом от 24.07.98 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В этой связи ответчик не может нести налоговую ответственность по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, не состоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.
Не является правомерной и ссылка заявителя на п. 2 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", поскольку предметом спора является правомерность взыскания штрафных санкций за несвоевременное предоставление расчетной ведомости по страховым взносам.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 апреля 2002 г. по делу N А40-3255/02-98-38 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2002 г. N КА-А40/5197-02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании