Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели, на реализацию которых направлена программа
Достижение целей и задач муниципальной политики в сфере образования осуществляется в ходе реализации государственной программы Тюменской области "Развитие образования и науки" до 2025 года, приоритетных проектов в сфере образования, принятых по итогам Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24.08.2016, а также национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018.
Цели программы:
1. Достижение результатов нового качества образования.
2. Создание и эффективное использование образовательной инфраструктуры.
Достижение результатов нового качества образования (Цель 1 программы) осуществляется через реализацию прав детей на получение общедоступного, бесплатного и качественного дошкольного, общего, дополнительного образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами системы образования: освоение основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, включая:
- достижение обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- достижение обучающимися планируемых результатов по адаптированным программам получения образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- достижение обучающимися планируемых результатов уровня функциональной грамотности;
- обеспечение объективности процедур оценки качества образования, в том числе объективной оценки знаний участников Всероссийской олимпиады школьников;
- повышение уровня образовательных результатов на основе анализа Национальных и международных исследований в сфере образования.
- повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Обеспечение доступности и качества услуг невозможно без создания условий для реализации основных образовательных программ - развития соответствующей образовательной инфраструктуры, кадрового потенциала, в том числе по повышению качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций (Цель 2 программы):
- выявление кадровых потребностей образовательных организаций;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров;
- формирование и повышение уровня компетенций резерва управленческих кадров;
- организация сетевого взаимодействия педагогов (методические объединения, профессиональные сообщества педагогов) на муниципальном уровне.
Особое внимание уделено достижению ключевых показателей в сфере образования, в том числе установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Развитие системы образования района основывается и на региональных актах, определяющих правовые, организационные и экономические основы образования, а также стратегические направления реформирования и концепции развития образовательных учреждений:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.05.2021 г.);
Закон Тюменской области от 05.07.2013 N 63 "О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области";
Постановление Правительства Тюменской области от 30.05.2005 N 55-п "Об утверждении Положения о Департаменте образования и науки Тюменской области".
Региональная система образования продолжает участвовать на условиях бюджетного софинансирования в таких федеральных программах и проектах, как:
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", представляющая комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием, модернизацию всех уровней образования;
"Доступная среда" - проект направлен на увеличение числа образовательных организаций, в которых создаются все необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов, других маломобильных групп населения (МГН) и детей, не имеющих отклонений в развитии, развитие системы информационно-методического и кадрового обеспечения в сфере реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
Для достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" реализуются общесистемные задачи, призванные обеспечить эффективность и качество образования:
- достижение результатов нового качества образования через реализацию прав детей на получение общедоступного и качественного общего, дополнительного образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами системы образования,
- профессиональный рост педагогических работников и руководящих кадров,
- совершенствование системы непрерывного образования, включая развитие системы дополнительного профессионального образования.
Однако, не менее важным является решение вопросов, имеющих региональную специфику и актуальных на планируемый перспективный период развития областной системы образования:
обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста (до 3-х лет);
поступательное развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи;
внедрение инклюзивного образования;
качественная реализация программ воспитания и социализации обучающихся как обязательной части примерной образовательной программы и достижение метапредметных и личностных результатов образования;
развитие механизмов общественной открытости, возможностей участия общественности в управлении образованием и расширение спектра электронных сервисов и услуг;
повышение профессионального уровня педагогических работников, реализующих в массовой практике интенсивные технологии обучения и развития детей и молодёжи;
создание условий для всестороннего дополнительного образования детей;
вовлечение образовательных организаций всех уровней в программы профессиональной ориентации обучающихся;
развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций;
повышение имиджа рабочих профессий и привлекательности программ профессиональной подготовки с учетом требований работодателей и перспектив социально-экономического развития района и области.
В рамках вышеназванных общесистемных и региональных задач осуществляется поиск и нарабатывается опыт развития эффективных механизмов и инструментов организационной и педагогической практики. Это позволило выработать так называемый "региональный стандарт педагогических технологий", который был сформулирован в ходе профессионально-общественных обсуждений и стал новой ступенью развития сотрудничества в сфере образования. В данном "стандарте" обозначено содержание приоритетных (инвариантных) подходов к трём ведущим аспектам организации образовательной деятельности:
- организация образовательной среды (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
- выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий,
- реализация эффективных механизмов управления как в части организации образовательного процесса, так и в части непрерывного методического сопровождения работы педагогов.
Ключевые позиции содержания "регионального стандарта" заключаются в следующем.
1) Оформление и организация образовательного пространства.
Общие характеристики:
- актуальность всех элементов образовательной среды (информативность, регулярное обновление, применение "здесь и сейчас", активное использование цифровых образовательных ресурсов),
- открытость (доступность в использовании и создании всеми участниками образовательного процесса),
- мобильность (легко и быстро изменяется, трансформируется под конкретные нужды учебно-воспитательного процесса),
- оптимальность (целесообразность, имеет творческий потенциал, малозатратность, сдержанность в наполнении содержанием),
- безопасность (психологическая комфортность, соответствие возрастным требованиям, нормам, содействие здоровьесбережению).
ключевые аспекты/объекты преобразования образовательной среды:
- зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны отдыха, библиотечные центры, столовые, спортивные залы и площадки, санузлы),
- режим деятельности (регламент времени, место проведения занятий с учётом климата, характер досуговых мероприятий),
- корпоративная культура (внешний вид окружающего пространства и участников образовательного процесса, традиции, стиль).
2) Инвариант педагогических методов, техник и технологий.
- общие характеристики:
минимизация фронтально-лекционных форм работы,
командно-групповые техники обучения,
продуктивно-деятельные (проектные) технологии,
- ключевые аспекты/объекты преобразования педагогических технологий:
формирование и корректировка содержания учебных программ и воспитательных планов (общеобразовательные предметные, элективные курсы, факультативы, дополнительное образование, внеурочная деятельность, досуг),
подбор и конкретизация системы методов и технологий (инструментов) обучения и воспитания с учётом выявленных проблемных зон, поставленных задач и практического взаимодействия с коллегами, организация родительского всеобуча.
3) Механизмы и инструменты управления образовательным учреждением.
- общие характеристики:
переход с общеурочного на проблемно-акцентированный контроль деятельности детей (тематическая, промежуточная аттестация) и педагогов (проверка и анализ качества преподавания уроков и реализации внеурочной работы с учётом решения единых актуальных задач, единых требований к детям и взаимного дополнения педагогических приёмов),
организация постоянной деятельности "горизонтальных" (по параллелям) и "вертикальных" (по предметам) методических объединений, рабочих (творческих) групп педагогов (переговорных площадок) по сквозному взаимодействию (кооперации) и оперативному решению возникающих проблемных ситуаций с целью наращивания компетенций,
технологизация инструментов организации учебно-воспитательного процесса (алгоритмы формирования межпредметных связей, жёсткое структурирование взаимодействия педагогов, взаимопосещение уроков, ротация педагогов с позиций оптимальности расстановки кадров для ликвидации выявленных проблем, делегирование полномочий и ответственности, использование ИКТ, электронный документооборот, учёт результативности сотрудничества при стимулировании педагогов, корректировка регламентирующих работу документов);
обеспечение организации и управления процессом, а не событиями.
- ключевые аспекты/объекты преобразования механизмов и инструментов управления:
образовательные программы (учебный план и план внеурочной деятельности, дополнительного образования и досуга в выходные дни и каникулярный период - на основе взаимодополнения в решении задач образования и развития детей),
рабочие программы по предметам, календарно-тематическое планирование,
индивидуальные образовательные маршруты педагогов (на основе "работы над ошибками"),
показатели эффективности и результативности работы (достижимость, оперативность, измеримость результата).
Главным мерилом эффективности сферы образования является успешное развитие и социализация личности на протяжении всей жизни. Для этого уже сегодня необходимо акцентировать внимание на формировании у детей и молодёжи системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе духовно-нравственной зрелости, высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений. Муниципальная программа "Основные направления развития системы образования Нижнетавдинского муниципального района" является организационно-правовой основой реализации данных установок государственной политики в Тюменской области в сфере образования, обеспечивает преемственность развития муниципального и регионального образования, направлена на решение актуальных вопросов стратегического характера. Муниципальная программа основана на комплексном подходе к постановке и решению задач, объединяет все уровни и субъекты образования, как равноправных партнёров образовательной практики, в качестве приоритетов развития предусматривает:
реализацию принципов опережающего проектного управления;
смещение акцента с реформирования организационно-финансовых основ функционирования образовательной системы на обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учётом единства всех субъектов образования (дети, педагоги, семья, общество);
внедрение новых требований к результатам образовательной деятельности, способным противостоять вызовам постоянно меняющейся культурной, социальной, технологической среды современного общества и негативным влияниям;
осуществление и учет не только результатов развития личности, её социализации, но и формирования человеческого капитала экономики знаний, сбережения и развития культуры и "человека культуры". При этом необходимым условием эффективной реализации муниципальной программы является отражение её целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в программах развития каждого образовательного учреждения. Муниципальная программа предназначена для дальнейшего управляемого перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, адекватное настоящим и перспективным потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Муниципальная программа Нижнетавдинского района "Основные направления развития образования" на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов является организационно-правовой основой реализации данных установок в сфере образования, направлена на решение актуальных вопросов стратегического характера.
Муниципальная программа основана на комплексном (сквозном) подходе к постановке и решению задач, объединяет все уровни и субъекты образования, как равноправных партнёров образовательной практики, в качестве приоритетов развития предусматривает:
реализацию принципов опережающего проектного управления;
обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учётом единства всех субъектов образования (дети, педагоги, семья, общество);
внедрение новых требований к результатам образовательной деятельности, способным противостоять вызовам постоянно меняющейся культурной, социальной, технологической среды современного общества и негативным влияниям;
осуществление и учет не только результатов развития личности, её социализации, но и формирования человеческого капитала экономики знаний, сбережения и развития культуры и "человека культуры".
На текущий период можно выделить ряд факторов, которые сдерживают развитие системы образования Нижнетавдинского муниципального района:
- недостаточный уровень современного материально-технического оснащения, цифровизации образовательных учреждений;
- недостаточный уровень развитости предоставления детям услуг дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений;
- недостаточный уровень мотивации обучающихся на получение образования;
- недостаточный уровень профессиональной компетентности и корпоративной культуры педагогических команд учреждений, а не отдельно взятых педагогов;
- неширокий спектр форм родительского просвещения;
- недостаточный уровень участия и внедрения в учреждениях региональных и Всероссийских проектов;
- недостаточный уровень развития технологий проектного управления и информационных технологий в учреждениях;
- наличие потребности в учителях математики, иностранных языков, русского языка;
- увеличение количества детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как на уровне дошкольного, так и на уровне общего образования. В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, наряду с общим увеличением детей с ОВЗ, наблюдается увеличение количества детей, которым рекомендована адаптированная основная образовательным программам дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО ТНР);
- спрос на получение дошкольного образования детьми в возрасте до 3 лет.
Развитие системы образования Нижнетавдинского муниципального района определено ключевыми показателями и мероприятиями национального проекта "Образование", национального проекта "Демография" утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018.
Система образования Нижнетавдинского муниципального района масштабно задействована в реализации 9 федеральных проектов (9 региональных проектов) национальных проектов: "Демография" и "Образование".
При этом необходимым условием эффективной реализации муниципальной программы является отражение её целевых установок, организационных подходов, содержательных приоритетов и ключевых мероприятий в отраслевых муниципальных программах и программах развития каждого образовательного учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.