Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Система основных мероприятий муниципальной программы Нижнетавдинского района
Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение вышеуказанной цели и задач муниципальной программы.
Система программных мероприятий направлена на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников, средств обучения; на оплату услуг по организации питания обучающихся, на содержание имущества, оплату коммунальных услуг, на организацию летнего отдыха и занятости несовершеннолетних и пр.
В качестве приоритетных направлений, в соответствии с реализацией региональных проектов Национального проекта "Образование", "Демография" до 2024 года, с учетом социально-экономических условий жизни района, определены:
В рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет":
- открытие дополнительных групп в функционирующих образовательных учреждениях;
- создание адаптационных групп при детских садах, проведение выездных консультаций для родителей в населенные пункты, где отсутствуют образовательные учреждения.
В рамках федерального проекта "Современная школа":
- реализация проекта "Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", функционирование НаукоЛабов;
- усиление работы по реализации плана сетевого взаимодействия со школами в части подготовки к Государственной итоговой аттестации (проведение семинаров для педагогов, взаимопосещение уроков в обязательном порядке, проведение сквозных консультаций для учащихся);
- создание условий для развития функциональной грамотности;
- организация вертикального и горизонтального взаимодействия педагогов общеобразовательных организаций при подготовке к государственной итоговой аттестации на всех уровнях школьного образования;
- обеспечение качественного и доступного общего образования путем реализации комплекса организационных, контрольно-методических, просветительских мероприятий на всех уровнях общего образования;
- популяризация здорового образа жизни, в том числе через дальнейшее участие детей, педагогов, родителей в проекте "Здоровое поколение 4+".
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка":
- активизация участия в мероприятиях разного уровня - от федеральных до районных;
- актуализация форм и содержания внутришкольных конкурсных мероприятий с целью осуществления качественного отбора конкурсных материалов;
- усиление организации системной работы научных сообществ и комплексного ведения в научно-исследовательских изысканиях одаренного ребенка;
- создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования мотивации к дальнейшему трудоустройству на селе через реализацию проекта "Агропоколение" и проведения профориентационной работы на всех уровнях общего образования;
- профилактика употребления ПАВ;
- формирование у обучающихся культуры поведения, уважение личности, чувств и этического сознания.
В рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей":
- развитие клубной форму работы с родительской общественностью с целью установления эффективного взаимодействия школы и семьи;
- усиление работы службы медиации по выявлению конфликтных ситуаций и оперативному применению медиативных технологий с целью недопущения эскалации и негативных последствий конфликта;
- организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда":
- внедрение системы "Учет питания" на базе информационной системы "Электронная школа Тюменской области" во всех общеобразовательных организациях Нижнетавдинского района;
- использование сети Интернет для обеспечения открытости и прозрачности деятельности муниципальной системы образования;
- укрепление партнерства со средствами массовой информации: районной и областной прессой, телерадиокомпаниями, информационными Интернет-порталами.
В рамках федерального проекта "Учитель будущего":
- достижение высокого качества предоставления образовательных услуг путем дальнейшего повышения материальной заинтересованности педагогических работников в результатах своего труда;
- развитие потенциала педагогического коллектива общеобразовательных организаций;
- повышение педагогических компетенций и методического мастерства педагогов по отдельным аспектам ФГОС начального общего и основного общего образования;
- укрепление горизонтального методического взаимодействия школ в части методической и профилактической работы с обучающимися;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов при организации проектной и научно-исследовательской деятельности;
- активизация участия педагогов в профессиональных конкурсах;
- дальнейший пересмотр деятельности районных предметных лабораторий (формат работы), анализ состава руководителей районных предметных лабораторий;
- повышение квалификации учителей русского языка и математики, преподающих в 9 и 11 классах.
В рамках федерального проекта "Социальная активность":
- интеграция с учреждениями дополнительного образования сферы спорта и культуры при организации внеурочной деятельности;
- расширение предлагаемых форм проведения занятий;
- дальнейшее развитие музейной работы в школе, создание функционирующих виртуальных сайтов;
- развитие волонтерского движения на базе учреждений;
- активизация деятельности школ-участниц "Российского движения школьников", включение всех школ в движение;
- активизация разъяснительной и организационной работы по вовлечению в военно-патриотическое общественное движение "ЮНАРМИЯ".
В рамках государственной программы реализуются мероприятия, направленные на решение задач по:
- созданию условий для обеспечения доступности дошкольного образования;
- обеспечению односменного режима обучения в 1-11 классах общеобразовательных организаций;
- созданию условий для реализации ФГОС в ходе поэтапного перехода на новые стандарты;
- увеличению доступности дополнительного образования (увеличение охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе по программам технической и естественнонаучной направленности).
Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение вышеуказанных цели и задач муниципальной программы и приоритетных проектов.
Исполнение программы осуществляется посредством реализации 4 федеральных приоритетных проектов в сфере образования:
"Создание современной образовательной среды для школьников",
"Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации",
"Успех каждого ребенка",
"Патриотическое воспитание".
Количество и перечень подпроектов, реализуемых в конкретном году, определяется Департаментом образования и науки Тюменской области с учетом приоритетных направлений развития отрасли на плановый период и итогов реализации подпроектов за отчетный год.
В рамках реализации каждого проекта предусматривается перечень массовых мероприятий с обучающимися, их родителями, работниками образовательных организаций, предприятиями, общественными организациями.
Планируемые мероприятия Программы позволят проводить единую образовательную политику, сохранить единое образовательное и информационное пространство в районе.
Программные мероприятия увязаны по срокам и ресурсам, сгруппированы в соответствии с целями и задачами муниципальной программы, оформлены в приложении N 1 "План мероприятий по реализации муниципальной программы Нижнетавдинского муниципального района".
2.1. Развитие современной комплексной инфраструктуры системы образования
Система программных мероприятий направлена на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, приобретение учебников, средств обучения; на оплату услуг по организации питания обучающихся, на содержание имущества, оплату коммунальных услуг, на организацию летнего отдыха и занятости несовершеннолетних и пр.
В качестве приоритетных направлений, в соответствии с реализацией региональных проектов Национального проекта "Образование", "Демография" до 2024 года, с учетом социально-экономических условий жизни района, определены:
В рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет":
- открытие дополнительных групп в функционирующих образовательных учреждениях;
- создание адаптационных групп при детских садах, проведение выездных консультаций для родителей в населенные пункты, где отсутствуют образовательные учреждения.
В рамках федерального проекта "Современная школа":
- реализация проекта "Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" на базе МАОУ "Велижанская СОШ", функционирование НаукоЛабов в МАОУ "Велижанская СОШ" и МАОУ "Нижнетавдинская СОШ";
- усиление работы по реализации плана сетевого взаимодействия со школами в части подготовки к Государственной итоговой аттестации (проведение семинаров для педагогов, взаимопосещение уроков в обязательном порядке, проведение сквозных консультаций для учащихся);
- организация вертикального и горизонтального взаимодействия педагогов общеобразовательных организаций при подготовке к государственной итоговой аттестации на всех уровнях школьного образования;
- обеспечение качественного и доступного общего образования путем реализации комплекса организационных, контрольно-методических, просветительских мероприятий на всех уровнях общего образования;
- популяризация здорового образа жизни, в том числе через дальнейшее участие детей, педагогов, родителей в проекте "Здоровое поколение 4+".
В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка":
- активизация участия в мероприятиях разного уровня - от федеральных до районных;
- актуализация форм и содержания внутришкольных конкурсных мероприятий с целью осуществления качественного отбора конкурсных материалов;
- усиление организации системной работы научных сообществ и комплексного ведения в научно-исследовательских изысканиях одаренного ребенка;
- создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования мотивации к дальнейшему трудоустройству на селе через реализацию проекта "Агропоколение" и проведения профориентационной работы на всех уровнях общего образования;
- МАОУ "Велижанская СОШ" является школой-партнером АПК по реализации дополнительной образовательной программы "Мы выбираем АПК (52 учащихся 9-11 классов);
- профилактика употребления ПАВ;
- формирование у обучающихся культуры поведения, уважение личности, чувств и этического сознания.
В рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей":
- развитие клубной формы работы с родительской общественностью с целью установления эффективного взаимодействия школы и семьи;
- усиление работы службы медиации по выявлению конфликтных ситуаций и оперативному применению медиативных технологий с целью недопущения эскалации и негативных последствий конфликта;
- организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда":
- внедрена система "Учет питания" на базе информационной системы "Электронная школа Тюменской области" во всех общеобразовательных организациях Нижнетавдинского района;
- использование сети Интернет для обеспечения открытости и прозрачности деятельности муниципальной системы образования;
- укрепление партнерства со средствами массовой информации: районной и областной прессой, телерадиокомпаниями, информационными Интернет-порталами;
- участие учащихся во всероссийском образовательном мероприятии "Урок Цифры" по теме: "Нейросети и коммуникации", "Приватность в цифровом мире", "Беспилотный транспорт", "Цифровое производство".
В рамках федерального проекта "Учитель будущего":
- достижение высокого качества предоставления образовательных услуг путем дальнейшего повышения материальной заинтересованности педагогических работников в результатах своего труда;
- развитие потенциала педагогического коллектива общеобразовательных организаций;
- повышение педагогических компетенций и методического мастерства педагогов по отдельным аспектам ФГОС начального общего и основного общего образования;
- укрепление горизонтального методического взаимодействия школ в части методической и профилактической работы с обучающимися;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов при организации проектной и научно-исследовательской деятельности.
- активизация участия педагогов в профессиональных конкурсах;
- дальнейший пересмотр деятельности районных методических объединений (формат работы), анализ состава руководителей РМО;
- повышение квалификации учителей русского языка и математики, преподающих в 9 и 11 классах.
В рамках федерального проекта "Социальная активность":
- интеграция с учреждениями дополнительного образования сферы спорта и культуры при организации внеурочной деятельности;
- расширение предлагаемых форм проведения занятий;
- дальнейшее развитие музейной работы в школе, создание функционирующих виртуальных сайтов;
- развитие волонтерского движения на базе учреждений;
- активизация деятельности школ-участниц "Российского движения школьников", включение всех школ в движение;
- активизация разъяснительной и организационной работы по вовлечению в военно-патриотическое общественное движение "ЮНАРМИЯ".
Проведенные мероприятия позволяют проводить единую образовательную политику, сохранять единое образовательное и информационное пространство в районе.
Программные мероприятия увязаны по срокам и ресурсам, сгруппированы в соответствии с целями и задачами муниципальной программы.
2.2. Система дошкольного образования была представлена: 1 муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением, 3 филиалами "начальная школа-детский сад", 6 структурными подразделениями, 12 отделениями дошкольного образования и 1 группой кратковременного пребывания
Дошкольные образовательные учреждения посещают 1305 детей, из них группу "полного дня" - 1060 ребенка, группу ГКП - 40 детей, группу КМП - 205 человек.
В рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости женщин-создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет" федерального проекта "Демография" в Нижнетавдинском районе реализуются мероприятия, направленные на повышение доступности, качества и вариативности образовательных услуг в соответствии с запросами родителей:
- группы полного дня;
- группы кратковременного пребывания;
- консультационно-методические пункты при образовательных учреждениях;
- группы интегрированного кратковременного пребывания.
Вариативные формы позволяют сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника, качественно подготовить к обучению в школе, сделать доступным дошкольное образование детям - инвалидам и детям с ОВЗ. Приняты меры по созданию дополнительных мест за счет внутренних резервов, а именно: в МАДОУ "Нижнетавдинский детский сад "Колосок", корпус N 1, в группе ячейке раннего возраста имеются группа для детей уже прошедших адаптацию и для детей, еще находящихся в стадии адаптации, поэтому принято решение о создании группы раннего возраста на базе этого корпуса. Для организации полноценного дневного сна установлены безопасные кроватки с бортиками, для игр и обучения ходьбе детей в возрасте до 1 года приобретены один манеж, четыре индивидуальных столика для кормления и игр, для развития речи и сенсомоторных навыков малышей раннего возраста закуплены наборы игр и игрушек.
С целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 01.08.2022 г. в МАДОУ "Нижнетавдинский детский сад "Колосок" создана группа компенсирующей направленности.
Процесс создания современных комфортных условий пребывания воспитанников в дошкольных образовательных организациях неразрывно связан с необходимостью поддержания зданий в нормативном техническом состоянии. Ежегодное обследование технического состояния объектов дошкольных образовательных организаций проводится с целью определения необходимости в проведении ремонтных работ текущего либо капитального характера. Текущие ремонты, направленные на устранение аварийных ситуаций, выполняются в оперативном порядке.
Для ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения и обеспечения детей местами, особенно на полный день, реализуется комплекс мероприятий, который включает следующие направления:
- создание дополнительных мест с использованием внутренних резервов системы образования района (ведение персонифицированного учёта фактической посещаемости групп, высвобождение площадей путём использования компактной, трансформируемой мебели);
- ведение персонифицированного учета по приёму заявлений, постановке на учёт (в том числе в автоматизированной информационной системе "Электронный детский сад") и зачислению детей в образовательные учреждения;
- развитие вариативных форм дошкольного образования с учётом запросов родителей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка.
По итогам комплектования групп в дошкольных образовательных учреждениях района с 2022 года, в соответствии с заявлениями родителей, всем детям в возрасте от 1,5 до 7 лет предоставлены места в дошкольных образовательных учреждениях.
Особо актуален вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО в связи с введением ФГОС ДО. Согласно требованиям стандарта, развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, многофункциональной, доступной и безопасной. Все детские сады Нижнетавдинского района оснащены необходимым набором игр и игрушек для развития дошкольников по пяти направлениям: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие. Игровая среда обогащается элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Эти условия обеспечивают насыщенность и вариативность развивающей среды. Доступность и безопасность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается во всех дошкольных образовательных организациях: - в спальных помещениях обычные кровати постепенно сменяются на раздвижные трехъярусные кровати-шкафы для освобождения пространства и обеспечения двигательной активности дошкольников;
- в групповых комнатах организован свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности.
В целях обеспечения современного качества дошкольного образования, создания развивающей образовательной среды в районе в каждом учреждении, оказывающем услуги дошкольного образования, внедряются государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Стандарты предусматривают внедрение единых унифицированных подходов к организации образовательного процесса в детском саду в соответствии с запросами родителей:
- решение образовательных задач через различные виды детской деятельности и двигательной активности, расширение форм взаимодействия с семьёй, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Все учреждения, оказывающие услуги дошкольного образования, работают по основным образовательным программам дошкольного образования, разработанным самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов.
Одним из важных показателей качества дошкольного образования является степень готовности выпускников дошкольных учреждений к обучению в школе. Анализ результатов диагностики уровня готовности детей к обучению в школе за последние два года, выявил положительную динамику.
В перспективе планируется акцентировать внимание на следующих аспектах работы:
- полное удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования и обеспечение детей, в том числе раннего возраста, местами в детских садах в соответствии с запросом родителей;
- создание условий, соответствующих требованиям федеральным государственным стандартам дошкольного образования, во всех дошкольных учреждениях с учётом специфики социо-культурного окружения и запросов родителей;
- обеспечение комфортной среды развития дошкольника (режим дня, двигательная активность, разнообразие игр);
- взаимодействие семьи и детского сада в обеспечении социального благополучия и успешного развития каждого ребёнка;
- преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках внедрения новых стандартов.
Система общеобразовательных учреждений в 2022 году была представлена 2 юридическими лицами - МАОУ "Велижанская СОШ", МАОУ "Нижнетавдинская СОШ", в состав которых входят: 12 средних общеобразовательных учреждений, 5 основных общеобразовательных учреждений, 3 начальных общеобразовательных школы детский сад.
В общеобразовательных учреждениях 3361 (АППГ-3304) учащихся: 1391 (АППГ-1408) человек осваивали начальное общее образование, 1694 (АППГ-1625) основное общее образование, 276 (АППГ-271) - среднее общее образование.
Благодаря внедряемым механизмам управления, деятельность образовательных учреждений осуществлялась в условиях гибкого администрирования, мобильно и системно реагирующего на любые негативные тенденции и ориентирующегося на долгосрочные результаты. Это позволило сохранить стабильное прогрессивное развитие отрасли и нарастить позитивный социальный потенциал сферы образования.
С 2019 года муниципальная система образования, образовательные учреждения района "живут" в условиях реализации национальных проектов.
Федеральный проект "Патриотическое воспитание":
- внедряются рабочие программы воспитания во всех образовательных учреждениях;
- введена должность советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (МАОУ "Нижнетавдинская СОШ", МАОУ "Велижанская СОШ" - пилотные площадки проекта "Навигаторы детства");
- вовлечены все общеобразовательные учреждения в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношевской организации "Российское движение школьников";
- осуществляется деятельность Всероссийского детско-юношевского военно-патриотического общественного движения "Юнармия".
Региональный проект "Современная школа":
- развиваются сетевые формы обучения (организована работа сетевых педагогов по биологии, истории, математике, обществознанию);
- развиваются механизмы проведения "вынесенных" уроков технологии: на базе Центра "Точка роста", используется современное цифровое, интерактивное оборудование (МАОУ "Велижанская СОШ").
Региональный проект "Успех каждого ребенка":
- в системе ведется работа по участию детей в онлайн-уроках на платформе "Проектория";
- обучающиеся школ района являются активными участниками фестиваля профессиональных проб "Билет в будущее";
- созданы условия в ОУ для занятий спортом и физкультурой. Ежегодно обучающиеся показывают высокие результаты в спорте на муниципальном и региональном уровне;
- наработана определенная система подготовки детей к олимпиадам и конкурсам различного уровня. Призерами Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 6 учащихся Нижнетавдинского района: по татарскому языку и литературе; по физической культуре.
Самадова Х. приняла участие в Межрегиональной олимпиаде школьников по татарскому языку и литературе, которая состоялась в г. Казани 3 марта 2022 года, награждена дипломом призера.
25 марта 2022 года в муниципальном этапе Олимпиады для учащихся 4-х классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, татарскому языку и литературе, физической культуре приняли участие 73 обучающихся из школ района. 30 обучающихся стали победителями и призерами:
Региональный Проект "Учитель будущего":
- растет количество педагогов, участвующих в различных конкурсах профессионального мастерства - 25% (АППГ - 20%);
- развивается система наставничества над молодыми педагогами и сопровождение их профессионального роста (9 молодых педагогов аттестовались на первую квалификационную категорию, 11 стали участниками и призерами конкурсов различного уровня).
Региональный Проект "Поддержка семей, имеющих детей":
- налажена система оказания психолого-педагогической и методической помощи родителям (оказано 677 консультаций родителям);
- освоены дистанционные формы оказания психолого-педагогических и методических услуг.
Региональный Проект "Социальная активность":
- активное развитие добровольческого (волонтерского) движения. Работа по волонтерству идет в сотрудничестве с другими ведомствами и организациями; волонтеры-медики взаимодействуют с ГБУЗ ТО "Областная больница N 15";
- психолого-педагогические классы открыты на базе МАОУ "Велижанская СОШ" и МАОУ "Нижнетавдинская СОШ";
- дети активно участвуют в творческих конкурсах и проектах. Обучающиеся Нижнетавдинского района приняли участие более чем в 20 интеллектуальных дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Региональный Проект "Цифровая образовательная среда":
Этот проект - основа, фундамент для продвижения целей всех проектов национального проекта "Образование":
- обновляются сайты школ;
- педагоги повышают свои компетенции в области цифровизации.
- педагоги в системе работают на различных интерактивных платформах, реализуя программы обучения и воспитания.
В соответствии со структурой реализуемой программы общие итоги работы отражены в краткой характеристике состояния системы образования.
Сегодня особенно актуальным является решение следующих вопросов:
- привлечение молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения и наращивание социального капитала;
- развитие системы наставничества над молодыми и вновь пришедшими педагогами;
- участие педагогов в диагностике профессиональных дефицитов и разработка на основании выявленных дефицитов индивидуальных образовательных маршрутов;
- непрерывное профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений Нижнетавдинского района;
- участие педагогов в новой форме повышения профессионального роста (национальная система);
- внедрение образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
- создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания;
- создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды;
- полномасштабное использование возможностей информационного пространства;
- развитие системы работы с одарёнными детьми с учетом развития сетевого взаимодействия по привлечению ресурсов ТОГИРРО, ВУЗов Тюменской области;
- увеличение доступности дополнительного образования (увеличение охвата дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе по программам технической и естественнонаучной направленности).
2.3. Характеристика приоритетных направлений и перспектив деятельности сферы образования
2.3.1. Реализация (ФГОС) НОО, ООО, СОО
Одним из важнейших приоритетов работы в сфере образования является реализация государственных требований и стандартов образования.
Сегодня все образовательные учреждения Нижнетавдинского района осуществили как опережающую апробацию нового формата и содержания работы, так и переход на новый стандарт в штатном режиме.
Во всех образовательных учреждениях района реализуются обновленные ФГОС начального общего (1-4 классы), основного образования (5 классы) по направлениям: информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном"; занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся"; занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов"; занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности".
В общеобразовательных учреждениях района реализуются образовательные программы с учетом предметного фундаментального ядра, модели внеурочной деятельности, программ: "Функциональная грамотность", "Информационно - коммуникативные компетенции", "Развитие математической грамотности", "Развитие читательской грамотности", "Развитие проектных и исследовательских умений обучающихся".
С момента перехода на ФГОС в школах района отработана система организации внеурочной деятельности. В результате проделанной работы образовательные учреждения определились в выборе модели построения внеурочной деятельности: начальное, основное общее образование, среднее общее образования - это корпоративная модель.
Содержание всех программ внеурочной деятельности реализуется посредством различных форм проведения занятий: экскурсии, круглые столы, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, социальное проектирование, интеллектуальные игры, поисковые маршруты, проектная деятельность.
Для обеспечения реализации ФГОС осуществляется поставка современного оборудования, пополняются учебные фонды. Осуществляется работа с удаленным читальным залом Президентской библиотеки имени Б. Ельцина (МАОУ "Велижанская СОШ" - 22 места, МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" - 10 мест).
В 2019 году на базе МАОУ "Велижанская СОШ" открылся центр цифрового и гуманитарного развития образования школьников "Точка роста", позволяющий внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметам, как "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности". Также на базе центра развивается творческая, проектная деятельность и шахматное образование. В составе центра - два кабинета с высокотехнологичным оборудованием. Проведен ремонт 2 предметных кабинетов - информатики, ОБЖ, фойе. Учебные кабинеты МАОУ "Велижанская СОШ", МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" оснащены лабораторным, демонстрационным оборудованием, мебелью. С 2013 года управление образования и образовательные организации района реализуют областной проект по проведению единых методических дней (ЕМД). Целью проекта является: вовлечение всех педагогических коллективов в совместное планирование и внедрение изменений внутренней структуры образовательной организации; развитие профессиональных, эффективных, устойчивых связей, групп педагогов с различными интересами и мнениями, повышение профессионального мастерства педагогов и как следствие - повышение качества образования обучающихся.
Для активизации работы с родителями и общественностью реализуется областной проект "Большая перемена". Увеличилась численность родителей, участвующих в данном мероприятии (387 чел.). В школах Нижнетавдинского района педагоги провели открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер - классы с участием родителей, где демонстрировали практические результаты работы и достижений учащихся начальной и основной школы. С мая 2019 года все образовательные учреждения района включились в реализацию областного проекта для детей и родителей "Фестиваль "Я-успешен".
2.3.2. Работа с одарёнными детьми и молодёжью
В настоящее время актуализировалось направление работы, связанное с выявлением, поддержкой и развитием талантливых и одарённых детей и молодёжи. Это обусловлено потребностью современного общества в постоянном росте качества человеческого потенциала. Опора на талант, творчество и инициативность человека является сегодня важнейшим ресурсом экономического и социального развития.
Безусловно, эффективному развитию талантов способствует раннее выявление склонностей и интересов. При этом наиболее продуктивной, особенно в раннем детстве, является педагогическая установка на то, что каждый ребёнок в чём-то талантлив, надо лишь разглядеть потенциальные возможности и помочь ему в саморазвитии.
С этой целью в образовательных учреждениях внедряется Региональный проект "Успех каждого ребёнка", цель которого обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Организована работа муниципальной стажировочной площадки по развитию детской одаренности и привлечению высокомотивированных детей к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Увеличивается участие обучающихся в олимпиадном движении: в 2019 году охват составил - 67%, в 2020 -54%, 2021 году-70%.
Кроме того, расширяется спектр вариативных дополнительных услуг, направленных на выявление и развитие детских талантов. В целом, более 90% детей охвачены дополнительными занятиями различной направленности (творческой, спортивной, общественной).
В общеобразовательных учреждениях ведется работа по формированию единой информационной базы данных талантливых детей, а также внедрению в учреждениях диагностики выявления одаренности и мониторинга эффективности работы образовательных учреждений по поддержке одарённых обучающихся. Обучающиеся нашего района входят в состав Региональной базы данных талантливых детей и молодежи Тюменской области.
Одним из значимых эффектов развития данной системы стала работа по созданию творческой среды в школе, предусматривающей:
- обеспечение возможности пользоваться современно оборудованными помещениями (спортзал, библиотека, Президентская библиотека имени Б. Ельцина, компьютерный класс и др.);
- широкое развитие дополнительного образования, проектно-исследовательской деятельности школьников "Шаг в будущее", "Большие вызовы", "Межрегиональный химический турнир" и другие;
- открытие сети предметных кружков, секций, с привлечением лабораторной базы и кадрового потенциала образовательных учреждений (дистанционные курсы, факультативы).
На основании Распоряжения Правительства Тюменской области от 31.05.2017 N 575-рп) "О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей" с 2012 года МАОУ "Велижанская СОШ", а с 2014 года в штатном режиме все ОУ Нижнетавдинского района реализуют программу по агротехнологическому направлению с целью профессиональной ориентации и мотивации обучающихся на получение профессий сельскохозяйственного профиля. На основании требований Регионального проекта "Успех каждого ребенка" в школах района реализуется проект по ранней профориентации с проведением уроков онлайн - платформы "ПроеКТОриЯ".
Важным фактором развития способностей является обеспечение целевой адресной поддержки талантливых детей, внедрение системы поощрения, летняя многопрофильная смена для одаренных обучающихся.
Доказал свою эффективность сложившийся механизм целенаправленной работы с педагогами, включающий реализацию программ повышения квалификации педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми, стимулирование педагогов, учащиеся которых добились высоких результатов, обобщение и распространение новаторского опыта работы образовательных учреждений и учителей по развитию детской одаренности.
В рамках стажировочной площадки ведется работа с педагогами по использованию методик и технологий, направленных на выявление талантливой молодежи, дальнейшее сопровождение, совместные мероприятия для детей. Главным приоритетом работы коллективов является обновление форматов проведения традиционных мероприятий, поиск новых форм, способов вовлечения, обучающихся в творческую, исследовательскую, спортивную, общественную деятельность.
В каждом общеобразовательном учреждении создан и реализуется план работы с одаренными детьми.
Вместе с тем, данное направление работы требует перехода на качественно новый уровень, характеризующийся не только количественным ростом числа участников различных мероприятий, но и повышением качественной результативности этого участия. В связи с этим ключевым направлением работы является создание условий и возможностей для формирования интереса, выявления и развития у обучающихся собственных предпочтений и последующего продвижения в соответствии с их способностями и талантами.
Исходя из имеющегося опыта работы, анализа результатов и выявленных проблемных вопросов, главными приоритетами в части формирования единой системы поддержки талантливых детей будут:
- создание гибкой и адаптивной системы мероприятий, направленных на обеспечение преемственности, многообразия форм и содержания образования для раннего проявления и развития всех видов одаренности обучающихся, условий для их успешной самореализации;
- целенаправленная работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в части выявления и развития различных видов одарённости и талантов детей, организация постоянного, в том числе практико-ориентированного методического сопровождения учителей, по вопросам работы с одарёнными детьми;
- моральное и материальное стимулирование творческой активности обучающихся и дальнейшее применение проявленных способностей на практике.
2.3.3. Воспитательная сфера
Современные условия развития образования, культурно-исторические и социально-экономические особенности страны, региона, района, запросы семьи и гражданского общества предъявляют новые требования к сфере воспитания как одному из стратегических ресурсов развития человеческого капитала.
Основным ориентиром воспитательной деятельности, независимо от уровня образования, становится создание условий для личностного роста обучающихся (воспитанников), формирование нравственных основ социализации молодого поколения, развитие культур творческого потенциала детей и молодежи, становление гражданственности, патриотизма, толерантности и законопослушного поведения.
В 2021 году в МАОУ "Велижанская СОШ", МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" введена должность советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, реализуются рабочие программы воспитания.
Воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования. Комплексный подход к организации воспитательной деятельности определяется единством педагогических требований, преемственностью в формировании ценностных ориентаций у детей и молодежи на уроке (учебном занятии), в укладе жизни образовательного учреждения во внеурочное время, а также в системе дополнительного образования. При этом принципиально важно обеспечить оптимальную интеграцию обучения и воспитания, дальнейшее развитие воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов.
Дополнительное образование детей и молодежи, внеурочная деятельность призваны расширить возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей. Общая занятость учащихся образовательных учреждений в кружках и секциях составляет - 98,8%.
В общеобразовательных учреждениях развиваются такие формы внеурочной занятости, как внеурочная деятельность в рамках введения новых образовательных стандартов, предметные кружки и секции, детские и молодежные объединения, волонтерское и тимуровское движение, социальное проектирование.
Воспитательный потенциал детско-юношевских организаций и движений можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие. Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает улучшение условий для эффективного взаимодействия детских общественных объединений с ОО района в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей. Все 22 общеобразовательных учреждения района реализуют направления РДШ. 4 первичных отделений и 6 отрядов РДШ созданы и функционируют в базовых школах, но с обязательным включением всех обучающихся, вступивших в РДШ из филиалов, зарегистрированы в федеральной базе РДШ на 20.05.2022 года 986 детей. В органах ученического самоуправления задействованы 961 обучающийся.
В условиях развития института гражданского общества и роста востребованности общественной активности особую актуальность приобретает формирование добровольческого движения. В настоящее время в учреждениях общего образования создано 20 волонтерских отрядов различной направленности (315 чел.), 68 тимуровских объединений (1446 участников).
Чрезвычайно актуальна в настоящее время задача создания условий для осознанного принятия детьми и молодежью ценностей здорового образа жизни. Этому должны способствовать системная учебная и вне учебная спортивно-оздоровительная работа в образовательных учреждениях, участие в массовых акциях и мероприятиях (Дни здоровья, легкоатлетический кросс, Всероссийские спортивные соревнования школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры", областной спортивно - оздоровительный фестиваль школьников "Губернаторские состязания").
В общеобразовательных учреждениях действует: волонтерское профилактическое движение "Импульс" - 20 объединений (342 волонтера); тимуровское объединение "Темп" - 19 объединений (1376 участник); лесничества в 5 ОУ (125 участников); СГ ДПВС - 4 класса (75 чел); органы ученического самоуправления - 1561 обучающихся; отряды юных инспекторов дорожного движения - 20; российское движение школьников - 20 (996); отряды "Юнармии" (9 отрядов) - 256; отряд казачества - филиале МАОУ "Велижанская СОШ" - "СОШ с. Тюнево" (2 отряда) - 30.
В последние годы достаточно активно развивается гражданско-патриотическое воспитание, в рамках федерального проекта "Патриотическое воспитание". Широкое развитие получило "Тимуровское движение", в рамках которого всем ветеранам оказывается практическая помощь. На сегодняшний день в районе функционирует 62 тимуровских отряда, в количестве 1376 человека, которые оказали помощь 244 труженикам тыла, одиноко проживающим пенсионерам.
Учащиеся школ регулярно следят за состоянием памятных захоронений участников гражданской и ВОВ. В образовательных учреждениях района функционирует 21 отряд по благоустройству воинских и ветеранских захоронений, в состав которых входит 141 учащийся. На сегодняшний день приведено в порядок 58 захоронения, в том числе и памятников.
Одним из актуальных и социально значимых вопросов воспитания является профилактика асоциальных проявлений среди несовершеннолетних и в их отношении.
В образовательных учреждениях района реализуется комплекс мероприятий по формированию у обучающихся (воспитанников) толерантности, законопослушного поведения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни. Правовому просвещению, воспитанию культуры здоровья, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, способствует проведение межведомственных профилактических акций, Недель правовых знаний.
В 2022 году на базе общеобразовательных школ Нижнетавдинского района работают 3 опорных (базовых) кабинета по профилактике употребления психоактивных веществ, которые выполняют функции координирующего и организационно-методического органа межведомственного взаимодействия учреждений образования, органов социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Основные формы работы Кабинетов: консультации по медико-социальным и правовым вопросам, встречи, лекции, конференции, видео-лектории для родителей, педагогов, обучающихся общеобразовательных школ, в том числе для обучающихся "группы риска".
В соответствии с Приказом Минздрава России от 06.10.2014 N 581н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" в Нижнетавдинском районе проводится добровольное медицинское обследование обучающихся с 13 лет.
В летний период 2022 года в лагерях с дневным пребыванием детей отдохнули:
Первая смена ЛсДПД (с 01.06.2022 по 21.06.2022) функционировала в 20 общеобразовательных учреждениях охват отдыхом составляет 1180 обучающихся из них: льготная категория -773, родительская плата -407, детей в "социально опасном положении" - 63, ОВЗ-145, инвалиды-5, опекаемые -31.
Вторая смена лагерей с дневным пребыванием детей функционировала в 12 общеобразовательных учреждениях в период с 26.06.2022 по 17.07.2021, охват отдыхом составляет 580 обучающихся из них: льготная категория -361, родительская плата -219.
Третья смена лагерей с дневным пребыванием детей функционировала в 8 общеобразовательных учреждениях в период с 21.07.2022 по 10.08.2022, охват отдыхом составляет 240 обучающихся из них: льготная категория -101, родительская плата -139.
В 2022 году разработаны 2 программы развития. Во всех лагерях были созданы условия для полноценного отдыха, творческого развития и занятости несовершеннолетних. Оформляли информационные стенды для родителей и отрядные уголки для детей, в которых отражали название и девиз отряда, распорядок дня, план занятий и мероприятия, знаменательные события, экран настроений. Отрядные помещения оформляли ярко и красочно, создающие уют и праздничное настроение; досуг детей организовывали согласно плану-сетке и плану мероприятий на каждый день. Ежедневно во время линейки звучал гимн и поднимался флаг Российской Федерации.
Одна из главных задач в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ - это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы.
Вопросы реализации права каждого ребенка на образование, общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, школы района решали совместно с семьями ребенка-инвалида. Как показала практика, дети-инвалиды способны заниматься в танцевальных кружках, спортивных секциях, участвовать в конкурсах, реализовывать себя в живописи и музыке. Дети с ограниченными возможностями здоровья посещают школьные кружки по интересам и спортивные секции, посещают и участвуют в общешкольных и районных мероприятиях, являются участниками заочного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам. Они являются победителями и призёрами областной олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья, принимают участие в мероприятиях торжественной линейки "Первый звонок", "Последний звонок", Новогодний бал, Осенний бал, мероприятий, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне, а также участвуют в жизни села, района. Образовательные организации планируют и летний отдых детей с учётом их здоровья и возможностей: лагерь дневного пребывания; прохождение социально-значимой деятельности.
Наблюдения показали, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием участвуют в праздниках, фестивалях, конкурсах, в познавательно-развлекательных играх и чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими.
Наряду с положительными тенденциями в воспитании обучающихся, требуется решение актуальных вопросов:
- профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
- эффективности индивидуальной социально-психологической, педагогической помощи и поддержки семей и детей всех категорий (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды, дети-сироты, несовершеннолетние "группы риска" и др.).
Исходя из анализа результатов и выявленных проблемных вопросов, главными приоритетами в части развития воспитания являются:
- консолидация усилий различных ведомств и организаций, средств массовой информации, образовательных учреждений, семей, общественности, других институтов по проектированию и созданию социальных воспитательных пространств;
- создание благоприятной социальной среды для самоопределения, успешного саморазвития и дальнейшего жизнеустройства обучающихся;
- содействие развитию форм самоорганизации детей и молодежи на основе ученического самоуправления, детских и молодежных объединений;
- развитие комплексной социально-психологической, педагогической помощи и поддержки всех категорий детей и молодежи;
- противодействие асоциальным проявлениям в подростково-молодежной среде (профилактика наркомании, агрессивности, жестокости, алкоголизма, профилактика совершения преступлений и правонарушений и др.);
- обновление содержания деятельности по поддержке семейного воспитания, расширение просветительской работы среди родителей и общественности, объединение детей, молодежи и родителей в едином образовательно-воспитательном пространстве.
2.3.4. Государственно-общественное управление образованием
Формирование открытости деятельности образовательных учреждений, социальной ответственности за результаты, прежде всего, предполагает развитие основных форм государственно-общественного управления. В настоящее время в образовательных учреждениях Нижнетавдинского района функционируют Управляющие и Наблюдательные советы, Родительские комитеты, Советы обучающихся.
Сформированные органы государственно-общественного управления в рамках своей компетенции принимают участие в утверждении различных нормативных актов, регулирующих образовательный процесс, в формировании базовых документов (образовательная программа, программа развития учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, контрольные цифры приёма, экспертиза содержания учебных программ и др.).
В 2021 году стали получать активное развитие механизмы предоставления информации о результатах работы в режиме публичных отчётов, направленных на расширение открытости работы школ. Ежегодный публичный доклад выставляется на сайтах образовательных учреждений района.
Сегодня наличие доступной публичной информации о деятельности конкретного образовательного учреждения и системы в целом, участие всех заинтересованных сторон в разработке и реализации образовательной политики является условием дальнейшего прогрессивного развития всех уровней образовательной системы.
Таким образом, в районе сложилась устойчивая тенденция развития общественной составляющей в управлении образованием, способствующая отказу от узковедомственного подхода к открытым, демократическим механизмам организации образования на всех уровнях.
При этом все необходимые организационно-нормативные механизмы полноценного развития государственно-общественного управления в районе созданы и имеют опыт успешного внедрения.
В целях перехода на качественно новый уровень равноправных партнёрских взаимоотношений и взаимодействия образовательных учреждений с обществом необходимо:
- расширение форм конструктивного взаимодействия с общественностью, в том числе с использованием информационных технологий, сети Интернет;
- формирование у руководителей навыков реализации принципов современного менеджмента образования, направленных на расширение открытости и повышение эффективности работы учреждений;
- внедрение механизмов привлечения широких кругов общественности к участию в формировании социального заказа системе образования, построении образовательного процесса, объективного оценивания эффективности работы образовательных учреждений с привлечением независимой общественной экспертизы;
- поиск каждым образовательным учреждением востребованных и результативных форм совместной работы, направленных на привлечение общественного потенциала к решению образовательных задач и широкого круга вопросов воспитания.
2.3.5. Развитие процедур государственной аттестации выпускников образовательных учреждений
Одним из ключевых условий повышения результативности работы, общественной привлекательности и конкурентоспособности образовательных учреждений является уровень оценки достижений, обучающихся и выпускников.
Сегодня на всех ступенях образования стоит задача формирования механизмов открытого, объективного и независимого оценивания результатов освоения образовательных программ, а также развития инструментария оценки, ориентированного на отслеживание динамики и уровня сформированности значимых социально-личностных и профессиональных компетенций.
В связи с этим в дошкольных учреждениях района в течение последних пяти лет внедрена система единой диагностики уровня развития школьно-значимых функций и готовности к обучению в школе выпускников детских садов. Итоги оценивания оформляются в "Индивидуальную карту развития ребёнка", предоставляются в школу для обеспечения преемственности в образовании, оптимального выбора программы обучения и траектории дальнейшего развития детей.
В настоящее время в диагностическом тестировании участвуют все выпускники детских садов, а также дети, получающие услуги в консультационных пунктах (100% от числа всех будущих первоклассников).
Одним из направлений формирования общероссийской системы оценки качества образования является проведение регулярных обследований, обучающихся в целях получения информации о соответствии подготовки школьников требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, выявление проблемных зон школьного обучения, совершенствования стандартов учебно-методического обеспечения и повышения уровня квалификации учителей
Всероссийские контрольные работы (ВПР) в 4, 5, 6, 7, 8, 9 классах ориентированы на оценивание уровня сформированности общеучебных компетенций на основе метапредметного подхода к составлению заданий, а тренировочные экзамены в 9, 11 классах (в рамках региональной системы оценки качества образования) состоят из заданий - аналогов контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, ОГЭ. Обработка и анализ результатов носит унифицированный характер, что повышает независимость и объективность полученных данных.
Назначение и цель ВПР - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, использованы для оценки личностных результатов обучения, разработки и внедрения программ повышения эффективности преподавания и обучения в школах, выявление наименее подготовленных учащихся в целях предоставления им необходимой помощи, оказание соответствующей ресурсной, организационной и методической поддержки неэффективно работающим учителям и школам (ШНОР - школам с низкими образовательными результатами), совершенствования содержания и форм повышения квалификации педагогов.
Кроме того, внедрение региональных и всероссийских контрольных работ повышает статус промежуточной аттестации, положительно влияет на рост мотивации обучения школьников, позволяет эффективно и системно готовиться к государственной итоговой аттестации в выпускных классах.
Выпускники, освоившие программы основного и среднего общего образования, проходят государственную итоговую аттестацию:
- в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) (11 классы);
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) (9 классы);
- в форме государственных выпускных экзаменов (ГВЭ) (форма для выпускников 9 и 11 классов особых категорий).
Таким образом, в районе проводится комплексная работа по подготовке и проведению экзаменационных и оценочных процедур.
Важным фактором открытости оценочных и аттестационных процедур является участие общественных наблюдателей за ходом проведения ВПР и государственной итоговой аттестации, осуществление видеонаблюдения в режиме on-line (ЕГЭ), of-line (ОГЭ, ГВЭ).
На протяжении последних лет образовательные результаты и показатели итоговой аттестации выпускников района, освоивших программу среднего общего образования, нестабильны.
Таким образом, необходимо решение следующих задач:
- реализация прав детей и молодежи на получение общедоступного и качественного общего образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- создание условий для внедрения современных технологий и форм предоставления образования;
- создание условий для реализации обновленных ФГОС;
- обеспечение развития способностей и социальных компетенций каждого обучающегося и воспитанника с учетом его возможностей, склонностей и жизненных планов;
- развитие системы общественного участия и контроля в отрасли образования.
2.3.6. Инфраструктура системы образования
Создание и развитие комплексной инфраструктуры системы образования является одним из основных факторов успешного осуществления образовательного процесса.
В целях поступательного развития материальной базы образовательных учреждений, создания комфортной среды в районе решаются задачи по обеспечению:
- безопасных условий пребывания воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях;
- современных материально-технических требований к реализации образовательного процесса, развитию учебных фондов и учебно-лабораторного потенциала;
- доступности образовательных услуг всем категориям обучающихся независимо от места жительства.
Для повышения эффективности использования имеющегося потенциала и создания равной доступности к современным условиям обучения детям из отдалённых территорий в районе продолжается работа по развитию школ.
В настоящее время в районе функционируют 2 юридических лица, 20 филиалов. В качестве основных положительных результатов можно отметить:
- повышение качества обучения в отдалённых школах за счет выполнения в полном объеме лабораторных работ, практической части программ по предметам на базе максимального использования специализированных кабинетов базовых школ, а также использования кадрового потенциала школ сети;
- создание условий для индивидуально-группового обучения школьников, работы межшкольных обществ, обучающихся;
- расширение возможностей для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения старших школьников;
- оптимальное использование кадрового ресурса талантливых педагогов и узких специалистов (психологов);
- активизация различных форм воспитательной, внеурочной, досуговой работы;
- повышение уровня квалификации, качества работы и ответственности педагогов, участвующих в сетевых формах работы с учащимися и учителями.
2.3.7. Развитие материально-технической базы учреждений
Меняется внутренний и внешний облик образовательных учреждений, дополнительно подчёркивающий их значимость как социального института. Работа по созданию современных условий обучения и воспитания ориентирована на требования новых образовательных стандартов и носит комплексный и планомерный характер. Исходя из анализа потребностей, в районе активно проводится работа по капитальному ремонту учреждений образования с учётом современных требований к безопасности образовательного процесса, санитарным нормам.
Благодаря системным подходам к реализации единых типовых решений по проведению комплексных ремонтных работ, получены следующие результаты:
- нет ветхих и аварийных зданий, во всех образовательных учреждениях созданы безопасные и комфортные условия пребывания, соответствующие современным нормам;
- своевременно осуществляется текущий и капитальный ремонт учреждений образования;
- в 2022 году начато строительство модульной школы с дошкольным отделением в с. Новотороицкое;
- обеспечивается доставка обучающихся до места обучения и проживания современными транспортными средствами (благодаря поставке новых автобусов, доля единиц автотранспорта, составила 100%).
Плановость и системность в реализации ремонтных работ, укреплении материально-технической базы образовательных учреждений позволила снизить количество учреждений, нуждающихся в проведении фрагментарного капитального ремонта конструкций и перейти на осуществление планово-предупредительных комплексных ремонтов зданий образовательных учреждений.
Для решения задачи обеспечения беспрепятственного доступа к образовательным услугам детей-инвалидов в образовательных учреждениях ведется работа по созданию безбарьерной среды.
Немало внимания уделяется и обновлению материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями новых федеральных образовательных стандартов. За последние годы в образовательные учреждения района было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Особенно активно осуществляется поставка в сельские базовые школы, полностью оснащённые на сегодняшний день необходимым учебным и технологическим оборудованием, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
Успешность работы в данном направлении подтверждают и результаты мониторинга за 2022 год.
таблица 1
показатель |
значение районного показателя |
Доля школьников, обучающихся в современных условиях |
100% |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками |
100% |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными спортзалами |
100% |
Доля школ, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми |
100% |
Сформированная в настоящее время инфраструктура отрасли образования соответствует современным требованиям организации процесса обучения, воспитания и развития детей и молодёжи.
В перспективе необходимо решение задач:
- обеспечения рационального и многоцелевого использования имеющихся ресурсов;
- расширения открытости созданной базы для организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе спектра детско-родительских мероприятий, привлечения взрослого населения, отказа от жёсткого лимитирования времени задействования зданий и территории объектов образования;
- развития инфраструктурного комплекса отрасли в соответствии с постоянно обновляемыми требованиями к условиям реализации процесса образования;
- проведения плановых капитальных ремонтов и реконструкций ОУ.
2.3.8. Развитие информационного пространства образовательных учреждений
В настоящее время особое внимание сосредоточено на формировании единой безопасной информационно-образовательной среды, подготовке кадров, способных осуществить решение поставленных задач, использование современных электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, формирование системы методической и технической поддержки использования педагогами информационных технологий.
В целях обеспечения доступности информации в сети Интернет во всех образовательных учреждениях созданы сайты. Обратная связь с населением обеспечена за счет современных Интернет-сервисов (форум, электронная почта), введения системы интернет-дневников, журналов и др.
С 01.09.2017 года все образовательные учреждения района в штатном режиме перешли на ведение журналов в электронном виде в АИС "Электронная школа Тюменской области". Родители обучающихся в любое время могут отслеживать успеваемость детей с любого электронного устройства. Кроме того, данная автоматизированная система дает возможность узнать домашнее задание по каждому предмету, увидеть достижения обучающихся и педагогов через портфолио, которые пополняются ОУ постоянно, а с 2019 года система позволяет осуществлять оплату питания детей. Качество заполнения АИС "Электронная школа Тюменской области" ежедневно отслеживается и оценивается на областном и муниципальном уровнях.
Все образовательные учреждения района подключены к высокоскоростному Интернет, благодаря чему во всех школах района обучающиеся имеют возможность пользоваться в рамках образовательной деятельности сайтами Президентской библиотеки им. Б. Ельцина, Национальной электронной библиотекой Тюменского филиала Президентской библиотеки им. Б. Ельцина. МАОУ "Велижанская СОШ", МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" имеют доступ к работе с удаленным читальным залом Президентской библиотеки им. Б. Ельцина.
Педагоги района успешно используют в своей работе с детьми такие образовательные электронные платформы, как Учи.ру, Инфоурок, Якласс, Яндекс.Просвещение, Яндекс учебник и др.
Осуществляется информатизация административной и методической деятельности дошкольных учреждений. Пополняется материальная база дошкольных учреждений мультимедийными материалами, соответствующими государственным образовательным стандартам дошкольного образования. Совершенствуется и развивается система подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации дошкольного образования.
В целом, на первый план в развитии единого информационного пространства отрасли образования выходят следующие задачи:
- формирование современной информационной культуры, повышение качества подготовки специалистов к работе в новых технологических условиях;
- обновление устаревшего компьютерного оборудования в ОУ Нижнетавдинского района с целью более эффективного ведения учебно-воспитательного процесса и в соответствии с современными требованиями;
- адаптация имеющихся информационных технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей и различных потребностей, обучающихся с особыми нуждами (одарённые, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, профильно-ориентированные дети);
- внедрение информационных технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования;
- эффективное использование потенциала образовательных медиа-ресурсов и электронного взаимодействия для решения.
2.3.9. Сохранение и укрепление здоровья детей и молодёжи
Главными направлениями комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и молодёжи являются: формирование культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий, организация питания и медицинского сопровождения, повышение квалификации педагогических работников по вопросам здорового образа жизни, создание безопасных комфортных условий для всех категорий обучающихся.
В практику образовательных учреждений района вошла разработка и реализация программ "Здоровье", предусматривающих широкий спектр мер по различным направлениям деятельности с целью создания в каждом образовательном учреждении полноценной здоровьесберегающей среды.
Выполнение мероприятий по профилактике и постоянному динамическому наблюдению за состоянием здоровья обучающихся осуществляется в рамках ведения "Технологических карт здоровья", включающих результаты медицинских осмотров и оценку уровня организации обслуживания в медицинских кабинетах.
В соответствии с федеральными требованиями и СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28) и другими нормативными актами в учреждениях созданы необходимые условия для обеспечения постоянного медицинского сопровождения, имеются соглашения на обслуживание ГБУЗ "Областная больница N 15", ФАПами.
Благодаря внедрению механизмов межведомственного взаимодействия, привлечению медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению здоровья детей и молодежи, просвещению педагогов и родителей сформирована система комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям и их семьям. Особое внимание уделяется организации питания и информационной работе с родителями, направленной на привитие культуры здорового питания. В районе продолжается работа по совершенствованию организации школьного питания, включающая обновление оснащённости школьных пищеблоков, внедрение современных технологий приготовления питания, повышение уровня организации и квалификации работников, занятых в этой сфере. С 1 сентября 2020 года в образовательных учреждениях для обучающихся с 1 по 4 класс организованно одноразовое бесплатное питание. Расходы на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в образовательных учреждениях, производится за счет субсидии из областного бюджета в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие образование и науки" за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджету Тюменской области из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 479-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие образования и науки".
В итоге были достигнуты следующие результаты:
- осуществлен переход на новые правила СанПин в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- укреплена материально-техническая база столовых, возросла оснащённость пищеблоков современным технологическим оборудованием (удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, - 100%);
- постоянный охват горячим питанием -100%;
- систематически реализуются меры социальной поддержки в форме компенсации части средств на оплату питания всем категориям обучающихся из местного бюджета, с учётом дифференцированного подхода к объёму финансирования различных категорий обучающихся.
Не менее важным аспектом деятельности является расширение физической активности с учётом потребностей и возможностей детей и обучающихся, повышение эффективности занятий физической культурой, развитие различных спортивно-оздоровительных форм работы и просветительской работы с родителями и общественностью.
В этих целях внедряются новые подходы к организации школьных перемен и динамических пауз, ориентированных на доступных и интересных детей всех ступеней обучения формы двигательной активности. Кроме того, введённый во всех школах третий час физической культуры в большинстве учреждений реализуется в рамках формирования индивидуальных траекторий обучения, носит развивающий, оздоровительный, реабилитационный характер, адаптирован к возрастным особенностям и соответствует спортивным интересам детей.
Расширился перечень спортивных мероприятий различных уровней, для большинства обучающихся созданы современные условия для занятий физической культурой, в том числе обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами и спортплощадками.
В районе сформированы и реализуются единые подходы к развитию и эффективному использованию материально-технической базы, в том числе созданию безопасных условий пребывания детей в образовательном учреждении, комфортной окружающей обстановки, обеспечению эффективного использования разно ростовой мебели, спортивных сооружений, площадок, оборудования.
Особое внимание уделяется оздоровительной работе с ослабленными, часто болеющими детьми, детьми, имеющими ограничения в здоровье, в том числе с детьми - инвалидами.
Приоритетным является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Кроме того, внимание всех педагогических коллективов акцентировано на работе по формированию принципов здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса (дети, педагоги, родители).
В целом, реализация запланированных мероприятий способствовала широкому внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс всех школ и позволила достичь позитивной динамики по всем показателям эффективности работы в данном направлении.
Успешность работы в данном направлении подтверждается достигнутыми в 2022 году значениями показателей мониторинга.
таблица 2
показатель |
Значение районного показателя |
Доля школ, в которых созданы условия для реализации новых требований в части охраны здоровья |
100% |
Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, которые получают качественное горячее питание |
100% |
Доля обучающихся, которым созданы современные условия для занятий физической культурой |
100% |
Вместе с тем, требуют дальнейшего решения такие вопросы, как:
- недостаточный уровень двигательной активности детей и молодёжи;
- несформированность приоритета культуры здоровья среди педагогов, обучающихся и их родителей.
В этой связи необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях работы:
- внедрение доступных методов и технологий укрепления здоровья, в том числе расширяющих двигательную активность детей, в практику работы каждого педагога;
- поиск возможностей формирования общего уклада жизни образовательного учреждения, обеспечивающего развитие культуры здоровья через баланс традиционных и новых форм работы;
- организация полноценного сбалансированного питания с учётом запросов родителей и детей;
- создание условий для обеспечения постоянного медицинского сопровождения обучающихся и консультирования их родителей;
- привитие навыков здорового образа жизни всем субъектам образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Внедрение существующих сегодня различных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в массовую практику должно стать не самоцелью, а понятным педагогу средством тесного взаимодействия с семьёй и формирования внутренней потребности каждого обучающегося соблюдать ценности здорового образа жизни.
Формирование здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) требует межведомственного взаимодействия и координации усилий здравоохранения, образования, семьи, социальных служб, сети учреждений спортивно-оздоровительного профиля.
2.3.10. Обеспечение образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
В районе ведется активная работа по созданию условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В Нижнетавдинском районе количество детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.10.2022 г. составляет 239 человек, из них 58 ребенка-инвалида.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные услуги, исходя из своих возможностей и запросов, в том числе по адаптированным общеобразовательным программам и индивидуальным программам. Общий охват детей данной категории услугами общего образования составил в 2022 году 100%.
Этому способствует и создание безбарьерной среды в учреждениях, включающей в себя конструктивные изменения помещений, техническое оснащение, создание условий для постоянного психолого-медико-педагогического сопровождения и оказания необходимой ситуационной помощи обучающимся и их родителям.
В образовательных учреждениях работают психолого-педагогические консилиумы, которые обеспечивают сопровождение ребенка, ведут коррекционно-реабилитационную работу, отслеживают динамику его развития, оказывают консультационную помощь родителям. Кроме того, ежегодно специалистами территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии проводится более 130 консультаций родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и педагогам, работающим с детьми данной категории.
В образовательных учреждениях для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с п. 3 ст. 79 Федеральным Законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об Образовании в Российской Федерации" создаются специальные условия: разработаны и реализуются Учебные планы, используются специальные учебники для детей с интеллектуальными нарушениями, дидактические материалы; в рамках учебного дня проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия (логопедические, адаптивная физкультура, занятия с педагогом-психологом по развитию психомоторики и сенсорных процессов, занятия с учителем-дефектологом); обеспечен беспрепятственный доступ в здания (кнопка вызова персонала, пандус).
Внедрение информационных технологий позволило расширить область применения дистанционного обучения. Начиная с 2009 года, проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов.
Большое внимание уделяется просветительской работе с родителями, общественными организациями, работодателями. Информация размещена на школьных сайтах, в средствах массовой информации, изданы методические пособия, памятки для родителей и педагогов.
Ежегодно с целью обеспечения доступности и повышения качества образования, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в олимпиадное движение, адаптации и социализации их проходит Олимпиада для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, результативность работы по данному направлению подтверждается достигнутыми в 2022 году значениями показателей мониторинга.
таблица 3
показатель |
Значение районного показателя |
в среднем по области |
Доля детей-инвалидов, получающих образование на дому с использованием дистанционных образовательных технологий |
100% |
100% |
Доля школ, в которых обеспечена безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья |
100% |
100% |
В целях дальнейшего обеспечения равных возможностей реализации гарантий и прав на полноценное развитие, получение реабилитационной, образовательной помощи детям, имеющим особые нужды, предстоит решить следующие задачи:
- преодолеть недостаточный уровень профессиональной компетентности части педагогов;
- повысить информационную грамотность родительской общественности;
- выявить и развить востребованные и эффективные форматы успешной социализации и полноценного развития детей, в условиях активно развивающегося общества, способствовать созданию благоприятной социальной среды для их дальнейшего жизнеустройства;
- реализовать ФГОС НОО и ООО ОВЗ и ФГОС для детей с умственной отсталостью.
2.3.11. Развитие кадрового потенциала
Приоритетным вопросом системы образования является обеспечение района квалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, готовности к деятельности в условиях модернизации и инновационного развития района.
В системе образования Нижнетавдинского муниципального района педагогических работников - 236, педагогов ДОУ - 70.
Анализ кадрового обеспечения УВП образовательных учреждений показывает: В 2020 - 2021 учебном году в общеобразовательных учреждениях педагогических работников -236 чел. (АППГ - 213 чел.), из них учителей 213 чел. (АППГ - 199 чел.). Высшее педагогическое образование имеют 133 учителя, среднее профессиональное 80 человек. Стаж работы учителей: 20 лет и более - 111 человек, от 15 до 20 лет - 14 чел., от 10 до 15 лет - 18 чел., от 5 до 10 лет - 21 чел., от 3 до 5 лет - 14 чел., до 3 лет -30 чел., не имеют стажа -5 чел.
Процент аттестованных учителей на начало 2020 - 2021 учебного года составил 70,4% (2020-72,9%), воспитателей - 62,5% (АППГ-66%).
По итогам курсовых мероприятий учителя составляют творческие отчеты. Итоги представляют на районных мероприятиях. Традиционными стали в районе мероприятия по предоставлению опыта работы и повышения профессионального уровня: Единые методические дни (февраль, март, апрель), форум "Большая перемена", в котором принимает участие родительская общественность, августовская конференция педагогических работников, каникулярные методические сессии.
Обобщенная информация представлена в таблице 4.
таблица 4
Уровни образования |
Численность работников, чел. |
Дошкольное образование |
Всего работников - 73 чел., из них: воспитателей - 59 чел. |
Общее образование |
Всего педагогических работников - 236 чел., из них: учителей - 213 чел. |
Приоритетными задачами в работе с педагогическими кадрами остаются:
- развитие управленческих навыков руководителей образовательных учреждений;
- непрерывное повышение квалификации всех категорий работников;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
- переход на горизонтальное обучение;
- развитие системы наставничества, поддержка молодых учителей;
- интеграция общего и дополнительного образования.
Что касается профессионально-личностного развития педагогического сообщества, то наращивание потенциала сферы образования осуществляется за счёт системной работы по следующим направлениям:
- совершенствование формата аттестации и повышения квалификации на основе вариативного выбора программ, форм обучения и реализации модульно-накопительной системы, в том числе, с использованием дистанционного обучения;
- использование инструментария оценивания уровня развития профессиональных компетенций педагогов, выявление дефицитов на основании профессиональной диагностики;
- формирование модели непрерывного методического сопровождения инновационных процессов в ОУ;
- организация практических занятий и стажировок, ориентированных на конкретные потребности педагогов и педагогических коллективов, с привлечением возможностей учителей - тьюторов, преподавателей ТОГИРРО;
- формирование активной профессиональной позиции педагогов, в том числе через развитие профессиональных сообществ.
Важную роль играет взаимодействие и поддержка инициатив профсоюзных организаций, мероприятия которых отличаются не только масштабностью проведения, но и ориентированностью на индивидуальные запросы педагогов.
Анализ достигнутых значений показателей мониторинга, оценивающих эффективность работы по совершенствованию учительского корпуса, демонстрирует позитивные тенденции по всем ключевым аспектам развития кадрового потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.