Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Илюшникова С.М. и Леоновой О.В., в отсутствие заявителя - государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания", заинтересованного лица - Федерального казначейства в лице Пригородного отделения управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания, третьих лиц - администрации местного самоуправления Верхнесанибанского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Гизельского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Кармадонского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Нижнесанибанского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 12" с. Ногир, муниципального общеобразовательного учреждения "Верхнесанибанская средняя общеобразовательная школа", муниципального общеобразовательного учреждения "Даргавская общеобразовательная школа", муниципального общеобразовательного учреждения "Кобанская основная образовательная школа", муниципального общеобразовательного учреждения "Нижнесанибанская средняя общеобразовательная школа", муниципального общеобразовательного учреждения "Ногирская средняя школа N 1", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" с. Гизель, муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2 им. Д. Доева" с. Гизель, муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" с. Ногир, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А61-1636/2010 (судьи Афанасьева Л.В., Марченко О.В., Цигельников И.А.), установил следующее.
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания" (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Пригородному отделению Управления федерального казначейства по Республики Северная Осетия - Алания (далее - казначейство) о признании незаконными действий казначейства, выразившихся в возвращении без исполнения постановлений пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей - организаций от 02.08.2007 N 159, от 03.04.2008 N 95 и 99, от 29.07.2008 N 161 и 162, от 12.09.2008 N 235 и 236, от 08.12.2008 N 310, 329, 330, 350, 371, 372, 374, 375, 376, от 12.03.2009 N 42, от 27.08.2009 N 148, 156, 170, 182, 204, 225, 226, 229, 230, 231, от 23.09.2009 N 285, 304 и 334 (далее - постановления о взыскании недоимки) и об обязании казначейства принять указанные постановления к исполнению.
Определением от 06.09.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация местного самоуправления Верхнесанибанского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, администрация местного самоуправления Гизельского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, администрация местного самоуправления Кармадонского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, администрация местного самоуправления Нижнесанибанского сельского поселения Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, МДОУ "Детский сад N 12" с. Ногир, МОУ "Верхнесанибанская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Даргавская общеобразовательная школа", МОУ "Кобанская основная образовательная школа", МОУ "Нижнесанибанская средняя общеобразовательная школа", МОУ "Ногирская средняя школа N 1", МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" с. Гизель, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2 им. Д. Доева" с. Гизель, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" с. Ногир (далее - органы местного самоуправления и образовательные учреждения).
Решением от 06.10.2010 (судья Родионова Г.С.) действия казначейства по возврату без исполнения постановлений о взыскании недоимки признаны незаконными, суд обязал казначейство принять для исполнения указанные в заявлении пенсионного фонда постановления о взыскании недоимки, за исключением постановлений от 02.08.2007 N 159 и от 03.04.2008 N 95. Судебный акт мотивирован тем, что действия казначейства по возвращению без исполнения постановлений пенсионного фонда о взыскании недоимки противоречат требованиям Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требований об обязании казначейства принять к исполнению постановления от 02.08.2007 N 159 и от 03.04.2008 N 95 отказано со ссылкой на то, что обязанность по уплате страховых взносов, пеней и штрафов исполнена органами местного самоуправления и образовательными учреждениями в добровольном порядке.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 решение отменено, в удовлетворении требований пенсионного фонда отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявитель пропустил срок для предъявления постановлений о взыскании недоимки к исполнению. Кроме того, материалами дела подтверждается, что спорные постановления в полном объеме исполнены в добровольном порядке указанными в них лицами.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить постановление как принятое с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, основания для применения к спорным правоотношениям норм статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) отсутствовали. Вывод апелляционного суда о пропуске установленного срока для предъявления постановлений о взыскании недоимки к исполнению является неверным. Материалами дела подтверждается, что судебные приставы-исполнители возвратили спорные постановления в адрес пенсионного фонда 19.02.2010, постановления предъявлены в казначейство 02.03.2010, то есть в пределах шестимесячного срока.
Отзывы на жалобу в суд не поступили. По делу объявлялся перерыв в судебном заседании с 12.05.2011 до 15 часов 00 минут 18.05.2011.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований пенсионного фонда о признании незаконными действий казначейства надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, с 02.08.2007 по 23.09.2009 пенсионный фонд вынес ряд постановлений о взыскании с органов местного самоуправления и образовательных учреждений Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и в пределах установленного законодательством срока направил их на исполнение в службу судебных приставов.
Сопроводительным письмом от 19.02.2010 служба судебных приставов возвратила соответствующие постановления о взыскании недоимки без исполнения в связи с невозможностью взыскания.
По реестру от 02.03.2010 пенсионный фонд передал постановления о взыскании недоимки на исполнение в казначейство.
Письмом от 06.04.2010 N 65, полученным пенсионным фондом 09.04.2010, казначейство возвратило постановления о взыскании недоимки без исполнения, сославшись на нормы статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Считая, что возврат постановлений о взыскании недоимки являлся незаконным, пенсионный фонд обратился с соответствующим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия у казначейства правовых оснований для возврата постановлений пенсионного фонда без исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения пенсионным фондом постановлений о взыскании недоимки) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона.
В силу пунктов 2, 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных главой 24.1 Кодекса.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В частности, в случае неисполнения бюджетным учреждением требований исполнительного документа исполнение производится путем принудительного взыскания со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях (пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При отсутствии таких счетов исполнение исполнительного документа производится органами Федерального казначейства, наделенными в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Кодекса полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная статьей 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона случае, или постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к нормам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению финансовым органом в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Кодекса.
Такой порядок исполнения постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании обязательных платежей применялся к правоотношениям, возникшим до 31.12.2009 включительно. С 01.01.2010 вступил в силу Закон N 212-ФЗ, подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится лишь в судебном порядке.
Поскольку постановления о взыскании недоимки вынесены пенсионным фондом в 2007 - 2009 годах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном конкретном случае надлежит руководствоваться правилами, установленными Законом N 167-ФЗ. При этом суд обоснованно исходил из того, что пенсионным фондом соблюден порядок предъявления исполнительных документов (постановлений о взыскании недоимки) к исполнению. Материалами дела подтверждается, что исполнительные документы направлены в службу судебных приставов своевременно, возвращены в адрес пенсионного фонда 19.02.2010, а предъявлены заявителем на исполнение в казначейство 02.03.2010, то есть фондом не пропущен срок, установленный частью 6 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Выводы апелляционного суда о пропуске пенсионным фондом установленного срока на предъявление постановлений о взыскании недоимки к исполнению противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, нормам материального права и сложившейся судебной практике.
Таким образом, суд первой инстанций обоснованно признал незаконными действия казначейства, выразившиеся в возврате постановлений пенсионного фонда без исполнения. Основания для отмены решения в указанной части отсутствовали.
Вместе с тем материалами дела подтверждается и пенсионным фондом признается (письмо от 01.11.2010 N 1165), что постановления о взыскании недоимки, пеней и штрафов в полном объеме исполнены в добровольном порядке указанными в них лицами.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для удовлетворения требований пенсионного фонда об обязании казначейства принять спорные постановления к исполнению отсутствуют.
Таким образом, постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований пенсионного фонда о признании незаконными действий казначейства, выразившихся в возвращении без исполнения постановлений пенсионного фонда о взыскании недоимки, надлежит отменить, решение суда в указанной части оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 по делу N А61-1636/2010 в части отказа в удовлетворении требований государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе Республики Северная Осетия - Алания" о признании незаконными действий Пригородного отделения Управления федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания, выразившихся в возвращении без исполнения постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей - организаций от 02.08.2007 N 159, от 03.04.2008 N 95 и 99, от 29.07.2008 N 161 и 162, от 12.09.2008 N 235 и 236, от 08.12.2008 N 310, 329, 330, 350, 371, 372, 374, 375, 376, от 12.03.2009 N 42, от 27.08.2009 N 148, 156, 170, 182, 204, 225, 226, 229, 230, 231, от 23.09.2009 N 285, 304 и 334, отменить, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.10.2010 в указанной части оставить в силе.
В остальной части постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2011 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.