Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тащян и К" (ИНН 2318034164, ОГРН 1072318000920) - Арендаренко О.А. (доверенность от 01.03.2011) и Дударева М.В. (доверенность от 21.09.2010), от заинтересованного лица - администрации г. Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) - Левентюка А.В. (доверенность от 18.01.2011), в отсутствие третьих лиц - Тащяна Филарета Валодовича (ИНН 231802021393) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (почтовые уведомления N 04084 - 04088; информация в сети Интернет, опубликованная 12.04.2011 в 10 часов 02 минуты), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тащян и К" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2011 по делу N А32-26389/2010 (судьи Гладков В.А., Мазурова Н.С., Савин Р.Ю.), установил следующее.
ООО "Тащян и К" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к администрации г. Сочи (далее - администрация) о признании недействующим постановления главы г. Сочи от 02.09.2009 N 296 "О переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи, предоставленные для размещения и организации стационарных рынков, ярмарок, сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, розничных рынков, авторынков" (далее - постановление N 296).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Тащян Филарет Валодович (далее - Тащян Ф.В.) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление).
Решением суда от 25.03.2011, в удовлетворении требований отказано на том основании, что постановление N 296 не нарушает права общества, не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, принято в пределах полномочий администрации и в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"", Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", пунктом 5 постановления главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи", статьей 43 Устава муниципального образования города-курорта Сочи.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой и дополнением к жалобе, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, либо направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Податель жалобы указывает, что оспариваемое постановление N 296 принято в нарушение Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N 582), а именно: принципа экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев; принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, к числу которых относится осуществляемый обществом вид деятельности. Суд не проверил обжалуемое постановление N 296 на соответствие части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и применил пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), не подлежащий применению.
В отзыве на кассационную жалобу Тащян Ф.В. поддержал доводы кассационной жалобы общества.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на то, что постановление N 296 не нарушает права общества, поскольку арендатором земельного участка, арендная плата за который установлена на основании рыночной оценки, выступает Тащян Ф.В. по договору аренды, имеющему признаки недействительной (ничтожной) сделки. По мнению администрации, постановление N 296 не противоречит постановлению N 582 ввиду достаточной очевидности того обстоятельства, что рыночная оценка размера арендной платы за земельные участки наиболее прозрачна, понятна, проста и экономически обоснована.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы и дополнения к жалобе, представитель администрации просил оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, в удовлетворении кассационной жалобы обществу просил отказать. Представитель администрации пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции администрации и в соответствии с федеральным законодательством, в том числе устанавливающим общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 11.05.2011 на 16 часов 30 минут, объявлялся перерыв до 18.05.2011 до 17 часов 10 минут.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда, оценив доводы кассационной жалобы, дополнения к жалобе, отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании договора аренды с администрацией от 27.03.2007 N 4900004137 Тащяну Ф.В. предоставлен земельный участок общей площадью 6 тыс. кв. м с кадастровым номером 23:49:0109028:263 для обеспечения эксплуатации строений (литеры А, А1, а, Б), расположенных по адресу: г. Сочи, Лазаревский район п. Лазаревское, ул. Калараш, 62-а. Согласно приложению к договору сумма годовой арендной платы земельного участка составляет 381 338 рублей 16 копеек.
По договору субаренды от 17.12.2007 N 2 земельный участок передан в пользование обществу. В соответствии с расчетом арендной платы за земельный участок сумма годовой арендной платы составляет 824 054 рубля 04 копейки.
В соответствии с постановлением N 296 и Отчетом N 006/3-2010 об определении рыночного размера годовой арендной платы на земельный участок площадью 6 тыс. кв. м, являющийся муниципальной собственностью и расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Калараш, для использования результатов оценки при заключении договора аренды по состоянию на 26.02.2010 (оценщик - ООО "Бизнес Технологии") (далее - отчет N 006/3-2010) администрация направила Тащяну Ф.В. дополнительное соглашение к договору аренды от 27.03.2007 N 4900004137 об установлении размера годовой арендной платы в сумме 3 235 358 рублей. В протоколе разногласий Тащян Ф.В. предложил размер годовой арендной платы в сумме 1 556 тыс. рублей, но не получил согласия администрации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления N 296 в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд отказал в удовлетворении требований, исходя из того, что оспариваемый нормативный акт не нарушает права общества и не противоречит нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействующим являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 1 постановления N 296 определено, что с 01.10.2009 размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, предоставленными для размещения и организации стационарных рынков, ярмарок, сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, розничных рынков, авторынков, устанавливается в соответствии с пунктом 2 постановления главы г. Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Сочи" (далее - постановление N 210).
Пунктом 2 постановления N 210 установлено, что размер годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города-курорта Сочи, определяются на основании отчета о их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как видно из представленного в материалы дела отчета N 006/3-2010, рыночный размер годовой арендной платы составляет 3 235 358 рублей.
В судебном заседании представители общества пояснили, что рыночный размер годовой арендной платы, определенный отчетом N 006/3-2010, общество не оспаривает.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Суд установил, что постановление N 296 принято администрацией в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом муниципального образования города-курорта Сочи.
Постановление N 296 не нарушает установленный Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" принцип единства экономического пространства, а напротив, устанавливает единые для одного вида предпринимательской деятельности условия ее осуществления в части установления размера арендной платы для всех арендаторов, использующих земельные участки для размещения и организации стационарных рынков, ярмарок, сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, розничных рынков, авторынков, который определяется независимым оценщиком. В данном случае администрация не выступает в качестве хозяйствующего субъекта, поэтому не может осуществлять экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция осуществляются хозяйствующими субъектами).
Подпункты 8, 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что Кодекс и изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются, в частности, на принципах деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Согласно постановлению N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Постановление N 296 не противоречит установленному постановлением N 582 принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Постановлением N 296 установлен переход на рыночную оценку размера годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 2 постановления N 210, согласно которому размер годовой арендной платы определяется на основании отчета о их рыночной оценке, выполненного независимым оценщиком.
Общество не указало, какой норме права противоречит такой принцип определения годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, как рыночная оценка размера годовой арендной платы за земельные участки, и какое еще экономическое обоснование, помимо отчета независимого оценщика, должно быть при установлении принципа определения рыночной оценки размера арендной платы за земельный участок.
Постановление N 296 не противоречит установленному постановлением N 582 принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Как видно из постановления N 296, администрация установила порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные для размещения и организации стационарных рынков, ярмарок, сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, розничных рынков, авторынков, и этот порядок - рыночная оценка размера годовой арендной платы, который не противоречит законодательству Российской Федерации.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога, как следует из постановления N 582, предусмотрен при переоформлении ими прав на земельный участок.
Поскольку в данном случае повышение арендной платы предусмотрено не для случаев переоформления прав на земельные участки, а в целях мобилизации неналоговых доходов, поступающих в бюджет муниципального образования, и соблюдения принципа рационального использования земельных ресурсов на территории города-курорта Сочи, подлежит отклонению довод общества о том, что увеличение размера арендной платы повлечет снижение рентабельности до 6% и нецелесообразность осуществления такого вида деятельности как управление рынками.
С учетом того, что ООО "Тащян и К" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления рынками с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества, подлежит отклонению довод общества о противоречии оспариваемого постановления N 296 принципу необходимости поддержки социально значимого вида деятельности, утвержденному постановлением N 582.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, принятых арбитражным судом, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2011 по делу N А32-26389/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление N 296 не противоречит установленному постановлением N 582 принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Как видно из постановления N 296, администрация установила порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные для размещения и организации стационарных рынков, ярмарок, сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, розничных рынков, авторынков, и этот порядок - рыночная оценка размера годовой арендной платы, который не противоречит законодательству Российской Федерации.
Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога, как следует из постановления N 582, предусмотрен при переоформлении ими прав на земельный участок.
...
С учетом того, что ООО "Тащян и К" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления рынками с целью извлечения прибыли, а не в целях осуществления социально значимой деятельности в интересах государства и общества, подлежит отклонению довод общества о противоречии оспариваемого постановления N 296 принципу необходимости поддержки социально значимого вида деятельности, утвержденному постановлением N 582."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2011 г. N Ф08-2488/11 по делу N А32-26389/2010