В соответствии с подпунктом 5.3.6 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331, пунктом 1.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом ФАС России от 21 августа 2020 года N 769/20 (далее - Административный регламент), Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год", по результатам которого было выявлено несоответствие указанного постановления действующему законодательству.
Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято постановление от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год", которым устанавливаются с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области, а также признается утратившим силу с 1 декабря 2022 года постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 декабря 2021 года N 248-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год". Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК, а не постановлением от 28 декабря 2021 года N 248-ПК. Таким образом, пункт 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК не признает утратившим силу нормативный правовой акт об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год.
Пунктом 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 26 декабря 2022 года N 261-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" внесены изменения в пункт 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год".
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (далее - Основы ценообразования), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - Органы регулирования) устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах, установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления), при этом в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования Органы регулирования обязаны учитывать макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2023 год установлены приказом ФАС России от 11 октября 2022 года N 733/22.
Согласно подпункту 19 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов), предусмотренные пунктом 3 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, установленные Федеральной антимонопольной службой на 2023 год, вводятся в действие с 1 декабря 2022 года.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год" установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения в размере 5,15 , что соответствует предельному минимальному уровню таких тарифов по Свердловской области, утвержденному приказом ФАС России от 11 октября 2022 года N 733/22.
Вместе с тем, тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в дневной зоне суток установлен в размере 7,36 с ростом на 35% относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК.
Тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, в дневной зоне суток установлен в размере 5,15 с ростом на 35% относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК.
Тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в дневной зоне суток установлен в размере 5,15 с ростом на 35% относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 70 Основ ценообразования интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной антимонопольной службой. Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон.
Расчет тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, выполняется в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 27 мая 2022 года N 412/22 (далее - Методические указания), исходя из значения одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу.
Расчет тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в дневной (при установлении двухзонных тарифов) и пиковой (при установлении трехзонных тарифов), осуществляется по формулам 12 и 18 Методических указаний с использованием прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению, за исключением населения, указанного в пунктах 13-24 Методических указаний, по тарифам, дифференцированным по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь).
При этом прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь) сформированы с учетом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года N 211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит пункту 70 Основ ценообразования и приказу Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N 1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей".
Не основанное на нормах федерального законодательства завышение Региональной энергетической комиссией Свердловской области объемов потребления электрической энергии в ночной зоне суток привело соответственно к занижению объемов потребления электрической энергии в дневной (полупиковой и пиковой) зоне суток, что повлекло завышение дневного и пикового тарифов на электрическую энергию для населения вследствие занижения знаменателя в формулах расчета таких тарифов.
В соответствии с пунктом 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанные решения, экспертные заключения, а также протоколы (выписки из протоколов) до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Согласно выписке из протокола заседания Правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 N 39 представитель Ассоциации "Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" Бурмакина Л.А. проголосовала против принятия тарифного решения об установлении тарифов (директива приобщена к материалам дела). Как указано в директиве N УРЦ-03-04/66-22/114, не представлен расчет зонных тарифов. Кроме того, материалы, направлявшиеся членам Правления Региональной энергетической комиссии Свердловской области, не соответствовали принятому решению (постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2021 N 248-ПК).
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному и# регулированию тарифов на тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является превышение им полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики. На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей пункт 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, пункты 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей от 27 мая 2022 года N 412/22, и приказ Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 N 1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей".
2. Отменить с даты принятия настоящего приказа постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год" и пункт 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 26 декабря 2022 года N 261 "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "261-ПК"
3. Региональной энергетической комиссии Свердловской области установить и ввести в действие не позднее 1 февраля 2023 года тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Свердловской области в течение семи рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пункте 3 настоящего приказа, проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний коллегиальных органов Региональной энергетической комиссии Свердловской области, на которых принимаются решения, указанные в пункте 3 настоящего приказа;
- экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2022 г. N 1053/22 "Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 г. N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год"
Опубликование:
-