Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Главы
Удмуртской Республики
от 27 декабря 2022 г. N 508-РГ
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Главы
Удмуртской Республики
от 11 декабря 2019 г. N 314-РГ
Программа
оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2025 года
I. Общие положения
Программа оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2025 года (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики региона, направленной на создание условий для эффективного управления государственными финансами, обеспечения сбалансированности бюджетной системы Удмуртской Республики, повышения уровня финансовой самостоятельности региона.
Программа включает реализацию Плана мероприятий по росту доходного потенциала Удмуртской Республики и оптимизации расходов бюджета Удмуртской Республики на период до 2025 года (приложение 1), Плана по проведению оценки эффективности налоговых расходов Удмуртской Республики и устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) (приложение 2) и определяет основные направления деятельности государственных органов Удмуртской Республики по развитию собственной доходной базы бюджета Удмуртской Республики, повышению эффективности и приоритизации бюджетных расходов, снижению уровня долговой нагрузки.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - оздоровление государственных финансов Удмуртской Республики, непревышение расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных для Удмуртской Республики в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач Программы:
консолидации бюджетных средств за счет увеличения поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета Удмуртской Республики, оптимизации бюджетных расходов, повышения их эффективности и результативности;
сокращения объема государственного долга Удмуртской Республики и минимизации расходов на его обслуживание, оптимизации структуры государственного долга Удмуртской Республики и исключения рисков, возможных при управлении государственным долгом Удмуртской Республики.
III. Мероприятия Программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по росту доходного потенциала Удмуртской Республики и оптимизации расходов бюджета Удмуртской Республики на период до 2025 года и Планом по проведению оценки эффективности налоговых расходов Удмуртской Республики и устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) по следующим направлениям:
увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов;
оценка эффективности налоговых расходов Удмуртской Республики и устранение неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам);
оптимизация расходов в сфере государственного управления;
оптимизация расходов на содержание бюджетной сети;
совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд;
оптимизация мер социальной поддержки;
совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне;
оптимизация инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам;
сокращение просроченной кредиторской задолженности;
повышение эффективности организации бюджетного процесса;
сокращение государственного долга Удмуртской Республики и расходов на его обслуживание.
IV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Планомерная и последовательная реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
укрепить устойчивость бюджетной системы Удмуртской Республики, повысить уровень финансовой самостоятельности региона;
повысить качество управления государственными и муниципальными финансами, эффективность и результативность расходов;
обеспечить непревышение расчетных объемов расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, определенных для Удмуртской Республики в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
обеспечить сокращение долговой нагрузки на бюджет Удмуртской Республики и расходов на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики.
Оценка бюджетного эффекта от реализации мероприятий Программы, направленных на консолидацию бюджетных средств, представлена в таблице 1.
Таблица 1
(млн рублей)
N |
Направление мероприятий |
2019 год (исполнение) |
2020 год (исполнение) |
2021 год (исполнение) |
2022 год (оценка) |
2023 год (оценка) |
2024 год (оценка) |
2025 год (оценка) |
1 |
Меры по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов |
660,3 |
965,7 |
1452,6 |
453,3 |
499,6 |
520,8 |
366,5 |
2 |
Отмена неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) |
119,2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
Оптимизация расходов в сфере государственного управления |
148,7 |
352,6 |
101,8 |
48,9 |
46,9 |
46,9 |
46,9 |
4 |
Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети |
399,1 |
313,4 |
564,2 |
474,2 |
339,5 |
347,1 |
355,0 |
5 |
Оптимизация мер социальной поддержки |
286,7 |
131,6 |
74,4 |
105,8 |
89,3 |
112,9 |
78,1 |
6 |
Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне |
3,8 |
3,0 |
|
|
|
|
|
7 |
Оптимизация инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам |
22,2 |
|
216,4 |
39,7 |
|
|
|
8 |
Меры по сокращению государственного долга |
319,6 |
444,1 |
875,5 |
1226,2 |
264,0 |
264,0 |
264,0 |
|
Всего консолидация бюджетных средств |
1959,6 |
2210,4 |
3284,9 |
2348,1 |
1239,3 |
1291,8 |
1110,5 |
Бюджетный эффект от реализации мероприятий, направленных на увеличение доходов бюджета, направляется в том числе на замещение государственных заимствований и погашение государственного долга Удмуртской Республики.
Бюджетный эффект от реализации мероприятий по оптимизации расходов направляется ответственными исполнителями мероприятий Программы на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
С учетом прогнозируемого бюджетного эффекта от реализации Программы основные характеристики бюджета Удмуртской Республики на 2019 - 2025 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2
(млн рублей)
N |
Наименование |
2019 год (исполнение) |
2020 год (исполнение) |
2021 год (исполнение) |
2022 год (план) |
2023 год (прогноз) |
2024 год (прогноз) |
2025 год (прогноз) |
1 |
Доходы, всего |
80650,6 |
85262,7 |
103338,6 |
104036,9 |
88792,4 |
88570,1 |
83244,4 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
57430,7 |
49404,3 |
66567,6 |
71898,9 |
69246,3 |
70672,3 |
76677,0 |
1.2 |
Безвозмездные поступления |
23219,9 |
35858,4 |
36771,0 |
32138,0 |
19546,1 |
17897,8 |
6567,4 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
дотации |
9374,6 |
13722,9 |
10314,2 |
6575,5 |
3832,2 |
2883,6 |
2883,6 |
2 |
Расходы, всего |
82948,9 |
100125,3 |
107688,2 |
104293,2 |
89606,5 |
88570,1 |
83244,4 |
3 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-2298,3 |
-14862,6 |
-4349,6 |
-256,3 |
-814,1 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Объем государственного долга Удмуртской Республики |
46042,5 |
64242,6 |
63052,3 |
68749,8 |
69226,0 |
69191,0 |
67722,0 |
5 |
Отношение объема государственного долга Удмуртской Республики к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета Удмуртской Республики (%) |
80,2 |
100,0 <*> |
94,7 |
95,6 |
100,0 |
97,9 |
88,3 |
<*> С учетом положений федеральных законов от 1 апреля 2020 года N 103-ФЗ, от 15 октября 2020 года N 327-ФЗ |
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики на 2019 - 2025 годы представлен в таблице 3.
Таблица 3
(млн рублей)
N |
Наименование |
2019 год (исполнение) |
2020 год (исполнение) |
2021 год (исполнение) |
2022 год (план) |
2023 год (прогноз) |
2024 год (прогноз) |
2025 год (прогноз) |
1 |
Доходы, всего |
94416,3 |
97610,0 |
117721,3 |
120458,6 |
105463,2 |
105907,7 |
101275,5 |
1.1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
71139,0 |
61910,6 |
80909,0 |
87438,5 |
85917,1 |
88009,9 |
94708,1 |
2 |
Расходы, всего |
96047,2 |
112939,9 |
121804,3 |
122498,7 |
106277,3 |
105907,7 |
101275,5 |
3 |
Дефицит (-) / профицит (+) |
-1630,9 |
-15329,9 |
-4083,0 |
-2040,1 |
-814,1 |
0,0 |
0,0 |
V. Оценка реализации Программы
Оценка реализации Программы представляет собой механизм контроля за исполнением Плана мероприятий по росту доходного потенциала Удмуртской Республики и оптимизации расходов бюджета Удмуртской Республики на период до 2025 года и Плана по проведению оценки эффективности налоговых расходов Удмуртской Республики и устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам).
Результативность и эффективность реализации мероприятий Программы оценивается Министерством финансов Удмуртской Республики ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, и осуществляется в отношении количественных и качественных показателей (финансовая оценка, ожидаемый результат соответственно) путем сопоставления фактически достигнутых за соответствующий период значений показателей с их плановыми значениями.
Выполнение качественного показателя оценивается с точки зрения выполнения либо невыполнения. Выполнение соответствует уровню достижения показателя в размере 100 процентов, невыполнение - уровню в размере 0 процентов.
Степень достижения планового значения количественного показателя оценивается по следующей формуле:
СД пзп = ЗП Ф / ЗП п х 100%,
где:
СД пзп - степень достижения планового значения показателя;
ЗП ф - значение показателя, фактически достигнутое на конец отчетного периода, тыс. рублей;
ЗП п - плановое значение показателя, тыс. рублей.
Результативность и эффективность реализации Программы определяется по формуле:
Р = КД / ОК х 100%,
где:
Р - значение показателя результативности и эффективности реализации Программы (доля достигнутых показателей к общему количеству показателей за отчетный год), проценты;
КД - количество достигнутых показателей (СД пзп >= 100%), единицы;
ОК - общее количество показателей, единицы.
Критерии оценки реализации Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4
N |
Значение показателя результативности и эффективности реализации Программы |
Оценка реализации Программы |
1 |
более 90% |
высокая |
2 |
от 70% до 90% |
средняя |
3 |
менее 70% |
низкая |
VI. Анализ рисков реализации Программы
Реализация Программы связана с возникновением рисков как внешнего, так и внутреннего характера.
Сводный анализ рисков, меры по их минимизации приведены в таблице 5.
Таблица 5
N |
Наименование рисков |
Меры по минимизации риска |
1 |
Внешние риски реализации Программы |
|
1.1 |
Изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
разработка предложений по внесению изменений в законодательство Удмуртской Республики в сфере бюджетных правоотношений |
1.2 |
Ухудшение макроэкономической ситуации |
реализация мероприятий по мобилизации доходов в бюджет Удмуртской Республики, оптимизация бюджетных расходов, уточнение основных характеристик бюджета Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и на плановый период |
1.3 |
Негативные природные явления и техногенные аварии |
перераспределение бюджетных расходов для устранения последствий негативных природных явлений и техногенных аварий |
2 |
Внутренние риски реализации Программы |
|
2.1 |
Несбалансированность бюджета Удмуртской Республики |
формирование долгосрочного бюджетного прогноза, определение предельных объемов расходования средств на реализацию государственных программ Удмуртской Республики |
2.2 |
Недостаточная заинтересованность главных администраторов доходов бюджета Удмуртской Республики в увеличении поступлений налоговых и неналоговых доходов |
доведение заданий по мобилизации доходов до главных администраторов доходов бюджета, контроль их выполнения |
2.3 |
Невыполнение расходных обязательств Удмуртской Республики по финансовому обеспечению первоочередных расходов |
формирование бюджета Удмуртской Республики исходя из консервативного сценария социально-экономического развития Удмуртской Республики |
2.4 |
Предельность (ограниченность) проведения оптимизации бюджетной сети, других мероприятий по оптимизации бюджетных расходов, так как возникают риски недоступности для населения государственных и муниципальных услуг, ухудшения качества их предоставления, усиления социальной напряженности в республике |
нахождение баланса интересов путем организации со стороны региональной и муниципальной власти общественного обсуждения предлагаемых изменений |
Принятие мер по управлению рисками реализации Программы осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы, оценки ее эффективности и результативности.
VII. Характеристика текущей ситуации
Удмуртия - регион с исторически сложившейся промышленной специализацией. Основу экономики республики составляют оборонно-промышленный комплекс, обрабатывающие производства и сырьевые отрасли.
Развитие крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса и нефтяной отрасли обеспечивает рост налоговых доходов. С 2009 года по 2019 год налоговые доходы, собранные с территории Удмуртской Республики, увеличились в 3,8 раза.
Сложившаяся структура экономики определяет структуру налоговых поступлений в бюджетную систему. Высокую долю налоговых поступлений, собираемых в республике, составляют налоги, полностью зачисляемые в федеральный бюджет, - налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость. Вследствие этого, большую часть собранных налоговых доходов республика перечисляет в федеральный бюджет.
Динамика распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы представлена в таблице 6.
Таблица 6
N |
Наименование |
2009 год |
2019 год |
Рост 2019 года к 2009 году |
1 |
Всего налоговых доходов, млн руб. |
60692 |
228290 |
3,8 раза |
1.1 |
Зачислено в федеральный бюджет, млн руб. |
34393 |
163334 |
4,7 раза |
|
Доля федерального бюджета в общем объеме поступлений, процентов |
57 |
72 |
|
1.2 |
Зачислено в консолидированный бюджет Удмуртской Республики, млн руб. |
26299 |
64956 |
2,5 раза |
|
Доля консолидированного бюджета Удмуртской Республики в общем объеме поступлений, процентов |
43 |
28 |
|
Бюджет Удмуртской Республики характеризуется высоким уровнем расходов социальной направленности. Ежегодно более 70 процентов расходов направляется на выплату заработной платы, предоставление мер социальной поддержки гражданам республики, реализацию государственных функций в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.
На протяжении длительного периода бюджет Удмуртской Республики являлся дефицитным, что объективно обуславливает наличие государственных долговых обязательств. В условиях возрастающих расходов регионального бюджета, связанных с принятием на федеральном уровне решений, приводящих к увеличению действующих и принятию новых расходных обязательств, ростом расходов социальной направленности, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, модернизацию отраслей образования, образования, здравоохранения, культуры, переселение граждан из аварийного жилищного фонда), увеличением размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, бюджет формировался с максимальным дефицитом, основным источником финансирования которого являлись кредиты кредитных организаций. В результате с 2012 года по 2017 год государственные заимствования увеличились в 2,8 раза и утратили инвестиционную направленность. Расходы на обслуживание государственного долга возросли в 3 раза.
Основные параметры исполнения бюджета Удмуртской Республики за 2012, 2017 - 2019 годы приведены в таблице 7.
Таблица 7
(млн рублей)
N |
Наименование |
2012 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1 |
Доходы, всего |
48284,9 |
67688,0 |
73196,9 |
80650,6 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
1.1 |
Налоговые и неналоговые доходы |
34302,5 |
52097,3 |
54874,4 |
57430,7 |
1.2 |
Безвозмездные поступления |
13982,4 |
15590,7 |
18322,5 |
23219,9 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
дотации |
3301,9 |
7141,7 |
9569,6 |
9374,6 |
2 |
Расходы, всего |
55115,3 |
67256,8 |
71438,6 |
82948,9 |
3 |
Доля расходов социальной направленности, % |
71 |
73 |
76 |
75 |
4 |
Дефицит (-)/профицит (+) |
- 6830,4 |
+ 431,2 |
+ 1758,3 |
- 2298,3 |
5 |
Объем государственного долга |
17436 |
48940 |
47014 |
46043 |
В условиях жестких бюджетных ограничений принятие мер по обеспечению сбалансированности бюджета республики стало приоритетом реализуемой бюджетной политики.
Работа по увеличению доходной базы бюджета, оптимизации расходов и созданию оптимальной бюджетной сети ведется в Удмуртской Республике системно, на протяжении многих лет.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2012 года N 1096-р утвержден План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Удмуртской Республики и План мероприятий по сокращению государственного долга Удмуртской Республики.
В рамках мероприятий Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Удмуртской Республики в 2013 - 2015 годах осуществлялась поддержка привлечения инвестиций в республику, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, развития обрабатывающих производств, осуществлялись мероприятия по приватизации собственности Удмуртской Республики, оптимизации государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Удмуртской Республики с 2013 по 2015 год увеличились на 15%.
В рамках реализации оздоровительных мероприятий за 2014 - 2015 годы количество государственных учреждений сократилось на 30 единиц. В отраслях социальной сферы сокращено 1191 штатная единица. Проведены мероприятия по повышению интенсивности труда педагогических и медицинских работников.
По итогам 2013 - 2015 годов экономия по социальным отраслям (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) составила 1,3 млрд рублей.
В соответствии с Указом Главы Удмуртской Республики от 23 октября 2014 года N 397 "Об оптимизации численности государственных гражданских служащих Удмуртской Республики" на 9,8% сокращена численность работников государственных органов Удмуртской Республики. В результате проведенных мероприятий сокращена площадь занимаемых административных зданий, кабинетов, арендуемых площадей. Бюджетный эффект от оптимизационных мероприятий составил 25,2 млн рублей.
В 2016 году с учетом Типового плана мероприятий по консолидации бюджетных средств субъектов Российской Федерации, распоряжением Главы Удмуртской Республики от 20 сентября 2016 года N 396-РГ утвержден План мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2020 года (далее - План).
План содержал конкретные мероприятия, направленные на консолидацию средств бюджета Удмуртской Республики, с указанием объективной финансовой оценки бюджетного эффекта (ожидаемого результата). В рамках реализации Плана в 2016 году количество государственных учреждений Удмуртской Республики сократилось на 19 единиц. В результате проведенной работы по объединению муниципальных образований в Удмуртской Республике с 1 января 2017 года на 8 единиц сократилось количество сельских поселений. Консолидированный бюджетный эффект по итогам 2016 года составил 1,6 млрд рублей.
Вместе с тем проведенная в республике работа не решила проблему дефицита собственных средств и роста долговой нагрузки бюджета. Удмуртская Республика по-прежнему относилась к регионам, имеющим высокий уровень государственного долга. Информация об уровне государственного долга Удмуртской Республики в 2012 - 2017 годах приведена в таблице 8.
Таблица 8
N |
Наименование показателя |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
Объем государственного долга (млн рублей) |
17436 |
28835 |
37923 |
41857 |
48974 |
48940 |
2 |
Отношение объема государственного долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджета (%) |
51 |
78 |
95 |
99 |
96 |
94 |
3 |
Темп роста объема государственного долга к предыдущему году (%) |
124 |
165 |
132 |
110 |
117 |
100 |
Сложившаяся ситуация потребовала принятия в 2017 году кардинальных решений по укреплению собственной доходной базы бюджета республики и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. В этом отношении 2017 год стал годом полной перезагрузки бюджетной и долговой политики региона.
С учетом рекомендаций постоянно действующей Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации актуализирован План мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2020 года. В него включены мероприятия экономического, фискального и организационного характера, направленные на совершенствование бюджетного процесса, как этапа его формирования, так и исполнения.
В части организации исполнения бюджета наряду с традиционными мерами обеспечения текущей сбалансированности и ликвидности использованы инструменты антикризисного управления бюджетом: усилена работа с имущественным комплексом республики, секвестирована расходная часть бюджета, приняты меры по укреплению финансовой дисциплины. В новый формат переведен государственный финансовый контроль. Бюджетный эффект от финансового оздоровления в 2017 году составил 3,034 млрд рублей, из которых 1 млрд рублей - экономия расходов на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики.
В целях интеграции бюджетного и закупочного процесса с 1 сентября 2017 года функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики и функции по регулированию контрактной системы в данной сфере переданы Министерству финансов Удмуртской Республики. С 1 января 2018 года полномочиями уполномоченного учреждения по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" наделено государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики", подведомственное Министерству финансов Удмуртской Республики.
Реорганизована структура исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. По состоянию на 1 января 2018 года количество министерств, ведомств сократилось на 8 единиц и составило 28 единиц. В целом с учетом задач по оптимизации управления и устранения дублирующих функций реорганизовано 14 государственных органов Удмуртской Республики, часть из которых укрупнена путем объединения. Численность государственных гражданских служащих Удмуртской Республики сокращена на 153 единицы. Экономия средств бюджета составила 117,7 млн рублей. Численность муниципальных служащих сократилась на 141 единицу.
Проведена работа по отмене непервоочередных расходов и расходов, не отнесенных к региональным полномочиям. По итогам инвентаризации расходных обязательств установлено 7 направлений, по которым принято решение об их отмене с 1 января 2018 года с бюджетным эффектом 136,4 млн рублей.
Принятые меры принесли положительные результаты. В 2017 году впервые за 9 лет остановлен рост государственного долга республики, оптимизирована его структура. Информация о структуре государственного долга за 2012 - 2017 годы представлена в таблице 9.
Таблица 9
(млн рублей)
N |
Показатель |
2012 |
Доля, % |
2013 |
Доля, % |
2014 |
Доля, % |
2015 |
Доля, % |
2016 |
Доля, % |
2017 |
Доля, % |
1 |
Государственный долг, в т.ч.: |
17436 |
100 |
28835 |
100 |
37923 |
100 |
41857 |
100 |
48974 |
100 |
48940 |
100 |
1.1 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета |
4495 |
26 |
5435 |
19 |
11723 |
31 |
12957 |
31 |
18732 |
38 |
21436 |
44 |
1.2 |
Кредиты от кредитных организаций |
5000 |
29 |
15400 |
53 |
20000 |
53 |
22000 |
53 |
20092 |
41 |
18504 |
38 |
1.3 |
Государственные ценные бумаги |
7500 |
43 |
7800 |
27 |
6200 |
16 |
6900 |
16 |
10150 |
21 |
9000 |
18 |
1.4 |
Государственные гарантии |
441 |
2 |
200 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В 2018 - 2019 годах бюджетная политика региона направлена на дальнейшую стабилизацию ситуации с уровнем долговой нагрузки.
Первым шагом на пути снижения уровня государственного долга республики стал отказ от практики завышения доходов при формировании проекта бюджета, которая приводила к возникновению необеспеченных расходных обязательств и росту заимствований. Бюджет республики формируется исходя из реальных доходов без привлечения кредитных заимствований, что потребовало максимального сокращения бюджетных расходов и продолжения работы по повышению их эффективности.
Новым этапом работы по финансовому оздоровлению региона стало утверждение в 2018 году Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на 2018 - 2021 годы (далее - Программа на 2018 - 2021 годы).
Программа на 2018 - 2021 годы разработана в рамках реализации Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года N 01-01-06/06-16 и является продолжением проводимой ранее работы (аккумулирует отдельные мероприятия Плана мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов бюджета и сокращению государственного долга в целях оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики на период до 2020 года).
Программа на 2018 - 2021 годы включала План мероприятий по росту доходного потенциала Удмуртской Республики и оптимизации расходов бюджета Удмуртской Республики на период до 2021 года, План по устранению неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам) и определяла основные направления деятельности государственных органов Удмуртской Республики по развитию собственной доходной базы бюджета Удмуртской Республики, повышению эффективности и приоритизации бюджетных расходов, поиску внутренних резервов оптимизации расходов в целях обеспечения финансирования приоритетных направлений.
В рамках Программы на 2018 - 2021 годы в целях увеличения имущественных налогов актуализирована кадастровая стоимость помещений и объектов незавершенного строительства, в том числе помещений в крупных торговых центрах. Внесены изменения в Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" в части отмены неэффективных налоговых льгот и расширения перечня объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. С 1 января 2019 года налоговая база по налогу на имущество организаций расширена за счет отмены ограничений общей площади (свыше 1000 кв. м) административно-деловых и торговых центров, облагаемых по кадастровой стоимости, а также включения товарных квартир и нежилых помещений в перечень объектов налогообложения от кадастровой стоимости. Пересмотрены ставки по транспортному налогу, реализованы мероприятия по приватизации государственного имущества, а также по легализации теневой занятости.
В целях повышения эффективности деятельности государственных органов Удмуртской Республики в 2018 году проведен очередной этап оптимизации численности работников указанных органов (на 9,3 процента), а также мероприятия по совершенствованию организационно-штатного состава исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. Централизованы функции кадрового делопроизводства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, реализованы мероприятия по централизации функций по обслуживанию информационных систем и автоматизированных рабочих мест государственных органов Удмуртской Республики в уполномоченном Министерстве.
В целях формирования эффективной системы управления расходами бюджета Удмуртской Республики в 2018 году создана Экспертно-аналитическая группа при Правительстве Удмуртской Республики (далее - Экспертная группа). За 2018 - 2019 годы Экспертной группой проведен комплексный анализ деятельности 24 исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и подведомственных им государственных учреждений по управлению расходами: проведена экспертная оценка региональных нормативных правовых актов, организационной структуры органов власти и структуры государственных учреждений, аудит расходных обязательств на предмет исключения необоснованных и неэффективных расходов бюджета. По результатам комплексного анализа Правительством Удмуртской Республики утверждены и реализуются Планы мероприятий ("дорожные карты") по совершенствованию управления расходами. Актуализирована бюджетная сеть. За 2018 - 2019 годы количество государственных и муниципальных учреждений сократилось в целом на 136 единиц.
Централизованы закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В рамках развития контрактной системы Удмуртской Республики автоматизирован процесс подготовки документов закупки, создана Межведомственная комиссия по оценке обоснованности закупок товаров, работ, услуг и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, создан региональный информационный сайт закупок, функционирует электронный магазин "Малые закупки Удмуртской Республики".
Осуществление закупок товаров, работ, услуг через уполномоченное учреждение обеспечило профессиональное проведение конкурентных процедур, содействие предотвращению нарушений законодательства, коррупционных проявлений за счет установления единых правил осуществления закупок, установление единых требований к участникам закупок и требований к закупаемой продукции, своевременное и качественное освоение средств. Общая экономия в результате централизации закупок по системе "одного окна" по итогам 2018 года составила 1,18 млрд рублей, по итогам 2019 года - 3,08 млрд рублей, по итогам 2020 года - 3,85 млрд рублей, по итогам 2021 года - 3,35 млрд рублей.
С 1 января 2018 года с целью обеспечения прозрачности денежных потоков, повышения ликвидности счетов бюджета на казначейское сопровождение переведены государственные контракты, контракты (договоры), заключаемые государственными учреждениями Удмуртской Республики. Казначейское сопровождение предусматривает рассмотрение предварительной заявки государственного заказчика (заказчика) об осуществлении закупок при использовании конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проверку фактов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг до момента оплаты. За период 2018 - 2020 годов с казначейским сопровождением заключено государственных контрактов на общую сумму 19,5 млрд рублей, предоставлено субсидий иным юридическим лицам на сумму 2,5 млрд рублей. В результате ежедневная ликвидность счета бюджета увеличилась в среднем на 231,3 млн рублей.
В области социальной поддержки граждан проведена инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. Установлен критерий нуждаемости при предоставлении компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду, ограничен контингент детей школьного возраста, обеспечиваемых бесплатными завтраками (молоком), и получателей единовременных выплат специалистам агропромышленного комплекса, проведена инвентаризация численности неработающего населения республики.
Важнейшим направлением бюджетной политики, ориентированным на достижение баланса ресурсов бюджетной системы, являются межбюджетные отношения. Их значимость определяется тем, что доля межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике в общей сумме расходов регионального бюджета варьируется от 38% в 2015 году до 41% в 2019 году.
В целях оптимизации структуры органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и оптимизации численности муниципальных служащих в республике с 2018 года реализуется проект "Эффективный Муниципалитет". В рамках проекта проведен комплексный анализ деятельности муниципальных образований в Удмуртской Республике, в том числе имущественного комплекса, разработана оптимальная структура и штатная численность местных администраций, позволяющая сохранить управляемость городом (районом) при меньшем количестве структурных подразделений и меньшей штатной численности.
В 2019 году в республике запущен проект инициативного бюджетирования "Наша инициатива". Являясь одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств, проект инициативного бюджетирования "Наша инициатива" позволяет вовлечь граждан в процессы решения вопросов и проблем местного значения, повысить финансовую грамотность граждан и обеспечить высокий уровень общественного контроля за расходованием бюджетных средств. В докладе 2020 года Министерства финансов Российской Федерации о лучших практиках инициативного бюджетирования в 2019 году опыт Удмуртской Республики отмечен в номинации "Старт программы инициативного бюджетирования в субъекте Российской Федерации".
Посредством самообложения граждан в 2018 году реализовано 8 проектов (благоустройство, детские площадки, памятники, ремонт уличного освещения), в 2019 году - 33 проекта, в 2020 году - 62 проекта с участием средств граждан.
В целом результатом проведенной работы по финансовому оздоровлению региона стал рост налоговых доходов, собираемых с территории Удмуртии (136% к уровню 2017 года), и снижение уровня долговой нагрузки. Информация об объеме и структуре государственного долга, расходов на его обслуживание за 2017 - 2019 годы представлена в таблице 10.
Таблица 10
(млн рублей)
N |
Показатель |
2017 год |
Доля, % |
2018 год |
Доля, % |
2019 год |
Доля, % |
1 |
Государственный долг Удмуртской Республики, в том числе: |
48940 |
100 |
47014 |
100 |
46043 |
100 |
1.1 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета |
21436 |
44 |
20464 |
44 |
19493 |
42 |
1.2 |
Кредиты от кредитных организаций |
18504 |
38 |
18350 |
39 |
19250 |
42 |
1.3 |
Государственные ценные бумаги |
9000 |
18 |
8200 |
17 |
7300 |
16 |
1.4 |
Государственные гарантии |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Расходы на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики |
3316 |
X |
2269 |
X |
2158 |
X |
3 |
Отношение объема государственного долга Удмуртской Республики к налоговым и неналоговым доходам,% |
94 |
X |
86 |
X |
80 |
X |
За период 2017 - 2019 годов объем государственного долга Удмуртской Республики сократился на 2,9 млрд рублей. При этом существенно улучшена структура государственного долга. Таким образом, риски, связанные с повышенным уровнем государственного долга региона, снижены до умеренных значений, что было подтверждено кредитными рейтингами Удмуртской Республики (с мая 2019 года рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики повышен до уровня "ruВВВ-").
В декабре 2019 года в рамках реализации Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Удмуртской Республики от 13 февраля 2019 года N 01-01-06/06-25 с учетом заявленных ориентиров по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета, гарантированному исполнению первоочередных расходных обязательств (в том числе мероприятий по реализации указов и стратегических инициатив Президента Российской Федерации, мероприятий с привлечением средств из федерального бюджета), оптимизации бюджетных расходов и сохранению положительной динамики снижения уровня долговой нагрузки бюджета мероприятия Программы на 2018 - 2021 годы актуализированы на период до 2024 года.
В 2020 году реализация Программы осуществлялась в условиях экономического кризиса, связанного с пандемией коронавирусной инфекции. Ограничительные меры, принятые в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, совпавшие с серьезным кризисом на рынке нефтепродуктов, оказали существенное влияние на сбалансированность бюджета региона. При этом сложившаяся конъюнктура цен на сырьевых рынках для Удмуртии, как нефтедобывающего региона, в большей степени повлияла на наполняемость бюджета.
На фоне значительного снижения налоговых и неналоговых поступлений и возникновения непредвиденных расходов, связанных с профилактикой и ликвидацией последствий распространения новой коронавирусной инфекции, неизбежно увеличивался дефицит бюджета, основным источником погашения которого являлись банковские кредиты. Это нивелировало принятые республикой меры по снижению уровня долговой нагрузки за последние три года, а кредитные заимствования лишились инвестиционной направленности. Бюджетный эффект, полученный в результате реализации Программы в 2020 году, направлен в том числе на финансовое обеспечение дополнительных расходных обязательств Удмуртской Республики по реализации мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
2021 год был годом адаптации бюджетной системы к преодолению последствий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. Благодаря принятым на федеральном и региональном уровнях мерам в 2021 году был обеспечен восстановительный рост экономики республики, поступление доходов в бюджет Удмуртской Республики восстановилось после кризиса 2020 года. Несмотря на увеличение расходов бюджета Удмуртской Республики на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, оплату коммунальных платежей и т.д., принятые обязательства выполнены, удалось остановить рост, изменить структуру и сократить объем государственного долга Удмуртской Республики. В июне 2021 года рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики установлен на уровне "ruВВВ-".
В 2022 году в целях оптимизации и повышения эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики, обеспечения исполнения государственных обязательств и социальных гарантий Удмуртской Республики принято и реализуется распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2022 года N 333-р "О мерах по оптимизации и повышению эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики", предусматривающее:
1) осуществление в первоочередном порядке расходов бюджета Удмуртской Республики в соответствии с утвержденным перечнем первоочередных расходов;
2) санкционирование платежей в соответствии с графиком, утвержденным приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 21 декабря 2021 года N 381 "О мероприятиях по исполнению бюджета Удмуртской Республики в 2022 году";
3) приостановление закупок для обеспечения нужд Удмуртской Республики за счет средств бюджета Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, а также средств, полученных государственными учреждениями Удмуртской Республики за счет всех видов финансового обеспечения, в отношении утвержденного перечня товаров, работ, услуг.
Трендом последних лет стала централизация и Цифровизация бюджетных процессов.
В конце 2019 года на региональном уровне утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по централизации кадрового учета, бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственных учреждений Удмуртской Республики.
Целью проекта является:
повышение эффективности использования средств бюджета Удмуртской Республики;
повышение качества ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности государственных учреждений на основе единой методологии и унификации операций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета;
автоматизация ведения бюджетного (бухгалтерского) учета на основе современных программ и технологий, в том числе внедрения электронного (безбумажного) документооборота;
повышение прозрачности учетных процессов.
В рамках реализации данного проекта на базе бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Централизованная бухгалтерия Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" создано казенное учреждение Удмуртской Республики "Республиканский центр учета и отчетности". За 2020 - 2021 годы централизован бухгалтерский (бюджетный) учет 170 государственных учреждений Удмуртской Республики и 11 органов государственной власти. Сокращено 227 штатных единиц бухгалтерских служб. Охват централизованным бюджетным (бухгалтерским) учетом увеличился с 6 процентов до 55 процентов.
В целом в результате реализации проекта планируется централизовать бухгалтерский (бюджетный) учет 305 государственных учреждений Удмуртской Республики и 25 органов государственной власти Удмуртской Республики.
На муниципальном уровне созданы межведомственные и ведомственные централизованные бухгалтерии, в которых обслуживаются 2077 учреждений из 2155 учреждений муниципального уровня. Доля муниципальных учреждений, для которых осуществлена централизация ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности, составляет 96%. Количество централизованных бухгалтерий сократилось с 68 единиц до 38 единиц. Сокращено 196 штатных единиц.
Общий бюджетный эффект от централизации ведения бюджетного (бухгалтерского) учета оценивается в 298,2 млн рублей за счет сокращения затрат в результате оптимизации численности работников на 647 штатных единиц, а также уменьшения расходов на оплату услуг консультантов, поддержку и эксплуатацию информационных систем.
Продолжена реализация проекта "Эффективный Муниципалитет". За период 2018 - 2021 годов штатная численность администраций муниципальных образований в Удмуртской Республике сократилась с 4939 штатных единиц до 3016 штатных единиц.
В рамках реализации положений Федерального закона от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2019 году в республике разработана типовая "дорожная карта" образования муниципальных округов путем преобразования муниципальных районов Удмуртской Республики. В 2021 году процедура преобразования была начата во всех 25 муниципальных районах Удмуртской Республики, разработано 25 законопроектов о преобразовании муниципальных образований, образованных на территориях муниципальных районов, и наделении вновь образованных муниципальных образований статусом муниципальных округов, которые приняты Государственным Советом Удмуртской Республики в феврале - июне 2021 года. В результате количество муниципальных образований в Удмуртской Республике сократилось с 333 до 30 единиц, штатная численность администраций муниципальных образований в Удмуртской Республике снизилась на 640 штатных единиц, количество депутатских мест сократилось на 2962 штатные единицы (с 3741 до 779 депутатских мест).
С 2020 года в целях привлечения молодежи к решению вопросов местного значения в Удмуртской Республике стартовала еще одна практика инициативного бюджетирования - молодежное инициативное бюджетирование "Атмосфера". Отличительной особенностью проекта стала расширенная типология. В рамках инициативного бюджетирования была предоставлена возможность к разработке не только проектов, связанных с развитием общественных пространств, но и проектов событийного характера и интернет-проектов. В перспективе планируется разработка и внедрение нового регионального проекта инициативного бюджетирования для людей с инвалидностью.
За три года посредством механизма инициативного бюджетирования было реализовано 902 проекта общей стоимостью 588 млн рублей - инициативные проекты "Нашей инициативы" и молодежные идеи "Атмосферы" дали возможность появлению в Удмуртской Республике новых детских и спортивных площадок, был произведен ремонт дорог, благоустройство мест массового отдыха и общественных пространств, проведены молодежные фестивали и образовательные мероприятия.
В целом суммарный бюджетный эффект от реализации Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики за 2017 - 2021 годы составил 13 580,3 млн рублей. Расчетный объем расходных обязательств Удмуртской Республики и муниципальных образований, определенный Министерством финансов Российской Федерации для Удмуртской Республики, по итогам 2017 - 2020 годов не превышен (таблица 11).
Таблица 11
Итоги инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления за 2017 - 2020 годы
(млн рублей)
N |
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
Фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
78317,0 |
83726,4 |
96047,2 |
112939,9 |
2 |
Фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики (с учетом капитальных вложений без делегированных полномочий и целевых федеральных средств) |
70334,2 |
74998,7 |
82623,7 |
85671,0 |
3 |
Расчетный объем расходных обязательств Удмуртской Республики и муниципальных образований (с учетом капвложений) |
72720,7 |
75197,0 |
82961,5 |
88073,5 |
4 |
Отклонение фактических расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики от расчетного объема расходных обязательств Удмуртской Республики и муниципальных образований |
-2386,5 |
-198,3 |
-337,8 |
-2402,5 |
5 |
Отношение расчетного объема расходных обязательств к фактическим расходам консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
103,4 |
100,3 |
100,4 |
103,0 |
Вместе с тем, проблема сбалансированности бюджета, имеющая для республики системный характер, сохраняется и еще более обострилась в условиях "пандемического" кризиса 2020 года.
В целях разработки рекомендаций по обеспечению формирования и исполнения сбалансированного бюджета Удмуртской Республики Министерством финансов Российской Федерации совместно с членами постоянно действующей Рабочей группы Министерства финансов Российской Федерации по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации проведен анализ финансового состояния бюджета Удмуртской Республики. Даны рекомендации в части мобилизации доходных источников и оптимизации (повышения эффективности) расходов бюджета Удмуртской Республики, которые учтены при актуализации настоящей Программы.
В целом бюджетная политика, реализуемая Правительством Удмуртской Республики с 2021 года, направлена на восстановление "докризисного" уровня доходной базы регионального бюджета, его последующее сохранение и увеличение, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение эффективности бюджетных расходов и сдерживание роста государственного долга посредством:
взаимодействия с крупными предприятиями по увеличению налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики, вовлечения в налоговый оборот коммерческих объектов, реализации мероприятий по увеличению доходов местных бюджетов;
формирования сбалансированной системы нормативных правовых актов Удмуртской Республики в сфере оказания мер государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности, включая предоставление грантов, субсидий, налоговых льгот и иных преференций бизнесу, а также проведение оценки эффективности оказываемых мер поддержки. В долгосрочной перспективе доходы бизнеса, полученные в виде налоговых поступлений в бюджет республики, кратно превысят расходы, связанные с оказанием государственной поддержки на ранних стадиях реализации инвестиционных проектов;
выявления и сокращения "неэффективных" расходов бюджета за счет внедрения методов бережливого управления, проведения аудита расходов бюджета Удмуртской Республики и высвобождения неэффективно используемых ресурсов для перенаправления на решение приоритетных задач;
формирования оптимальной структуры органов государственной власти Удмуртской Республики и администраций муниципальных образований в Удмуртской Республике, республиканских и муниципальных учреждений. При проведении оптимизационных мероприятий бюджетной сети планируется принятие "точечных" решений при сохранении качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг;
повышения эффективности инвестиционных расходов за счет проведения мероприятий по дальнейшему сокращению объемов и количества объектов незавершенного строительства;
в рамках совершенствования системы закупок проведение мероприятий, направленных на увеличение доли совместных закупок в общем объеме закупок, развитие функционала государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики" в части автоматизации сравнения цен при осуществлении закупок и формирования начальной (максимальной) цены контракта, наполнение Регионального каталога товаров, работ, услуг Удмуртской Республики.
В результате в среднесрочной перспективе будет сформирована оптимальная с точки зрения финансовой и социально-экономической целесообразности структура бюджетных расходов с учетом актуальных социальных, рыночных, технологических и иных факторов, позволяющая при увеличении доходной базы бюджета и перенаправлении финансовых потоков с "неэффективных" направлений расходов внутри бюджета обеспечить поэтапное снижение уровня долговой нагрузки.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Главы Удмуртской Республики от 27 декабря 2022 г. N 508-РГ "О внесении изменений в распоряжение Главы Удмуртской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.