Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства Ивановской области
от 29.12.2022 N 814-п
Долгосрочная программа
содействия занятости молодежи Ивановской области на период до 2030 года
I. Общие положения
Молодежь представляет собой социально-демографическую группу от 14 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями.
Содействие занятости молодежи в Ивановской области реализуется на основе:
системы доступной профессиональной ориентации, гарантированного общего и профессионального образования и профессиональной подготовки, направленных на приобретение востребованных навыков;
создания достойных рабочих мест для молодежи и временных рабочих мест для приобретения практического опыта;
реализации комплекса мер по содействию трудоустройству молодежи, развитию молодежного предпринимательства и самозанятости;
совершенствования государственной политики в сфере труда, защищающей права молодых людей;
совершенствования мотивации работодателей по трудоустройству молодежи.
Долгосрочная программа содействия занятости молодежи Ивановской области на период до 2030 года (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2021 N 3581-р.
II. Положение молодежи на рынке труда в Ивановской области
На протяжении 2017 - 2020 годов уровень занятости молодежи в Ивановской области фиксировался ниже среднеобластного уровня занятости всего населения и имел тенденцию к снижению. Показатель занятости среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет снизился с 60,8% в 2017 году до 55,2% в 2020 году и был на 2,2 процентных пункта ниже уровня занятости всех категорий граждан (2020 год - 57,4%). Уровень занятости молодежи в возрасте от 15 до 24 лет снизился с 38,7% до 29,9% соответственно. Низкие показатели уровня занятости молодежи возрастной группы от 15 до 24 лет объясняются прежде всего высоким уровнем вовлеченности молодежи этого возраста в обучение по программам общего, среднего профессионального и высшего образования (школьники и студенты очной формы обучения относятся к лицам, не входящим в состав рабочей силы).
Среди граждан, классифицируемых по методике Международной организации труда (далее - методика МОТ) как безработные, каждый четвертый - представитель молодежи в возрасте от 15 до 29 лет.
Уровень общей безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 29 лет (по методике МОТ) на протяжении вышеуказанного периода превышал среднее значение уровня общей безработицы в целом по Ивановской области (2017 год: 6,3% при 4,7% - в среднем по Ивановской области; 2018 год - 5,9% (по Ивановской области - 4,2%); 2019 год - 5,0% (по Ивановской области - 3,8%). Уровень безработицы населения в возрасте от 15 до 24 лет (по методике МОТ) в 2017 году составил 9,8%, в 2018 году - 12,1%, в 2019 году - 7,7%.
В 2020 году распространение коронавирусной инфекции вызвало рост безработицы, в том числе среди молодежи. Уровень безработицы среди молодежи увеличился до 8,1% и также превысил среднее значение в целом по Ивановской области (5,4%).
В 2021 году на фоне реализации дополнительных мер государственной поддержки наметилось снижение масштабов безработицы населения. Однако уровень безработицы среди молодежи практически не изменился по сравнению с допандемийным периодом и в 4 квартале 2021 года составил 4,9% (общий уровень безработицы по Ивановской области - 3,6%).
К основным проблемам трудоустройства молодежи относятся:
низкая конкурентноспособность молодежи на рынке труда в сегменте квалифицированного труда;
отсутствие опыта работы у части молодежи при выходе на рынок труда;
наличие среди молодежи категории незанятых лиц, не имеющих профессионального образования или подготовки;
неудовлетворенность со стороны работодателей качеством рабочей силы;
несформированность профессиональных ориентаций для построения профессиональной и трудовой карьеры.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи в условиях трансформационных процессов на рынке труда Ивановской области.
Основными задачами Программы являются:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными способностями и потребностью регионального рынка труда. Мероприятия в рамках этой задачи нацелены в первую очередь на развитие профориентационной работы с молодежью;
обеспечение соответствия получаемого молодыми людьми образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей. В рамках этой задачи в первую очередь предусматривается совершенствование системы формирования и распределения контрольных цифр приема в образовательные организации с целью их синхронизации с потребностями рынка труда Ивановской области;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи. В рамках решения этой задачи предполагается реализация мероприятий по профессиональному обучению различных категорий молодежи, субсидированию трудоустройства, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В Ивановской области обучение по образовательным программам среднего профессионального образования ежегодно завершают более 4,5 тыс. человек, из которых порядка 60% выходят на рынок труда. При этом, как правило, более 26% подлежат призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации, 11% выпускников продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования. Ежегодный выпуск образовательных организаций высшего образования составляет более 4 тыс. человек, из которых выходят на рынок труда более 63%, также значительная доля выпускников подлежит призыву в Вооруженные Силы Российской Федерации (8%) и имеет намерение продолжать обучение (27%).
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования Ивановской области в 2021 году заключены соглашения о взаимодействии с подразделениями служб занятости населения в вопросах содействия трудоустройству выпускников, созданы центры (службы, отделы) содействия трудоустройству выпускников, которые осуществляют активную работу с данной группой молодежи.
Мероприятия Программы направлены на содействие занятости обучающихся и выпускников, чьи направления подготовки (специальности) находятся в зоне рисков, связанных с незанятостью.
В качестве дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи в возрасте от 14 до 35 лет планируются мероприятия:
по субсидированию работодателей при трудоустройстве отдельных категорий молодежи, включая лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;
по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий молодежи в рамках федерального проекта "Содействие занятости".
IV. Этапы реализации Программы
Программа разработана на период до 2030 года.
Первый этап реализации Программы: 2022 - 2024 годы.
В рамках первого этапа предусматривается:
подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Ивановской области в целях расширения возможности для занятости молодежи в возрасте от 14 до 35 лет;
выполнение мероприятий, направленных на развитие предпринимательской инициативы молодежи и на создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Ивановской области;
совершенство
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.