Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 декабря 2022 г. N 308-ЭС22-14006 по делу N А53-13043/2021
Резолютивная часть определения объявлена 28 декабря 2022 г.
Полный текст определения изготовлен 29 декабря 2022 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Иваненко Ю.Г., судей Павловой Н.В., Першутова А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Южной электронной таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 по делу N А53-13043/2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2022 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОКТОБЛУ" о признании недействительным решения Южного таможенного поста (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара N 3 по декларации на товары N 10323010/210121/0008051.
В судебном заседании приняли участие:
от Южной электронной таможни - Маметова И.Р., Прокофьев Д.С., Шекун И.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "ОКТОБЛУ" - Карнавский А.В.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
обществом с ограниченной ответственностью "Вимэкс Групп" в качестве таможенного представителя от имени и по поручению общества с ограниченной ответственностью "ОКТОБЛУ" (далее - заявитель, общество "ОКТОБЛУ") на Южный таможенный пост (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни (далее - таможенный орган, таможня) подана к таможенному оформлению по процедуре "выпуск для внутреннего потребления" декларация на товары N 10323010/210121/0008051 (далее - ДТ).
По данной декларации к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) заявлен товар (товар N 3):
- "детская одежда и принадлежности к детской одежде, трикотажные машинного или ручного вязания для детей ясельной группы ростом не более 86 см: набор носков для занятий физической культурой и гимнастикой для детей, материал изготовления: 71% хлопок, 27% полиамид, 2% эластан, размерные признаки: длина стоп 11,5-13,5 см/рост 71-77 см, производитель Decathlon S.A. Франция, филиал Турция "FALCON TEKSTIL SAN. VE TIC. А", товарный знак DOMYOS, торговый знак, марка DOMYOS. Модель 8490538, артикул 2517446, количество 240.00 пар";
детская одежда и принадлежности к детской одежде, трикотажные машинного или ручного вязания для детей ясельной группы ростом не более 86 см: набор носков (2 пары) для занятий физической культурой и гимнастикой для детей, материал изготовления: 79% хлопок, 19% полиамид, 2% эластан, размерные признаки: длина стопы 11,5-13,5 см/рост 71-77 см, производитель Decathlon S.A. Франция, филиал Турция "FALCON TEKSTIL SAN. VE TIC. А". Товарный знак DOMYOS, торговый знак, марка DOMYOS. Модель 8490538, артикул 8573190, количество 330.00 пар.".
Товар N 3 заявлен под классификационным кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) в подсубпозиции 6111209000.
Поставка осуществлялась между продавцом DESIPRO PTE LTD (Сингапур) и покупателем ООО "ОКТОБЛУ" (Российская Федерация) на основании контракта от 15.12.2014 N 15-12/2014.
Существенные условия контракта согласованы сторонами в приложении к договору от 17.01.2021 N 3091942593.
По результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенным органом были выявлены таможенные риски несоблюдения запретов и непредставления в таможенный орган разрешительных или идентификационных документов по целевому профилю N 20/10300/22012021/048252.
В рамках применения мер по минимизации риска 22.01.2021 в порядке пункта 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) таможенным органом направлен запрос о представлении документов: 1) документов, подтверждающих назначение товара N 3 (для занятий физической культурой и гимнастикой); 2) документов, подтверждающих соответствие товара N 3 требованиям Технического регламента Таможенного союза 007/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (далее - Технический регламент, TP ТС 007/2011).
В ответ на запрос заявителем представлены следующие документы:
- сведения о товарных знаках, принадлежащих компании "Decathlon S.A.";
- письмо учреждения "Центр "СКС" от 17.02.2016 N 11-02-10 "О продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия";
- письма учреждения "Центр "СКС" от 08.05.2018 N 11-01-35 "Об области распространения TP ТС 007/2011 и TP ТС 017/2011", N 11-02-335 "Об области распространения TP ТС 007/2011 и TP ТС 017/2011";
- письмо Федеральной таможенной службы России от 16.05.2014 N 14-82/22469 "О направлении информации";
- информационное письмо ООО "ОКТОБЛУ" от 23.04.2019, в котором заявитель указывал на соответствие брендов "Decathlon S.A." и видов спорта, поименованных во Всероссийском реестре видов спорта;
- письмо ООО "ОКТОБЛУ", в котором заявитель представил сведения о размерах товара N 3.
По результатам проверки документов и (или) сведений таможенным органом принято решение от 22.01.2021 об отказе в выпуске товара N 3 в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 125 Таможенного кодекса, а именно - непредставление заявителем документов, подтверждающих соответствие товара N 3 требованиям Технического регламента.
Не согласившись с отказом в выпуске товара, общество "ОКТОБЛУ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением, в котором просило признать решение таможни от 22.01.2021 недействительным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021, заявление общества удовлетворено.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 22.04.2022 оставил решение суда первой инстанции от 21.09.2021 и постановление суда апелляционной инстанции 22.12.2021 без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, таможенный орган просит об отмене судебных актов арбитражных судов, состоявшиеся по настоящему делу, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 08.11.2022 жалоба таможенного органа вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты, принятые по настоящему делу, без изменения, кассационную жалобу таможни - без удовлетворения.
В судебном заседании 21.12.2022 был объявлен перерыв до 28.12.2022.
Представители таможенного органа и общества после перерыва в судебном заседании поддержали заявленные ими ранее доводы.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной.
Данная норма содержит императивное предписание, установленное в ней требование о безопасности носит общий характер и относится ко всей продукции, выпускаемой в обращение на территории ЕАЭС (консультативное заключении Суда ЕАЭС от 31.10.2019 N СЕ-2-2/4-19-БК).
В развитие положений пункта 1 статьи 53 Договора взаимосвязанными положениями пункта 1 статьи 7, подпункта 10 пункта 1 статьи 2 и подпункта 3 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса установлено, что товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры, в том числе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, при условии соблюдения запретов и ограничений, под которыми понимаются, в том числе, применяемые в отношении перемещаемых товаров меры технического регулирования.
На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 351 Таможенного кодекса обеспечение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС - относится к функциям таможенных органов.
Таким образом, обеспечение безопасности товаров, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации как государства - члена ЕАЭС, относится к сфере публичного интереса, а отношения, возникающие между декларантами и таможенными органами, связанные с подтверждением соответствия ввозимых товаров, строятся на императивных началах. Объем и порядок подтверждения соответствия товаров устанавливаются законодательством и не зависят от усмотрения декларанта (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2020 N 310-ЭС19-28641 и N 306-ЭС20-387).
С целью установления единых обязательных для применения и исполнения требований к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемой в обращение, на уровне ЕАЭС принят технический регламент TP ТС 007/2011, применяемый к продукции, приведенной в приложении N 1 к нему, в том числе к трикотажным изделиям, включая носки.
В то же время в силу пункта 1 статьи 1 и статьи 2 Технического регламента его действие не распространяется на спортивные изделия - изделия, обеспечивающие необходимые условия для организации и проведения соревнований и тренировок по различным видам спорта.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в графе 31 ДТ товар N 3 заявлен как "детская трикотажная одежда...", описание товара: трикотажные носки для детей ясельной группы, предназначены для занятий физической культурой и гимнастикой.
Оценив представленные обществом "ОКТОБЛУ" доказательства, в том числе информацию компании-производителя Decathlon S.A., суды установили, что заявленные в декларации товары импортируются в Российскую Федерацию и продаются потребителям как товары для спорта и занятий спортом; на этикетках товаров имеется специальное указание на их назначение ("для занятий спортом"); ввезенные товары торговой марки компании Decathlon S.A. соответствуют конкретным спортивным направлениям согласно Всероссийскому реестру видов спорта.
В частности, торговая марка DOMYOS разработана для занятий фитнесом, прыжками на батуте, спортивной акробатикой, спортивной аэробикой, спортивной гимнастикой, танцевальным спортом, тяжелой атлетикой, фитнес-аэробикой, художественной гимнастикой, пилатесом, йогой.
Приведенные обстоятельства не были опровергнуты таможенным органом, который не запрашивал у общества "ОКТОБЛУ" документы, подтверждающие назначение спорного товара как спортивного изделия.
Таким образом, декларантом добросовестно раскрыты доказательства и сведения, позволяющие отнести ввезенный им товар к числу исключений из сферы действия Технического регламента, а таможенным органом - не доказано наличие оснований для применения положений Технического регламента к спорному товару, в том числе исходя из публичных целей обеспечения безопасности продукции.
Принимая во внимание, что споры в сфере таможенного регулирования разрешаются исходя из презумпции добросовестности декларантов и иных заинтересованных лиц (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), при таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться с выводами судов о незаконности отказа в выпуске товара.
Кроме того, в судебном заседании представители таможенного органа указали на то, что положения ТР ТС 007/2011 не позволяют в достаточной степени разграничить детские и спортивные изделия, в связи с чем таможенные органы инициировали процедуру внесения изменения в ТР ТС 007/2011 с целью устранения противоречий и возможности однозначно классифицировать ввозимые товары. Данная инициатива являлась предметом обсуждения Комитета по вопросам семьи, женщин, детей Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и вошла в соответствующую резолюцию от 09.06.2021.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые таможенным органом судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку предусмотренных частью 1 статьи 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены не имеется, а кассационная жалоба - не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 291 11 - 291 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.09.2021 по делу N А53-13043/2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Южной электронной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.Г. Иваненко |
Судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Компания попыталась задекларировать ввоз в Россию товаров. Таможня отказала в их выпуске, указав, что нет документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям техрегламента.
ВС РФ счел отказ таможни незаконным.
Продукция, выпускаемая в обращение на территории ЕАЭС, должна быть безопасной. Это требование относится ко всей выпускаемой в обращение продукции.
Ввозимый товар компания задекларировала как детскую одежду - носки для детей ясельной группы, предназначенные для занятий физкультурой и гимнастикой.
Данные товары импортируют в Россию и продают потребителям как предназначенные для спорта. Эта продукция соответствует конкретным спортивным направлениям согласно реестру видов спорта.
К выпускаемой в обращение продукции, предназначенной для детей и подростков, применяют техрегламент TP ТС 007/2011. Его требования действуют в т. ч. в отношении трикотажных изделий, включая носки. В то же время упомянутый акт не распространяется на спортивные изделия.
Декларант добросовестно раскрыл доказательства и сведения, которые позволяют отнести ввезенный товар к числу исключений из сферы действия техрегламента. Таможня не доказала, что требования такого акта следует применять.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 декабря 2022 г. N 308-ЭС22-14006 по делу N А53-13043/2021
Опубликование:
-