Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к постановлению Правительства
Тамбовской области
от 30.12.2022 N 341
Приложение N 6
к государственной программе
Тамбовской области
"Развитие культуры"
Подпрограмма
"Искусство"
(далее - подпрограмма)
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление культуры и архивного дела области |
Соисполнитель подпрограммы |
Управление градостроительства и архитектуры области |
Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты) |
Федеральный (региональный) проект "Культурная среда"; федеральный (региональный) проект "Творческие люди"; федеральный (региональный) проект "Цифровая культура" |
Цель подпрограммы |
Обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения области |
Задачи подпрограммы |
Развитие исполнительских искусств, сохранение традиционной народной культуры, содействие сохранению и развитию народных художественных промыслов; сохранение и развитие кинематографии, создание условий для доступа к произведениям кинематографии; развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере культуры; увеличение количества посещений организаций культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы, их значения на последний год реализации |
Увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с предыдущим годом (2022 год - 3,15%); увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (2022 год - 6,55%); увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей (2021 год - 9,9%); среднее число зрителей на мероприятиях концертных организаций, самостоятельных коллективов, проведенных собственными силами в пределах своей территории, в расчете на 1 тыс. чел. населения (2022 год - 190,8 чел.); среднее число зрителей на мероприятиях театров в расчете на 1 тыс. чел. населения (2021 год - 94,4 чел.); удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры (2021 год - 20,0%); средняя численность участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. чел. населения (2021 год - 49,1 чел.); увеличение суммы грантов для театров и концертных коллективов на реализацию творческих проектов (2017 год - 34,1 млн. руб.); число учреждений получателей грантов для театров и концертных коллективов на реализацию творческих проектов (2022 год - 7 ед.); увеличение количества проведенных за пределами своей территории гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по сравнению с 2012 годом (2021 год - 11 ед.); среднее число посещений киносеансов в расчете на 1 человека (2021 год - 0,09 ед.); доля созданных страховых копий на электронных носителях от общего объема государственного фильмофонда Тамбовской области (2021 год - 20%); количество посещений организаций культуры (профессиональных театров) по отношению к уровню 2010 года (2021 год - 104,0%); число посещений театров малых городов (2022 год - 126000 ед.); количество посещений детских и кукольных театров по отношению к 2010 году (2021 год - 45,5%); количество посещений детских и кукольных театров (по отношению к 2017 году) (2021 год - 32,6%); число посещений детских и кукольных театров (2022 год - 18500 ед.); количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (2019 год - 101 чел.); количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры" (2019 год - 50 чел.); количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку (2019 год - 5 ед.); количество созданных виртуальных концертных залов (2019 год - 2 ед.) |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в два этапа: I этап: 2014 - 2022 годы; II этап: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию I этапа подпрограммы составляет 4562538,3 тыс. руб.: 2014 год - 482310,2 тыс. руб.; 2015 год - 432924,9 тыс. руб.; 2016 год - 400677,3 тыс. руб.; 2017 год - 705498,3 тыс. руб.; 2018 год - 476001,9 тыс. руб.; 2019 год - 518850,8 тыс. руб.; 2020 год - 452600,2 тыс. руб.; 2021 год - 476138,0 тыс. руб.; 2022 год - 617536,7 тыс. руб.; в том числе: бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляют 379903,3 тыс. руб.: 2014 год - 59092,9 тыс. руб.; 2015 год - 1580,0 тыс. руб.; 2016 год - 8261,5 тыс. руб.; 2017 год - 32226,5 тыс. руб.; 2018 год - 44314,1 тыс. руб.; 2019 год - 55324,0 тыс. руб.; 2020 год - 39775,5 тыс. руб.; 2021 год - 71551,7 тыс. руб.; 2022 год - 67777,1 тыс. руб.; бюджетные ассигнования бюджета Тамбовской области на реализацию подпрограммы составляют - 3798581,8 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 801459,0 тыс. руб.: 2014 год - 383448,2 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 115000,0 тыс. руб.; 2015 год - 388396,7 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 132917,3 тыс. руб.; 2016 год - 348836,3 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 70020,7 тыс. руб.; 2017 год - 627920,5 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 270703,2 тыс. руб.; 2018 год - 383345,1 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 32206,5 тыс. руб.; 2019 год - 412592,7 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 32050,6 тыс. руб.; 2020 год - 393192,9 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 83932,8 тыс. руб.; 2021 год - 367039,3 тыс. руб.; 2022 год - 493810,1 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 64627,9 тыс. руб.; бюджетные ассигнования местных бюджетов - 3452,6 тыс. руб.: 2014 год - 2219,9 тыс. руб.; 2016 год - 149,5 тыс. руб.; 2017 год - 461,3 тыс. руб.; 2018 год - 297,4 тыс. руб.; 2019 год - 234,1 тыс. руб.; 2020 год - 21,8 тыс. руб.; 2021 год - 36,5 тыс. руб.; 2022 год - 32,1 тыс. руб.; внебюджетные средства на реализацию подпрограммы составляют 380600,6 тыс. руб.: 2014 год - 37549,2 тыс. руб.; 2015 год - 42948,2 тыс. руб.; 2016 год - 43430,0 тыс. руб.; 2017 год - 44890,0 тыс. руб.; 2018 год - 48045,3 тыс. руб.; 2019 год - 50700,0 тыс. руб.; 2020 год - 19610,0 тыс. руб.; 2021 год - 37510,5 тыс. руб.; 2022 год - 55917,4 тыс. руб. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию II этапа подпрограммы составляет 4428483,1 тыс. руб.: 2023 год - 669527,7 тыс. руб.; 2024 год - 815252,3 тыс. руб.; 2025 год - 447596,4 тыс. руб.; 2026 год - 463907,8 тыс. руб.; 2027 год - 480872,6 тыс. руб.; 2028 год - 498515,5 тыс. руб.; 2029 год - 516864,0 тыс. руб.; 2030 год - 535946,8 тыс. руб.; в том числе: бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляют 281063,9 тыс. руб.: 2023 год - 113558,9 тыс. руб.; 2024 год - 167505,0 тыс. руб.; бюджетные ассигнования бюджета Тамбовской области на реализацию подпрограммы составляют - 3828967,7 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 448738,0 тыс. руб.: 2023 год - 516145,3 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 150716,0 тыс. руб.; 2024 год - 607919,3 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 298022,0 тыс. руб.; 2025 год - 407796,4 тыс. руб.; 2026 год - 424107,8 тыс. руб.; 2027 год - 441072,6 тыс. руб.; 2028 год - 458715,5 тыс. руб.; 2029 год - 477064,0 тыс. руб.; 2030 год - 496146,8 тыс. руб.; бюджетные ассигнования местных бюджетов - 65,6 тыс. руб.: 2023 год - 37,6 тыс. руб.; 2024 год - 28,0 тыс. руб.; внебюджетные средства на реализацию подпрограммы составляют 318385,9 тыс. руб.: 2023 год - 39785,9 тыс. руб.; 2024 год - 39800,0 тыс. руб.; 2025 год - 39800,0 тыс. руб.; 2026 год - 39800,0 тыс. руб.; 2027 год - 39800,0 тыс. руб.; 2028 год - 39800,0 тыс. руб.; 2029 год - 39800,0 тыс. руб.; 2030 год - 39800,0 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Искусство" направлена на решение задачи 1 "Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области, обеспечение доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитию и реализации творческого потенциала каждой личности" Госпрограммы.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
В условиях перехода российской экономики к инновационному типу развития, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.
По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы искусства.
Деятельность по обеспечению прав граждан на участие в культурной жизни осуществляется путем сохранения лучших традиций российского искусства, создания условий для обеспечения возможности участия граждан в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.
Сфера реализации подпрограммы "Искусство" охватывает:
сохранение и развитие исполнительских искусств;
сохранение и развитие кинематографии;
сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия населения области.
1.1. Сохранение и развитие исполнительских искусств
В последние годы наметилась позитивная динамика развития искусства на территории области, связанная с ростом зрительского интереса, обновлением репертуарного предложения, появлением новых творческих объединений экспериментального характера. Это результат как социально-экономической стабилизации в регионе, так и адаптации организаций искусства к новым условиям деятельности.
Театры вносят большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного театрального искусства, обеспечивают творческую преемственность поколений в театральном деле, несут важную просветительскую и воспитательную миссию.
Театры являются организаторами крупных театральных фестивалей и акций, демонстрирующих лучшие достижения отечественной и зарубежной сцены, а также ведут обширную дополнительную творческую работу: творческие вечера известных актеров и режиссеров, крупные просветительские проекты, творческие лаборатории, работа с различными категориями зрителей в рамках специальных дополнительных программ, издательские проекты.
Концертные организации и исполнительские коллективы Тамбовской области имеют большое значение для современной российской исполнительской культуры и вносят большой вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественного музыкального искусства, в обеспечение творческой преемственности поколений в музыкальном исполнительском искусстве.
Сохранение и развитие концертных организаций и исполнительских коллективов Тамбовской области является необходимым условием для обеспечения дальнейшего развития отечественного искусства в целом.
Наряду с сохранением лучших традиций отечественного исполнительского искусства, концертные организации и коллективы ведут большую работу по выявлению и поддержке творчества современных отечественных композиторов, по привлечению молодых деятелей к реализации творческих проектов, поиску новых форм художественной выразительности, что отвечает приоритетным задачам реализации подпрограммы "Искусство".
С учетом внедрения новых видов и форм привлечения зрительской аудитории предполагается существенно расширить гастрольную деятельность концертных коллективов, развивать и укреплять сотрудничество и осуществление творческих мероприятий в области современного искусства совместно с профессиональными творческими союзами, расширять популяризацию новых достижений отечественных современных композиторов.
Вместе с тем, в настоящее время многие проблемы развития современного искусства существенно обостряются. Все большая коммерциализация, проникновение потребительского подхода, следование массовым вкусам затрудняют развитие экспериментальных форм творчества, обеспечение равного доступа к лучшим образцам художественного творчества жителей различных регионов, приобщение к искусству детской и юношеской аудитории. Решение этих и многих других проблем требует поиска адекватных мер государственной поддержки.
На современном этапе основной задачей государственной политики должно стать формирование общественной потребности в различных формах искусства, в том числе инновационных. Необходимо создать систему экономических мотиваций для приобщения публики к "высоким" формам, сформировать конкурентные условия для продвижения исполнительского искусства, поддерживая искусство в его взаимоотношениях с обществом. Выработка таких механизмов позволит решать стоящие перед отраслью задачи на принципиально новом уровне, сочетающем государственный протекционизм и рыночные принципы, что наиболее полно отвечает потребностям развития искусства в настоящих условиях.
Необходимо обеспечить повышение уровня оплаты труда творческого состава до среднего по региону, переход художественно-творческого персонала на условия срочных трудовых договоров, что позволит решить проблему комплектования профессиональными кадрами ведущих симфонических оркестров, концертных организаций, обновление и интенсивный обмен творческими кадрами в театральных организациях.
Необходимо оказывать адресную поддержку междисциплинарным инновационным проектам. С учетом особенностей развития этой сферы, предполагающей функционирование в рамках новых творческих объединений, указанная поддержка будет выделяться независимым некоммерческим организациям, развитие которых принципиально важно для становления нового типа культурных институтов.
Следует развивать программы поддержки современных тамбовских авторов - как в рамках специальных проектов, так и путем более тесного взаимодействия с ними театральных и концертных организаций. Результатом этих программ должно стать существенное расширение репертуара театрально-концертных организаций за счет произведений современных драматургов и композиторов.
Будут продолжены программы поддержки дебютов, направленные на поиск и реализацию "первого шага" в искусстве молодых композиторов, режиссеров, художников, хореографов, дирижеров. Будет совершенствоваться система проведения областных исполнительских конкурсов. Эти меры будут способствовать необходимой в настоящее время смене творческих поколений, приходу молодых творческих деятелей в организации исполнительских искусств.
Будут расширены гастрольные программы, направленные на обеспечение равного доступа к лучшим образцам исполнительского искусства. Результатом этих программ должно стать существенное увеличение доли гастрольных показов в общем репертуаре театрально-концертных организаций, расширение культурного "предложения" для жителей региона, увеличение числа посещений театральных спектаклей и концертов.
Будут осуществляться специальные мероприятия по формированию репертуара для детской и юношеской аудитории. Особое внимание при этом будет уделено проектам, направленным на поиск новых форм выразительности и современных методов приобщения к искусству детской и юношеской аудитории.
В сфере театрального искусства необходимо реализовать комплекс мероприятий, предусмотренных Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2011 N 1019-р, Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Тамбовской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением администрации области от 14.11.2012 N 399-р. В первую очередь, необходимо предпринять меры для сохранения сети и творческого потенциала областных театров, развития новых форм негосударственных театральных объединений. Предстоит решить задачи, связанные с освоением современной драматургии и поиском адекватных форм ее выражения, созданием условий для прихода нового поколения творцов, активизацией процессов обновления трупп. Требуется поиск новых форм работы со зрительской аудиторией, в том числе, с молодым зрителем, не имеющим опыта общения с театром.
Интересы развития отечественного театрального искусства в новых условиях требуют возрождения системы повышения квалификации театральных специалистов, являющейся важным элементом театрального дела.
В сфере музыкального искусства на современном этапе необходимо определить новую структуру филармонической сферы, обозначив функции всех участников. Это станет основой для формирования принципов взаимодействия участников сферы музыкального исполнительского искусства и их взаимоотношений с государством. Приоритетной задачей является создание мотивации для лиц, способных эффективно выполнять функцию продвижения академической музыки, в том числе современной, при наличии условий, сохраняющих высокое художественное содержание этой сферы.
Традиционно важным и политически актуальным направлением деятельности останется поддержка различных форм монументального искусства, стимулирование создания произведений высокого художественного качества, приуроченных к памятным и юбилейным датам истории России, в том числе и увековечение памяти выдающихся деятелей науки и культуры.
Остро стоит задача вовлечения в созидание культурного пространства наиболее креативной части профессионального художественного сообщества - творческой молодежи, что диктует необходимость создания условий для обеспечения доступных форм реализации творческого потенциала молодых творцов.
1.2. Сохранение и развитие кинематографии
В настоящее время структура кинообслуживания населения Тамбовской области состоит из:
трех коммерческих кинотеатров "Киномакс-Акварель Тамбов", "Киномакс-Фестиваль Парк Тамбов", кинотеатра "Октябрь" в г. Мичуринске;
четырех муниципальных кинозалов малых городов (Котовск, Кирсанов, Рассказово, Уварово);
двадцати трех муниципальных кинозалов районной сети и сельских киноустановок, которые обеспечивает фильмокопиями областное государственное бюджетное учреждение культуры "Научно-методический центр народного творчества и досуга".
Из-за отсутствия финансирования за последние 5 лет в областной кинофонд не было приобретено ни одного кинофильма, однако для продвижения отечественных кинофильмов были заключены договоры с кинокомпаниями Москвы о прокате фильмов в городах и районных поселках Тамбовской области.
Для расширения кинообслуживания населения в Тамбовской области ежегодно проходят крупные кинофестивали и акции: "Десять заповедей", "Свет Лучезарного Ангела", "Сталкер", демонстрирующие лучшие достижения отечественного и зарубежного киноискусства, где проходят творческие встречи с актерами, сценаристами, киноведами, режиссерами.
Вместе с тем, этих позитивных сдвигов еще недостаточно для того, чтобы возродить притягательную силу кинопроизведений.
Реорганизация сети муниципальных учреждений культуры, проведенная в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и сокращение финансирования содержания оборудования, что привело к предельному износу техники, послужили главными причинами резкого сокращения количества учреждений и организаций, осуществляющих кинопоказ (в 2008 году - 80 киноустановок, в 2013 году - 27 киноустановок).
Снижение уровня обеспеченности жителей области услугами публичного кинопоказа - основная проблема, которая может привести к полной ликвидации государственной киносети. На сегодняшний момент доступ к современному кинопоказу и сервису имеют только зрители крупных городов области.
Привлечение населения области в кинозалы на основе улучшения качества предоставляемых услуг организациями культуры по кинопрокату и кинопоказу, а также внедрение цифровых технологий кинопоказов определили необходимость разработки подпрограммы "Искусство".
Реализация подпрограммы "Искусство" будет способствовать развитию форм и условий проведения досуга, возвращению массового зрителя в кинозалы и повышению качества предоставления киноуслуг организациями культуры и кинематографии.
Указанная задача будет решаться путем создания цифровой системы показа фильмов в сельской местности, модернизации действующего кинооборудования, а также путем технического переоснащения кинозалов.
Развитие инфраструктуры кинопоказа позволит создать благоприятные условия для улучшения организации кинообслуживания населения области, значительно улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, осуществляющих кинопоказ, обеспечить доступ жителей Тамбовской области к лучшим произведениям отечественного и мирового киноискусства.
1.3. Сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия Тамбовской области
В последние годы большой интерес общества обращен к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном российском государстве.
Одним из основных механизмов обеспечения государственной культурной политики, направленной на сохранение и развитие традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия Тамбовской области, является сеть учреждений культурно-досугового типа.
Учреждения культурно-досугового типа региона удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, вносят большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию традиционной культуры Тамбовской области, обеспечивают преемственность поколений в сохранении национальных культурных традиций, несут просветительскую и воспитательную миссию.
В Тамбовской области по состоянию на начало 2013 года функционировало 516 учреждений культурно-досугового типа, из них 61 со статусом юридического лица, 455 - филиалы, в том числе 478 - в сельской местности. Учреждения культурно-досугового типа это: дома, дворцы и клубы культуры, социокультурные комплексы, центры досуга.
Наиболее яркой и привлекательной формой проявления народного творчества являются фестивали и праздники народного творчества, проводимые во всех муниципальных образованиях региона. Они бывают многожанровыми, ориентированными на народный календарь, или специальными, такими как фестивали танца, песни, костюма, ремесла и др. В любом случае эти акции преследуют цели духовного возрождения, пропаганды лучших народных традиций.
Система пропаганды народного творчества включает в себя десятки всероссийских, межрегиональных и региональных фестивалей, проводимых под эгидой управления культуры и архивного дела Тамбовской области, а также праздники и конкурсы по различным жанрам любительского художественного творчества.
Отдельной строкой выделяются проекты, направленные на сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства.
Помимо десятков традиционных фестивалей и праздников народного творчества, включению народных традиций в современное социокультурное пространство служат новые формы фестивальной практики - этнофутуристические проекты. В своем большинстве данные проекты объединяют различные жанры традиционной и современной культуры различных этнических групп и национальностей. Целями и задачами таких фестивалей являются: популяризация новых форм соединения традиционной культуры с современным искусством; выявление и поддержка самобытных авторов-исполнителей и коллективов; интеграция современных и народных традиций в культурном пространстве.
Чтобы сохранить культурную идентичность нации, богатейшие традиции народного творчества, сочетая их с темпом современной жизни, стирающей национальные границы, насыщенной высокими технологиями, ведущей к стандартизации и унификации всех жизненных процессов, необходимо обратить особое внимание на работу культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности, поскольку уже созрели все социально-экономические и культурные условия для пересмотра их идеологии (миссии), сети, типов, содержания, форм и методов деятельности.
В настоящее время в данном секторе культуры наблюдается ряд проблем, требующих неотложного решения:
значительное сокращение сети учреждений культурно-досугового типа (на фоне мировых тенденций, которые свидетельствуют о перемещении рабочих мест в сферу культуры из других отраслей экономики);
стремление отдельных муниципалитетов скорее отказаться от "нерентабельных" учреждений культурно-досугового типа, чем организовывать их вывод на конкурентоспособный уровень;
усиление территориальных диспропорций в обеспечении доступности культурно-досуговых услуг для населения;
снижение платежеспособного спроса населения (особенно в сельской местности, где сконцентрирована подавляющая часть культурно-досуговых учреждений);
ухудшение ассортимента и качества предоставляемых культурно-досуговых услуг;
устаревание применяемых технологий и форм работы;
ухудшение материально-технического оснащения (так аудио- и видеоаппаратура, которую используют в культурно-досуговых учреждениях, во многих случаях хуже имеющейся у граждан в личном пользовании);
старение и низкая квалификация кадров, несоответствие их профессиональных знаний и умений вызовам сегодняшнего дня;
острая нехватка менеджеров, которые умели бы разрабатывать и успешно реализовать бизнес-планы учреждений, находить общий язык с властными структурами, грантодателями, меценатами, потребителями услуг, персоналом учреждений и другими заинтересованными сторонами;
ухудшение снабжения территорий специальной литературой, сокращение количества научно-практических конференций, сужение каналов методической помощи, уменьшение количества научно-исследовательских проектов по проблемам культурно-досуговой деятельности.
Для решения указанных проблем в первую очередь необходимо:
обеспечить повышение уровня оплаты труда работников культурно-досуговой сферы;
оказать помощь учреждениям культурно-досугового типа в осуществлении стратегического управления. Учитывая важность этого направления деятельности, необходимо усилить меры по организации в регионе соответствующих рабочих групп и экспертных советов, разработать методическое обеспечение, реализовать пилотные проекты, выявить и распространить лучший международный и отечественный опыт в рассматриваемой сфере;
оказать адресную поддержку развитию инновационных процессов в деятельности сельских учреждений культурно-досугового типа;
расширить практику создания модельных домов культуры, которые ориентированы на обеспечение высокого потребительского качества и комфортности в предоставлении культурно-досуговых услуг;
продолжить работу по формированию электронного Каталога объектов нематериального культурного наследия Тамбовской области.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере подпрограммы "Искусство" на период до 2030 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах:
Законе Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Законе области от 09.11.2009 N 576-З "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей";
Законе области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области";
Законе области от 04.06.2018 N 246-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года";
Законе области от 31.05.2021 N 630-З "О реализации молодежной политики в Тамбовской области".
В области на период до 2030 года определяются следующие приоритетные направления культурного развития, которые относятся к сфере реализации подпрограммы "Искусство":
сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия: памятников истории и культуры, музейных, архивных и библиотечных фондов, фильмофондов;
создание условий для улучшения доступа населения области к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, информации и знаниям;
сохранение и развитие творческого потенциала населения области, самодеятельного искусства;
обеспечение доступа населения к профессиональному искусству.
С учетом указанных приоритетов целью подпрограммы "Искусство" является обеспечение прав граждан на участие в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации.
Достижение установленной цели потребует создание условий для:
сохранения и развития исполнительских искусств;
сохранения и развития кинематографии;
сохранения и развития традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия населения области;
поддержки творческих инициатив населения, творческих союзов, выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры;
организации и проведения мероприятий, посвященных значимым событиям в культуре области и развитию культурного сотрудничества.
Реализация подпрограммы "Искусство" будет осуществляться в 2 этапа:
I этап: 2014 - 2022 годы;
II этап: 2023 - 2030 годы.
На первом этапе (2014 - 2022 годы) будут сформированы правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации подпрограммы "Искусство", в том числе: совершенствование нормативной правовой базы в сфере развития исполнительских, а также изобразительных искусств, сохранение и возрождение традиционной народной культуры, сохранение и развитие народных художественных промыслов, поддержки творческих инициатив и дарований населения, развитие межрегиональных и международных культурных связей и др.
На данном этапе осуществляется внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг. Будет осуществлена модернизация и развитие необходимой для реализации Госпрограммы инфраструктуры, созданы условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг.
Также будет активизирована интеграция региона в мировой культурный процесс, будет укреплен позитивный образ Тамбовской области.
Второй этап (2023 - 2030 годы) реализации подпрограммы "Искусство" будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и повышения доступности услуг театров, концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа. Будет продолжено внедрение инноваций и модернизация отрасли культуры, в полной мере будет проводиться мониторинг, контроль и оценка их эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Госпрограммы.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
Показателями (индикаторами) реализации подпрограммы "Искусство" выступают:
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий по сравнению с предыдущим годом;
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей;
среднее число зрителей на мероприятиях концертных организаций, самостоятельных коллективов, проведенных собственными силами в пределах своей территории, в расчете на 1 тыс. человек населения;
среднее число зрителей на мероприятиях театров в расчете на 1 тыс. человек населения;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры;
средняя численность участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. человек населения;
увеличение суммы грантов для театров и концертных коллективов на реализацию творческих проектов;
число учреждений получателей грантов для театров и концертных коллективов на реализацию творческих проектов;
увеличение количества проведенных за пределами своей территории гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по сравнению с 2012 годом;
среднее число посещений киносеансов в расчете на 1 человека;
доля созданных страховых копий на электронных носителях от общего объема государственного фильмофонда Тамбовской области;
количество посещений организаций культуры (профессиональных театров) по отношению к уровню 2010 года;
число посещений театров малых городов;
количество посещений детских и кукольных театров (по отношению к 2010 году);
количество посещений детских и кукольных театров (по отношению к 2017 году);
число посещений детских и кукольных театров.
В подпрограмму "Искусство" включены показатели:
федерального (регионального) проекта "Творческие люди":
количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры;
количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры";
количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку;
федерального (регионального) проекта "Цифровая культура":
количество созданных виртуальных концертных залов.
Выделенные в рамках подпрограммы "Искусство" показатели характеризуют основные результаты деятельности в разрезе типов учреждений, участвующих в ее реализации, в том числе концертных организаций, театров, организаций, осуществляющих кинопоказ, учреждений культурно-досугового типа.
В качестве индикаторов оценки решения задач подпрограммы "Искусство" предполагается использовать показатели, характеризующие выполнение входящих в нее основных мероприятий.
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы "Искусство" являются:
высокий уровень качества и доступности услуг концертных организаций, театров, учреждений культурно-досугового типа, организаций, осуществляющих кинопоказ;
усиление государственной поддержки современного изобразительного искусства;
рост количества российских фильмов в кинопрокате;
совершенствование механизма государственной поддержки проката и продвижения национальных фильмов;
рост количества качественных российских фильмов в кинопрокате;
рост вовлеченности всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
усиление социальной поддержки деятелей культуры;
обеспечение государственной поддержки дарований;
увеличение государственной поддержки художественных коллективов, творческих союзов и организаций культуры;
обеспечение государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников;
рост количества качественных мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества;
укрепление межрегионального и международного культурного сотрудничества;
укрепление материально-технической базы концертных организаций, театров, учреждений культурно-досугового типа, организаций, осуществляющих кинопоказ;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на оказание государственной поддержки развития искусства;
новый качественный уровень развития бюджетной сети концертных организаций, театров, учреждений культурно-досугового типа.
4. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Для достижения цели и решения задач подпрограммы "Искусство" планируется осуществление шести основных мероприятий.
4.1. Основное мероприятие "Сохранение и развитие исполнительских искусств"
Выполнение основного мероприятия включает:
оказание государственных услуг (выполнение работ) и обеспечение деятельности областных государственных театров, концертных и других организаций исполнительских искусств, находящихся в ведении управления культуры и архивного дела области;
В рамках основного мероприятия планируется:
создание и ведение единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых театрами;
создание новых театральных постановок и спектаклей, в том числе с социально значимой тематикой, имеющих воспитательную функцию;
проведение театральных гастролей и фестивалей в объемах, обеспечивающих реальное повышение уровня доступности и разнообразия видов и форм театрального предложения для населения региона;
организация мероприятий по развитию драматургии, расширению объемов и повышению качества театрального предложения для детей и подростков;
организация театральных мероприятий, имеющих целью активизирование интеграции региона в мировой культурный процесс, укрепление позитивного образа области;
создание художественного продукта (музыкальных, театральных и других художественных программ) и сохранение художественного уровня творческих коллективов;
распространение художественного продукта, его реализация (концертная деятельность) и распределение (просветительская деятельность);
проведение гастрольной деятельности концертными организациями;
стимулирование и поддержка новых направлений, видов и жанров искусства;
содействие реализации творческих проектов, имеющих некоммерческий экспериментальный характер;
укрепление материально-технической базы театров, концертных и других организаций исполнительских искусств;
обеспечение проведения текущих и капитальных ремонтных работ в театрах, концертных и других организациях исполнительских искусств;
обеспечение инновационного развития театров, концертных и других организаций исполнительских искусств путем технологического обновления, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий;
реализация мер для привлечения в профессию молодых специалистов и закрепления их в театрах, концертных и других организациях исполнительских искусств;
установление государственных нормативов и стандартов, в том числе стандартов качества услуг театров, концертных и других организаций исполнительских искусств;
профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников театров, концертных и других организаций исполнительских искусств;
научное и методическое обеспечение развития театров, концертных и других организаций исполнительских искусств;
информатизация театров, концертных и других организаций исполнительских искусств;
повышение эффективности услуг театров, концертных и других организаций исполнительских искусств и использование бюджетных средств на обеспечение их деятельности.
Основное мероприятие направлено на достижение следующих показателей:
Госпрограммы:
количество посещений учреждений культуры по отношению к уровню 2012 года;
подпрограммы "Искусство":
увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение количества стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства;
среднее число зрителей на мероприятиях концертных организаций, самостоятельных коллективов, проведенных собственными силами в пределах своей территории, в расчете на 1 тыс. человек населения;
среднее число зрителей на мероприятиях театров в расчете на 1 тыс. человек населения;
увеличение суммы грантов для театров и концертных коллективов на реализацию творческих проектов;
увеличение количества проведенных за пределами своей территории гастролей концертных организаций, самостоятельных коллективов и театров по сравнению с 2012 годом.
Результатами реализации основного мероприятия станут:
высокий уровень качества и доступности услуг концертных организаций, театров;
усиление государственной поддержки современного изобразительного искусства;
укрепление материально-технической базы концертных организаций, театров;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на оказание государственных и муниципальных услуг концертными организациями и театрами;
новый качественный уровень развития бюджетной сети концертных организаций и театров.
Основное мероприятие будет реализоваться на протяжении всего периода действия Госпрограммы.
Исполнителем основного мероприятия в части формирования и финансирования государственного задания на предоставление государственных услуг в области сохранения и развития исполнительских искусств на региональном уровне является управление культуры и архивного дела области.
Участниками основного мероприятия в части формирования и финансирования муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг в области сохранения и развития исполнительских искусств на муниципальном уровне являются органы местного самоуправления (муниципалитеты).
4.2. Основное мероприятие "Сохранение и развитие кинематографии"
Выполнение основного мероприятия включает:
оказание государственных услуг (выполнение работ) и обеспечение деятельности государственных организаций, осуществляющих кинопоказ.
В рамках основного мероприятия планируется:
увеличение доли отечественных фильмов в прокате;
повышение доступности произведений кинематографии для населения;
проведение киномероприятий в муниципалитетах;
внедрение передовых технологий, научное и методическое обеспечение развития сферы кинематографии;
сохранение и введение в культурный оборот фильмофондов.
Основное мероприятие направлено на достижение следующих показателей:
Госпрограммы:
количество посещений учреждений культуры по отношению к уровню 2012 года;
подпрограммы "Искусство":
среднее число посещений киносеансов в расчете на 1 человека;
доля созданных страховых копий на электронных носителях от общего объема государственного фильмофонда области.
Результатами реализации основного мероприятия станут:
рост количества российских фильмов в кинопрокате;
высокий уровень сохранности и эффективности использования коллекции фильмов и других киноматериалов области;
высокий уровень качества и доступности услуг организаций, осуществляющих кинопоказ;
укрепление материально-технической базы организаций, осуществляющих кинопоказ.
Основное мероприятие будет реализоваться на протяжении всего периода действия Госпрограммы.
Исполнителем основного мероприятия в части оказания государственных услуг (выполнения работ) и обеспечения деятельности областных государственных учреждений, осуществляющих кинопоказ на региональном уровне является управление культуры и архивного дела области.
Участниками основного мероприятия в части оказания муниципальных услуг (выполнения работ) и обеспечения деятельности муниципальных учреждений, осуществляющих кинопоказ на муниципальном уровне являются органы местного самоуправления (муниципалитеты).
4.3. Основное мероприятие "Сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия населения области"
Выполнение основного мероприятия включает:
оказание государственных услуг (выполнение работ) в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия населения области и обеспечение деятельности государственных учреждений культуры, находящихся в ведении управления культуры и архивного дела области;
оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и обеспечение деятельности муниципальных учреждений культурно-досугового типа, находящихся в ведении муниципалитетов (финансирование из средств муниципальных бюджетов).
В рамках основного мероприятия планируется:
ведение Каталога объектов нематериального культурного наследия области;
сохранение, восстановление и пополнение собраний фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму;
выявление и картографирование территорий распространения и локализации языков, обычаев и традиций народов, проживающих в регионе;
обеспечение оказания культурно-досуговых услуг населению;
обеспечение работы фольклорно-этнографических студий и коллективов, стимулирование их к созданию новых творческих постановок, приобретению музыкальных инструментов и костюмов, участию в фестивалях народного творчества;
поддержка творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры (художников, композиторов и др.) посредством проведения творческих вечеров, чтений, презентаций, издания сборников и др.;
поддержка национальных общественных объединений, прежде всего, национально-культурных автономий, необходимых для сохранения их национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
поддержка культурных мероприятий в области сохранения и развития нематериального культурного наследия Тамбовской области, включая организацию и проведение фестивалей, народных праздников, выставок и конкурсов народного творчества;
поддержка проектов, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия области;
создание условий для привлечения детей и молодежи к занятиям, связанным с народной культурой;
создание условий для снижения текучести кадров и укрепления кадрового потенциала в культурно-досуговых учреждениях, особенно в сельской местности;
обновление материально-технической базы культурно-досуговых учреждений (увеличение числа учреждений, имеющих специальное оборудование, соответствующее современным требованиям и нормам);
популяризация традиций народной культуры различными формами творческой деятельности, издательскими проектами, а также в средствах массовой информации и сети "Интернет";
оптимизация сети учреждений культурно-досугового типа;
осуществление других мероприятий.
Основное мероприятие направлено на достижение следующих показателей:
Госпрограммы:
количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2012 года;
подпрограммы "Искусство":
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры;
среднее число участников клубных формирований в расчете на 1 тыс. человек населения.
Основное мероприятие будет реализоваться на протяжении всего периода действия Госпрограммы.
Исполнителем основного мероприятия в части государственной поддержки сохранения и развития традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия области на региональном уровне является управление культуры и архивного дела области.
Участниками основного мероприятия в части муниципальной поддержки сохранения и развития традиционной народной культуры и нематериального культурного наследия области на муниципальном уровне являются органы местного самоуправления области муниципальных образований.
4.4. Основное мероприятие "Федеральный (региональный) проект "Культурная среда"
Целью федерального (регионального) проекта "Культурная среда" является увеличение к 2024 году количества посещений организаций культуры.
Главная задача - создание современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области.
4.5. Основное мероприятие "Федеральный (региональный) проект "Творческие люди"
Целью федерального (регионального) проекта "Творческие люди" является увеличение к 2024 году количества жителей области, вовлеченных в культурную деятельность.
Главная задача - поддержка и реализация творческих инициатив.
4.6. Основное мероприятие "Федеральный (региональный) проект "Цифровая культура"
Целью федерального (регионального) проекта "Цифровая культура" является увеличение к 2024 году числа обращений к цифровым ресурсам культуры Тамбовской области в 5 раз.
Главная задача - цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы "Искусство" осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, местных бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые областными государственными бюджетными и автономными учреждениями от оказания платных услуг (работ), за счет прочих безвозмездных поступлений, а также за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.
Для реализации мероприятий подпрограммы необходимо:
на I этапе реализации подпрограммы - 4562538,3 тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 379903,3 тыс. рублей;
бюджет Тамбовской области - 3798581,8 тыс. рублей;
местные бюджеты - 3452,6 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 380600,6 тыс. рублей;
на II этапе реализации подпрограммы - 4428483,1 тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 281063,9 тыс. рублей;
бюджет Тамбовской области - 3828967,7 тыс. рублей;
местные бюджеты - 65,6 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 318385,9 тыс. рублей.
Финансирование подпрограммы "Искусство" по годам за счет всех источников предусматривается в следующих объемах:
I этап:
2014 год - 482310,2 тыс. рублей;
2015 год - 432924,9 тыс. рублей;
2016 год - 400677,3 тыс. рублей;
2017 год - 705498,3 тыс. рублей;
2018 год - 476001,9 тыс. рублей;
2019 год - 518850,8 тыс. рублей;
2020 год - 452600,2 тыс. рублей;
2021 год - 476138,0 тыс. рублей;
2022 год - 617536,7 тыс. рублей;
в том числе:
бюджетные ассигнования федерального бюджета:
2014 год - 59092,9 тыс. рублей;
2015 год - 1580,0 тыс. рублей;
2016 год - 8261,5 тыс. рублей;
2017 год - 32226,5 тыс. рублей;
2018 год - 44314,1 тыс. рублей;
2019 год - 55324,0 тыс. рублей;
2020 год - 39775,5 тыс. рублей;
2021 год - 71551,7 тыс. рублей;
2022 год - 67777,1 тыс. рублей;
бюджетные ассигнования бюджета Тамбовской области:
2014 год - 383448,2 тыс. рублей;
2015 год - 388396,7 тыс. рублей;
2016 год - 348836,3 тыс. рублей;
2017 год - 627920,5 тыс. рублей;
2018 год - 383345,1 тыс. рублей;
2019 год - 412592,7 тыс. рублей;
2020 год - 393192,9 тыс. рублей;
2021 год - 367039,3 тыс. рублей;
2022 год - 493810,1 тыс. рублей;
финансирование за счет средств местных бюджетов:
2014 год - 2219,9 тыс. рублей;
2016 год - 149,5 тыс. рублей;
2017 год - 461,3 тыс. рублей;
2018 год - 297,4 тыс. рублей;
2019 год - 234,1 тыс. рублей;
2020 год - 21,8 тыс. рублей;
2021 год - 36,5 тыс. рублей;
2022 год - 32,1 тыс. рублей;
финансирование за счет внебюджетных средств:
2014 год - 37549,2 тыс. рублей;
2015 год - 42948,2 тыс. рублей;
2016 год - 43430,0 тыс. рублей;
2017 год - 44890,0 тыс. рублей;
2018 год - 48045,3 тыс. рублей;
2019 год - 50700,0 тыс. рублей;
2020 год - 19610,0 тыс. рублей;
2021 год - 37510,5 тыс. рублей;
2022 год - 55917,4 тыс. рублей;
II этап:
2023 год - 669527,7 тыс. рублей;
2024 год - 815252,3 тыс. рублей;
2025 год - 447596,4 тыс. рублей;
2026 год - 463907,8 тыс. рублей;
2027 год - 480872,6 тыс. рублей;
2028 год - 498515,5 тыс. рублей;
2029 год - 516864,0 тыс. рублей;
2030 год - 535946,8 тыс. рублей;
в том числе:
бюджетные ассигнования федерального бюджета:
2023 год - 113558,9 тыс. рублей;
2024 год - 167505,0 тыс. рублей;
бюджетные ассигнования бюджета Тамбовской области:
2023 год - 516145,3 тыс. рублей;
2024 год - 607919,3 тыс. рублей;
2025 год - 407796,4 тыс. рублей;
2026 год - 424107,8 тыс. рублей;
2027 год - 441072,6 тыс. рублей;
2028 год - 458715,5 тыс. рублей;
2029 год - 477064,0 тыс. рублей;
2030 год - 496146,8 тыс. рублей;
финансирование за счет средств местных бюджетов:
2023 год - 37,6 тыс. рублей;
2024 год - 28,0 тыс. рублей;
финансирование за счет внебюджетных средств:
2023 год - 39785,9 тыс. рублей;
2024 год - 39800,0 тыс. рублей;
2025 год - 39800,0 тыс. рублей;
2026 год - 39800,0 тыс. рублей;
2027 год - 39800,0 тыс. рублей;
2028 год - 39800,0 тыс. рублей;
2029 год - 39800,0 тыс. рублей;
2030 год - 39800,0 тыс. рублей.
Информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий подпрограммы "Искусство" за счет средств всех источников финансирования представлена в приложениях N 4 и 4а к Госпрограмме.
И.о. заместителя |
Е.С. Михалина |
<< Приложение N 10 |
Приложение >> N 12 |
|
Содержание Постановление Правительства Тамбовской области от 30 декабря 2022 г. N 341 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.