Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Тамбовской области
от 30.12.2022 N 341
Утверждена
постановлением администрации области
от 20.06.2013 N 642
Государственная программа
Тамбовской области "Развитие культуры" (далее - Госпрограмма)
Паспорт Госпрограммы
Ответственный исполнитель Госпрограммы |
Управление культуры и архивного дела области |
Соисполнители Госпрограммы |
Управление строительства и инвестиций области; управление по физической культуре и спорту области; управление по государственной охране объектов культурного наследия области; комитет по управлению имуществом области; управление градостроительства и архитектуры области |
Подпрограммы Госпрограммы |
"Наследие" (приложение N 5 к Госпрограмме); "Искусство" (приложение N 6 к Госпрограмме); "Развитие туризма" (приложение N 7 к Госпрограмме); "Обеспечение условий реализации Госпрограммы" (приложение N 8 к Госпрограмме) |
Программно-целевые и проектные инструменты (ведомственные целевые программы, федеральные (региональные) проекты) |
Федеральный (региональный) проект "Культурная среда"; федеральный (региональный) проект "Творческие люди"; федеральный (региональный) проект "Цифровая культура" |
Цели Госпрограммы |
Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области; увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 37071 тыс. единиц в год к концу 2030 года; повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2030 года не менее 84 творческих инициатив и проектов; повышение уровня сохранности объектов культурного наследия и развития инфраструктуры в сфере культуры, в том числе уровня обеспеченности организациями культуры до 46,0 процентов к концу 2030 года |
Задачи Госпрограммы |
Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области; обеспечение условий доступности к лучшим образцам культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области; создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Тамбовской области |
Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, их значения на последний год реализации |
I этап: прирост количества посещений учреждений культуры по сравнению с 2012 годом (2021 год - 135,0%); доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (2022 год - 38,0%); прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом (2021 год - 28%); прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по сравнению с 2012 годом (2021 год - 9,5%); повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (2021 год - 95%); отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области (2021 год - 100%); количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства (2018 год - 100 чел.); увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры по отношению к 2012 году (2021 год - 40%); количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (2022 год - 17 ед.); количество организаций культуры, получивших современное оборудование (2022 год - 27 ед.); количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (2020 год - 287 чел.); количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (2022 год - 887 чел.); количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку (2020 год - 10 ед.); количество поддержанных творческих инициатив и проектов (2022 год - 42 ед.); количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры" (2020 год - 174 чел.); количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (2022 год - 1598 чел.); количество грантов некоммерческим организациям на творческие проекты, направленные на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел (2021 год - 1 ед.); количество созданных виртуальных концертных залов (2020 год - 2 ед.); количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности (2021 год - 3 ед.); количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале "Культура.РФ" (2021 год - 30 ед.); число посещений культурных мероприятий (2022 год - 14250 тыс. ед.); уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (2022 год - 64,8%); доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2022 год - 97,1%); II этап: доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (2030 год - 46,0%); количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (2030 год - 27 ед.); количество организаций культуры, получивших современное оборудование (2030 год - 46 ед.); количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, нарастающим итогом (2030 год - 1,517 тыс. чел.); количество творческих инициатив и проектов, получивших государственную поддержку (2030 год - 84 ед.); количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (2030 год - 2130 чел.); число посещений культурных мероприятий (2030 год - 17860 тыс. ед.); уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (2030 год - 66,6%); доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (2030 год - 97,3%); условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности (2030 год - 130,0%) |
Сроки и этапы реализации Госпрограммы |
Госпрограмма реализуется в два этапа: I этап: 2014 - 2022 годы; II этап: 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования Госпрограммы |
Общие затраты на реализацию I этапа Госпрограммы за счет всех источников финансирования - 12340860,6 тыс. руб.: 2014 год - 1120938,9 тыс. руб.; 2015 год - 925048,6 тыс. руб.; 2016 год - 1206943,1 тыс. руб.; 2017 год - 1605522,2 тыс. руб.; 2018 год - 1559942,1 тыс. руб.; 2019 год - 1706375,6 тыс. руб.; 2020 год - 1562939,1 тыс. руб.; 2021 год - 1371992,4 тыс. руб.; 2022 год - 1280978,6 тыс. руб.; в том числе: федеральный бюджет - 1284781,1 тыс. руб.: 2014 год - 173396,4 тыс. руб.; 2015 год - 61061,4 тыс. руб.; 2016 год - 148642,5 тыс. руб.; 2017 год - 107084,7 тыс. руб.; 2018 год - 80049,0 тыс. руб.; 2019 год - 148063,2 тыс. руб.; 2020 год - 110861,3 тыс. руб.; 2021 год - 244695,1 тыс. руб.; 2022 год - 210927,5 тыс. руб.; в том числе объем средств, направленных в Тамбовскую область в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" 67726,1 тыс. руб.: 2018 год - 32726,1 тыс. руб.; 2019 год - 35000,0 тыс. руб.; бюджет Тамбовской области - 7686849,0 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 868654,5 тыс. руб.; 2014 год - 760366,6 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 115288,7 тыс. руб.; 2015 год - 673631,9 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 132917,3 тыс. руб.; 2016 год - 834459,3 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 70920,7 тыс. руб.; 2017 год - 1124475,9 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 270703,2 тыс. руб.; 2018 год - 853066,9 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 32206,5 тыс. руб.; 2019 год - 836602,0 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 56112,0 тыс. руб.; 2020 год - 771335,5 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 83932,9 тыс. руб.; 2021 год - 843966,6 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 37172,6 тыс. руб.; 2022 год - 988944,3 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 69400,6 тыс. руб.; местный бюджет - 10749,5 тыс. руб.: 2014 год - 2464,1 тыс. руб.; 2015 год - 53,0 тыс. руб.; 2016 год - 1511,3 тыс. руб.; 2017 год - 2245,6 тыс. руб.; 2018 год - 1419,2 тыс. руб.; 2019 год - 2655,1 тыс. руб.; 2020 год - 93,8 тыс. руб.; 2021 год - 175,1 тыс. руб.; 2022 год - 132,3 тыс. руб.; внебюджетные источники - 3358301,0 тыс. руб.: 2014 год - 184711,8 тыс. руб.; 2015 год - 190302,3 тыс. руб.; 2016 год - 222330,0 тыс. руб.; 2017 год - 371716,0 тыс. руб.; 2018 год - 625407,0 тыс. руб.; 2019 год - 719055,3 тыс. руб.; 2020 год - 680648,5 тыс. руб.; 2021 год - 283155,6 тыс. руб.; 2022 год - 80974,5 тыс. руб. Общие затраты на реализацию II этапа Госпрограммы за счет всех источников финансирования - 8692661,0 тыс. руб.: 2023 год - 1370103,9 тыс. руб.; 2024 год - 1431114,6 тыс. руб.; 2025 год - 893404,1 тыс. руб.; 2026 год - 926960,5 тыс. руб.; 2027 год - 961860,4 тыс. руб.; 2028 год - 998155,7 тыс. руб.; 2029 год - 1035902,4 тыс. руб.; 2030 год - 1075159,4 тыс. руб.; в том числе: федеральный бюджет - 650331,4 тыс. руб.: 2023 год - 311828,7 тыс. руб.; 2024 год - 338502,7 тыс. руб.; бюджет Тамбовской области - 7596183,5 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 553363,5 тыс. руб.; 2023 год - 1002457,0 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 209365,1 тыс. руб.; 2024 год - 1036819,4 тыс. руб.; в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы - 343998,4 тыс. руб.; 2025 год - 837770,0 тыс. руб.; 2026 год - 871280,2 тыс. руб.; 2027 год - 906132,1 тыс. руб.; 2028 год - 942377,4 тыс. руб.; 2029 год - 980072,2 тыс. руб.; 2030 год - 1019275,2 тыс. руб.; местный бюджет - 464,8 тыс. руб.: 2023 год - 252,3 тыс. руб.; 2024 год - 212,5 тыс. руб.; внебюджетные источники - 445681,3 тыс. руб.: 2023 год - 55565,9 тыс. руб.; 2024 год - 55580,0 тыс. руб.; 2025 год - 55634,1 тыс. руб.; 2026 год - 55680,3 тыс. руб.; 2027 год - 55728,3 тыс. руб.; 2028 год - 55778,3 тыс. руб.; 2029 год - 55830,2 тыс. руб.; 2030 год - 55884,2 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации Госпрограммы
В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.
Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала должно обеспечиваться, в том числе путем решения задачи по развитию сферы культуры, повышения доступности культурных благ для граждан.
На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Тамбовская область - одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.
Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области "на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям" обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.
По состоянию на 01.01.2022, отрасль культуры представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности по всем видам культурной деятельности, которая включает 1034 учреждения с учетом филиалов. В их числе - 481 библиотека, 468 культурно-досуговых учреждений, 26 музеев, 3 театра, 5 концертных организаций, 2 парка культуры и отдыха, 2 архива, 44 детских школы искусств (36 юридических лиц и 8 филиалов), 1 образовательное учреждение высшего образования, 1 профессиональное образовательное учреждение. В сфере культуры трудятся более 5,5 тыс. работников, в том числе 4,1 тыс. специалистов, из которых 1,4 тыс. чел. (33,7%) заняты в сельских учреждениях отрасли.
Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII - начала XX вв., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.
Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.
Несовершенна инфраструктура отрасли культуры. В 40% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи.
Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась.
Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений. В течение 2008 - 2012 годов ежегодно число клубных формирований в среднем уменьшалось на 100, а число участников в них - на 1000 человек.
На 01.01.2013 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляла всего 31% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.
Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.
Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.
Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. В 2009 году реставрация музейных предметов была выполнена на 0,6% от необходимой потребности, в 2010 году - на 0,6%, в 2011 году - на 1,3%, в 2012 году - на 0,9%. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.
Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.
Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров - недофинансирование отрасли. Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов. Число библиотек, имеющих компьютеры, в 2009 году составляло 128, в 2010 году - 133, в 2011 году - 139, в 2012 году - 154.
На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.
Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.
Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.
Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.
Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т.ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за рубежом.
Реализация Госпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.
Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Госпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы реализации Госпрограммы
2.1. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Госпрограммы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере культуры установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:
Российской Федерации:
Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203);
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года;
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400);
государственной программой Российской Федерации "Развитие культуры" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317);
государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642);
Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р);
национальным проектом "Культура";
указами и поручениями Президента Российской Федерации по вопросам культуры;
Тамбовской области:
Законом области от 21.06.1996 N 67-З "О библиотечном деле в Тамбовской области";
Законом области от 25.04.2003 N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области";
Законом области от 23.06.2006 N 54-З "Об Архивном фонде Тамбовской области";
Законом области от 09.11.2009 N 576-З "О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей";
Законом области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области";
Законом области от 05.10.2015 N 572-З "О регулировании отдельных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Тамбовской области";
Законом области от 04.06.2018 N 246-З "О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года";
Законом области от 31.05.2021 N 630-З "О реализации молодежной политики в Тамбовской области";
постановлением администрации области от 06.07.2010 N 794 "Об обязательном экземпляре Тамбовской области";
постановлением администрации области от 28.10.2011 N 1481 "Об организации центров общественного доступа к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде, и об организации регионального центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг";
постановлением администрации области от 16.10.2014 N 1247 "Об организации доступа к информации о деятельности органов государственной власти Тамбовской области".
Реализация положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы культуры и решить некоторые из них.
Реализация Госпрограммы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
укрепление единого культурного пространства Тамбовской области на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций региона как национального богатства и основы единства общества;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
продвижение в культурном пространстве региона нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение инновационного развития отраслей культуры, вывод их на лидирующие позиции в области применения современных технологий;
усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сфере культуры;
укрепление позиций государства в сфере культуры;
совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, государственное поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности;
повышение роли государственно-общественного партнерства в развитии сферы культуры;
предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
укрепление имиджа региона с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);
развитие системы подготовки кадров.
Приоритеты деятельности в отдельных секторах сферы культуры описаны в соответствующих подпрограммах Госпрограммы.
Цели и задачи Госпрограммы взаимосвязаны с целями и задачами ряда государственных программ Тамбовской области, перечень которых утвержден распоряжением администрации области от 15.08.2017 N 414-р, в первую очередь:
государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" - в части реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, лиц с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия и услугам учреждений культуры;
государственной программы Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" - в части создания механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи региона и укрепления гражданского единства и этнокультурного развития народов, населяющих Тамбовскую область;
государственной программы Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" - в части развития учреждений образования в области культуры.
2.2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Госпрограммы
Главной целью Госпрограммы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области.
Формулировка цели определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами в рассматриваемой сфере.
Достижение данной цели предполагается посредством решения взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных органов власти в сфере культуры.
Задача 1. Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области.
Данная задача ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным приоритетам.
Решение первой задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм "Наследие", "Искусство", включающих:
оказание государственных и муниципальных услуг (выполнение работ) библиотеками, музеями, архивами, театрами, концертными организациями и самостоятельными коллективами, учреждениями культурно-досугового типа, парками культуры и отдыха и др.;
создание условий для сохранения и развития исполнительских и изобразительных искусств;
проведение крупномасштабных мероприятий международного, межрегионального и регионального значения, посвященных значимым событиям региональной, отечественной и мировой культуры, а также мероприятий по развитию международного и межрегионального сотрудничества в сфере культуры;
реставрацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и сохранение исторического облика малых городов, входящих в состав региона.
Задача 2. Обеспечение условий доступности к лучшим образцам культуры путем создания современной инфраструктуры для творческой самореализации и досуга населения области.
Данная задача ориентирована на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Решение задачи будет обеспечено посредством осуществления мероприятий региональной составляющей национального проекта "Культура", направленных на:
обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры;
создание условий для реализации творческого потенциала нации;
цифровизацию услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры.
Задача 3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры Тамбовской области.
Данная задача выполняется в рамках подпрограммы "Обеспечение условий реализации Госпрограммы" и включает формирование нормативно-правовых, организационных, экономических, финансовых, кадровых, научных, материально-технических, информационных, методических и иных условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития сферы культуры.
Для решения задачи планируется:
выполнение государственных функций по выработке и реализации государственной региональной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю (надзору) в сфере культуры;
реализация мер по развитию информатизации отрасли;
создание условий для закрепления кадров в отрасли.
Реализация Госпрограммы осуществляется в два этапа:
I этап: 2014 - 2022 годы;
II этап: 2023 - 2030 годы.
На I этапе (2014 - 2022 годы) сформированы правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации Госпрограммы, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры и туризма, организация и проведение исследований и разработок в части развития сферы культуры, осуществление подготовки и переподготовки персонала, внедрение проектного управления, информационная поддержка Госпрограммы и др.
На данном этапе планируется внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг, модернизация и развитие необходимой для реализации Госпрограммы инфраструктуры, создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ.
II этап (2023 - 2030 годы) Госпрограммы ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры региона. На данном этапе будут продолжены внедрение инноваций и модернизация отрасли культуры, мониторинг, контроль и оценка ее эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Госпрограммы
Система показателей (индикаторов) Госпрограммы включает взаимодополняющие друг друга индикаторы цели и индикаторы входящих в Госпрограмму подпрограмм.
Показатели (индикаторы) государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры", подпрограмм государственной программы и их значений на I этапе ее реализации приведены в приложении N 1 к Госпрограмме.
Показатели (индикаторы) государственной программы Тамбовской области "Развитие культуры", подпрограмм государственной программы и их значений на II этапе ее реализации приведены в приложении N 1а к Госпрограмме.
Данная система сформирована с учетом требований постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" и обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых значений рассматриваемых показателей (индикаторов).
Показатели (индикаторы) Госпрограммы связаны с основными мероприятиями и позволяют оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2030 года.
Достижение целей Госпрограммы на I этапе косвенно оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):
Индикатор 1. Прирост количества посещений организаций культуры по сравнению с 2012 годом (в процентах).
Увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа, парков и др.) является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Данный индикатор отражает востребованность у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей.
Индикатор 2. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (в процентах).
Под объектом культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта.
Индикатор 3. Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом (в процентах).
Показатель (индикатор) демонстрирует успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в культурную деятельность.
При расчете значений рассматриваемого показателя (индикатора) учитываются:
общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения среднего профессионального образования;
специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
образовательные учреждения дополнительного образования детей, в том числе детские школы искусств;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Индикатор 4. Прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по сравнению с 2012 годом (в процентах).
Индикатор позволяет определить динамику числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году. Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении уровня профессионального мастерства участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественной школы в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала искусства региона.
Индикатор 5. Повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры (в процентах).
Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на улучшение качества предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг.
Индикатор 6. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области (в процентах).
Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на улучшение материального положения работников учреждений, увеличение количества и повышение качества предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг.
Индикатор 7. Количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства (человек).
Данный индикатор отражает достижение целей по поддержке творческих проектов в сфере культуры, созданию равных конкурентных возможностей для реализации творческого потенциала, сохранения и развития кадрового потенциала учреждений культуры и искусства, повышения материальной заинтересованности выдающихся деятелей в области культуры и искусства.
Индикатор 8. Увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры по отношению к 2012 году (в процентах).
Данный индикатор характеризует уровень развития учреждений культуры области, их способность отвечать современным требованиям к оказываемым услугам, возможность удовлетворения всесторонних потребностей населения региона.
Индикатор 9. Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Культурная среда" и отражает цель по повышению доступности для жителей сельских населенных пунктов качественных услуг культуры за счет создания (реконструкции) и капитального ремонта сельских культурно - досуговых объектов, модернизации пространства и оснащения культурно-досуговых учреждений мультимедийным оборудованием.
Индикатор 10. Количество организаций культуры, получивших современное оборудование (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Культурная среда" и отражает цель по повышению доступности для жителей области качественных услуг культуры за счет укрепления материально - технической базы организаций культуры.
Индикатор 11. Количество специалистов, прошедших повышение квалификации на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (человек).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Творческие люди" и характеризуется реализацией инновационных программ дополнительного профессионального образования по всем специальностям и направлениям подготовки в области искусств и культуры, в том числе в области современного менеджмента с использованием дистанционных технологий, стажировочных площадок с приглашением деятелей культуры, ведущих специалистов отрасли.
Индикатор 12. Количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (человек).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Творческие люди" и характеризуется реализацией инновационных программ дополнительного профессионального образования по всем специальностям и направлениям подготовки в области искусств и культуры, в том числе в области современного менеджмента с использованием дистанционных технологий, стажировочных площадок с приглашением деятелей культуры, ведущих специалистов отрасли.
Индикатор 13. Количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Творческие люди" и отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на поддержку творческих коллективов области.
Индикатор 14. Количество поддержанных творческих инициатив и проектов (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Творческие люди" и характеризует количество лучших сельских учреждений культуры и их работников, получивших государственную поддержку.
Индикатор 15. Количество волонтеров, вовлеченных в программу "Волонтеры культуры" (человек).
Индикатор 16. Количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (человек).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Творческие люди" и отражает поддержку добровольческого движения, в том числе волонтерских проектов с целью формирования социального института добровольчества в сфере сохранения культурного наследия в масштабах Тамбовской области, вовлечения его в культурный и хозяйственный оборот объектов культурного наследия.
Индикатор 17. Количество грантов некоммерческим организациям на творческие проекты, направленные на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел (в единицах).
Индикатор 18. Количество созданных виртуальных концертных залов в Тамбовской области (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Цифровая культура" и характеризуется возможностью обеспечения для жителей области участия в знаковых федеральных и региональных культурных мероприятиях в онлайн-режиме.
Индикатор 19. Количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Цифровая культура" и характеризуется возможностью взаимодействия с музейными предметами в современном формате, способствующем росту популярности музеев.
Индикатор 20. Количество онлайн-трансляций мероприятий, размещаемых на портале "Культура.РФ" (в единицах).
Данный индикатор является показателем реализации регионального проекта "Цифровая культура". Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных задач, направленных на улучшение качества предоставляемых услуг, с учетом их востребованности и популярности.
Индикатор 21. Число посещений культурных мероприятий (в тыс. единиц).
Индикатор 22. Уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (в процентах).
Индикатор 23. Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (в процентах).
Достижение целей Госпрограммы на II этапе косвенно оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):
Индикатор 1. Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения (в процентах).
Индикатор 2. Количество созданных (реконструированных) и капитально отремонтированных объектов организаций культуры (в единицах).
Индикатор 3. Количество организаций культуры, получивших современное оборудование (в единицах).
Индикатор 4. Количество специалистов сферы культуры, повысивших квалификацию на базе Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, нарастающим итогом (в тыс. человек).
Индикатор 5. Количество творческих инициатив и проектов, получивших государственную поддержку (в единицах).
Индикатор 6. Количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности (человек).
Индикатор 7. Число посещений культурных мероприятий (в тыс. единиц).
Индикатор 8. Уровень обеспеченности Тамбовской области организациями культуры (в процентах).
Индикатор 9. Доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений (в процентах).
Индикатор 10. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности (в процентах).
В качестве показателей (индикаторов) успешности решения задач Госпрограммы предусматривается использование показателей (индикаторов), характеризующих выполнение входящих в нее подпрограмм.
Описания показателей (индикаторов) подпрограмм представлены в соответствующих разделах Госпрограммы.
Показатели (индикаторы) Госпрограммы имеют запланированные по годам количественные значения.
При определении плановых значений показателей (индикаторов) Госпрограммы использовались:
данные государственной статистики;
данные Управления Федерального казначейства по Тамбовской области о бюджетном финансировании сферы культуры;
данные муниципальных образований области о фактических и планируемых результатах деятельности в сфере культуры;
прогнозы и рекомендуемые нормативы международных организаций.
Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации Госпрограммы предполагается за счет:
повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений культуры;
роста качества и эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры;
повышения мотивации работников культуры;
внедрения современных информационных и инновационных технологий в сфере культуры;
увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования в сфере культуры.
Важнейшими условиями успешной реализации Госпрограммы являются:
признание стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения социальной и межнациональной стабильности Тамбовской области;
необходимое законодательное обеспечение отрасли культуры, нормативно-правовое обоснование государственно-частного партнерства;
повышение заработной платы работников учреждений культуры;
качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
повышение эффективности управления отраслью, внедрение программно-целевых механизмов на всех уровнях управления сферой культуры;
расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов;
реализация комплекса мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры, развитие государственно-частного партнерства;
создание инновационных механизмов сохранения, использования, популяризации и вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот;
создание условий для развития многофункциональных центров развития культуры, придание нового современного облика учреждениям культуры;
оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля;
повышение качества финансового управления в сфере культуры, в т.ч. путем совершенствования системы государственных закупок;
содействие развитию механизмов поддержки негосударственных организаций малого и среднего бизнеса в сфере культуры.
Решение задач и достижение главной цели Госпрограммы позволит к 2030 году достигнуть следующих основных результатов:
укрепление единого культурного пространства Тамбовской области как исторического региона, а также духовного единства и социальной стабильности Тамбовской области;
утверждение приоритетной роли государственной культурной политики для формирования мировоззрения, общественного сознания, поведенческих образцов и норм, скрепляющих нацию и единство исторического процесса на основе широкого использования таких инструментов как кино, "Интернет", литература;
укрепление межнационального согласия на основе единых культурных ценностей;
перевод отрасли культуры на инновационный путь развития, превращение ее в наиболее современную и привлекательную сферу общественной деятельности;
широкое внедрение информационных технологий в сферу культуры;
повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств;
достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования отраслей;
принятие законов, обеспечивающих деятельность отраслей;
выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, социального статуса и места проживания;
преодоление диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения учреждениями культуры в городах и сельской местности;
формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
создание доступных условий для участия всего населения в культурной жизни, а также привлечения детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность;
создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества;
обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к региональным, национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;
значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
оптимизация и модернизация сети государственных и муниципальных учреждений культуры в регионе, создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ;
качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;
преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек и архивов;
увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры;
повышение эффективности управления отраслью культуры на всех уровнях;
осуществление комплексного решения задач реализации государственной политики в области культуры в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса, включая общественные и иные негосударственные организации;
обеспечение поддержки инновационных и инвестиционных проектов, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;
развитие системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры.
Решению проблем в сфере музейного дела будет способствовать проведение ежегодного областного конкурса "Тамбовские музеи в современной образовательной и культурной жизни региона".
Архивам предстоит выполнить задачу создания электронного архива и оцифровки описей.
Повышение активности работы отделов внестационарного обслуживания и автоклубов позволит повысить число посетителей культурно-досуговых учреждений.
В целях повышения доступности услуг, оказываемых театрально-концертными организациями, планируется расширение географии их гастрольных маршрутов на территории области с показом высокопрофессиональных программ, в т.ч. для жителей самых отдаленных населенных пунктов.
Ежегодно будет увеличиваться процент охвата детей, привлеченных к занятиям творчеством.
Одной из первоочередных задач финансового менеджмента в сфере культуры останется поэтапное повышение заработной платы работникам учреждений культуры.
Предусматриваются ежегодные стимулирующие выплаты молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные проекты в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности.
Продолжится поддержка государственных театральных и концертных коллективов.
В целях преодоления дефицита специалистов кадровый менеджмент займет особое место в современных технологиях управления в сфере культуры.
Продолжится модернизация учреждений культуры села, в т.ч. обновление материально-технической базы, специального оборудования. Будут выделены средства на приобретение автоклубов и библиобусов, а также музыкальных инструментов для учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми.
Планируется довести уровень информатизации учреждений культуры региона до 100%, в т.ч. по подключению к сети "Интернет".
С целью реализации правового просвещения в дистанционном режиме продолжится оснащение муниципальных библиотек средствами телефонии (веб-камерами).
Материальная поддержка будет оказываться на конкурсной основе лучшим муниципальным учреждениям культуры.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и ведомственных целевых программ Госпрограммы
В рамках Госпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ. При этом предполагается реализация одиннадцати основных мероприятий, выделенных в структуре подпрограмм "Наследие", "Искусство" и "Обеспечение условий реализации Госпрограммы".
В рамках Госпрограммы в период с 01.01.2014 по 31.12.2021 реализовывались мероприятия подпрограммы "Развитие туризма".
Для решения задач, связанных с сохранением, пополнением и использованием культурного и исторического наследия Тамбовской области, обеспечением равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитием и реализацией культурного и духовного потенциала каждой личности, предусматривается реализация подпрограмм "Наследие" и "Искусство".
Подпрограмма "Наследие" включает следующие основные мероприятия:
сохранение, использование, популяризация исторического и культурного наследия;
развитие библиотечного дела;
развитие музейного дела;
развитие архивного дела;
поддержка творческих инициатив учреждений, организаций и работников в сфере культуры;
организация и проведение мероприятий, а также работ по строительству, реконструкции, реставрации, ремонту объектов историко-культурного наследия.
Подпрограмму "Искусство" составляют следующие основные мероприятия:
сохранение и развитие исполнительских искусств;
сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия населения области;
поддержка творческих коллективов и работников в сфере искусства;
реализация мероприятий в сфере искусства.
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации Госпрограммы" включает основное мероприятие:
развитие системы управления в сфере культуры.
Реализация подпрограммы "Обеспечение условий реализации Госпрограммы" способствует также решению задач остальных подпрограмм. Решение задач в рамках Госпрограммы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложениях N 2 и N 2а к Госпрограмме.
В рамках Госпрограммы предусмотрена реализация региональной составляющей национального проекта "Культура". В структуру региональной составляющей национального проекта входят три региональных проекта - "Культурная среда", "Творческие люди", "Цифровая культура".
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации Госпрограммы
В рамках реализации Госпрограммы планируется оказание государственными учреждениями культуры следующих государственных услуг (выполнение работ):
осуществление библиотечного обслуживания населения в областных государственных библиотеках;
осуществление театрально-концертного обслуживания в организациях исполнительского искусства;
проведение государственной историко-культурной экспертизы;
предоставление информации из архивного фонда;
хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;
обеспечение сохранности, хранение и учет областного фильмофонда;
хранение и комплектование библиотечных фондов;
хранение, изучение и обеспечение сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
сохранение, изучение и популяризация народного творчества, любительского искусства, самодеятельного художественного творчества;
сохранение, изучение и популяризация объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории области;
хранение, комплектование и учет архивного фонда.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тамбовской области по Госпрограмме приведен в приложениях N 3 и 3а к Госпрограмме.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Госпрограммы
Реализация мероприятий Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, местных бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые областными государственными бюджетными и автономными учреждениями от оказания платных услуг (работ), за счет прочих безвозмездных поступлений, а также за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.
В соответствии с бюджетом действующих расходных обязательств общий объем финансирования Госпрограммы из всех источников предусматривается:
I этап: 2014 - 2022 годы;
в размере 12321203,9 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1120938,9 тыс. рублей;
2015 год - 925048,6 тыс. рублей;
2016 год - 1206943,1 тыс. рублей;
2017 год - 1605522,2 тыс. рублей;
2018 год - 1559942,1 тыс. рублей;
2019 год - 1706375,6 тыс. рублей;
2020 год - 1562939,1 тыс. рублей;
2021 год - 1371992,4 тыс. рублей;
2022 год - 1261321,9 тыс. рублей;
II этап: 2023 - 2030 годы
в размере 8692661,0 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 1370103,9 тыс. рублей;
2024 год - 1431114,6 тыс. рублей;
2025 год - 893404,1 тыс. рублей;
2026 год - 926960,5 тыс. рублей;
2027 год - 961860,4 тыс. рублей;
2028 год - 998155,7 тыс. рублей;
2029 год - 1035902,4 тыс. рублей;
2030 год - 1075159,4 тыс. рублей.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривается:
I этап: 2014 - 2022 годы;
в размере 1284781,1 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 173396,4 тыс. рублей;
2015 год - 61061,4 тыс. рублей;
2016 год - 148642,5 тыс. рублей;
2017 год - 107084,7 тыс. рублей;
2018 год - 80049,0 тыс. рублей;
2019 год - 148063,2 тыс. рублей;
2020 год - 110861,3 тыс. рублей;
2021 год - 244695,1 тыс. рублей;
2022 год - 210927,5 тыс. рублей;
II этап: 2023 - 2030 годы;
в размере 650331,4 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 311828,7 тыс. рублей;
2024 год - 338502,7 тыс. рублей,
в том числе объем средств, направленных в Тамбовскую область в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры"
I этап: 2014 - 2022 годы - 67726,1 тыс. рублей, в том числе:
2018 год - 32726,1 тыс. рублей;
2019 год - 35000,0 тыс. рублей.
Объем бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области предусматривается:
I этап: 2014 - 2022 годы в размере 7667192,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 760366,6 тыс. рублей;
2015 год - 673631,9 тыс. рублей;
2016 год - 834459,3 тыс. рублей;
2017 год - 1124475,9 тыс. рублей;
2018 год - 853066,9 тыс. рублей;
2019 год - 836602,0 тыс. рублей;
2020 год - 771335,5 тыс. рублей;
2021 год - 843966,6 тыс. рублей;
2022 год - 969287,6 тыс. рублей;
II этап: 2023 - 2030 годы в размере 7596183,5 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 1002457,0 тыс. рублей;
2024 год - 1036819,4 тыс. рублей;
2025 год - 837770,0 тыс. рублей;
2026 год - 871280,2 тыс. рублей;
2027 год - 906132,1 тыс. рублей;
2028 год - 942377,4 тыс. рублей;
2029 год - 980072,2 тыс. рублей;
2030 год - 1019275,2 тыс. рублей,
в том числе в рамках реализации областной инвестиционной программы предусматривается объем бюджетных ассигнований:
I этап: 2014 - 2022 годы 848997,8 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 115288,7 тыс. рублей;
2015 год - 132917,3 тыс. рублей;
2016 год - 70920,7 тыс. рублей;
2017 год - 270703,2 тыс. рублей;
2018 год - 32206,5 тыс. рублей;
2019 год - 56112,0 тыс. рублей;
2020 год - 83932,9 тыс. рублей;
2021 год - 37172,6 тыс. рублей;
2022 год - 49743,9 тыс. рублей;
II этап: 2023 - 2030 годы 553363,5 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 209365,1 тыс. рублей;
2024 год - 343998,4 тыс. рублей.
Объем бюджетных ассигнований местных бюджетов предусматривается:
I этап: 2014 - 2022 годы в размере 10749,5 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 2464,1 тыс. рублей;
2015 год - 53,0 тыс. рублей;
2016 год - 1511,3 тыс. рублей;
2017 год - 2245,6 тыс. рублей;
2018 год - 1419,2 тыс. рублей;
2019 год - 2655,1 тыс. рублей;
2020 год - 93,8 тыс. рублей;
2021 год - 175,1 тыс. рублей;
2022 год - 132,3 тыс. рублей;
II этап: 2023 - 2030 годы в размере 464,8 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 252,3 тыс. рублей;
2024 год - 212,5 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Госпрограммы из внебюджетных средств предусматривается:
I этап: 2014 - 2022 годы в размере 3358301,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 184711,8 тыс. рублей;
2015 год - 190302,3 тыс. рублей;
2016 год - 222330,0 тыс. рублей;
2017 год - 371716,0 тыс. рублей;
2018 год - 625407,0 тыс. рублей;
2019 год - 719055,3 тыс. рублей;
2020 год - 680648,5 тыс. рублей;
2021 год - 283155,6 тыс. рублей;
2022 год - 80974,5 тыс. рублей;
II этап: 2023 - 2030 годы в размере 445681,3 тыс. рублей, в том числе:
2023 год - 55565,9 тыс. рублей;
2024 год - 55580,0 тыс. рублей;
2025 год - 55634,1 тыс. рублей;
2026 год, - 55680,3 тыс. рублей;
2027 год - 55728,3 тыс. рублей;
2028 год - 55778,3 тыс. рублей;
2029 год - 55830,2 тыс. рублей;
2030 год - 55884,2 тыс. рублей.
Объем финансовых ресурсов из средств бюджета Тамбовской области на реализацию мероприятий Госпрограммы подлежит уточнению при формировании проектов бюджета Тамбовской области на очередной финансовой год и плановый период в установленном порядке.
Ресурсное обеспечение реализации Госпрограммы за счет всех источников финансирования представлено в приложениях N 4 и 4а к Госпрограмме.
Налоговые расходы в рамках реализации Госпрограммы не осуществляются.
7. Механизмы реализации Госпрограммы
Механизмами реализации Госпрограммы являются:
комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов. Достижение целей Госпрограммы предполагается, в том числе, с использованием всей сети учреждений культуры, расположенных в Тамбовской области и предоставляющих услуги в сфере культуры (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для развития культуры;
взаимодействие с потребителями услуг в сфере культуры. Мероприятия Госпрограммы должны способствовать улучшению качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, и их востребованности населением области;
опора на лучшую профессиональную практику. Ключевым принципом реализации Госпрограммы станет опора на профессионализм работников отрасли;
финансовые стимулы. Новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие учреждениям культуры больше самостоятельности в финансово-экономической сфере, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества оказываемых услуг и эффективности деятельности учреждений культуры;
развитие обратной связи. Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества оказываемых услуг в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям Тамбовской области значительно улучшить работу сферы культуры. В комплексную систему оценки качества работы учреждений культуры войдут социологические исследования и мониторинг востребованности услуг учреждений культуры, инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).
Госпрограмма предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Госпрограммы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между исполнителями Госпрограммы.
Ответственный исполнитель:
организует реализацию Госпрограммы, вносит предложения о внесении изменений в Госпрограмму и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Госпрограммы, а также конечных результатов ее реализации;
в соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" представляет в управление организации проектной деятельности администрации области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности Госпрограммы:
запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета о ходе реализации Госпрограммы (далее - годовой отчет);
готовит годовой отчет и представляет его в управление организации проектной деятельности администрации области.
Соисполнитель:
осуществляет реализацию мероприятий Госпрограммы и основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Госпрограмму;
представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.
Внесение изменений в Госпрограмму осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Госпрограммы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в сети "Интернет" информацию о Госпрограмме, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Госпрограммы, степени выполнения мероприятий Госпрограммы.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании законодательства в данной сфере.
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
При реализации подпрограмм и мероприятий Госпрограммы планируется предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов, сельских поселений области на обеспечение стимулирующих выплат молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные проекты в муниципальных учреждениях культуры и муниципальных образовательных организациях дополнительного образования детей, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) представлены в приложении N 9 к Госпрограмме.
Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов и сельских поселений области на обеспечение единовременных стимулирующих выплат лучшим работникам муниципальных учреждений культуры, педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств представлены в приложении N 10 к Госпрограмме.
Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области бюджетам городских округов Тамбовской области на создание виртуальных концертных залов в целях реализации регионального проекта "Цифровая культура" представлены в приложении N 11 к Госпрограмме.
Методика определения объемов субвенций для исполнения отдельных государственных полномочий Тамбовской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципальных образований, представлена в приложении N 12 к Госпрограмме.
Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов и сельских поселений области на государственную поддержку отрасли культуры представлены в приложении N 13 к Госпрограмме.
Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам городских округов области на поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек представлены в приложении N 14 к Госпрограмме.
Строительство (реконструкция) объектов культуры осуществляется в рамках областной адресной инвестиционной программы. Включение объектов в областную адресную инвестиционную программу осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы.
В рамках областной адресной инвестиционной программы предусматривается предоставление бюджетных инвестиций на проектирование и строительство (реконструкцию) объектов государственной собственности Тамбовской области и предоставление субсидий из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование объектов муниципальной собственности, бюджетных инвестиций, которые осуществляются из местных бюджетов на основании муниципальных программ.
Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования по созданию объектов муниципальной собственности за счет средств бюджета Тамбовской области не может превышать 99,9 процентов за каждый из годов их реализации.
Предоставление бюджетных инвестиций, предоставление субсидий муниципальным образованиям осуществляется в порядках, утвержденных Правительством Тамбовской области.
Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек представлены в приложении N 15 к Госпрограмме.
Правила предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов области на проведение ремонта в зданиях муниципальных учреждений культуры и оснащение оборудованием представлены в приложении N 16 к Госпрограмме.
Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных районов, городских округов Тамбовской области на создание модельных муниципальных библиотек в целях реализации регионального проекта "Культурная среда" представлены в приложении N 17 к Госпрограмме.
Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов области на техническое оснащение муниципальных музеев представлены в приложении N 18 к Госпрограмме.
Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных районов, городских округов и сельских поселений области на развитие сети учреждений культурно-досугового типа представлены в приложении N 19 к Госпрограмме.
И.о. заместителя |
Е.С. Михалина |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Тамбовской области от 30 декабря 2022 г. N 341 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.