Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Приморского края
от 29.12.2022 N 937-пп
"I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
1.1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
На территории Приморского края реализация государственной программы Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" (далее - государственная программа) осуществляется в два этапа. Формирование и реализация первого этапа осуществлялись в период 2020-2022 годы в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30 декабря 2014 года N 566-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Приморского края, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Приморского края". С 2023 года осуществляется реализация второго этапа государственной программы в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 20 апреля 2022 года N 256-пп "О Порядке разработки и реализации государственных программ Приморского края".
Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Кроме этого, туризм является инструментом реализации внешней политики государства. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно в период экономической нестабильности. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов региона позволяет развивать практически все направления туризма, в том числе экологический, пляжный, сельский, оздоровительный, развлекательный, деловой, спортивный, экстремальный, детский, религиозный, образовательный, культурно-познавательный, автотуризм и социальный туризм.
По уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно-исторических объектов Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе. В регионе располагаются 184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры; 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 2 океанариума; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных площадок.
Коллективные средства размещения Приморского края (далее - КСР) насчитывают порядка тысячи предприятий с номерным фондом до 69 тысяч койко-мест. Большая часть всех КСР (67%) расположена в трех муниципальных образованиях: Владивостокском, Находкинском городских округах и Хасанском муниципальном округе, и обеспечивает потребность в размещении почти 95 процентов всего турпотока.
Через весь Приморский край проходит Транссибирская железнодорожная магистраль с широтными ответвлениями к государственной границе и к морскому побережью. В этой связи край служит опорным пунктом для транзитного проезда через территорию края иностранных и отечественных туристов с оказанием им целого комплекса услуг туристского характера.
В Приморском крае зарегистрировано более тысячи предприятий общественного питания. Из них рестораны составляют 7 процентов от общего числа, кафе - 23,5 процента, бары - 11 процентов, столовые - 3 процента, закусочные - 55,5 процента.
В Приморском крае сконцентрированы уникальные природные богатства, что несомненно увеличивает его туристскую привлекательность.
В регионе действует шесть заповедников суммарной площадью 679423 га (4,1 процента территории края), включая акваторию моря - 65900 га и озера Ханка - 5690 га. В крае расположены 13 заказников (зоологических и охотничьих) общей площадью 298,7 тыс. га (1,8 процента территории края), национальные парки федерального значения: "Удэгейская легенда", "Зов тигра", "Земля леопарда", "Бикин" и работает один природный парк - Хасанский, площадью 35 тыс. га. Национальный парк "Земля леопарда", Дальневосточный морской биосферный заповедник ДВО РАН, Национальный парк "Удэгейская легенда", Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник и о. Петрова в Лазовском заповеднике - входят в список брендовых мест Приморского края.
Все это обеспечивает краю наиболее высокий в сравнении с регионами российского Дальнего Востока природный экологический туристско-рекреационный потенциал, создающий уникальную возможность для развития в крае системы природно-экологического туризма международного уровня.
Высок потенциал Приморского края и в развитии охотничьего и рыболовного туризма.
Объектами охотничьего туризма являются: копытные - 7 видов животных; пушные звери - 13 видов; полевая дичь - 1 вид; водоплавающая дичь - 3 вида (18 подвидов).
Объектами рыболовного туризма являются: рыбы Японского моря (по видовому многообразию рыб Японское море занимает первое место среди морей Российской Федерации) - 872 вида, из которых 179 видов промысловые; рыбы озер и рек - до 100 видов; животный мир Японского моря - около 700 видов; морские водоросли и травы - около 10 видов.
Помимо богатого природного разнообразия Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорт "Шмаковка", на котором в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды, и санаторно-курортная зона Владивостока, которая занимает протяженную прибрежную часть Амурского и Уссурийского заливов: курорты "Садгород", "Амурский залив", "Приморье", "Океанский", "Лазурный", санатории "Сокол", "Экспресс", детский центр отдыха "Океан" и многие другие санаторно-курортные организации и турбазы.
В Приморском крае имеется более двух тысяч памятников истории и древней культуры, что является основой для развития познавательного и историко-археологического туризма. Среди таких памятников - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, "парк мегалитов" в окрестностях Уссурийска и на территориях других муниципальных образований.
Большой потенциал в Приморском крае имеет развитие этнографического (около пяти компактных мест проживания малочисленных народов, где организована программа демонстрации национальных традиций), паломнического (свыше 15 объектов), событийного и делового видов туризма.
Основными памятниками истории, градостроительства и архитектуры, монументально-изобразительного искусства, которые широко используются в практике экскурсионной деятельности приморских туристских организаций, являются: памятник В.К. Арсеньеву (г. Арсеньев), Дворец культуры угольщиков (г. Артем), монумент Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке 1917 - 1922 годов (г. Владивосток), Военно-морская крепость Владивосток (уникальный исторический комплекс-памятник фортификационных сооружений мирового значения, не имеющий аналогов в мире).
В Приморском крае зарегистрированы 227 туристских организаций. Кроме того, на территории края осуществляют деятельность представительства, филиалы и обособленные подразделения предприятий г. Москвы, Хабаровского края, Новосибирской области, Камчатского края, Еврейской автономной области.
Анализ состояния сферы туризма в Приморском крае показывает, что в последние 10 лет сфера туризма региона развивалась стабильно и динамично. Динамика основных показателей, характеризующих состояние развития отрасли, в целом соответствует основным общероссийским тенденциям, характерным для этой сферы.
Начиная с 2012 года туристский поток в Приморском крае показывал стабильную тенденцию к росту: объем въездного потока увеличился к началу 2020 года в 2,8 раза, внутреннего - в 3,1 раза.
По итогам 2019 года поток туристов в регионе составлял более 5 млн человек, в том числе 762,8 тыс. иностранных туристов.
Оборот услуг коллективных и индивидуальных средств размещения по итогам года оценочно составил 22,2 млрд руб., а туристских услуг - 7,4 млрд рублей.
Таким образом расчетная доля туризма в валовом региональном продукте (далее - ВРП) края по итогам 2019 года составила 2,8%, а с учетом сопутствующих отраслей (транспорт, общественное питание, торговля, связь) - 5,9% ВРП.
Поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от предприятий туристской отрасли (туризм, гостиницы, деятельность по организации азартных игр) в 2019 году составили 5,1 млрд рублей, в том числе в виде налогов - 1,9 млрд рублей (прирост 23% в сравнении с 2018 годом), в виде поступлений по страховым взносам - 3,2 млрд рублей (прирост 17% в сравнении с 2018 годом).
Сопутствующие предприятия туристской отрасли (предприятия питания, транспорт, торговля и прочие услуги) принесли в бюджет еще 1,78 млрд рублей налоговых поступлений от деятельности, связанной с обслуживанием туристов.
Однако последствия распространения коронавирусной инфекции (COVID-019) и принятые для ее предотвращения нормативные акты государственных органов, а также введение в отношении России экономических санкций со стороны недружественных государств фактически прекратили экспорт услуг в туризме и повлияли, в том числе, на развитие туристической отрасли внутри страны.
Туризм, как и любая сфера экономики, сталкивается с определенными проблемами, которые отрицательным образом сказываются на его развитии. Среди основных проблем развития туризма можно выделить следующие:
санкционное давление и социально-политическая изоляция Российской Федерации снижает положительный эффект от продвижения туристского продукта на международном рынке;
опережающее развитие туризма в зарубежных странах негативно отражается на динамике въездного туристского потока;
снижение уровня доходов российских граждан сокращает спрос на внутренние туристские поездки;
усиление налоговой нагрузки на предприятия туристской индустрии негативно влияет на уровень и качество предоставляемых услуг в сфере туризма.
Дальнейшая реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, ее доступности и безопасности, что требует их постоянного развития и совершенствования. Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса.
1.2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере туристской деятельности, а также механизм их достижения определены с учетом требований Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439 (далее - государственная программа РФ), Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной постановлением распоряжением Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р (далее - Стратегия развития туризма).
Согласно государственной программе РФ росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать:
повышение уровня качества и безопасности туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;
увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;
увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;
достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и бесконтактных сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;
преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.
В соответствии со Стратегией развития туризма реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны.
Учитывая уникальность туристского потенциала Приморского края и объемность целевых рынков, цели настоящей Государственной программы формулируется следующим образом:
обеспечение граждан современной туристической инфраструктурой в том числе посредством увеличения числа благоустроенных мест туристского показа до 15 единиц к 2030 году; увеличения количества инвестиционных проектов, поддержанных путем софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, до 7 единиц к 2024 году;
создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по стране в условиях комфортной и безопасной туристической среды посредством увеличения к 2030 году числа туристских поездок до 5,49 миллионов человек;
увеличение числа въездных туристических поездок иностранных граждан в Приморский край до 434 тысяч человек к 2030 году;
увеличение средней численности работников туристической индустрии Приморского края до 57 тысяч человек к 2030 году;
обеспечение формирования и укрепления позитивного образа Приморского края, позиционирования Приморского края как центра международного сотрудничества России в Азиатско-Тихоокеанском регионе на внутреннем и на международном рынке; продвижения торгово-экономического и инвестиционного потенциала Приморского края за рубежом.
1.3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
Для достижения целей государственной программы необходимо решить следующие ключевые задачи:
создание благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма в целях стимулирования создания качественных и разнообразных российских туристских продуктов;
продвижение и повышение уровня информированности российских и иностранных туристов о туристском потенциале Российской Федерации;
повышение доступности туристских продуктов;
повышение качества государственного управления сферой туризма.
Для решения задач государственной программы приоритетным является реализация следующих инвестиционных проектов:
туристский кластер "Приморье", включающий интегрированный развлекательный курорт "Приморье" в бухте Муравьиная и гостинично-развлекательный комплекс "Теплое море" в Хасанском муниципальном округе;
туристско-рекреационный экологический кластер "Земля леопарда" в Хасанском муниципальном округе;
многофункциональный семейный центр "Аквапарадайз" на о. Русский.
1.4. Задачи реализации государственной программы, определенные в соответствии с национальными целями
Помимо роста конкурентоспособности и раскрытия потенциала туристского продукта реализация настоящей государственной программы также оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Так, наибольшее влияние государственная программа оказывает на национальную цель "Сохранение населения, здоровья и благополучие людей", которая достигается путем предоставления гражданам качественных услуг в сфере туризма, которые обладают рекреационными свойствами и влияют на здоровье людей.
Предоставление качественных услуг в сфере туризма приведет к достижению такого целевого показателя в рамках указанной национальной цели как повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
1.5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Приморского края в сфере реализации государственной программы, предусмотренные Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, Планом социального развития центров экономического роста Приморского края и Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2030 года
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Приморского края до 2030 года (далее - Стратегия) развитие туристско-рекреационного комплекса в Приморском крае отнесено к третьему высшему уровню приоритета.
Стратегией в качестве задач развития туристского сектора Приморского края определены развитие туристической инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг.
Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года предусмотрено создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристского кластера "Приморье", реализуемое в рамках государственной программы, а также развитие указанного кластера в целом.
Кроме того, государственной программой в целях создания объекта туристической инфраструктуры предусмотрено благоустройство прилегающей территории вокруг озера Соленое в г. Находке, реализуемое в рамках Плана социального развития центров экономического роста Приморского края.
II. Паспорт государственной программы
Паспорт государственной программы приведен в приложении N 1 к государственной программе.
III. Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в рамках реализации государственной программы
Предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края осуществляется:
на благоустройство территорий, прилегающих к местам туристского показа в муниципальных образованиях Приморского края в порядке, установленном приложением N 12 к государственной программе;
на благоустройство территорий муниципальных образований Приморского края в целях создания объектов туристической инфраструктуры согласно Плану социального развития центров экономического роста Приморского края за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном приложением N 13 к государственной программе;
на осуществление государственной поддержки проектов по проектированию туристского кода центра города в порядке, установленном приложением N 14 к государственной программе.
IV. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказании государственных услуг (выполнение работ) краевыми государственными учреждениями в рамках государственной программы
Оказание краевыми государственными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) в рамках государственной программы не предусмотрено.
V. Основные параметры потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
Параметры потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, приведены в приложении N 2 к государственной программе.".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Приморского края от 29 декабря 2022 г. N 937-пп "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.