г. Краснодар |
|
23 сентября 2014 г. |
Дело N А32-33146/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Издательство "ЭТАЛОН"" (ИНН 2315089729, ОГРН 1032309096863), заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Издательство "ЭТАЛОН"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу N А32-33146/2013 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
ООО "Издательство "ЭТАЛОН"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23.08.2013 N 1331 (далее - министерство) о приостановлении права пользования недрами по лицензии от 22.11.2005 серии КРД N 02663 вид ОЭ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2014 (судья Колодкина В.Г.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что министерством соблюдена установленная законом процедура принятия решения о приостановлении права пользования недрами и действия лицензии. Между тем, оспариваемый приказ в нарушение части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и характеру совершенного деяния. Кроме того, в последующем общество разработало проектную документацию, которая прошла государственную экспертизу, что подтверждается положительным заключением от 17.01.2014 N 14/РГЭ-2746/02.
Постановлением суда апелляционной инстанции отменено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2014, отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый приказ полностью соответствует закону, принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, не нарушает права заявителя как субъекта предпринимательской деятельности. Принятая контролирующим органом мера государственного реагирования соответствует характеру выявленных нарушений, правовых оснований для признания данного приказа недействительным и удовлетворения заявленных требований не имеется. Кроме того, срок действия вышеуказанной лицензии общества истек 09.03.2014.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 04.06.2014, оставить в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2014. Заявитель жалобы считает субъективным и не соответствующим материалам дела вывод суда апелляционной инстанции о том, что принятая контролирующим органом мера государственного реагирования соответствует характеру выявленных нарушений. По мнению общества, эта мера не отвечает принципам справедливости и соразмерности, поскольку приостановление права пользования недрами (в связи с необоснованными требованиями министерства) влечет за собой остановку деятельности всего предприятия в целом, и возникновение негативных последствий в социальной, экономической и экологической сфере.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, министерство выдало обществу лицензию на право пользования недрами от 22.11.2005 серии КРД N 02663 вид ОЭ, сроком действия до 09.03.2014 (зарегистрирована в реестре 22.11.2005 за N 2663), с целевым назначением - добыча мергеля для производства щебня месторождения Шесхарис (далее - лицензия общества). Право пользования данным участком недр общество получило путем приобретения имущественного комплекса предприятия-банкрота Завода ЖБИ N 5 Управления строительства N 12 на основании договора купли-продажи имущества карьера Шесхарис от 03.09.2003, решения Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2004 по делу N А32-19677/2004-39-392 в соответствии с абзацем 6 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно пункту 4 Соглашения об условиях добычи мергеля для производства щебня месторождения Шесхарис, являющегося неотъемлемой частью лицензии общества (далее - Соглашение (приложение N 1 к лицензии)), общество взяло на себя обязательство производить добычу мергелей и объемы рекультивации в соответствии с проектом разработки месторождения и планами развития горных пород.
Министерство письмом от 20.03.2012 N 67-1480/12-01-05 уведомило общество о возможном досрочном прекращении права пользования недрами ввиду осуществления обществом разработки месторождения Шесхарис без утвержденного и согласованного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, в котором указало на необходимость в срок до 01.09.2012 устранить отмеченные нарушения условий пользования недрами.
Приказом от 23.08.2013 N 1331 в срок до 30.12.2013 приостановлено право общества пользования недрами, предоставленное на основании лицензии общества. В приказе имеется ссылка на нарушение обществом пунктов 4 и 10 Соглашения (приложения N 1 к лицензии).
Основанием для принятия оспариваемого приказа о приостановлении обществу права пользования недрами явилось осуществление разработки месторождения без согласованного в установленном порядке проекта разработки месторождения.
Не согласившись с данным приказом, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Статья 4 Закона о недрах закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона о недрах).
Из анализа указанных норм Закона о недрах следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Как установлено материалами дела, общество переоформило ранее выданную Заводу ЖБИ N 5 Управления строительства N 12 лицензию в порядке абзаца 8 статьи 17.1 Закона о недрах.
Таким образом, общество, заключив с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принял на себя обязанность по его исполнению.
Общество заключило с министерством Соглашение (приложение N 1 к лицензии).
Обязанности владельца лицензии при разработке месторождения закреплены в пункте 4 Соглашения, в абзаце 7 которого указано, что добычу мергелей и объемы рекультивации производить в соответствии с проектом разработки и планами развития горных работ, согласованными в Управлении Северо-Кавказского округа по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, а также ежегодными планами развития горных пород.
Основанием для принятия министерством решения о приостановлении права пользования недрами по лицензии являлся установленный факт нарушения со стороны общества, выразившийся в разработке последним месторождения без согласованного в установленном порядке проекта разработки месторождения.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается Федеральным агентством по недропользованию.
Порядок согласования регулируется Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
Доводы общества о наличии у него рабочего проекта "Карьер строительного камня. Реконструкция" и дополнения к нему - Раздела "Промышленная безопасность", утвержденных Северо-Кавказским межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, не опровергают отсутствие у общества разработанного и утвержденного компетентным органом технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 21 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, решение о прекращении (приостановлении) права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Министерство поставило общество в известность о последствиях невыполнения Соглашения (приложения N 1 к лицензии) путем направления уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами N 67-1480/12-01-05, установив срок для устранения этих нарушений. Факт получения указанного уведомления 20.03.2012 заявитель не оспорил, более того указанный факт им подтвержден в заявлении.
На дату принятия оспариваемого приказа допущенное нарушение не устранено (проект разработки месторождения не согласован с комиссией в установленном порядке и не представлен министерству), поэтому министерство приняло решение о приостановлении права пользования недрами, так как условие пункта 4 и пункта 10 Соглашения (приложения N 1 к лицензии) о необходимости разработки, согласования и утверждения проектов разработки месторождений полезных ископаемых является существенным условием лицензии, в отсутствие которых осуществление деятельности не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Поскольку общество не исполнило существенное условие лицензии (не предоставило проект) министерство, руководствуясь пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах, приказом от 23.08.2013 N 1331 правомерно с соблюдением установленной процедуры приостановило право общества пользования недрами. Кроме того, срок действия лицензии оспариваемым приказом приостановлен на определенный срок - с 23.08.2013 до 30.12.2013, после истечения которого данный приказ утратил свое действие. В случае устранения выявленных нарушений до истечения данного срока, общество имело право обратиться в министерство с заявлением об отмене данного приказа.
Общество разработало проектную документацию разработки месторождения, которая прошла государственную экспертизу лишь 17.01.2014, однако без такого документа общество в любом случае не вправе было приступить к осуществлению лицензируемого вида деятельности - добыче полезных ископаемых.
Следовательно, права и интересы общества оспариваемым приказом от 23.08.2013 N 1331 не нарушены. С учетом характера выявленного нарушения министерство имело правовые основания для издания оспариваемого приказа о временном приостановлении права пользования недрами до устранения выявленного нарушения.
С учетом вышеизложенного оспариваемый приказ полностью соответствует закону, принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, не нарушает права заявителя как субъекта предпринимательской деятельности. Принятая контролирующим органом мера государственного реагирования соответствует характеру выявленного нарушения, следовательно, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания данного приказа недействительным и удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции также учел, что срок действия вышеуказанной лицензии общества истек 09.03.2014.
Довод общества в кассационной жалобе о том, что приостановление права пользования недрами приведет к остановке деятельности всего предприятия, подлежит отклонению, так как в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности соблюдения обществом требований, предъявляемых к его деятельности нормативными правовыми актами Российской Федерации, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Указанные доводы были предметом исследования в суде апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемый приказ полностью соответствует закону, принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры, не нарушает права заявителя как субъекта предпринимательской деятельности, основан на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушения норм материального права не установлены. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не выявлены.
Согласно требованиям статей 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная по кассационной жалобе государственная пошлина относится на общество и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу N А32-33146/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.