г. Краснодар |
|
24 сентября 2014 г. |
Дело N А32-36458/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" (ИНН 7709007859, ОГРН 1027739401271) - Филиппова А.И. (доверенность от 20.06.2014), в отсутствие истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 (судьи Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г., Попов А.А.) по делу N А32-36458/2013, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании отсутствующим права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на земельный участок площадью 300 кв. м с кадастровым номером 23:33:0101001:0024, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Бжид, бухта Инал, б/о "Краснодаргражданпроект", зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и признании права собственности Российской Федерации на него.
Заявленные требования мотивированы тем, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации. Данный участок в силу статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относится к федеральной собственности. В ЕГРП незаконно зарегистрировано право собственности на участок за субъектом -Краснодарский край.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба), федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)" (далее - ФГУП "ФТ-ЦЕНТР").
Решением от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014, заявленные требования удовлетворены. Суды указали, что в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" основанием для государственной регистрации, в частности, права федеральной собственности на земельные участки явилось наличие на них федерального недвижимого имущества. Ранее возникший режим земель региональных курортов не препятствовал разграничению спорных земель по вышеназванному основанию. Тот факт, что право собственности Российской Федерации на спорный участок не было своевременно зарегистрировано, не создавал законных оснований для регистрации права региональной собственности. С 2006 года и по настоящее время действует статья 3.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) напрямую относящая к федеральной собственности земли под объектами федерального имущества. Применение названной статьи не зависит от нахождения земельного участка на землях курорта. Поскольку владение расположенными на спорном земельном участке объектами не прекращалось и продолжает осуществляться Российской Федерации, она вправе требовать признания права собственности другого лица отсутствующим.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции, считая их незаконными, указывая, что регистрация права собственности Краснодарского края произведена в 2004 году в соответствии с действовавшим в указанный период времени законодательством. Участок относится к категории земель особо охраняемых природных территорий. Истец не представил доказательства отнесения всех объектов базы отдыха к объектам недвижимого имущества. Правообладателем объектов базы отдыха, расположенных на спорном земельном участке и его пользователем являлось ОАО "Краснодаргражданпроект", которое не является учреждением, относящимся к федеральному уровню.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. В судебном заседании представитель третьего лица ФГУП "ФТ-ЦЕНТР" просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Иные участвующие в деле лица явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). От регистрационной службы поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя. Судебное разбирательство проведено на основании статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя ФГУП "ФТ-ЦЕНТР", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлением главы Туапсинского района Краснодарского края от 06.09.2000 N 826 (л. д. 84) земельный участок в бухте Инал под существующей базой отдыха площадью 0,03 га предоставлен в аренду ОАО "Краснодаргражданпроект" сроком на три года.
На основании данного постановления 02.09.2004 в ЕГРП внесена запись о праве собственности Краснодарского края на данный участок, имеющий кадастровый номер 23:33:0101001:0024 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2004 серии 23-АБ N 656366; л. д. 83).
Полагая, что данный участок является объектом права федеральной собственности в силу норм Закона N 137-ФЗ, управление обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся в том числе земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии со статьями 2, 3 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (далее - перечень), или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Одним из оснований внесения земельного участка в перечень, являлось его включение в состав земель сельскохозяйственного назначения при условии расположения на нем недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности или предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ, в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю"" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Закон N 137-ФЗ дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:33:0101001:0024 отнесен к собственности Российской Федерации в силу закона.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
На основании приведенных правовых норм и разъяснений, исходя из всех обстоятельств дела, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и представленных доказательств.
В соответствии со статьей 287 Кодекса суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по делу N А32-36458/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2014 г. N Ф08-6737/14 по делу N А32-36458/2013