Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 6 октября 2022 г. - Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 6 октября 2022 г. N 53-П
Приложение
Утвержден
приказом Министерства
образования и науки
Алтайского края
от 12.07.2022 N 36-П
Порядок
регламентации и оформления отношений краевой государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях
6 октября 2022 г.
I. Общие положения
1.1. Порядок регламентации и оформления отношений краевой государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (далее - "Порядок") определяет процедуру оформления отношений краевой государственной и муниципальной общеобразовательной организации, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные образовательные программы, и расположенной на территории Алтайского края (далее соответственно - "образовательная организация", "образовательная программа"), и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации (далее - "обучающиеся"), в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственной, в том числе федеральной медицинской организации, расположенной на территории Алтайского края (далее - "медицинская организация").
1.2. Порядок направлен на решение следующих задач:
создание специальных условий для успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;
создание специальных условий для успешного освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных для их обучения;
создание специальных условий для реализации программ воспитания обучающихся;
создание специальных условий для социализации обучающихся;
создание единых механизмов оформления правовых отношений.
1.3. Участниками отношений при реализации настоящего Порядка являются:
обучающиеся, которым в соответствии с медицинским заключением необходима организация обучения на дому или в медицинской организации;
родители (законные представители) обучающихся;
образовательная организация;
медицинская организация.
1.4. Основаниями для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и письменное заявление родителей (законных представителей) обучающегося на имя руководителя образовательной организации о переводе на обучение на дому или в медицинской организации. Родители (законные представители) обучающегося вправе в заявлении указать необходимость обучения по индивидуальному учебному плану.
1.5. Обучение обучающихся на дому или в медицинской организации может осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме, а также посредством сетевой формы реализации основных общеобразовательных программ. Образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
1.6. Обучающиеся, находящиеся в медицинской организации, учитываются в статистических отчетах образовательной организации, в которой они обучаются постоянно.
1.7. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования осуществляется в соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и от 07.11.2018 N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
II. Организация обучения на дому
2.1. Обучающиеся принимаются на обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей (законных представителей), выраженного в письменном заявлении на имя руководителя образовательной организации об организации обучения их ребенка на дому по рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией программе на период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской организации.
2.2. Для организации обучения обучающегося на дому его родители (законные представители) представляют в образовательную организацию следующие документы:
заявление об организации обучения на дому (приложение 1 к настоящему порядку);
заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения;
заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) для организации обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе.
2.3. На основании заявления родителей (законных представителей) и представленного пакета документов в образовательной организации издается приказ об организации обучения обучающегося на дому (приложение 2 к настоящему порядку).
2.4. Между образовательной организацией и родителями (законными представителями) заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором указывается срок его действия (приложение 3 к настоящему порядку).
2.5. Образовательная организация организует обучение на дому в 3-х дневный срок с момента представления родителями (законными представителями) пакета документов.
2.6. Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.
2.7. Для пролонгации организации обучения обучающегося на дому его родители (законные представители) ежегодно на начало очередного учебного года представляют письменное заявление и заключение медицинской организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого обучения.
Если медицинское заключение выдано менее, чем на учебный год, то для его пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.
2.8. При непредоставлении родителями (законными представителями) пролонгированного заключения медицинской организации (медицинской справки) обучение обучающегося образовательной организацией организовывается в течение 7 рабочих дней со дня истечения срока указанных документов в составе класса, в контингент которого он зачислен.
2.9. Досрочное прекращение обучения обучающегося на дому возможно по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося на основании заявления.
2.10. Организация обучения обучающихся на дому осуществляется педагогическими работниками образовательной организации или нескольких образовательных организаций посредством сетевой формы реализации образовательных программ.
2.11. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся на дому определяются основной общеобразовательной программой (в том числе адаптированной - далее АООП), индивидуализируемой в виде индивидуального учебного плана или специальной индивидуальной программы развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее - СИПР).
2.12. Для обучения обучающихся на дому образовательной организацией разрабатывается индивидуальный учебный план/СИПР, календарный учебный график и индивидуальное расписание занятий.
2.13. Индивидуальный учебный план/СИПР разрабатывается психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ/федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, отражает все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области с учетом индивидуальных особенностей конкретного обучающегося на дому.
2.14. Индивидуальный учебный план/СИПР обучающегося содержит часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с обучающимся, на обучение с использованием дистанционных и/или электронных образовательных технологий (при организации такого формата образования) и самоподготовку обучающихся.
В индивидуальном учебном плане/СИПР представлены: перечень учебных предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, а также общего объема недельной нагрузки.
2.15. Индивидуальный учебный план/СИПР обучающегося на дому согласовывается с его родителями (законными представителями) и утверждается руководителем образовательной организации.
2.16. Расписание занятий составляется образовательной организацией с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося. Расписание занятий утверждается руководителем образовательной организации.
2.17. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных учебным планом и положением о промежуточной аттестации образовательной организации.
2.18. Персональные данные обучающихся на дому, данные об их успеваемости за триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в класс и выпуске из школы вносятся в журнал (электронный журнал) соответствующего класса образовательной организации.
2.19. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий на дому осуществляет классный руководитель, за реализацией индивидуального учебного плана/СИПР - заместители руководителя образовательной организации.
2.20. Деятельность по социализации обучающегося на дому, воспитательную деятельность, связь с его родителями (законными представителями) осуществляет классный руководитель класса, в контингенте которого состоит учащийся.
2.21. Государственная итоговая аттестация обучающихся на дому по адаптированным образовательным программам основного общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513; по адаптированным образовательным программам среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512.
2.22. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. N ДГ-493/07 "О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена развернутой характеристикой обучающегося, отражающей сформированность его жизненных компетенций.
2.23. Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, образовательной организацией выдается документ государственного образца о соответствующем уровне образования; выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию - свидетельство об обучении.
2.24. Образовательная организация:
предоставляет обучающимся на дому на время обучения бесплатно учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотечном фонде образовательной организации;
обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана/СИПР обучающимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана обучающимся на дому в части психолого-педагогического сопровождения, коррекции и развития/реализацию СИПР;
создает условия обучающимся на дому для их участия в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования;
осуществляет промежуточную аттестацию и перевод обучающихся на дому в следующий класс;
оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся на дому;
2.25. Родители (законные представители) обучающегося:
обеспечивают допуск педагогического(их) работника(ов) к обучающемуся на занятие;
создают условия для проведения учебных занятий, в том числе организовывают рабочее место;
обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент проведения учебных занятий на дому;
своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни обучающегося на дому и возможности их возобновления.
2.26. Педагогические работники:
организовывают учебный процесс в соответствии с календарным учебным графиком (календарно-тематическим планированием при обучении по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий;
своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем проведенные занятия, успеваемость;
своевременно заполняют табель учета рабочего времени;
вовлекают обучающегося по согласованию с его родителями (законными представителями) в воспитательные и иные мероприятия, проводимые образовательной организацией.
III. Организация обучения в медицинской организации
3.1. Медицинская организация выдает родителям (законным представителям) обучающегося, нуждающегося в длительном лечении, заключение о необходимости обучения в медицинской организации с указанием срока лечения для дальнейшего представления их в образовательную организацию.
3.2. Получение общего образования обучающимся, находящимся в медицинской организации, осуществляется образовательной организацией, в которую обучающийся зачислен для обучения, или образовательной организацией, реализующей имеющие государственную аккредитацию образовательные программы и осуществляющей образовательную деятельность по месту нахождения медицинской организации (далее - "образовательная организация по месту нахождения медицинской организации").
Обучение обучающегося, находящегося в медицинской организации, осуществляется по образовательным программам на основе договора, заключенного между медицинской организацией и образовательной организацией.
3.3. Образовательная организация, в которую обучающийся зачислен для обучения, не позднее 3 дней со дня приема от родителей (законных представителей) документов, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка:
издает приказ об организации обучения обучающегося, находящегося в медицинской организации;
определяет педагогических работников, ответственных за организацию обучения обучающихся, находящихся в медицинских организациях.
3.4. При обучении обучающегося, находящегося в медицинской организации, в образовательной организации по месту нахождения медицинской организации:
образовательная организация, в которую обучающийся зачислен для обучения, не позднее 3 дней со дня приема от родителей (законных представителей) документов, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, организует взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося, находящегося в медицинской организации;
образовательная организация по месту нахождения медицинской организации при получении от родителей (законных представителей) документов, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка:
утверждает порядок обучения в медицинской организации и согласовывает с руководителем медицинской организации, на базе которой организовано обучение;
самостоятельно разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе адаптированные общеобразовательные программы;
издает приказ об обучении обучающегося, находящегося в медицинской организации;
утверждает индивидуальные учебные планы (при наличии заявления родителей (законных представителей) обучающегося), расписание занятий и согласовывает индивидуальные учебные планы и расписание занятий с родителями (законными представителями) обучающегося, лечащим врачом медицинской организации;
определяет педагогических работников, ответственных за обучение обучающегося.
3.5. Индивидуальный учебный план обучения детей, находящихся в медицинской организации, разрабатывается в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии), с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Обучение осуществляется индивидуально или в малых группах, в том числе разновозрастных.
При реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы индивидуальный учебный план и расписание занятий разрабатываются и утверждаются совместно всеми организациями, участвующими в реализации сетевой образовательной программы.
3.6. Информация об обучающихся, данные о количестве и содержании учебных занятий, об учете индивидуальных результатов освоения образовательных программ, промежуточной аттестации, переводе из класса в класс, результатах итоговой аттестации фиксируются в соответствующем журнале учета успеваемости обучающихся.
3.7. Промежуточная аттестация обучающихся регламентируется локальными актами образовательной организации, осуществляющей обучение в медицинской организации.
3.8. Контроль за своевременным проведением занятий в медицинской организации осуществляет администрация образовательной организации.
3.9. По окончании периода обучения образовательная организация по месту нахождения медицинской организации передает родителям (законным представителям) сведения, указанные в пункте 3.5 настоящего Порядка, для дальнейшей передачи в образовательную организацию, в которую обучающийся зачислен для обучения.
Образовательная организация, в которую обучающийся зачислен для обучения, учитывает полученные сведения при проведении промежуточной аттестации обучающегося.
Родители (законные представители) уведомляют образовательную организацию, в которую обучающийся зачислен для постоянного обучения, о завершении обучения в медицинской организации.
IV. Финансирование организации обучения на дому и в медицинской организации
4.1. Финансирование расходов на оплату труда педагогических работников, осуществляющих обучение на дому или в медицинской организации, осуществляется за счет субвенции из краевого бюджета, предоставляемой на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательных организациях Алтайского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.