Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу Министерства;
природопользования и экологии
Республики Башкортостан
от 20 декабря 2022 года N 1334п/1
Программа профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения на 2023 год
I. Анализ текущего состояния
осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Минэкологии РБ, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ) направлен на предупреждение, выявление и устранения нарушений контролируемыми лицами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований (режима особо охраняемой природной территории; особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий; режима охранных зон особо охраняемых природных территорий), установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан", а также нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Надзор в области охраны и использования ООПТ на территории Республики Башкортостан осуществляет государственное бюджетное учреждение Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан (далее - Учреждение) в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их охранных зон и Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) и его территориальные подразделения на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах охранных зон, которые не находятся под управлением Учреждения (далее - надзорные органы) в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 года N 686.
Мероприятия по надзору в области охраны и использования ООПТ в отношении контролируемых лиц проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно отчетным данным Минэкологии РБ в 2022 году проведено 33 профилактических мероприятия (данные по состоянию на 01.12.2022).
С целью профилактики нарушений обязательных требований активно применяется практика замены административного наказания в виде штрафа на "предупреждение", направление предостережений возникновения нарушений природоохранного законодательства. В 2022 году Минэкологии РБ направлено 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
1.1. Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов контрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности
Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ объекты контроля могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
Объекты надзора в области охраны и использования ООПТ относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - деятельность контролируемых лиц в границах природных парков;
б) к категории умеренного риска - деятельность контролируемых лиц в границах государственных природных заказников, памятников природы республиканского значения;
в) к категории низкого риска - деятельность контролируемых лиц в границах охранных зон природных парков и памятников природы республиканского значения.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ использует следующие индикаторы риска:
поступление обращений граждан (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
неоднократное (три и более) выявление в течение 1 квартала на особо охраняемой природной территории республиканского значения нарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, выявленных в течение одного квартала.
1.2. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Статистические данные показывают (без учета данных Дирекции по особо охраняемым территориям Республики Башкортостан), что идет снижение количества выявленных нарушений в области в области охраны и использования ООПТ.
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022*(1) |
Количество выявленных нарушений |
51 |
31 |
24 |
5 |
3 |
-------------------------
*(1) по состоянию на 1 декабря 2022 года
-------------------------
Количество контролируемых лиц, привлеченных инспекторами Минэкологии РБ к административной ответственности.
|
Всего |
Юридические лица |
Индивидуальные предприниматели |
Должностные лица |
Физические лица |
2018 |
28 |
1 |
0 |
3 |
24 |
2019 |
12 |
0 |
0 |
3 |
9 |
2020 |
26 |
0 |
0 |
0 |
26 |
2021 |
3 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2022*(2) |
6 |
- |
- |
- |
6 |
-------------------------
*(2) по состоянию на 1 декабря 2022 года
-------------------------
За истекшие 3 года количество выявленных нарушений обязательных требований незначительное.
По состоянию на 1 декабря 2022 года при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ Минэкологии РБ проводились следующие профилактические мероприятия:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц - 0;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
в) объявление предостережения - 3;
г) консультирование - 19;
д) профилактический визит - 13.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения на 2023 год
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ:
- увеличение количества проведенных профилактических мероприятий;
- сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды;
- увеличение доли исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
III. Перечень профилактических мероприятий на 2023 год
N |
Вид профилактического мероприятия |
Способ проведения профилактического мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки (периодичность) проведения |
Результат |
1. |
Информирование |
Посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Минэкологии РБ и (или) Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минэкологии РБ), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ Учреждение |
В течение года по мере необходимости, в том числе при изменении законодательства в области ООПТ. Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения. |
Повышение информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Посредством размещения доклада на официальном сайте Минэкологии РБ и (или) Учреждения |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Учреждение |
До 1 марта, следующего за отчетным годом |
Доклады о правоприменительной практике утверждаются приказами Минэкологии РБ и (или) Учреждения и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения размещаются на официальных сайтах Минэкологии РБ и (или) Учреждения |
3. |
Объявление предостережения |
В порядке, установленном статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ Учреждение |
В случае наличия у Минэкологии РБ и (или) Учреждения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках таких нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
4. |
Консультирование контролируемых лиц и их представителей |
В виде устных разъяснений по телефону, посредством видео - конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или профилактического мероприятия. В письменного форме при направлении контролируемым лицом и их представителей письменного обращения |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ Учреждение |
В течение года по мере необходимости |
Перечень вопросов для консультирования: а) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения; б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований; в) особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора). г) иные вопросы, касающиеся осуществления регионального государственного контроля (надзора) |
5. |
Профилактический визит (обязательный профилактический визит) |
В форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ ГБУ Дирекция по ООПТ РБ |
В течение года по мере необходимости (продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день) |
Проведение обязательного профилактического визита в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка эффективности проводимых Минэкологии РБ профилактических мероприятий проводится ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Вся информация, программа профилактических мероприятий, информация о текущих результатах профилактической работы размещается на официальном сайте Минэкологии РБ https://ecology.bashkortostan.ru/.
В ходе реализации программы должно наблюдаться:
- увеличение количества проведенных профилактических мероприятий;
- снижение количества нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами, выявленных в рамках осуществления регионального государственного геологического надзора;
- увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Для оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий применяются следующие показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
Ожидаемые результаты реализации
Программы профилактики в количественной оценке
Показатель |
Ожидаемые результаты на 2023 год |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
не менее 400 мероприятий |
Количество нарушений обязательных требований, выявленных в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения |
не более 45 нарушений |
Доля подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (% от общего количества выданных предостережений) |
не менее 75% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.