Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства;
природопользования и экологии
Республики Башкортостан
от 20 декабря 2022 года N 1334п/1
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Башкортостан на 2023 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Башкортостан, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Минэкологии РБ, характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Региональный государственный экологический контроль (надзор) в Республике Башкортостан проводится в целях предупреждения, выявления и устранения нарушений контролируемыми лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также в целях систематического наблюдения за исполнением обязательных требований анализа и прогнозирования состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Республики Башкортостан осуществляется Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) и его территориальными подразделениями, в отношении объектов, определенных п. 1.8 Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2021 года N 664 (далее - Положение о виде контроля), по следующим направлениям:
а) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О водоснабжении и водоотведении", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с этими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
в) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Мероприятия по региональному государственному экологическому надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается Минэкологии РБ при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Периодичность проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, определяется исходя из присвоенной категории риска в соответствии с Положением о виде контроля.
При проведении проверок Минэкологии РБ исключены требования к природопользователям по предоставлению документов, которые включены в перечень документов, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы, который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 724-р.
Согласно отчетным данным Минэкологии РБ в 2022 году проведено 2457 профилактических мероприятий (данные по состоянию на 01.12.2022)
С целью профилактики нарушений обязательных требований активно применяется практика замены административного наказания в виде штрафа на "предупреждение", направление предостережений возникновения нарушений природоохранного законодательства. В 2022 году министерством вынесено 709 предупреждений, направлено 251 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, что привело к снижению количества административных наказаний в виде штрафа.
В целях выявления нарушений природоохранного законодательства, по состоянию на 1 декабря 2022 года проведено 1216 мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемым лицом.
В рамках Программы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований на 2022 год, по мере необходимости проводилась работа по информированию контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством разъяснительной работы в средствах массовой информации, а также на официальных страницах Минэкологии РБ в социальных сетях.
1.1. Описание ключевых наиболее значимых рисков, их распределение в зависимости от видов контрольных субъектов (объектов), территории, видов экономической деятельности
Региональный государственный экологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора объекты контроля могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска при осуществлении регионального государственного экологического надзора, а также частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий приведены в приложении N 1 к Положению о виде контроля.
Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Минэкологии РБ ежегодно на основе сопоставления характеристик этого объекта с утвержденными критериями риска.
Категории объектов контроля определяются на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
Причинение вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов вследствие нарушения законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды является основанием для повышения категории риска данного объекта контроля.
В случае, если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ использует следующие индикаторы риска:
а) неоднократное (более трех в течение месяца) поступление обращений граждан (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в области регионального государственного экологического надзора;
б) превышения предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (более 5 ПДК), водных объектах, выявленные в рамках государственного экологического мониторинга окружающей среды, а также обнаружение массовой гибели водных обитателей, животных и иные негативные факторы воздействия на окружающую среду;
в) поступление в Минэкологии РБ информации от территориального органа федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии о неблагоприятных метеорологических условиях 2 или 3 степени опасности и сведений о превышении ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (более 5 ПДК).
Согласно реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по состоянию на 1 декабря 2022 года на учете состоят 9727 объектов.
1.2. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Согласно статистическим данным за 2022 год по сравнению с 2021 годом наблюдается снижение количества выявленных нарушений в области охраны окружающей среды.
Годы |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022*(1) |
Количество выявленных нарушений |
4415 |
4624 |
2911 |
4041 |
1166 |
-------------------------
*(1) по состоянию на 1 декабря 2022 года
-------------------------
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году введены ограничения на проведение мероприятий по контролю (надзору) и привлечению контролируемых лиц к административной ответственности, наблюдается снижение числа привлеченных инспекторами Минэкологии РБ к административной ответственности, в том числе юридических лиц и граждан.
|
Всего |
Юридические лица |
Индивидуальные предприниматели |
Должностные лица |
Физические лица |
2018 |
3117 |
522 |
527 |
1428 |
640 |
2019 |
3772 |
720 |
844 |
1363 |
845 |
2020 |
2666 |
526 |
515 |
1069 |
556 |
2021 |
3161 |
864 |
572 |
1200 |
525 |
2022*(2) |
1081 |
97 |
159 |
625 |
200 |
-------------------------
*(2) по состоянию на 1 декабря 2022 года
-------------------------
За истекшие 3 года количество проверок, в ходе которых выявляются нарушения обязательных требований, сохраняется на высоком уровне.
По состоянию на 1 декабря 2022 года при осуществлении регионального государственного экологического надзора Минэкологии РБ проводились следующие профилактические мероприятия:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц - 106;
в) объявление предостережения - 259;
г) консультирование - 2166;
д) профилактический визит - 52.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Башкортостан на 2023 год
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора):
- увеличение количества проведенных профилактических мероприятий;
- сокращение количества выявленных нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды;
- увеличение доли исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
III. Перечень профилактических мероприятий на 2023 год
N |
Вид профилактического мероприятия |
Способ проведения профилактического мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки (периодичность) проведения |
Результат |
1. |
Информирование |
Посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Минэкологии РБ), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Управление регулирования в области обращения с отходами Минэкологии РБ Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В течение года по мере необходимости, в том числе в случае изменения законодательства в области охраны окружающей среды |
Повышение информированности контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
посредством размещения доклада на официальном сайте Минэкологии РБ |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ |
Не позднее 1 марта, следующего за отчетным годом |
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Минэкологии РБ, утверждается не позднее 10 марта. |
3. |
Объявление предостережения |
В порядке, установленном статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" |
Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В случае наличия у Минэкологии РБ сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках таких нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
4. |
Консультирование контролируемых лиц и их представителей |
В виде устных разъяснений по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или профилактического мероприятия. В письменной форме при направлении контролируемым лицом и их представителем письменного обращения |
Управление охраны окружающей среды Минэкологии РБ Управление регулирования в области обращения с отходами Минэкологии РБ Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В течение года по мере необходимости |
Перечень вопросов для консультирования: а) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения; б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований; в) особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора). г) иные вопросы, касающиеся осуществления регионального государственного контроля (надзора) |
5. |
Профилактический визит (обязательный профилактический визит) |
в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Территориальные управления и комитеты Минэкологии РБ |
В течение года по мере необходимости (продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день) |
Проведение обязательного профилактического визита в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка эффективности проводимых Минэкологии РБ профилактических мероприятий проводится ежегодно в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Вся информация, программа профилактических мероприятий, информация о текущих результатах профилактической работы размещается на официальном сайте Минэкологии РБ https://ecology.bashkortostan.ru/.
В ходе реализации программы должно наблюдаться:
- увеличение количества проведенных профилактических мероприятий
- снижение количества нарушений обязательных требований в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора подконтрольными субъектами;
- увеличение количества подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований
Для оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий применяются следующие показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия.
Ожидаемые результаты
реализации Программы профилактики в количественной оценке
Показатель |
Ожидаемые результат на 2023 год |
Количество проведенных профилактических мероприятий |
не менее 1500 мероприятий |
Количество нарушений обязательных требований, выявленных в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля |
не более 2000 нарушений |
Доля подконтрольных субъектов, исполнивших предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований (% от общего количества выданных предостережений) |
не менее 75% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.