Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 28 декабря 2022 г. N 1028-п
Паспорт
государственной программы Тюменской области
Наименование программы |
Повышение конкурентоспособности экономики |
Сроки реализации программы |
2018 - 2025 годы 1 |
Ответственный исполнитель программы |
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (ДИПиГПП) |
Соисполнители программы |
Департамент экономики Тюменской области (ДЭ) |
Связь с документом стратегического планирования Тюменской области |
Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (утверждена Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23). Стратегическая цель - устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона. Приоритет 2. Экономика. Устойчивое экономическое развитие. Цель 2.1. Развитие производства и сервиса. Развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства. Задачи: 2.1.2. Конкурентоспособная промышленность. Обеспечение устойчивых темпов роста и повышение конкурентоспособности промышленности. 2.1.4. Агропромышленный комплекс. Развитие агропромышленного комплекса. 2.1.6. Малое и среднее предпринимательство. Развитие малого и среднего предпринимательства. Приоритет 3. Пространство. Сбалансированное пространственное развитие. Цель 3.2. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей. Интеграция в межрегиональные и глобальные социально-экономические отношения Задачи: 3.2.2. Внешнеэкономические связи. экспортная стратегия. Развитие внешнеэкономических связей. Стратегия в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности. |
Цель программы |
Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости |
-----------------------------
1. Организационные мероприятия - с ноября 2017 года.
Приложение N 1
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Показатели
государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
Приложение N 2
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
N п/п |
Наименование мероприятия / проекта / мероприятия проекта |
Объем финансового обеспечения в период реализации программы, тыс. руб. |
Главный распорядитель средств областного бюджета |
|||||||||||||||||||||||
2018 год (факт) |
2019 год (факт) |
2020 год (факт) |
2021 год (факт) |
2022 год (план) |
2023 год (план) |
2024 год (план) |
2025 год (план) |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||||||||||||||||
Всего по программе, из них |
91 674,57 |
157 218,36 |
109 999,79 |
47 492,46 |
58 911,62 |
46 828,97 |
44 268,97 |
46 613,28 |
|
|||||||||||||||||
средства федерального бюджета |
91,48 |
67 381,50 |
44 528,11 |
8 249,88 |
11 330,90 |
16 292,20 |
10 094,80 |
302,00 |
||||||||||||||||||
в том числе расходы на управление |
не предусмотрены |
|
||||||||||||||||||||||||
средства областного бюджета |
91 583,09 |
89 836,86 |
65 471,69 |
39 242,58 |
47 580,72 |
30 536,77 |
34 174,17 |
46 311,28 |
||||||||||||||||||
в том числе расходы на управление |
не предусмотрены |
|
||||||||||||||||||||||||
Справочно: внебюджетные средства |
4 887,36 |
471,24 |
431,97 |
471,24 |
510,51 |
748,00 |
748,00 |
748,00 |
||||||||||||||||||
Справочно: объем налоговых расходов Тюменской области в рамках реализации программы (по годам с учетом периода действия соответствующей налоговой льготы, установленной действующим региональным законодательством) |
не предусмотрены |
|
||||||||||||||||||||||||
Цель программы: Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости | ||||||||||||||||||||||||||
Всего расходы по цели программы |
91 674,57 |
157 218,36 |
109 999,79 |
47 492,46 |
58 911,62 |
46 828,97 |
44 268,97 |
46 613,28 |
|
|||||||||||||||||
в т.ч. из средств федерального бюджета |
91,48 |
67 381,50 |
44 528,11 |
8 249,88 |
11 330,90 |
16 292,20 |
10 094,80 |
302,00 |
||||||||||||||||||
в т.ч. средства областного бюджета |
91 583,09 |
89 836,86 |
65 471,69 |
39 242,58 |
47 580,72 |
30 536,77 |
34 174,17 |
46 311,28 |
||||||||||||||||||
1. |
Региональный проект. "Системные меры по повышению производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда" |
В рамках расходов на управление Департамента экономики Тюменской области |
|
ДЭ |
||||||||||||||||||||||
2. |
Региональный проект. "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда" * |
0,00 |
55 533,49 |
42 460,63 |
0,00 |
0,00 |
8 190,80 |
9 942,96 |
0,00 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
55 533,49 |
29 660,63 |
0,00 |
0,00 |
8 190,80 |
2 684,60 |
0,00 |
||||||||||||||||||
Создание и обеспечение деятельности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда |
0,00 |
6 172,50 |
30 918,63 |
0,00 |
0,00 |
8 190,80 |
9 942,96 |
0,00 |
||||||||||||||||||
|
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
6 172,50 |
18 118,63 |
0,00 |
0,00 |
8 190,80 |
2 684,60 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
в т.ч. областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
12 800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7 258,36 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
Создание и обеспечение деятельности "фабрики процессов" |
0,00 |
4 440,00 |
3 232,00 |
0,00 |
0,00 |
|
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
4 440,00 |
3 232,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
Привлечение консультантов для работы на предприятиях, внедряющих мероприятия по повышению производительности труда |
0,00 |
44 920,99 |
8 310,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
44 920,99 |
8 310,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
3. |
Мероприятие. Создание и обеспечение деятельности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда |
3 198,00 |
0,00 |
0,00 |
11 212,00 |
11 212,00 |
3 012,86 |
1 260,70 |
11 203,66 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
|
Мероприятие. Организация и сопровождение проектов по повышению производительности труда |
41 400,00 |
2 565,00 |
7 420,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
4. |
Обучение персонала предприятий современным методам и практикам повышения производительности труда |
2 200,00 |
2 565,00 |
3 420,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
|
Содействие в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда на предприятиях |
39 200,00 |
0,00 |
4 000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
Справочно: внебюджетные средства |
4 573,20 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
|
Мероприятие. Обучение управленческих кадров |
609,84 |
42 314,76 |
838,53 |
838,50 |
991,36 |
1 458,64 |
1 458,64 |
1 452,00 |
|
||||||||||||||||
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,21 |
125,78 |
125,78 |
218,10 |
320,90 |
320,90 |
302,00 |
|
||||||||||||||||
5. |
Обучение специалистов предприятий в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
609,84 |
914,76 |
838,53 |
838,50 |
991,36 |
1 458,64 |
1 458,64 |
1 452,00 |
дэ |
||||||||||||||||
|
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,21 |
125,78 |
125,78 |
218,10 |
320,90 |
320,90 |
302,000 |
|
||||||||||||||||
|
Справочно: внебюджетные средства |
314,16 |
471,24 |
431,97 |
471,24 |
510,51 |
748,00 |
748,00 |
748,00 |
|
||||||||||||||||
Организация обучения управленческих кадров в региональной системе управления в сфере развития Тюменского региона в национальном и глобальном контексте |
0,00 |
41 400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
|||||||||||||||||
6. |
Мероприятие. Участие в выездных семинарах, совещаниях, конференциях, форумах |
646,73 |
624,71 |
181,75 |
289,18 |
299,74 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
ДЭ |
||||||||||||||||
7. |
Региональный проект (справочно). "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" |
0,00 |
В рамках государственной программы Тюменской области "Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
|||||||||||||||||
8. |
Региональный проект. "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" |
В рамках расходов на управление Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
ДИПиГПП |
|||||||||||||||||||||||
9. |
Мероприятие. Организация бизнес-миссий, экспозиций, выставочно-ярмарочных мероприятий и участие в них |
34 820,00 |
10 072,50 |
4 500,00 |
5 063,52 |
5 250,00 |
5 250,00 |
5 250,00 |
5 250,00 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
10. |
Региональный проект. "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
0,00 |
43 373,33 |
54 598,89 |
30 089,26 |
41 158,52 |
28 816,67 |
26 256,67 |
28 607,62 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
|
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
14 741,70 |
8 124,10 |
11 112,80 |
7 780,50 |
7 089,30 |
0,00 |
|
||||||||||||||||
Мероприятие регионального проекта. Функционирование и продвижение центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства ** |
650,00 |
43 373,33 |
54 598,89 |
30 089,26 |
41 158,52 |
28 816,67 |
26 256,67 |
28 607,62 |
||||||||||||||||||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
11 710,80 |
14 741,70 |
8 124,10 |
11 112,80 |
7 780,50 |
7 089,30 |
0,00 |
||||||||||||||||||
11. |
Мероприятие. Услуги по сопровождению экспортеров с привлечением сторонних профильных организаций и экспертов |
10 350,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
12. |
Мероприятие. Организация визитов официальных делегаций Тюменской области в иностранные государства |
0,00 |
2 734,57 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||
13. |
Региональный проект. "Экспорт услуг (Тюменская область)" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" *** |
В рамках расходов на управление Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
ДИПиГПП |
||||||||||||||||||
14. |
Мероприятие (справочно). Содействие продвижению продукции местных товаропроизводителей |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности" |
||||||||||||||||||||||||
15. |
Мероприятие (справочно). Техническое перевооружение промышленных предприятий |
|||||||||||||||||||||||||
16. |
Мероприятие (справочно). Техническое перевооружение субъектов малого и среднего предпринимательства |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" |
||||||||||||||||||||||||
17. |
Мероприятие (справочно). Мероприятия, направленные на развитие материально-технической базы, техническое и технологическое оснащение и перевооружение в АПК области |
В рамках государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" |
||||||||||||||||||||||||
18. |
Мероприятие (справочно). Модернизация и техническое перевооружение предприятий молочной переработки (справочно) |
|
||||||||||||||||||||||||
Распределение средств по главным распорядителям средств областного бюджета | ||||||||||||||||||||||||||
Департамент экономики Тюменской области |
1 256,57 |
1 539,47 |
1 020,28 |
1 127,68 |
1 291,10 |
1 558,64 |
1 558,64 |
1 552,00 |
|
|||||||||||||||||
в т.ч. федеральный бюджет |
91,48 |
137,21 |
125,78 |
125,78 |
218,10 |
320,90 |
320,90 |
302,00 |
||||||||||||||||||
в т.ч. областной бюджет |
1 165,09 |
1 402,25 |
894,50 |
1 001,90 |
1 073,00 |
1 237,74 |
1 237,74 |
1 250,00 |
||||||||||||||||||
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
90 418,00 |
155 678,89 |
108 979,52 |
46 364,78 |
57 620,52 |
45 270,33 |
42 710,33 |
45 061,28 |
||||||||||||||||||
в т.ч. федеральный бюджет |
0,00 |
67 244,29 |
44 402,33 |
8 124,10 |
11 112,80 |
15 971,30 |
9 773,90 |
0,00 |
||||||||||||||||||
в т.ч. областной бюджет |
90 418,00 |
88 434,60 |
64 577,19 |
38 240,68 |
46 507,72 |
29 299,03 |
32 936,43 |
45 061,28 |
* в период 2019 - 2020 гг. мероприятия реализуются в рамках федеральных проектов, в прочие периоды финансирование запланировано на самостоятельные мероприятия программы
** в период 2019 - 2024 гг. мероприятия реализуются в рамках федеральных проектов, в прочие периоды финансирование запланировано на самостоятельные мероприятия программы
*** с декабря 2020 года Региональный проект "Экспорт услуг (Тюменская область)" отменен
Приложение N 3
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Экспертная поддержка
предприятий в повышении производительности труда
Предприятиям предоставляется экспертная поддержка путем оказания содействия в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда силами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда, сформированного на базе ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр (далее - РЦК), и/или привлеченных им консультантов.
Количество предприятий, которым оказывается поддержка в рамках национального проекта "Производительность труда" (далее - национальный проект), определяется значениями показателя N 2 Приложения N 1 к паспорту государственной программы Тюменской области.
Для участия в национальном проекте между Департаментом экономики Тюменской области и предприятием заключается соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда".
Предприятие для заключения соглашения направляет в Департамент экономики заявку, в которой декларирует соблюдение условий для заключения соглашения.
Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта заключается с предприятием при соблюдении базовых требований, установленных в Приложении N 1 Методических рекомендаций по отбору предприятий для участия в федеральном проекте "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", утвержденных АНО "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда", размещенных на официальном сайте АНО "ФЦК" в сети Интернет - производительность.рф.
Заявка на участие в национальном проекте должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
В целях создания условий для роста производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики и охвата полного круга организаций экспертная поддержка предоставляется предприятиям регионального сегмента - участникам мероприятий по повышению производительности труда, не отвечающим всем базовым требованиям участия в национальном проекте.
Количество предприятий регионального сегмента, которым оказывается поддержка, определяется значениями показателя N 3 Приложения N 1 к паспорту государственной программы Тюменской области.
Для участия в мероприятиях по повышению производительности труда заключается соглашение между предприятием и ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр".
Предприятие регионального сегмента должно отвечать следующим критериям:
1. Предприятие должно быть зарегистрировано на территории Тюменской области.
2. Основной или дополнительный вид экономической деятельности предприятия (по данным ЕГРЮЛ) должен соответствовать следующим видам деятельности (согласно ОКВЭД2):
Вид деятельности |
Раздел, класс, подкласс, группа |
|
1 |
Сельское хозяйство |
01.1, 01.2, 01.3, 01.4, 01.5 |
2 |
Обрабатывающие производства, кроме производства табачных изделий и производства кокса и нефтепродуктов |
Раздел C, кроме кодов 12 и 19 |
3 |
Строительство |
Раздел F |
4 |
Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
46 |
5 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47 |
6 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки и деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.1 + 49.3 |
7 |
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
49.2 |
8 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
9 |
Деятельность морского пассажирского транспорта |
50.1 |
10 |
Деятельность морского грузового транспорта |
50.2 |
11 |
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
50.3 |
12 |
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
50.4 |
13 |
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1 |
14 |
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21 |
15 |
Деятельность в сфере телекоммуникаций |
61 |
16 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
81.1, 81.21, 81.22, 81.29, 35.13, 35.14, 35.22, 35.23, 35.30.2, 35.30.3, 35.30.4, 35.30.5, 36.00, 37.0, 38.11, 38.32. |
3. Заявка на участие должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
Также РЦК реализуются проекты по внедрению инструментов бережливого производства в исполнительных органах государственной власти Тюменской области и их подведомственных учреждениях, участие которых учитывается в показателе N 3 Приложения N 1 к паспорту государственной программы Тюменской области.
Приложение 4
к паспорту
государственной программы
Тюменской области
Стратегия
в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности
Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Тюменской области (далее - Экспортная стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Тюменской области, а также задач, определенных национальным проектом "Международная кооперация и экспорт", утвержденным 24.12.2018 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей является одним из важнейших факторов экономического роста региона. Модернизация предприятий региона, ориентация на ускоренный рост и структурные изменения, связанные с выходом на новые рынки и повышением уровня конкурентоспособности, усиливают в перспективе роль экспортной деятельности. Возрастает спрос на иностранный капитал, технологии и рабочую силу для целей модернизации и структурной перестройки хозяйственного комплекса. Появляется необходимость выхода на новые рынки и в общем увеличении экспортного предложения. Интенсификация интеграционных взаимодействий предполагает достижение нескольких важнейших целей в ряде направлений.
1. Текущее состояние экспортной деятельности
Внешнеторговый оборот Тюменской области (без автономных округов) с учетом взаимной торговли со странами ЕАЭС в 2015 - 2021 годах представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Внешнеторговый оборот и объем экспорта Тюменской области
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Объем внешнеторгового оборота, млн долл. США |
2 555,1 |
2 590,2 |
4 769,4 |
5 279,7 |
3 777,7 |
2 077,8 |
2 651,6 |
Объем экспорта, млн долл. США |
2 128,4 |
2 052,6 |
2 940,3 |
3 761,5 |
1 807,2 |
476,3 |
1 507,5 |
Развитию экспортной деятельности способствует фактор выгодного географического расположения Тюменской области между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом; кроме этого, большую роль играет соседство с Казахстаном, относительная близость к Центрально-Азиатскому региону и Китаю.
Лидирующие позиции в структуре экспорта Тюменской области на протяжении последних лет занимают товары топливно-энергетического комплекса и продукция химической промышленности.
Так, товары топливно-энергетического комплекса - нефть и нефтепродукты (в основном дизельное топливо, сжиженные углеводородные газы) в 2021 году в стоимостном выражении составили 141,8 млн долл. США (9,4% от общего объема экспорта), в 2020 году - 129,1 млн долл. США (27,1%), в 2019 году - 1098,3 млн долл. США (60,8%), в 2018 году - 2535,6 млн долл. США (67,4%), в 2017 году - 2004,3 млн долл. США (68,2%), в 2016 году - 1256,5 млн долл. США (61,2%), в 2015 году - 1309,4 млн долл. США (61,5%).
Продукция химической промышленности (прежде всего органические химические соединения и полипропилен) в 2021 году экспортирована на сумму 1 144,1 млн долл. США (75,9% от всего экспорта), в 2020 году на сумм - 214,0 млн долл. США (44,9% от), в 2019 году - 563,4 млн долл. США (31,2%), в 2018 году - 1102,6 млн долл. США (29,3%), в 2017 году - 828,5 млн долл. США (28,2%), в 2016 году - 683,1 млн долл. США (33,3%), в 2015 году - 642,6 млн долл. США (30,2%).
Доля экспорта продукции деревообработки, машин, оборудования и транспортных средств, а также металлов и изделий из них по итогам 2021 года составила 11,6% от общего объема.
Таблица 2 - Объем экспорта Тюменской области, млн долл. США
Коды ТН ВЭД |
Наименование товарной группы |
Годы |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
01-24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
20,5 |
18,3 |
20,3 |
14,9 |
24,5 |
22,5 |
34,4 |
25-27 |
Минеральные продукты, в том числе: |
1309,4 |
1256,5 |
2004,3 |
2535,6 |
1098,3 |
129,1 |
142,0 |
27 |
топливно-энергетические товары |
1309,4 |
1256,4 |
2004,0 |
2534,7 |
1098,0 |
129,1 |
141,8 |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
642,6 |
683,1 |
828,5 |
1102,6 |
563,4 |
214,0 |
1144,1 |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
- |
0,02 |
0,01 |
0,002 |
0,004 |
0,001 |
0,003 |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
1,6 |
35,7 |
48,1 |
46,5 |
28,1 |
36,0 |
65,1 |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,002 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
1,0 |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
63,9 |
19,1 |
6,5 |
8,7 |
7,3 |
13,5 |
31,7 |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
44,3 |
26,2 |
23,8 |
46,1 |
77,1 |
54,6 |
78,5 |
68-71, 91-97 |
Другие товары |
15,7 |
13,3 |
8,3 |
6,7 |
8,1 |
6,1 |
10,7 |
|
Всего |
2128,4 |
2052,6 |
2940,3 |
3761,5 |
1807,2 |
476,3 |
1507,5 |
В 2015 году хозяйствующие субъекты Тюменской области осуществляли экспортные поставки товаров в 77 стран мира, основными из которых являлись Нидерланды - 839,7 млн долл. США, Бельгия - 218,3 млн долл. США, Турция - 164,5 млн долл. США, Германия - 158,6 млн долл. США, Финляндия - 124,5 млн долл. США, Узбекистан - 95,7 млн долл. США, Китай - 78,8 млн долл. США, Великобритания - 62,6 млн долл. США.
В 2016 году экспортные поставки товаров осуществлялись в 85 стран. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 615,4 млн долл. США, Великобритания - 192,4 млн долл. США, Бельгия - 173,8 млн долл. США, Турция - 139,7 млн долл. США, Финляндия - 137,9 млн долл. США, Швеция - 132,5 млн долл. США, Франция - 125,3 млн долл. США, Германия - 102,7 млн долл. США, Польша - 85,3 млн долл. США, Казахстан - 65,5 млн долл. США.
В 2017 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 76 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 817,2 млн долл. США, Бельгия - 354,8 млн долл. США, Франция - 264,9 млн долл. США, Великобритания - 213,5 млн долл. США, Швеция - 178,3 млн долл. США, Латвия - 155,9 млн долл. США, Белоруссия - 143,2 млн долл. США, Финляндия - 117,1 млн долл. США, Турция - 99,2 млн долл. США, Германия - 92,5 млн долл. США, Казахстан - 86,4 млн долл. США.
В 2018 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 90 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 882,7 млн долл. США, Франция - 500,6 млн долл. США, Великобритания - 327,3 млн долл. США, Швеция - 320,0 млн долл. США, Польша - 270,8 млн долл. США, Бельгия - 231,8 млн долл. США, Финляндия - 194,6 млн долл. США, Германия - 178,8 млн долл. США, Белоруссия - 161,8 млн долл. США, США - 140,8 млн долл. США, Латвия - 123,9 млн долл. США, Казахстан - 81,9 млн долл. США, Турция - 52,7 млн долл. США.
В 2019 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 327,3 млн долл. США, Великобритания - 165,9 млн долл. США, Польша - 165,9 млн долл. США, Швеция - 151,6 млн долл. США, Бельгия - 144,8 млн долл. США, Финляндия - 125,4 млн долл. США, Франция - 118,4 млн долл. США, Германия - 111,1 млн долл. США, Эстония - 81,7 млн долл. США, Латвия - 67,7 млн долл. США, США - 60,1 млн долл. США, Казахстан - 53,1 млн долл. США.
В 2020 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 90 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 95,3 млн долл. США, Польша - 91,5 млн долл. США, Финляндия - 56,5 млн долл. США, Казахстан - 50,9 млн долл. США, Германия - 36,6 млн долл. США, Бельгия - 25,7 млн долл. США, Швеция - 16,0 млн долл. США, Узбекистан - 14,8 млн долл. США, США - 12,1 млн долл. США, Объединенные Арабские Эмираты - 9,6 млн долл. США.
В 2021 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Китай - 236,0 млн долл. США, Турция - 186,3 млн долл. США, Бельгия - 185,5 млн долл. США, Польша - 148,6 млн долл. США, Нидерланды - 109,5 млн долл. США, Казахстан - 96,6 млн долл. США, Германия - 74,6 млн долл. США, Италия - 49,6 млн долл. США, Южная Африка - 32,4 млн долл. США, Марокко - 34,4 млн долл. США, Финляндия - 30,3 млн долл. США, США - 25,4 млн долл. США, Узбекистан - 25,0 млн долл. США, Норвегия - 24,4 млн долл. США, Вьетнам - 20,9 млн долл. США, Португалия - 18,7 млн долл. США.
Таблица 3 - Основные торговые партнеры в экспорте Тюменской области, % от общего объема экспорта за соответствующий год
2015 |
% |
2016 |
% |
2017 |
% |
2018 |
% |
2019 |
% |
2020 |
% |
2021 |
% |
Нидерланды |
41,8 |
Нидерланды |
30,0 |
Нидерланды |
27,8 |
Нидерланды |
23,5 |
Нидерланды |
18,1 |
Нидерланды |
20,0 |
Китай |
15,7 |
Бельгия |
10,9 |
Великобритания |
9,4 |
Бельгия |
12,1 |
Франция |
13,3 |
Польша |
9,2 |
Польша |
19,2 |
Турция |
12,4 |
Турция |
8,2 |
Бельгия |
8,5 |
Франция |
9,0 |
Великобритания |
8,7 |
Великобритания |
9,2 |
Финляндия |
11,9 |
Бельгия |
12,3 |
Германия |
7,9 |
Турция |
6,8 |
Великобритания |
7,3 |
Швеция |
8,5 |
Швеция |
8,4 |
Казахстан |
10,7 |
Польша |
9,9 |
Финляндия |
6,2 |
Финляндия |
6,7 |
Швеция |
6,1 |
Польша |
7,2 |
Бельгия |
8,0 |
Германия |
7,7 |
Нидерланды |
7,3 |
Узбекистан |
4,8 |
Швеция |
6,5 |
Латвия |
5,3 |
Бельгия |
6,2 |
Финляндия |
7,0 |
Бельгия |
5,4 |
Казахстан |
6,3 |
Китай |
3,9 |
Франция |
6,1 |
Белоруссия |
4,9 |
Финляндия |
5,2 |
Франция |
6,6 |
Швеция |
3,4 |
Германия |
4,9 |
Великобритания |
3,1 |
Германия |
5,0 |
Финляндия |
4,0 |
Германия |
4,8 |
Германия |
6,2 |
Узбекистан |
3,1 |
Италия |
3,3 |
Перспективы внешнеэкономической деятельности Тюменской области связаны с укреплением имеющегося экономического потенциала и развитием отношений с государствами - участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и другими странами СНГ, БРИКС, ШОС и ЕС. Важную роль в развитии сотрудничества играет фактор высокой стабильности региона.
2. Анализ потенциально-перспективных экспортных направлений региона и зарубежных экспортных рынков
В Тюменской области проведена работа по определению приоритетных для региона экспортных направлений, сформирован реестр потенциальных предприятий-экспортеров, с которыми проводится комплексная работа по выходу на зарубежные рынки.
В качестве приоритетных выделены следующие направления:
деревообрабатывающая промышленность;
пищевая промышленность и продукция агропромышленного комплекса;
химическая промышленность (производство изделий из синтетических материалов);
нефтегазовое машиностроение;
образовательные, туристические, медицинские и ИТ-услуги.
По каждой отрасли состоялись рабочие встречи с предпринимателями, проводилась работа по разработке дорожных карт по выводу предприятия на зарубежный рынок, в том числе: маркетинговые исследования по направлению, экономические расчеты, международные контакты, необходимые документы. Для предприятий разработана пошаговая инструкция по экспорту с учетом отраслевой принадлежности товара и страны назначения. По трем отраслям (деревообработка, пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, изделия из синтетических материалов) разработано 189 дорожных карт по 27 товарным позициям в разрезе 7 стран.
В качестве приоритетной страны для экспорта тюменских товаров, с учетом отраслевой принадлежности определена Республика Казахстан.
В качестве перспективных стран для экспорта тюменских товаров определены среди стран СНГ Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Киргизия, среди стран дальнего зарубежья - США, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Китай, Вьетнам, Иран, Оман, Саудовская Аравия.
В целях географической и товарной диверсификации экспорта необходимо реализовать комплекс мер, включая:
1. Поддержку инвестиционного процесса, направленного на создание на территории региона экспортно ориентированных предприятий.
В Тюменской области реализуются инвестиционные проекты в сфере промышленности и АПК, целью которых является увеличение выпуска производимых товаров, в том числе увеличение экспорта.
Перечень инвестиционных экспортно ориентированных проектов
п/п |
Наименование отрасли |
Наименования предприятий |
Перечень экспортно ориентированной продукции |
1. |
Нефтегазовое машиностроение |
ЗАО "Тюменский машиностроительный завод" |
Ведомые диски сцепления для грузовых и легковых транспортных средств марок ГАЗ, УАЗ, ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ, КрАЗ, Икарус, тракторов |
АО "ГМС Нефтемаш" |
Нефтегазовое оборудование в блочно-модульном исполнении |
||
2. |
Агропромышленный комплекс |
АО "Протеинсиб" |
Сухой изолят горохового белка, сухой гороховый крахмал |
3. |
Деревообрабатывающая промышленность |
ООО "Свеза-ЛЕС |
Производство фанеры |
ООО "Арго-лес" |
Пиломатериалы, древесный уголь |
||
ООО "Уват Лес" |
Пиломатериалы |
||
ООО "ЛП "ТОБОЛ" |
Пиломатериалы |
2. Формирование региональной системы государственной поддержки экспорта с участием группы Российского экспортного центра.
3. Создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов.
4. Развитие электронной торговли посредством создания специализированных электронных площадок и выхода на международные товарные электронные площадки.
5. Более активное вовлечение экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в систему поддержки экспорта.
6. Продвижение регионального бренда на внешних рынках.
Учитывая широкое представительство региона на зарубежных рынках, одной из основных задач становится удержание существующих позиций Тюменской области на внешних рынках посредством сохранения (и/или увеличения) объемов экспорта традиционных для региона видов продукции (нефтепродукты, продукция химической промышленности, пиломатериалы, оборудование), последовательного наращивания объемов несырьевого, высокотехнологического экспорта, а также расширение географии поставок.
Основные плановые показатели представлены в разделе 8 "Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году".
3. Анализ основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры. Мероприятия по устранению выявленных барьеров
В целях определения основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, ежегодно проводится выборочный опрос предприятий-экспортеров, а также открытое обсуждение в рамках рабочих встреч с предпринимателями. Выявлены следующие барьеры, оказывающие негативное влияние на осуществление экспортной деятельности:
низкий уровень деловой активности предпринимателей, отсутствие необходимых компетенций для реализации экспортной деятельности;
недостаточно развитая транспортная инфраструктура;
недостаточное информирование мирового сообщества об экспортных возможностях Тюменской области в части несырьевой продукции;
низкая конкурентоспособность отечественной продукции, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
избыточная административная нагрузка при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
несовершенство валютного и таможенного законодательства Российской Федерации;
нестабильная обстановка в мировой политике, введение экономических санкций;
высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстраций, проведение маркетинговых исследований);
высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя.
Экспортная стратегия предусматривает мероприятия по устранению барьеров либо минимизации их последствий.
Большое значение придается повышению уровня знаний и компетенций предпринимателей-участников внешнеэкономической деятельности, в последние несколько лет на регулярной основе проводились мероприятия образовательного и информационного характера.
Тюменской областью 29.12.2016 подписано соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ).
Совместно с РЭЦ (на основе Соглашения о реализации образовательного проекта АО "Российский экспортный центр" в Тюменской области от 31.01.2017) в регионе реализуется образовательная программа для предпринимателей Тюменской области по ведению экспортной деятельности. Оператором проекта является Торгово-промышленная палата Тюменской области. Образовательный курс доступен безвозмездно для всех экспортно ориентированных субъектов предпринимательства Тюменской области, включая муниципальные образования.
В Тюменской области проводится работа по развитию транспортно-логистической инфраструктуры региона. В начале 2017 года завершена масштабная реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта "Рощино", которая позволила существенно улучшить качество обслуживания пассажиров, открыть новые маршруты, повысить инвестиционную привлекательность региона. На 2022 - 2026 годы запланировано проведение работ по дополнительной модернизации международного аэропорта "Рощино", которая предполагает строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Кроме того, в 2021 году введен в эксплуатацию новый аэропорт "Ремезов" в г. Тобольске.
Одним из направлений комплексной работы с экспортно ориентированными предприятиями является продвижение информации об экспортных возможностях Тюменской области, создание условий и площадок для установления новых контактов, проведения деловых переговоров с потенциальными партнерами и презентации своей продукции.
Для этого в Тюменской области регулярно проводятся деловые форумы, конференции и биржи контактов. Так, в 2015 - 2021 годах для тюменских предпринимателей организованы биржи контактов с участием белорусских, казахстанских, узбекистанских, французских, венгерских, бельгийских, немецких, итальянских, китайских и японских компаний. В дальнейшем планируется проведение не менее трех крупных международных мероприятий в Тюменской области ежегодно и организация не менее шести площадок для переговоров b2b ("бизнес для бизнеса"), организованных в субъекте и за его пределами ежегодно.
С целью популяризации экспортной деятельности и поощрения активных субъектов предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность с 2017 года проводится конкурс "Лучший экспортер Тюменской области" среди предприятий-экспортеров по различным номинациям. Мероприятия такого характера планируется проводить ежегодно.
Центр поддержки экспорта Тюменской области и Торгово-промышленная палата Тюменской области организуют бизнес-миссии тюменских предпринимателей в иностранные государства, в том числе для участия в международных экономических выставках.
При содействии Центра поддержки экспорта Тюменской области предприятиями малого и среднего бизнеса было заключено в 2015 году 11 контрактов, в 2016 году - 18 контрактов, в 2017 году - 31 контракт, в 2018 году - 66 экспортных контрактов, в 2019 году - 72 экспортных контрактов, в 2020 году - 82 экспортных контракта, в 2021 году - 85 экспортных контрактов.
С целью продвижения региональных компаний создан экспортный каталог товаров, произведенных на территории Тюменской области, на русском и английском языках. Каталог распространяется во время визитов делегаций, участия в международных выставках и через систему торговых представительств Российской Федерации.
В целях снижения влияния внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, планируется реализация следующих мероприятий:
обучение начинающих и действующих предприятий-экспортеров. Подготовка специалистов по продажам для работы на предприятиях, ориентированных на экспорт;
в целях совершенствования транспортной инфраструктуры - анализ и разработка наиболее оптимальных логистических систем доставки продукции тюменских товаропроизводителей в иностранные государства, внедрение высоких перевозочных технологий, увеличение складских мощностей для консолидации экспортных партий до уровня, позволяющего обеспечить достижение необходимого объема продукции;
регулярное участие тюменских товаропроизводителей в бизнес-миссиях и выставках за рубежом будет способствовать продвижению товаров на иностранных рынках;
в части снижения избыточной административной нагрузки на предприятия - взаимодействие с федеральными органами власти Российской Федерации в целях усовершенствования таможенных процедур, в том числе формирование и направление на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти предложений по упрощению налоговых, таможенных и иных административных процедур;
в целях упрощения административных процедур на региональном уровне - продолжить практику проведения рабочих встреч экспортно ориентированных субъектов предпринимательства с исполнительными органами государственной власти, представителями таможенных и налоговых служб Тюменской области. Снижение в Тюменской области избыточных административных барьеров, возникающих в международной и внешнеэкономической деятельности, оптимизация налоговых и таможенных процедур будут способствовать сокращению временных и материальных затрат на экспорт, что поможет сделать отечественную продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке;
для снижения затрат на продвижение продукции на внешних рынках будет проведен анализ существующих мер государственной поддержки и разработаны механизмы поддержки для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
4. Цель и задачи в части развития экспорта
Цель - развитие экономики Тюменской области через увеличение объема сбыта товаров, работ и услуг тюменских производителей на международных рынках.
Для достижения данной цели потребуется выполнение следующих задач:
выстраивание системы долгосрочных механизмов и инструментов развития экспорта в Тюменской области;
дальнейшее развитие и совершенствование административных процедур в сфере экспортной и предпринимательской деятельности;
совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки предпринимательства;
создание условий для повышения экспортной активности хозяйствующих субъектов;
развитие кадрового потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов с ориентацией на экспортную деятельность.
В результате реализации указанных задач, мероприятий и механизмов объем несырьевого неэнергетического экспорта относительно уровня 2020 года увеличится к 2030 году. Основные плановые показатели представлены в разделе 8 "Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году".
5. Формат и принцип взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами региона, отраслевыми ассоциациями экспортеров
В Тюменской области создана комплексная инфраструктура поддержки предприятий, ориентированных на экспорт, субъектами которой являются Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Торгово-промышленная палата Тюменской области, Региональный центр поддержки экспорта.
В регионе формируются следующие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами:
повышение самодостаточности и устойчивости функционирования каждого предприятия, ориентированного на экспорт, в том числе за счет повышения квалификации сотрудников, модернизации производства, улучшения качества продукции/услуги;
осуществление планомерного продвижения интересов Тюменской области для достижения устойчивой конкурентоспособности тюменской продукции на внутреннем и внешних рынках;
создание перспективных технологических решений для развития экспортного потенциала региона.
В перспективе планируется развитие существующей инфраструктуры поддержки экспорта, в том числе по следующим направлениям:
усиление роли организационной структуры управления экспортом в регионе - Регионального центра поддержки экспорта. Региональный центр поддержки экспорта призван выполнять функцию "единого окна" для предпринимателей, оказывая комплекс услуг от первичного консультирования до сопровождения экспортного контракта;
комплексное сопровождение экспортных проектов: оказание услуг/ содействие предприятиям-экспортерам в процессе реализации продукции, поиске партнеров, оформлении экспортных сделок в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 05.06.2018 N 200-п "Об утверждении Регламента комплексного сопровождения экспортных проектов в Тюменской области";
продолжение работы по исследованию рынков, перспективных для сбыта продукции тюменских предприятий. Формирование экспертных сообществ по итогам исследований и комплексная работа с предприятиями-производителями продукции по выходу на экспорт. Создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов за рубежом;
разработка новых "дорожных карт" для каждого предприятия на основе аналитических и маркетинговых исследований. Формирование индивидуального плана для предприятия по сбыту продукции на внешних рынках, исходя из потребностей предприятия в доработке продукта, упаковки, маркировки, сертификации и так далее;
организация бизнес-миссий в иностранные государства и в пределах Российской Федерации. Формирование плана выездных мероприятий в соответствии с аналитическим исследованием приоритетных страновых и отраслевых рынков. По итогам выездных мероприятий будет проводиться мониторинг ключевых показателей эффективности (количество экспортных контрактов, рост выручки) в разрезе каждого предприятия;
создание ассоциации экспортеров (экспортного клуба). Ассоциация (клуб) действует как инструмент повышения узнаваемости тюменской продукции за рубежом, формирования наиболее эффективных методов экспортной деятельности, продвижения и закрепления позиций на внешних рынках, обмен опытом действующих экспортеров и, как следствие, увеличения в целом объема экспорта.
6. Механизм реализации политики в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности
Деятельность Экспортного совета при Губернаторе Тюменской области
В целях создания благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности в Тюменской области в декабре 2017 года утвержден состав Экспортного совета при Губернаторе Тюм
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 28 декабря 2022 г. N 1028-п "О внесении изменения в постановление от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.