Решение Курганского областного суда от 26 сентября 2022 г. по делу N 3а-48/2022
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Русских Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курганской областной общественной организации "Центр содействия развитию советов многоквартирных домов и территориального общественного самоуправления - общественный контроль ЖКХ", заместителя прокурора Курганской области о признании недействующим приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 г. N 925 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области" (в редакции приказа Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 9 сентября 2021 г. N 400),
установил:
приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 г. N 925 (далее - Приказ N 925) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области.
31 октября 2017 г. Приказ N 925 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
В настоящее время Приказ N 925 действует в редакции приказа Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области (далее - Департамент) от 9 сентября 2021 г. N 400 (далее - Приказ N 400).
10 сентября 2021 г. Приказ N 400 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 Приказа N 400 приложение к Приказу N 925 изложено в редакции согласно приложению к данному приказу.
Так, в приложении установлены следующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области:
1. Объекты общественного назначения:
административные здания, учреждения, конторы, на 1 сотрудника, 124,5 кг/год, 2,0 м 3/год;
2. Предприятия торговли:
продовольственный магазин, на 1 кв. метр общей площади, 25,1 кг/год, 0,4 м 3/год;
промтоварный магазин, на 1 кв. метр общей площади, 13,3 кг/год, 0,2 м 3/год;
супермаркет (универмаг), на 1 кв. метр общей площади, 35,4 кг/год, 0,5 м 3/год;
рынки продовольственные, на 1 кв. метр общей площади, 2,0 кг/год, 0,04 м 3/год;
3. Предприятия транспортной инфраструктуры:
автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания, на 1 машино-место, 1477,4 кг/год, 20,3 м 3/год;
автозаправочные станции, на 1 машино-место, 314,9 кг/год, 5,7 м 3/год;
гаражи, парковки закрытого типа, на 1 машино-место, 83,7 кг/год, 0,6 м 3/год;
автомойка, на 1 машино-место, 1008,2 кг/год, 14,7 м 3/год;
железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты, на 1 пассажира, 34,7 кг/год, 0,5 м 3/год;
4. Дошкольные и учебные заведения:
дошкольное образовательное учреждение, на 1 ребенка, 90,0 кг/год, 0,9 м 3/год;
общеобразовательное учреждение, на 1 учащегося, 35,7 кг/год, 0,5 м 3/год;
учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс, на 1 учащегося, 16,0 кг/год, 0,2 м 3/год;
детские дома, интернаты, на 1 место, 310,0 кг/год, 3,2 м 3/год;
5. Культурно-развлекательные, спортивные учреждения:
клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки, на 1 место, 95,4 кг/год, 1,4 м 3/год;
библиотеки, архивы, на 1 место, 37,5 кг/год, 0,3 м 3/год;
выставочные залы, музеи, на 1 кв. метр общей площади, 82,0 кг/год, 0,5 м 3/год;
спортивные клубы, центры, комплексы, на 1 место, 30,4 кг/год, 0,5 м 3/год;
пансионаты, дома отдыха, туристические базы, на 1 место, 162,2 кг/год, 2,3 м 3/год;
6. Предприятия общественного питания:
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые, на 1 место, 125,5 кг/год, 1,5 м 3/год;
7. Предприятия службы быта:
парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты, на 1 место, 41,1 кг/год, 1,0 м 3/год;
гостиницы, на 1 место, 577,3 кг/год, 5,9 м 3/год;
бани, сауны, на 1 место, 309,9 кг/год, 3,9 м 3/год;
8. Предприятия в сфере похоронных услуг:
кладбища, на 1 кв. метр общей площади, 0,03 кг/год, 0,0005 м 3/год;
организация, оказывающая ритуальные услуги, на 1 кв. метр общей площади, 3,4 кг/год, 0,1 м 3/год;
9. Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества, на 1 участника (члена), 210,1 кг/год, 1,9 м 3/год;
10. Домовладения:
многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Курган, на 1 проживающего, 227,5 кг/год, 2,3 м 3/год;
многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области, на 1 проживающего, 180,4 кг/год, 2,1 м 3/год.
Курганская областная общественная организация "Центр содействия развитию советов многоквартирных домов и территориального общественного самоуправления - общественный контроль ЖКХ" (далее - Общественная организация) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа N 400 в той части, в какой нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены для следующих категорий объектов: административные здания, учреждения, конторы; продовольственный магазин; автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания; гаражи, парковки закрытого типа; учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс; спортивные клубы, центры, комплексы; кладбища; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Курган; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области.
Общественная организация указала, что Приказ N 400 не соответствует Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
По мнению административного истца, имело место нарушение периодичности проведения замеров отходов, отраженных в ведомостях первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов, в отношении следующих категорий объектов: индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Курган; индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городских и сельских поселений Курганской области.
Общественная организация указывает на отсутствие сведений о проведении замеров в осеннем сезоне на объекте накопления отходов - администрация города Куртамыша, а также в зимнем сезоне на объекте накопления отходов - администрация Лебяжьевского поссовета Курганской области.
Обращает внимание, что по объектам, относящимся к категории индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Курган, а также по объекту накопления отходов - ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет путей сообщения" в ведомостях первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов отражено наличие на площадке 1 контейнера, при этом замеры массы и объема отходов проводились по двум или трем контейнерам.
При наличии на объекте накопления отходов - многоквартирный дом в городе Кургане <адрес> четырех контейнеров, замеры, согласно ведомостям, проведены по двум контейнерам.
По объекту накопления отходов - гаражно-строительный кооператив "Союз" неверно указан объем контейнера 0,8 куб. м., вместо 0,75 куб. м.
Обращает внимание на математические ошибки, допущенные при замерах объема отходов на объектах накопления отходов - ООО "Автогазсистема", ИП Балабанов Е.В., ИП Белугин А.Д., МКОУ ДО "ДЮСШ "Ермак".
Кроме того указывает, что в комиссию по определению массы и объема твердых коммунальных отходов вошли представители регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Чистый город", а также МКУ "Жилищная политика", которые являются заинтересованными лицами, и данное обстоятельство, по мнению административного истца, могло повлиять на результаты замеров массы и объема твердых коммунальных отходов.
Учитывая изложенное, Общественная организация просит признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня его принятия.
Заместитель прокурора Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Приказа N 925 (в редакции Приказа N 400).
Прокурор полагает, что нормативный правовой акт не соответствует Правилам, а также Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации), утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр, которыми регламентирована процедура замеров отходов.
По мнению прокурора, замеры отходов проводились в отсутствие выбранных участков поселений и городских округов, сведений о количестве проживающих лиц и информации о преобладающих отраслях производства, что не соответствует пункту 7 Правил и пункту 6 Методических рекомендаций.
В нарушение пункта 8 Правил, на территории Щучанского района Курганской области замеры отходов проводились по следующим категориям объектов: дошкольные образовательные учреждения; административные офисные, офисные учреждения; общеобразовательные учреждения; банки, финансовые учреждения; отделения связи; продовольственные магазины; супермаркет; автозаправочные станции.
При этом, относительно таких категорий, как промтоварные магазины, которых на территории г. Щучье более 40 единиц; автомастерские, шиномонтажные мастерские - 4 единицы; автомойки - 4 единицы; вокзалы - 1 единица; кинотеатры, концертные залы, клубы - 1 единица; библиотеки, архивы - 2 единицы; кафе - 11 единиц; парикмахерские, косметические салоны - 9 единиц; гостиницы - 1 единица; кладбища - 2 единицы; организации, оказывающие ритуальные услуги - 2 единицы, замеры образующихся отходов не проводились.
На территории Лебяжьевского района Курганской области по категориям продовольственные магазины, фактическое количество которых составляет 50 единиц; рынки - 1 единица; автомастерские - 9 единиц; библиотеки, архивы - 1 единица; парикмахерские - 6 единиц; сауны - 1 единица; кладбища - 28 единиц; организации, оказывающие ритуальные услуги - 1 единица, замеры отходов не проводились, а по категориям объектов - отделения связи; кафе; автозаправочные станции, замеры отходов проводились по одному объекту, вместо установленных трех.
На территории Далматовского района Курганской области по категориям продовольственные рынки, автомойки, вокзалы, которых имеется по 1 единице; спортивные клубы - 11 единиц; парикмахерские, гостиницы - 6 единиц; кладбища; организации, оказывающие ритуальные услуги, замеры отходов не проводились. По категориям объектов - образовательные учреждения, кафе, которых фактически имеется 36 единиц, продовольственные магазины - не соблюдены количественные нормы замеров отходов.
На территории Куртамышского района Курганской области по категориям объектов продовольственные магазины, которых на территории района имеется 57 единиц; промтоварные магазины - 25 единиц; продовольственные рынки - 1 единица; автомастерские, шиномонтажные мастерские - 10 единиц; автозаправочные станции - 4 единицы; автомойки - 5 единиц; вокзалы - 1 единица; кафе, рестораны, столовые - 16 единиц; парикмахерские - 29 единиц; бани - 2 единицы; кладбища - 2 единицы; организации, оказывающие ритуальные услуги, - 3 единицы, замеры отходов не проводились. По категориям объектов - отделения связи; библиотеки, архивы; банки - замеры отходов проведены не в полном объеме, так как количество указанных объектов на территории района составляет более 3 единиц.
При проведении замеров отходов на территории г. Шадринска не учтены такие объекты, как рынки; гаражи и парковки закрытого типа; бани, сауны - 8 единиц; кладбища - 3 единицы; организации, оказывающие ритуальные услуги, - 17 единиц; садоводческие кооперативы - 7 единиц. Нарушены количественные нормы измерения отходов по категориям объектов: отделения связи; спортивные клубы, центры, комплексы; автомастерские; библиотеки, архивы; кинотеатры; гостиницы; парикмахерские.
Ненадлежащим образом проведены замеры отходов на выбранных объектах накопления отходов в городе Кургане. По категории объектов - гостиницы замеры отходов проведены по двум объектам (гостиница "Корс", "Отель Курган"); бани, сауны - по одному объекту (ИП Буракова); организации, оказывающие ритуальные услуги, - по двум объектам; спортивные клубы - по двум объектам (КРОО "ФСК "Велес" и АНО "Ледовый дворец спорта им. Н.В. Парышева); автомойки - по двум объектам (ИП Вейсалов Х.И., ООО "Автосила"). По категориям объектов - клубы, кинотеатры, концертные залы, театры; пансионаты, дома отдыха, туристические базы, замеры отходов не проводились.
Твердые коммунальные отходы МБУ "ЦБС г. Шадринска" (центральная библиотека) необоснованно учтены в категории объектов - общеобразовательные учреждения.
Твердые коммунальные отходы ГБУ "Далматовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" необоснованно учтены в категории объектов - "Детские дома, интернаты" раздела "Дошкольные и учебные заведения".
При установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в нарушение пункта 4 Методических рекомендаций, были объединены категории объектов "многоквартирные дома" и "индивидуальные жилые дома", что подтверждается ведомостями первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в <адрес>; <адрес>; <адрес>) и <адрес>).
Допущены нарушения пунктов 6, 10 Правил при замерах отходов многоквартирных домов 34, 34А, 37, расположенных в 3 микрорайоне города Кургана.
Согласно общедоступным сведениям, в <адрес> на первом этаже многоквартирного дома расположено 11 организаций, в том числе, две аптеки, студия красоты, школа программирования, четыре магазина. В <адрес> организаций, в том числе, пекарня, ювелирный магазин. Указанные объекты хозяйственной деятельности отдельных контейнерных площадок не имеют, накопление отходов производится совместно с жильцами многоквартирных домов.
При замере отходов категорий объектов - "многоквартирные дома" и "индивидуальные жилые дома" на контейнерных площадках, расположенных в городе Щучье, учтены здания ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" (<адрес>), торгового центра (<адрес>), и магазина "Карпёнок" (<адрес>), в которых жилые помещения отсутствуют.
При замере отходов в <адрес> многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> учтен дважды в ведомости по адресам: <адрес> и в ведомости замеров отходов по категории "ИЖС" по адресам: <адрес>
В нарушение пункта 11 Правил, замеры отходов по ряду объектов осуществлялись с нарушением установленной периодичности.
Согласно ведомостям первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по категории продовольственные магазины в городе Кургане в период с 1 февраля 2021 г. по 7 февраля 2021 г., с 5 апреля 2021 г. по 11 апреля 2021 г., с 12 октября 2020 г. по 18 октября 2020 г., с 27 июля 2020 г. по 2 августа 2020 г. проводились замеры отходов на объектах - ИП Балабанов Е.В., ИП Белугин А.Д., ООО "Равис".
Вместе с тем, ИП Белугин А.Д. и ООО "Равис" факт проведения замеров отходов каждый сезон года в течение семи дней подряд не подтвердили, указали на единичные случаи выдачи ими пакетов с отходами для взвешивания.
Представитель ИП Балабанова Е.В. информацию о проведении замеров отходов, образующихся от деятельности магазина "Разливной", расположенного по адресу: <адрес> опровергла.
Несоблюдение кратности проведения замеров отходов допущено в отношении прокуратуры Лебяжьевского района (с. Лебяжье, административное здание, замеры не проводились), Городского потребительского общества "Урал" (г. Шадринск, продовольственный магазин, в зимний период замеры отходов не проводились), ГКУ "Государственный архив в г. Шадринске" (г. Шадринск, архив, замеры отходов проводились только в летний период), ИП Шаровой Л.Г. (г. Шадринск, промтоварный магазин, замеры отходов не проводились), ГКУ "ЦЗН Лебяжьевского и Мокроусовского районов Курганской области" (р.п. Лебяжье, административное здание, замеры отходов не проводились), ИП Максимовских С.А. (г. Далматово, продовольственный магазин, замеры отходов в весенний период 2021 г. не проводились), ООО "Компания Метрополис" (<адрес> супермаркет, замеры отходов не проводились), АО "Почта России" (<адрес> отделение связи, замеры отходов проведены не в полном объеме).
Индивидуальный предприниматель Тарасова Г.И., которая согласно ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов принимала участие в замерах отходов по адресу: <адрес>, в действительности прекратила свою деятельность 5 декабря 2013 г.
В нарушение пункта 11 Правил, взвешивание отходов индивидуальных жилых строений в городе Кургане по <адрес> <адрес> весенний период 2021 г. с 5 апреля 2021 г. по 11 апреля 2021 г. не проводилось. Об этом свидетельствует отсутствие в графе первичной ведомости какого-либо числового показателя.
Отсутствие цифровых показателей также имеется в ведомости определения массы и объема отходов в контейнере индивидуальных жилых строений, расположенных в городе Кургане по <адрес> (весенний период с 5 апреля 2021 г. по 11 апреля 2021 г.).
В ведомости первичных записей, отражающей замеры отходов в контейнерах N 81 и N 80 многоквартирного дома, расположенного в городе Кургане по <адрес> в строках на даты 6 апреля 2021 г. и 7 апреля 2021 г. указано, что их наполненность и объем отходов составляет "0" при наличии итоговой массы в размерах 21,8 кг. и 9,6 кг. соответственно, что свидетельствует об отсутствии замеров отходов в указанные даты.
Изложенное, по мнению прокурора, позволяет говорить о недостоверности результатов замеров отходов, и ставит под сомнение экономическую обоснованность нормативов накопления твердых бытовых отходов.
Определением Курганского областного суда от 21 июля 2022 г. административные дела по административному иску Общественной организации и заместителя прокурора Курганской области объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Общественной организации участия не принимал, о месте и времени рассмотрения административного дела Общественная организация была уведомлена. Неявка представителя административного истца не является препятствием для рассмотрения административного дела по существу заявленных требований.
Представители прокуратуры Курганской области - Поляковская И.В., Горохова В.С. административное исковое заявление поддержали.
Представитель Департамента - Фомина Е.И. и представитель ООО "Чистый город" - Баютова Т.В. против заявленных требований возражали.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в абзаце 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (часть 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ).
Статьей 4 Закона Курганской области от 1 марта 2016 г. N 4 "О регулировании отдельных отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области" предусмотрено, что к полномочиям органа исполнительной власти Курганской области, уполномоченного в области обращения с отходами, относятся установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (абзац 10).
В соответствии со статьей 10 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. N 444 "О нормативных правовых актах Курганской области" (далее - Закон Курганской области N 444), органы исполнительной власти Курганской области по вопросам, отнесенным к их компетенции, издают нормативные правовые акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 48 Закона Курганской области N 444).
Согласно Положению о Департаменте гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, утвержденному постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. N 338 (далее - Положение о Департаменте), Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, регулирования использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (пункт 1 раздела I Положения о Департаменте).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 раздела I Положения о Департаменте, Департамент является специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере обращения с отходами производства и потребления.
К полномочиям Департамента в области обращения с отходами относится, в том числе, установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подпункт 13 пункта 10 раздела III Положения о Департаменте).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункт 13 пункта 10 раздела III" имеется в виду "подпункт 14 пункта 11 раздела III"
Департамент возглавляет заместитель Губернатора Курганской области - директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, который уполномочен издавать в пределах своей компетенции приказы и распоряжения (пункт 37, подпункт 4 пункта 40 раздела V Положения о Департаменте).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункт 4 пункта 40 раздела V" имеется в виду "подпункт 5 пункта 53 раздела V"
Таким образом, Приказ N 925 и Приказ N 400 приняты уполномоченным органом в надлежащей форме, с соблюдением процедуры их принятия и опубликования.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ норматив накопления твердых коммунальных отходов - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (статья 1); установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6); нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.10); нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 24.10); порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 524/пр, в целях оказания органам регулирования методического содействия по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в процентном отношении в зависимости от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Так, в соответствии с пунктом 8 Правил, на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Методическими рекомендациями замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь (пункт 9), работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет (пункт 15).
Пунктом 4 Методических рекомендаций рекомендовано определять категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых устанавливаются нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов в соответствии с приложением 1 к Методическим рекомендациям.
В приложении 1 к Методическим рекомендациям категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов, подразделяются на объекты общественного назначения и домовладения.
Объекты общественного назначения подразделяются на административные здания, учреждения, конторы; предприятия торговли; предприятия транспортной инфраструктуры; дошкольные и учебные заведения; культурно-развлекательные, спортивные учреждения; предприятия общественного питания; предприятия службы быта; предприятия в сфере похоронных услуг.
Домовладения подразделяются на такие категории объектов, как многоквартирные дома; индивидуальные жилые дома.
В свою очередь, административные здания, учреждения, конторы включают в себя такие категории объектов, как научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро; банки, финансовые учреждения; отделения связи; административные, офисные учреждения.
Из материалов дела видно, что в целях определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов Департаментом во взаимодействии с ООО "Чистый город" в 2020 и 2021 годах проведены замеры отходов, образуемых определенными категориями объектов на территории города Кургана, города Шадринска, а также Щучанского, Лебяжьевского, Далматовского, Куртамышского районов Курганской области.
Между тем, суду не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение Департаментом требований пункта 7 Правил, а именно, обязанности выбрать участки, исходя из численности проживающего населения, на которых будут проводиться замеры отходов.
Отсутствие же описания границ выбранных участков лишает суд возможности проверить соблюдение Департаментом пункта 8 Правил, а именно, наличие или отсутствие на выбранных участка конкретных объектов каждой категории, которых должно быть не менее трех.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Департаментом не опровергнуты доводы административного искового заявления заместителя прокурора Курганской области о том, что при наличии на территории городов и районов Курганской области необходимого количества объектов, которые относятся к категориям объектов, указанным в приложении 1 к Методическим рекомендациям, замеры по некоторым категориям объектов не проводились вовсе, а по некоторым категориям замеры проведены на объектах в количестве менее трех.
Так, на территории Щучанского района Курганской области замеры отходов проводились по следующим категориям: дошкольные образовательные учреждения; административные офисные, офисные учреждения; общеобразовательные учреждения; банки, финансовые учреждения; отделения связи; продовольственные магазины; супермаркет; автозаправочные станции.
При этом, относительно таких категорий, как промтоварные магазины, которых на территории г. Щучье более 40 единиц; автомастерские, шиномонтажные мастерские - 4 единицы; автомойки - 4 единицы; вокзалы - 1 единица; кинотеатры, концертные залы, клубы - 1 единица; библиотеки, архивы - 2 единицы; кафе - 11 единиц; парикмахерские, косметические салоны - 9 единиц; гостиницы - 1 единица; кладбища - 2 единицы; организации, оказывающие ритуальные услуги - 2 единицы, замеры образующихся отходов не проводились.
На территории Лебяжьевского района Курганской области по категориям продовольственные магазины, фактическое количество которых составляет 50 единиц; рынки - 1 единица; автомастерские - 9 единиц; библиотеки, архивы - 1 единица; парикмахерские - 6 единиц; сауны - 1 единица; кладбища - 28 единиц; организации, оказывающие ритуальные услуги - 1 единица, замеры отходов не проводились, а по категориям - отделения связи; кафе; автозаправочные станции, замеры отходов проводились по одному объекту, вместо установленных трех.
На территории Далматовского района Курганской области по категориям продовольственные рынки, автомойки, вокзалы, которых имеется по 1 единице; спортивные клубы - 11 единиц; парикмахерские, гостиницы - 6 единиц; кладбища; организации, оказывающие ритуальные услуги, замеры отходов не проводились.
На территории Куртамышского района Курганской области по категориям продовольственные магазины, которых на территории района имеется 57 единиц; промтоварные магазины - 25 единиц; продовольственные рынки - 1 единица; автомастерские (шиномонтажные мастерские) - 10 единиц; автозаправочные станции - 4 единицы; автомойки - 5 единиц; вокзалы - 1 единица; кафе, рестораны, столовые - 16 единиц; парикмахерские - 29 единиц; бани - 2 единицы; кладбища - 2 единицы; организации, оказывающие ритуальные услуги - 3 единицы, замеры отходов не проводились. По категориям объектов - отделения связи; библиотеки, архивы; банки - замеры отходов проведены не в полном объеме, так как количество указанных объектов на территории района составляет более 3 единиц.
При проведении замеров отходов на территории г. Шадринска Департаментом не учтены такие объекты, как рынки; гаражи и парковки закрытого типа; бани, сауны - 8 единиц; кладбища - 3 единицы; организации, оказывающие ритуальные услуги - 17 единиц; садоводческие кооперативы - 7 единиц.
В городе Кургане по категории объектов - гостиницы замеры отходов проведены по двум объектам (гостиница "Корс", "Отель Курган"); бани, сауны - по одному объекту (ИП Буракова); организации, оказывающие ритуальные услуги, - по двум объектам; спортивные клубы - по двум объектам (КРОО "ФСК "Велес" и АНО "Ледовый дворец спорта им. Н.В. Парышева); автомойки - по двум объектам (ИП Вейсалов Х.И., ООО "Автосила"). По категориям объектов - клубы, кинотеатры, концертные залы, театры; пансионаты, дома отдыха, туристические базы замеры отходов не проводились, несмотря на наличие таких объектов.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта требованиям пунктов 7 и 8 Правил.
В материалах дела имеется соглашение между Департаментом и ООО "Чистый город" от 16 июня 2020 г. о взаимодействии при проведении сезонных замеров массы и объема твердых коммунальных отходов на территории Курганской области (далее - Соглашение) (т. 1, л. д. 140-142).
В соответствии с пунктом 2.3 Соглашения, перечень категорий объектов, на которых проводятся замеры массы и объема твердых коммунальных отходов, представлен в приложении к данному Соглашению. Конкретный перечень объектов определяется по соглашению сторон.
Из пояснений представителя Департамента следует, что в качестве приложения к указанному договору использовалось приложение N 1 к Методическим рекомендациям, в котором приведены категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что в нарушение пункта 5 Правил, категории объектов, на которых образуются отходы, до начала проведения замеров Департаментом не были определены.
Представленные суду ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов свидетельствуют, что замеры твердых коммунальных отходов проводились по категориям объектов, которые перечислены в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
Так, например, замеры проводились по таким категориям объектов, как банки, финансовые учреждения; отделения связи; административные, офисные учреждения.
Между тем, результаты замеров отдельно по каждой категории объектов, по которым проводились замеры, Департаментом не были учтены, и нормативы накопления твердых коммунальных отходов по ним не определены, как это требует пункт 6 Правил.
Вместо этого Департаментом указанные выше категории объектов объединены в одну категорию - административные здания, учреждения, конторы - и для нее определен один норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Как видно из содержания оспариваемого нормативного правового акта, домовладения в нем подразделяются на такие категории объектов, как многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Курган; многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области.
Между тем, замеры отходов по категориям объектов с такими наименованиями Департаментом не проводились. Суду не представлены ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов с такими наименованиями категорий объектов.
По мнению суда, такое разделение объектов по категориям не соответствует приложению N 1 к Методическим рекомендациям, в котором многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома отнесены к разным категориям объектов, и для них должны быть установлены отдельные нормативы накопления твердых коммунальных отходов, а также подпункту "а" пункта 4 Правил, в соответствии с которым нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд полагает, что оснований для дифференцированного установления нормативов в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил у Департамента не имелось, поскольку вся территория Курганской области представляет собой одну зону действия одного регионального оператора - ООО "Чистый город", в то время как указанная норма предполагает возможность установления разных нормативов для территорий одного субъекта Российской Федерации, но относящихся к зонам деятельности разных региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая изложенное, установление Департаментом разных нормативов накопления твердых коммунальных отходов отдельно для территории города Кургана, и отдельно - для остальной территории Курганской области, не соответствует подпункту "а" пункта 4 Правил.
Как уже отмечалось судом, перечень категорий объектов, на которых образуются отходы, и их наименования до начала проведения замеров отходов Департаментом не были определены. В деле имеются ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов, в которых указаны такие наименования отдельных категорий объектов, как "многоквартирный дом", "многоквартирные дома", "ИЖС", "МКД, ИЖД", то есть, проводя замеры отходов, исполнители не имели подготовленного Департаментом перечня категорий объектов с их наименованиями, и не знали, следует ли относить многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома к одной или к разным категориям объектов.
Так, в городе Кургане замеры отходов проводились отдельно по категориям объектов многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома, а в городах Шадринске, Далматово, Щучье замеры отходов проводились по многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам, как одной категории объектов.
Такой подход к проведению замеров, по мнению суда, стал причиной, по которой многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома в нормативном правовом акте были объединены в одну категорию объектов, но такое объединение категорий объектов входит в противоречие с приложением 1 к Методическим указаниям, которым, исходя из пояснений представителя Департамента, административный ответчик руководствовался, а, следовательно, на соответствие которому подлежит проверке и оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии нормативного правового акта требованиям пунктов 4, 5, 6 Правил.
Суд полагает обоснованными доводы административных исковых заявлений о нарушении Департаментом пункта 11 Правил при замерах отходов, а именно, несоблюдение периодичности проведения замеров отходов, отраженных в ведомостях первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов, в отношении категории объектов: индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - город Курган; индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городских и сельских поселений Курганской области.
Так, в ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ИЖС в городе Кургане по <адрес> зимний период с 25 января по 31 января результаты замеров крупногабаритного мусора имеются только на даты 25 января и 26 января. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 210).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ИЖС в городе Кургане по <адрес>Б, <адрес> зимний период с 25 января по 31 января результаты замеров крупногабаритного мусора имеются только на даты 25 января и 27 января. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 211).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по этому же объекту ИЖС в городе Кургане в весенний период с 5 апреля по 11 апреля результаты замеров отходов имеются только на дату 5 апреля. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 220).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ИЖС в городе Кургане по <адрес> весенний период с 5 апреля по 11 апреля результаты замеров отходов отражены только 5 апреля. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 221).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ИЖС в городе Кургане по <адрес> <адрес> весенний период с 5 апреля по 11 апреля результаты замеров отходов отражены только 5 апреля. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 222).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ИЖС в городе Кургане по <адрес> зимний период с 25 января по 31 января результаты замеров крупногабаритного мусора имеются только 27 января. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 212).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту многоквартирный дом в городе Кургане по <адрес> где замеры отходов осуществлялись по четырем контейнерам, в зимний период с 25 января по 31 января результаты замеров отходов отражены только по двум контейнерам. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 236).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ИЖС в <адрес> осенний период с 26 октября по 1 ноября результаты замеров крупногабаритного мусора имеются только на даты 26 октября и 30 октября. Остальные графы ведомости не заполнены (т. 1, л. д. 215).
Доводы представителя Департамента о том, что отсутствие в графе первичной ведомости какого-либо числового показателя свидетельствует об отсутствии в указанную дату твердых бытовых отходов, суд отклоняет.
Суд полагает, что отсутствие в графе первичной ведомости какого-либо числового показателя, включая число "ноль", свидетельствует о непроведении замеров отходов, а не о результате замеров, равном нулю. Цифра "0" - это арифметическая цифра, результат измерений, который надлежит указывать в первичной ведомости, независимо от периодичности вывоза отходов.
В пользу такого вывода свидетельствуют другие имеющиеся в деле ведомости, в которых цифра "0" указана, как результат измерений в конкретную дату. Так, например, в ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту многоквартирный дом в городе Кургане по <адрес>, где замеры отходов осуществлялись по четырем контейнерам, в летний период с 27 июля по 2 августа указаны результаты замеров по всем четырем контейнерам, в том числе, с использованием цифры "0", показывающей отсутствие отходов в контейнере.
Согласно части 2 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном деле в качестве доказательств допускаются письменные доказательства.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 70 названного Кодекса, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Из приведенных правовых норм следует, что представленные суду ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов, содержащие незаполненные графы, являются письменными доказательствами по делу, недостатки содержания которых не могут быть восполнены показаниями допрошенных судом по ходатайству представителя Департамента свидетелей - Колосова А.Ю., Фазылова Э.Р., Торосян С.М., Садовой Л.В., Федосеевой С.А., Ильичевой Т.В., Хлызовой А.Ю., Юрченко О.В.
Суд полагает обоснованными доводы административного искового заявления заместителя прокурора Курганской области о нарушении Департаментом при замерах отходов пункта 10 Правил.
Так, в городе Щучье при замере отходов по категориям объектов - "многоквартирные дома" и "индивидуальные жилые дома" учтены здания ФКУ "Военный комиссариат <адрес>" (<адрес>), торгового центра (<адрес>), и магазина "Карпёнок" (<адрес>), в которых жилые помещения отсутствуют. Данные обстоятельства подтверждены составленными сотрудниками прокуратуры актами осмотров и фотографиями (т. 2, л. д. 231-237).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в категории объектов - "многоквартирные жилые дома" в <адрес> указаны следующие многоквартирные дома: <адрес>. Замеры отходов проводились по 6 контейнерам, расположенным на контейнерной площадке.
Согласно общедоступным сведениям, в <адрес> <адрес> на первом этаже многоквартирного дома расположено 11 организаций (две аптеки, студия красоты, школа программирования, четыре магазина и другие). В <адрес> организаций (пекарня, ювелирный магазин и другие). Расположенные в многоквартирных домах организации отдельных контейнерных площадок не имеют, накопление отходов производится совместно с жильцами многоквартирных домов. Данные обстоятельства представителем Департамента не опровергнуты.
Таким образом, в ходе замеров отходов имело место смешение отходов объектов различных категорий.
Суд соглашается с доводами административных истцов о наличии в ведомостях первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов недостоверных сведений, противоречивых данных и математических ошибок, которые могли повлиять на установленные Департаментом нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Так, твердые коммунальные отходы многоквартирного жилого дома в г. Кургане по адресу: <адрес> учтены дважды в каждом сезоне в ведомости по категории объектов - "многоквартирные дома" по адресу: <адрес>, и в ведомости по категории объектов - "ИЖС" по адресам: <адрес>.
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту многоквартирный дом в городе Кургане по <адрес> где замеры отходов осуществлялись по четырем контейнерам, в весенний период с 5 апреля по 11 апреля указано, что 6 апреля контейнер N 81 имеет наполненность 0%, однако в графе - масса отходов - указано 21,8 кг.; 7 апреля контейнер N 80 имеет наполненность 0%, однако графа - масса отходов - содержит сведения о 9,6 кг. отходов; 10 апреля контейнер N 80 имеет наполненность 0%, однако в графе - масса отходов - указано 9,6 кг. (т. 1, л. д. 237).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту ООО "Автогазсистема", относящемуся к категории объектов - "автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания" в городе Кургане по <адрес> в весенний период с 5 апреля по 11 апреля указано, что 7 апреля контейнер объемом 0,75 куб. м. имеет наполненность 50%, однако объем отходов указан в размере 0,4 куб. м., вместо правильного показателя - 0,375 куб. м.
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту МКУ ДО "ДЮСШ "Ермак", относящемуся к категории объектов - "спортивные клубы, центры, комплексы" в городе Шадринске по <адрес>, где для замеров отходов использовались пакеты, в весенний период с 5 апреля по 11 апреля указано, что 6, 7, 8 апреля пакеты объемом 0,035 куб. м. имели наполненность 50%, однако, объем отходов указан в размере 0,02 куб. м., вместо правильного показателя - 0,0175 куб. м.
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уральский государственный университет путей сообщения", относящемуся к категории объектов - "учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс" в городе Кургане по <адрес> весенний период с 5 апреля по 11 апреля содержатся противоречивые сведения о количестве контейнеров, по которым велись замеры отходов. Так, в ведомость внесены сведения о наличии на площадке одного контейнера объемом 1,1 куб. м. Однако, из содержания таблицы замеров отходов этой же ведомости следует, что замеры отходов велись по двум контейнерам.
В ведомостях первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по категории объектов - "ИЖС" в городе Кургане по <адрес> зимний период с 25 января по 31 января, в весенний период с 5 апреля по 11 апреля, содержатся противоречивые сведения о количестве контейнеров, по которым велись замеры отходов. Так, в ведомости внесены сведения о наличии на площадке одного контейнера. Однако, из содержания таблиц замеров отходов этих же ведомостей следует, что замеры отходов велись по трем контейнерам (т. 1, л. д. 207, 216).
В ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов по объекту Гаражно-строительный кооператив "Союз", относящемуся к категории объектов - "гаражи, парковки закрытого типа" в городе Кургане по <адрес> в весенний период с 5 апреля по 11 апреля содержатся противоречивые сведения об объеме контейнера. Так, в ведомость внесены сведения об объеме контейнера, равном 0,75 куб. м. Однако, из содержания таблицы замеров отходов этой же ведомости следует, что замеры отходов велись по контейнеру, имеющему объем 0,8 куб. м.
Твердые коммунальные отходы МБУ "ЦБС г. Шадринска" (центральная библиотека) необоснованно учтены Департаментом в категории объектов "Общеобразовательные учреждения", поскольку библиотека общеобразовательным учреждением не является.
Твердые коммунальные отходы ГБУ "Далматовский дом-интернат для престарелых и инвалидов" необоснованно учтены Департаментом в категории объектов "Детские дома, интернаты" раздела "Дошкольные и учебные заведения", поскольку дом-интернат для престарелых и инвалидов не является дошкольным либо учебным заведением.
В материалах дела имеются две подписанные членами комиссии ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в осенний период с 26 октября по 1 ноября по одному и тому же объекту отходов - администрация города Куртамыш по адресу: <адрес>, в одной из которых указано на контейнерный способ замеров отходов и отсутствуют какие-либо числовые показатели замеров, а в другой ведомости указано на пакетный способ замеров отходов и указаны числовые показатели замеров. Суду даны пояснения об изменении в осенний период способа замеров отходов по указанному объекту. Однако, имеющимися в деле доказательствами данный факт не подтвержден.
Суд полагает, что изложенное выше ставит под сомнение достоверность результатов замеров отходов, а, следовательно, экономическую обоснованность установленных оспариваемым нормативным правовым актом нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области.
Вместе с тем, суд считает правильным отметить, что не может принять представленные в материалы настоящего административного дела объяснения физических лиц, а также справки-телефонограммы в качестве бесспорных доказательств нарушения Департаментом периодичности проведения замеров отходов в отношении ИП Балабанова Е.В., ИП Белугина А.Д., ООО "Равис", Городского потребительского общества "Урал" (г. Шадринск), ГКУ "ЦЗН Лебяжьевского и Мокроусовского районов Курганской области (р.п. Лебяжье), ИП Максимовских С.А. (г. Далматово), ИП Шаровой Л.Г. (г. Шадринск), ООО "Компания "Метрополис" (г. Щучье), АО "Почта России" (г. Щучье).
Также, по мнению суда, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащая сведения о прекращении с 5 декабря 2013 г. деятельности индивидуальным предпринимателем Тарасовой Г.И. (т. 2, л. д. 263-264), не может являться бесспорным доказательством отсутствия замеров отходов по адресу: <адрес>. В опровержение суду представлен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 1 января 2020 г. N, заключенный между Тарасовой Г.И. и ООО "Чистый город", где объектом образования отходов указана парикмахерская в <адрес> (т. 3, л. д. 50-57).
По мнению суда, доводы Общественной организации о том, что в комиссию по определению массы и объема твердых коммунальных отходов вошли представители регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Чистый город", а также представители МКУ "Жилищная политика", подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта другому нормативному правовому акту в области обращения с отходами производства и потребления, имеющему большую юридическую силу.
Возражения ООО "Чистый город" о том, что Общественная организация была не вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Приказа N 925 (в редакции Приказа N 400), по мнению суда, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно преамбуле Федерального закона N 89-ФЗ, данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов относится к области обращения с отходами производства и потребления, а, следовательно, связано с отношениями в области охраны окружающей среды.
В соответствии пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, данным Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Поскольку Федеральный закон N 7-ФЗ предоставляет общественным объединениям и некоммерческим организациям право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов, суд приходит к выводу, что Общественная организация вправе оспорить в судебном порядке Приказ N 925 (в редакции Приказа N 400).
Поскольку по настоящему делу установлено несоответствие Приказа N 925 (в редакции Приказа N 400) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административные исковые заявления Общественной организации и заместителя прокурора Курганской области подлежат удовлетворению.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судебного решения применялся, и на основании этого акта реализовывались права неопределенного круга лиц, суд признает его недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном издании Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Курганской областной общественной организации "Центр содействия развитию советов многоквартирных домов и территориального общественного самоуправления - общественный контроль ЖКХ", заместителя прокурора Курганской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 г. N 925 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области" (в редакции приказа Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 9 сентября 2021 г. N 400).
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном издании Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Мотивированное решение составлено 10 октября 2022 г.
Судья |
В.В. Варлаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Курганского областного суда от 26 сентября 2022 г. по делу N 3а-48/2022
Опубликование:
-