Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Спириденко Т.А., при участии от заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ИНН 6163068743, ОГРН 1036163014524) - Воронцова С.А. (доверенность от 11.01.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), третьего лица - Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6164028158, ОГРН 1026103295558), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу N А53-24538/2010 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.), установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - заявитель, территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, служба государственной регистрации) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок (кадастровый номер 61:44:0080902:87) площадью 88 430 кв. м, а также об обязании осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление автодорожного надзора, третье лицо).
Решением от 03.02.2011 (судья Еремин Ф.Ф.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ заинтересованного лица в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок. На службу государственной регистрации возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на земельный участок площадью 88 430 кв. м. с кадастровым номером 61:44:0080902:87. Суд пришел к выводу о том, что на основании статьи 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) территориальное управление представило документы, необходимые для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок. На участке, предназначенном для упорядочения размещения и эксплуатации капитальных гаражей, расположены объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности и находящиеся в оперативном управлении третьего лица. Кроме того, отказ в регистрации права федеральной собственности на земельный участок не позволяет разграничить государственную собственность на землю. Данная процедура не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на участок гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого участка в долевую собственность. Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что право собственности на спорный участок не зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на нем.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 решение от 03.02.2011 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Апелляционный суд установил, что основанием для возникновения права федеральной собственности на объект недвижимости (гараж 2-х уровневый, бокс N 190, общей площадью 37,5 кв. м) является его приобретение правопредшественником управления автодорожного надзора (т. 2, л. д. 62, 63). Кроме того, подтверждена принадлежность третьему лицу еще четырех гаражей на участке, занимаемом СГК "Форсаж" на праве аренды. Вместе с тем основания считать спорный земельный участок разграниченным ввиду нахождения на нем федерального объекта недвижимого имущества и относящимся к федеральной собственности отсутствуют. По смыслу статьи 3.1 Вводного закона в ее системном толковании с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 33, статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации под земельным участком, занятым зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, надлежит понимать участок, сформированный для целей эксплуатации соответствующего объекта недвижимого имущества. Согласно техническому паспорту площадь земельного участка, занятого гаражным боксом N 190 составляет 23,1 кв. м. Площадь участка, который заявитель полагает разграниченным по данному основанию, составляет 88 430 кв. м. Доказательства неделимости участка в материалы дела не представлены. Нахождение на земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих наряду с публично-правовым образованием иным лицам, не препятствует разграничению права на данный участок лишь в том случае, когда для эксплуатации федерального (регионального, муниципального) объекта недвижимости необходим весь участок и (или) земельный участок является неделимым. Разграниченными могут быть признаны лишь участки, специально сформированные для эксплуатации соответствующих объектов недвижимости, и дополнительно (в качестве исключения) неделимые земельные участки, на которые могут быть расположены и объекты недвижимости, принадлежащим иным субъектам. Ссылка территориального управления на правовую позицию, сформулированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, апелляционным судом отклонена, поскольку в деле, рассмотренном судом надзорной инстанции, имелось дополнительное основание разграничения в связи с наличием у федерального учреждения права постоянного бессрочного пользования земельным участком с расположенным на нем зданием, помещения в котором принадлежали различным лицам. Поскольку спорный участок не сформирован для целей эксплуатации федерального гаражного бокса, заведомо предназначен для размещения большего числа объектов недвижимости и является делимым, основания полагать его разграниченным с 01.07.2006 в силу пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона отсутствовали. С учетом изложенного оспариваемый отказ в государственной регистрации права федеральной собственности соответствует требованиям статьи 20 Закона о регистрации.
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить апелляционное постановление как принятое с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, апелляционный суд не учел, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации. Указанная норма является определенной и не содержит условий либо ограничений по размеру земельных участков, количеству расположенных на них объектов недвижимости, принадлежащих публично-правовому образованию, и не является отсылочной. Размещение на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, является самостоятельным и достаточным основанием для отнесения такого участка к федеральной собственности. Первичная государственная регистрация права собственности Российской Федерации в соответствии с установленным порядком разграничения государственной собственности не нарушает права иных лиц на приобретение земельных участков в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации. Возможность раздела участка не является препятствием к разграничению государственной собственности на землю в силу закона. В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, считается определенной. Апелляционный суд не принял во внимание практику применения положений статьи 3.1 Вводного закона, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09.
В отзыве служба государственной регистрации указала на отсутствие оснований для отмены апелляционного постановления.
В заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы.
Кассационный суд объявлял перерыв в заседании до 14 часов 10 минут 21.06.2011.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что апелляционное постановление надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением территориального управления от 04.08.2009 N 8-р за управлением автодорожного надзора зарегистрировано право оперативного управления на гаражный бокс N 190 общей площадью 37,5 кв. м (комнаты N 1, 2 в подвале, комната N 1 на 1-м этаже), расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, ул. Дебальцевская, 14 (т. 1, л. д. 24).
Данный объект на основании договора о принятии в члены СГК "Форсаж" от 01.07.1999 включен в реестр федерального имущества (т. 1, л. д. 15).
Согласно заключенному с администрацией г. Ростова-на-Дону (арендодатель) договору от 05.08.1998 N 14917 СГК "Форсаж" на срок до 24.12.2012 предоставлен в аренду земельный участок площадью 8,8430 га для упорядочения размещения и эксплуатации капитальных гаражей, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, район Военведа. Договор аренды содержит ссылку на постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 24.12.1997 N 2465 (т. 1, л. д. 97 - 101). Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена в установленном порядке (т. 1, л. д. 142, 143).
Земельный участок из земель населенных пунктов, предназначенный для упорядочения размещения и эксплуатации капитальных гаражей (кадастровый номер 61:4460080902:87), площадью 88 430 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, ул. Дебальцевская, 14, поставлен на государственный кадастровый учет 05.08.1998. Кадастровый паспорт от 12.02.2010 содержит сведения о том, что участок находится в государственной собственности (т. 1, л. д. 16 - 18).
29.06.2010 территориальное управление обратилось к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок (кадастровый номер 61:44:0080902:87) общей площадью 88 430 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 14. В качестве основания государственной регистрации заявитель указал акт органа государственной власти и представил выписку из реестра федерального имущества от 21 мая 2009 года N 4363 в отношении гаража 2-х уровневого (бокс N 190) общей площадью 37,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Дебальцевская, 14 (т. 1, л. д. 19, 111).
20.07.2010 государственная регистрация прав приостановлена на срок до 19.08.2010 в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на земельный участок (т. 1, л. д. 114 - 119).
19.08.2010 заинтересованное лицо направило в адрес территориального управления сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Отказ мотивирован отсутствием предусмотренных абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок и нахождением на нем гаражных боксов, принадлежащих на праве собственности иным лицам (т. 1, л. д. 13, 14).
В соответствии с сообщением об отказе в предоставлении запрашиваемой информации от 17.12.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированы права (ограничения, обременения прав) на 1592 объекта недвижимого имущества, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, ул. Дебальцевская, 14 (т. 1, л. д. 145).
Полагая, что отказ в государственной регистрации права на земельный участок не соответствует требованиям закона, территориальное управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, перечисленных в данной норме.
Отказывая в государственной регистрации права федеральной собственности, заинтересованное лицо сослалась на положения абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации и указало, что на земельном участке помимо объектов Российской Федерации находится недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности иным лицам; заявитель не представил документы, устанавливающие право собственности Российской Федерации на весь участок.
В заявлении от 29.06.2010 о государственной регистрации права федеральной собственности представитель территориального управления в качестве основания совершения регистрационного действия указал акт органа государственной власти.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации и сообщении об отказе в государственной регистрации содержится ссылка на положении статьи 3.1 Вводного закона.
Следовательно, спор возник при осуществлении государственной регистрации права на земельный участок в процессе разграничения государственной собственности на землю.
Одним из принципов земельного законодательства согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В силу статьи 17 данного Кодекса к федеральной собственности относятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Статья 30.1 Закона о регистрации определяет, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Пункт 3 Перечня устанавливает, что если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Представления указанных документов не требуется в случаях, если соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление иных документов необходимо в случаях, определенных федеральным законом.
Суды установили, что территориальное управление представило на государственную регистрацию выписку из реестра федерального имущества от 21.05.2009 N 4363, согласно которой на земельном участке расположено принадлежащее Российской Федерации недвижимое имущество - гараж 2-х уровневый (бокс N 190). Право оперативного управления на данный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.08.2009 (т. 1, л. д. 24).
К заявлению также приобщен кадастровый паспорт спорного земельного участка (т. 1, л. д. 16 - 18).
Разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права собственности на земельный участок.
В данном случае правовое регулирование разграничения государственной собственности осуществляется пунктом 1 статьи 3.1 Вводного закона.
Согласно названной норме одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
При этом право собственности возникает на земельный участок с ранее определенными границами.
Апелляционный суд не учел содержащееся в составе дела правоустанавливающих документов N 61-61-01/627/2009-024 постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 24.12.1997 N 2465, согласно которому у КЭУ СКВО изъят земельный участок площадью 8,78 га в районе "Военвед" для последующего предоставления в целях упорядочения размещения и эксплуатации существующих капитальных гаражей (т. 1, л. д. 102/оборот).
Доказательства того, что границы спорного участка с момента его предоставления изменялись, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о регистрации, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 данного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Предусмотренные приведенной нормой сведения, подтверждающие прекращение спорного участка как объекта недвижимости, в деле отсутствуют.
Ссылку службы государственной регистрации на нарушение прав иных лиц ввиду нахождения на участке принадлежащих им объектов недвижимости надлежит отклонить.
По смыслу положений статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
До момента государственной регистрации права на участок в порядке разграничения государственной собственности, распоряжение таким объектом осуществляется органами местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Вводного закона).
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отнесении спорного участка к федеральной собственности и отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на него соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормам материального права и судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.05.2010 N ВАС-16632/09).
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление апелляционного суда надлежит отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 по делу N А53-24538/2010 отменить, решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2011 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Вводного закона и их толкования в совокупности следует, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права на земельные участки которых урегулированы иными нормами права и в силу закона подлежит государственной регистрации.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
До момента государственной регистрации права на участок в порядке разграничения государственной собственности, распоряжение таким объектом осуществляется органами местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Вводного закона).
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отнесении спорного участка к федеральной собственности и отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на него соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормам материального права и судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.05.2010 N ВАС-16632/09).
На основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление апелляционного суда надлежит отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2011 г. N Ф08-3016/11 по делу N А53-24538/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
31.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
08.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
23.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3016/11
30.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2189/11
03.02.2011 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-24538/10