Распоряжение Администрации города Челябинска от 28 декабря 2022 г. N 15595
"Об утверждении муниципальной программы "Сохранение и развитие культуры города Челябинска"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Челябинска от 25.09.2013 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и контроля муниципальных программ в городе Челябинске и об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и контроля ведомственных программ в городе Челябинске":
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Сохранение и развитие культуры города Челябинска".
2. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы города по социальному развитию Авдеева С.А.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2023 года.
Глава города Челябинска |
Н.П. Котова |
Утверждена
распоряжением Администрации города
от 28 декабря 2022 г. N 15595
Паспорт
муниципальной программы
Наименование субъекта бюджетного планирования
(главного распорядителя средств бюджета города Челябинска)
Заместитель Главы города по социальному развитию Авдеев С.А. (Управление культуры Администрации города Челябинска).
Наименование, дата утверждения и номер правового акта
Распоряжение Администрации города Челябинска "Об утверждении муниципальной программы "Сохранение и развитие культуры города Челябинска" от 28.12.2022 N 15595.
Наименование муниципальной программы
"Сохранение и развитие культуры города Челябинска" (далее - Программа).
Цели и задачи Программы
Настоящая Программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 29.06.2021 N 20/2.
Цель Программы: развитие на муниципальном уровне сферы культуры и искусства города Челябинска, обеспечивающей реализацию культурного и духовного потенциала жителей города.
Задачи Программы:
1. Реализация основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере культуры, в том числе развитие библиотечного обслуживания, культурно-досуговой деятельности, профессионального театрального искусства, кинообслуживания населения, территорий парков, дополнительного образования, сохранения историко-культурного наследия в городе Челябинске.
2. Укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры и искусства города Челябинска (далее - муниципальное учреждение культуры), обеспечение их стабильного функционирования и развития.
3. Создание условий для творческой самореализации жителей, организации досуга и массового отдыха, приобщения жителей города Челябинска к культурным ценностям путем проведения культурно-массовых мероприятий.
4. Формирование исторической и культурной идентичности жителей города Челябинска путем сохранения, популяризации историко-культурного наследия города Челябинска, сохранения и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия.
5. Воспитание экологической культуры и гуманного отношения к природе, организация семейного культурного отдыха путем обеспечения доступности коллекции диких и домашних животных зарубежной и отечественной фауны, в том числе фауны Челябинской области.
6. Развитие дополнительного образования детей и взрослых в области культуры и искусств, выявление и обеспечение целевой поддержки одаренных детей, учащихся детских школ искусств в городе Челябинске (далее - ДШИ).
7. Реализация регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура", в части переоснащения муниципальных библиотек по модельному стандарту, модернизации ДШИ, укрепления их материально-технической базы и оснащения оборудованием.
8. Обеспечение социальных гарантий муниципальным служащим в части прохождения ежегодной диспансеризации и повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих.
Целевые индикаторы (показатели)
Целевые индикаторы (показатели) приведены в таблице 1.
|
|
Таблица 1 |
||
N п/п |
Наименование индикативного показателя |
Значения индикативного показателя с разбивкой по годам |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Обеспечение функционирования Управления культуры Администрации города Челябинска |
|||
1.1. |
Количество муниципальных служащих, прошедших диспансеризацию, человек |
16 |
16 |
16 |
1.2. |
Количество муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации, человек |
5 |
5 |
5 |
2. |
Обеспечение функционирования подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры |
|||
2.1. |
Количество подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры и ДШИ, в том числе |
31 |
31 |
31 |
2.1.1. |
Количество ДШИ, единиц |
14 |
14 |
14 |
2.1.2. |
Количество муниципальных библиотек, единиц |
2 |
2 |
2 |
2.1.3. |
Количество муниципальных зоопарков, единиц |
1 |
1 |
1 |
2.1.4. |
Количество муниципальных кинотеатров, единиц |
2 |
2 |
2 |
2.1.5. |
Количество муниципальных театров, единиц |
4 |
4 |
4 |
2.1.6. |
Количество муниципальных парков, единиц |
4 |
4 |
4 |
2.1.7. |
Количество муниципальных учреждений по сохранению исторического и культурного наследия, единиц |
3 |
3 |
3 |
2.1.8. |
Количество муниципальных учреждений культурно-досугового типа, единиц |
1 |
1 |
1 |
2.2. |
Количество посещений муниципальных учреждений культуры за календарный год, в том числе: |
4 169 163 |
4 491 560 |
4 491 560 |
2.2.1. |
Муниципальных библиотек, единиц |
1 934 381 |
2 256 778 |
2 256 778 |
2.2.2. |
Муниципального зоопарка, единиц |
479 950 |
479 950 |
479 950 |
2.2.3. |
Муниципальных кинотеатров, единиц |
63 436 |
63 436 |
63 436 |
2.2.4. |
Муниципальных театров, единиц |
73 246 |
73 246 |
73 246 |
2.2.5. |
Муниципальных парков, единиц |
1 618 150 |
1 618 150 |
1 618 150 |
2.3. |
Количество обучающихся ДШИ, человек |
10 050 |
10 050 |
10 050 |
2.4. |
Количество постоянно действующих в течение года клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества, единиц |
69 |
69 |
69 |
3. |
Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры |
|||
3.1. |
Охват муниципальных учреждений культуры и ДШИ по проведению ремонтов и (или) оснащению сопутствующим оборудованием для ведения основной деятельности, % |
20 |
20 |
20 |
3.2. |
Укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием ДШИ, единиц |
1 |
- |
- |
3.3. |
Техническое оснащение муниципальных детских и кукольных театров, поддержка творческой деятельности, единиц |
1 |
1 |
1 |
3.4. |
Количество отремонтированных учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, в рамках мероприятия "Проведение ремонтных работ, противопожарных мероприятий, энергосберегающих мероприятий в зданиях учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, и приобретение основных средств для муниципальных учреждений", единиц |
2 |
1 |
1 |
3.5. |
Количество приобретенных документов на физических (материальных) носителях для муниципальных библиотек, единиц |
22 705 |
22 705 |
22 705 |
3.6. |
Количество вновь поставленных либо капитально возобновленных спектаклей за год в муниципальных театрах, единиц |
17 |
17 |
17 |
3.7. |
Количество экспозиционных животных Муниципального бюджетного учреждения культуры "Зоопарк", видов |
136 |
136 |
136 |
4. |
Создание условий для формирования культурного пространства |
|||
4.1. |
Количество проведенных культурно-массовых мероприятий, единиц |
12 727 |
12 727 |
12 727 |
4.2. |
Количество посещений культурно-массовых мероприятий, единиц |
920 880 |
920 880 |
920 880 |
4.3. |
Доля российских фильмов в общем количестве муниципального кинопроката, % |
25 |
25 |
25 |
4.4. |
Количество премий работникам культуры и искусства города Челябинска "Золотая лира", единиц |
13 |
13 |
13 |
4.5. |
Количество стипендий для поддержки одаренных детей, обучающихся в ДШИ, единиц |
15 |
15 |
15 |
4.6. |
Количество объектов культурного наследия, мемориальных объектов, объектов городской жанровой скульптуры, находящихся в оперативном управлении, аренде, пользовании муниципальных учреждений отрасли "Культура", единиц |
74 |
74 |
74 |
5. |
Региональный проект "Культурная среда" национального проекта "Культура" |
|||
5.1. |
Количество переоснащенных муниципальных библиотек по модельному стандарту, единиц |
1 |
- |
- |
5.2. |
Количество ДШИ, оснащенных музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, единиц |
5 |
- |
- |
5.3. |
Количество реконструированных и (или) капитально отремонтированных ДШИ по видам искусств, единиц |
1 |
- |
- |
Характеристика программных мероприятий
Программные мероприятия включают:
1) обеспечение функционирования Управления культуры Администрации города Челябинска;
2) обеспечение функционирования подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры;
3) развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры;
4) создание условий для формирования культурного пространства;
5) региональный проект "Культурная среда" национального проекта "Культура".
Сроки реализации Программы
2023-2025 годы.
Объемы и источники финансирования
Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице 2.
|
|
Таблица 2 |
|||
N п/п |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||
Всего |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Бюджет города Челябинска |
4 939 195,1 |
1 643 192,8 |
1 646 643,7 |
1 649 358,6 |
2. |
Областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Внебюджетные средства |
999 716,1 |
333 238,7 |
333 238,7 |
333 238,7 |
|
Итого |
5 938 911,2 |
1 976 431,5 |
1 979 882,4 |
1 982 597,3 |
в том числе на реализацию регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура". |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Ожидаемые конечные результаты
реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Ожидаемыми результатами реализации Программы и показателями социально-экономической эффективности к концу 2025 года являются:
1) создание условий для сохранения, развития культуры и искусства в городе Челябинске;
2) сохранение сети муниципальных учреждений культуры;
3) сохранение доли российских фильмов в муниципальном кинопрокате - не менее 25 %;
4) ежегодное приобретение документов на физических (материальных) носителях для муниципальных библиотек - не менее 22 705 единиц, что будет способствовать ежегодному сохранению количества посещений муниципальных библиотек;
5) сохранение количества вновь поставленных либо капитально возобновленных спектаклей в муниципальных театрах - до 17 спектаклей;
6) организация и проведение ежегодных общегородских культурно-массовых мероприятий, культурно-массовых мероприятий в парках культуры и отдыха, творческих мероприятий в ДШИ и муниципальных учреждениях культуры;
7) сохранение контингента обучающихся ДШИ на бюджетной основе на уровне 10 050 человек;
8) сохранение экспозиции диких и домашних животных в количестве 136 видов;
9) сохранение и содержание объектов культурного наследия, мемориальных объектов, объектов городской жанровой скульптуры, художественных композиций, находящихся в оперативном управлении, аренде муниципальных учреждений отрасли "Культура" - в количестве 74 единиц;
10) реализация регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура", в части переоснащения муниципальных библиотек по модельному стандарту, модернизации ДШИ, укрепления их материально-технической базы и оснащения оборудованием.
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы
1. Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления развития сферы культуры города Челябинска, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, показатели их результативности.
Программа направлена на создание на территории города Челябинска благоприятных условий для формирования духовно-нравственных и культурно-ценностных ориентиров жителей города Челябинска, обеспечение гармоничного развития личности посредством развития сферы культуры, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, реализацию государственной политики Российской Федерации в сфере культуры: развитие библиотечного обслуживания, культурно-досуговой деятельности, профессионального театрального искусства, кинообслуживания населения, дополнительного образования детей и взрослых, сохранение историко-культурного наследия.
Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808, декларируют признание культуры в качестве национального приоритета и важнейшего фактора роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации.
Рост уровня интеллектуального и культурного развития общества становится обязательным условием профессиональной компетентности в инновационной экономике. Личностное развитие невозможно без культурно-творческого самовыражения, освоения культурных и духовных ценностей общества. Данные обстоятельства задают качественно новый вектор развитию библиотечного, музейного, выставочного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образованию в сфере культуры и искусства. Социокультурные и технологические инновации не только повышают уровень доступности культурных благ, но делают культурную среду более институционально и содержательно разнообразной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Настоящая Программа нацелена на планомерное развитие культуры в условиях современного мегаполиса, которое в первую очередь основывается на интеллектуальных, культурно-творческих компонентах формирования качественной и комфортной городской среды.
В настоящее время в ведении Управления культуры Администрации города Челябинска находятся 31 муниципальных учреждения культуры, из них 2 казенных, 20 бюджетных и 9 автономных учреждений.
Всего в муниципальных учреждениях культуры города Челябинска работают более 2 тыс. человек. В соответствии с планом реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" значительная часть средств на постоянной основе направляется на повышение заработной платы сотрудников вышеуказанных учреждений. При этом бюджетная возможность по совершенствованию материально-технической базы муниципальных учреждений культуры очень ограничена. Принимая во внимание необходимость обеспечения жителей города Челябинска комфортными условиями и соответствующими услугами, отрасль "Культуры" нуждается:
1) в грамотном построении финансовых потоков по содержанию подведомственных муниципальных учреждений культуры и развитию их материально-технической базы;
2) привлечении бюджетных средств из вышестоящих бюджетов, внебюджетных источников, в том числе спонсорских средств, добровольных пожертвований;
3) рациональном распределении (создании) сети подведомственных муниципальных учреждений культуры в соответствии с концентрацией населения на территории города Челябинска.
2. Система дополнительного образования детей - важнейшая составляющая современной системы образования Российской Федерации, обеспечивающая условия для реализации жизненного и профессионального самоопределения, развития разносторонних способностей различных категорий детей, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача сохранения и развития системы организаций дополнительного образования детей потребовала целенаправленной работы Управления культуры Администрации города Челябинска с ДШИ в следующих направлениях:
1) по сохранению бюджетных мест для обучающихся;
2) увеличению контингента обучающихся;
3) сохранению объемов финансирования ДШИ;
4) введению в образовательную деятельность дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
5) обеспечению целевой поддержки талантливых детей (стипендии Управления культуры Администрации города Челябинска);
6) созданию условий для развития творческой деятельности;
7) обеспечению информационного сопровождения работы с одаренными детьми;
8) расширению спектра образовательных услуг, предоставляемых ДШИ;
9) укреплению материально-технической базы ДШИ;
10) повышению квалификации педагогических работников;
11) методическому обеспечению образовательной деятельности ДШИ.
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года предполагает целенаправленное увеличение количества ДШИ и числа обучающихся в них детей, что обеспечит положительную динамику охвата детского населения города системой дополнительного образования до 7 %.
В настоящее время в ведении Управления культуры Администрации города Челябинска находятся 14 ДШИ (бюджетных учреждений - 13, автономных - 1). ДШИ города Челябинска реализуют дополнительные, предпрофессиональные программы и дополнительные общеразвивающие образовательные программы в сфере искусств, различные творческие проекты, фестивали, конкурсы.
ДШИ как компонент социокультурного пространства города Челябинска выступает для учащихся, участников образовательных и творческих проектов (посетителей концертов, выставок, фестивалей, конференций) первой ступенью профессионального становления в сфере культуры и искусства, местом личностного самоопределения, раскрытия талантов, интеллектуального развития. ДШИ с их огромным научно-теоретическим, организационно-методическим, кадровым потенциалом представляют собой незаменимых социальных партнеров в решении проблем социально-культурного характера на городском, региональном уровнях.
Соединяя творчество, образование и досуг, культурно-просветительная деятельность ДШИ оказывается актуальна и интересна разным по интересам потребителям культуры, объединяя их в различные творческие группы. Например, обучающимися в ДШИ являются и одаренные дети, и дети с особыми возможностями развития и образовательными потребностями, в том числе дети-инвалиды.
ДШИ способны выполнять большое количество функций, участвовать в различных муниципальных программах, мероприятиях и проектах, направленных на повышение культурного уровня городского населения, формирование особой интеллектуальной культуротворческой среды для всестороннего личностного развития подрастающего поколения.
Основные проблемы в развитии системы дополнительного образования детей в сфере искусств города Челябинска:
1) необходимость дальнейшего укрепления материально-технической базы ДШИ для создания комфортных, современных условий для обучения и воспитания учащихся, работы преподавателя;
2) потребность в создании условий для привлечения и закрепления молодых кадров в системе дополнительного образования детей;
3) совершенствование механизма повышения качества профессиональной деятельности преподавателей ДШИ, усиления в ней творческой составляющей и субъектной позиции.
Таким образом, разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью выработки комплексного подхода к решению проблем ДШИ города Челябинска.
Анализ программных мероприятий позволяет сделать вывод об отсутствии значительных рисков при реализации Программы.
Настоящая Программа направлена на обеспечение условий для организации предоставления дополнительного образования детям в ДШИ по трем базовым направлениям:
1) совершенствование доступности и качества дополнительного образования посредством разнообразных форм реализации дополнительных образовательных программ;
2) оптимизация и концентрация образовательных ресурсов для развития личности ребенка, выявления и поддержки талантливых и одаренных детей и повышения уровня компетентности преподавателей;
3) развитие и совершенствование материально-технической базы ДШИ.
Развитию и совершенствованию ДШИ города Челябинска способствуют мероприятия в рамках реализации национального проекта "Культура" такие, как: "Укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств", "Модернизация региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств", благодаря которым осуществляется оснащение ДШИ города Челябинска музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, а также проводятся капитальные ремонты зданий, что в свою очередь благоприятно сказывается в целом на деятельности ДШИ города Челябинска.
3. Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан социально значимой информации, произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы, в том числе литературы для детей. Общедоступные библиотеки участвуют в реализации государственной культурной политики, способствуют формированию нравственной, самостоятельной, творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.
Гарантом обеспечения права на свободный доступ к информации является обязанность органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов. Требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечного обслуживания населения России установлены Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Модельным стандартом деятельности общедоступной библиотеки, утвержденным Министерством культуры Российской Федерации от 31.10.2014, Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, и другими нормативными документами. Реализуя принцип беспрепятственного и безвозмездного для всех категорий населения доступа к социально значимой информации, современные библиотеки являются центрами культурного просвещения и воспитания, информационной поддержки образования, самообразования и интеллектуального семейного досуга.
В городе Челябинске функционируют 2 централизованные системы, в которые входит 51 муниципальная библиотека:
1) Муниципальное казенное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" города Челябинска, состоящее из Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина и 30 муниципальных библиотек;
2) Муниципальное казенное учреждение культуры "Централизованная система детских библиотек" города Челябинска, состоящее из Центральной городской детской библиотеки им. А. М. Горького и 19 муниципальных детских библиотек.
Основой деятельности общедоступных библиотек города Челябинска являются:
1) обеспечение неотъемлемого права всех жителей города на качественное библиотечно-информационное обслуживание;
2) приоритетность поддержки и развития чтения в детско-подростковой и молодежной среде.
Зарегистрированными пользователями муниципальных библиотек являются свыше 199 тыс. жителей Челябинска. Годовое число посещений библиотек - более 1 900 тыс. жителей. Ежегодно библиотеки выдают более 3 миллионов изданий.
Любые позитивные изменения в библиотеках вызывают положительный отклик у жителей города, так как воспринимаются в качестве дополнительных социальных благ, доступных каждому.
По итогам заседания Правительства Российской Федерации 09.11.2016, посвященного состоянию библиотек в субъектах Российской Федерации, была поставлена цель преобразования всех библиотек России в современные информационно-просветительские досуговые центры для развития родовой функции сохранения и передачи культурного наследия, зафиксированного в текстовой, электронной или другой форме. Челябинская область стала одним из первых регионов Российской Федерации, принявшей Программу поддержки и развития чтения в Челябинской области.
Успешное решение библиотеками поставленных задач возможно лишь при условии гарантированного, систематического финансирования их деятельности в размере, достаточном не только для содержания, но и для развития и модернизации. Источником финансирования деятельности общедоступных муниципальных библиотек является бюджет города Челябинска. Следствием сложившейся структуры финансирования, при которой 80 % расходов составляют расходы на оплату труда (включая налоги) и коммунальных услуг, стали:
1) неисполнение норматива обновления библиотечного фонда;
2) уменьшение объема совокупного библиотечного фонда на физических носителях и снижение книгообеспеченности на 1 жителя;
3) недостаточный уровень комфортабельности помещений и оборудования для обслуживания пользователей;
4) замедление темпов автоматизации библиотечных процессов и внедрения новых информационно-коммуникационных технологий, в том числе виртуальных сервисов;
5) отсутствие условий для обеспечения полноценного доступа маломобильных групп населения.
Реализация настоящей Программы позволит устранить данные проблемы и создать условия для комплектования библиотечных фондов, внедрения современных технологий и практик библиотечно-информационной деятельности, решит проблему трансформации пространства библиотек для создания комфортной, безопасной, безбарьерной среды с учетом потребностей разных категорий населения.
Программа обеспечит сохранение и развитие сети муниципальных библиотек, повышение качества библиотечно-библиографического обслуживания населения в соответствии с современными требованиями.
Развитию и совершенствованию сети муниципальных библиотек способствуют мероприятия в рамках реализации национального проекта "Культура". Так, благодаря направлению "Создание модельных муниципальных библиотек" осуществляется комплексное оснащение муниципальных библиотек города Челябинска по современному модельному стандарту. Создание модельных библиотек в городе Челябинске является важным социально значимым проектом. Целью создания модельной библиотеки является модернизация деятельности, внедрение эффективных моделей управления, направленные на повышение качества предоставляемого библиотечно-информационного обслуживания, а также преображение библиотеки в качестве современного, доступного, востребованного интеллектуального общественного пространства для детей и взрослых.
4. Организация культурного досуга различных социально-возрастных групп населения города Челябинска предполагает удовлетворение потребностей в сохранении и развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности, поддержку и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел, предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера культурно-досуговыми учреждениями.
Реализуя социальное назначение, учреждения культуры обеспечивают работу клубных формирований, формирований самодеятельного народного творчества, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности; организуют и проводят различные по форме и тематике культурно-массовые мероприятия.
В муниципальном бюджетом учреждении культуры "Челябинская централизованная клубная система" (далее - МБУК "Челябинская ЦКС"), занимающее 7 помещений, в которых осуществляется клубная деятельность (дом культуры "Сосновка", дом культуры "Сокол", клуб "Шершни", дворец культуры "Новосинеглазово", дворец культуры "Станкомаш", дом культуры "Бригантина", Клуб "Новосел") действует 69 клубных формирования (более 1 269 участников). Ежегодно культурно-досуговыми учреждениями клубного типа проводится свыше 200 культурно-массовых мероприятий, участниками и зрителями которых становятся более 60 тыс. жителей города.
Основные проблемы в развитии системы культурно-досуговых учреждений города Челябинска:
1) моральный и физический износ основных фондов муниципальных учреждений культуры;
2) необходимость модернизации материально-технической базы муниципальных учреждений культуры (проведение текущих ремонтов, приобретение музыкального оборудования, специализированной мебели, сценического оборудования);
3) необходимость повышения доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных групп населения;
4) дефицит кадров в условиях их старения.
Учреждения клубного типа являются не только местом отдыха, досуга и коммуникации населения города Челябинска, но выявляют и поддерживают позитивные, социально приемлемые предпочтения и запросы населения, в том числе:
1) обеспечение достаточного объема непосредственного социального общения, формирование программ патриотического воспитания молодежи;
2) пропаганда здорового образа жизни;
3) сохранение и развитие традиционной народной культуры;
4) развитие жанров любительского искусства.
Программа направлена на создание условий для реализации полномочий органов местного самоуправления города Челябинска, в соответствии с законодательством Российской Федерации, по организации досуга жителей города Челябинска, стабильного функционирования муниципальных учреждений культуры, обеспечения равного доступа и возможностей для творческой самореализации личности, сохранения количества клубных формирований.
5. Возможность посещения гражданами театра принципиальна для формирования высокого уровня культурной среды в городе и регионе и рассматривается как условие доступности культурных благ и повышения качества жизни. Доступность театрального искусства, произведений кинематографа способствует развитию человеческого потенциала, создает предпосылки для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды.
Система муниципальных учреждений, осуществляющих театральную деятельность и кинообслуживание населения, на территории города Челябинска представлена 6 муниципальными учреждениями кино-театральной направленности, в том числе: 3 муниципальных театра - Муниципальное автономное учреждение "Новый художественный театр" (далее - МАУ "НХТ"), Муниципальное автономное учреждение культуры "Детский театр песка и теней "Скарабей"" (далее - МАУК "Театр "Скарабей", Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Челябинский театр современного танца"; 2 муниципальных кинотеатра - Муниципальное бюджетное учреждение культуры Кинотеатр "Знамя" (далее - МБУК Кинотеатр "Знамя"), Муниципальное бюджетное учреждение культуры Киноцентр "Импульс" (далее - МБУК Киноцентр "Импульс"); 1 муниципальное учреждение, совмещающее 2 вида деятельности театра и кинотеатра - Муниципальное автономное учреждение "Челябинский Центр искусств "Театр + Кино" (далее - МАУ ЧЦИ "Т+К").
В соответствии с методическими рекомендациями по развитию сети организаций культуры Челябинской области и обеспечению населения услугами организаций культуры Челябинской области, утвержденными приказом Министерства культуры Челябинской области от 31.08.2017 N 431, в городе Челябинске достигнуты показатели нормативов размещения театров и кинотеатров:
1) численная потребность в театрах по видам искусств в городе Челябинске составляет 4 сетевые единицы (при нормативе - не менее 3);
2) количество посадочных мест в муниципальных театрах составляет 3,7 на 1 тыс. жителей (при нормативе - не менее 2);
3) обеспеченность Челябинска муниципальными кинозалами составляет 25 %.
Посещаемость театра либо кинотеатра тесно связана с увеличением количества и улучшением качества театральных предложений, развитием зрительской культуры и повышением общественного интереса к искусству. Из двух видов театральной деятельности: создание и показ спектаклей - определяющим для развития театра как вида искусства является создание новых постановок.
Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Выбор репертуара, репетиционная работа при подготовке нового спектакля - основные составляющие творческого процесса. Театр, не уделяющий должного внимания подготовке новых постановок, неминуемо оказывается в состоянии творческой стагнации. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равнозначимы для государства и должны быть им поддержаны.
Для дальнейшего развития театрального дела, кинотеатров необходимо решение ряда проблем:
1) модернизация сценического, светозвукового, кинопрокатного оборудования;
2) обеспечение художественных коллективов высококвалифицированными специалистами, оказание поддержки талантливым актерам и исполнителям;
3) поддержка творческих коллективов для участия в международных, всероссийских, региональных фестивалях, смотрах и конкурсах;
4) расширение производственной деятельности театрально-зрелищных учреждений;
5) организация гастрольной деятельности за пределами города Челябинска.
Исходя из вышеизложенного, главной задачей Программы является сохранение и развитие театрального искусства в городе Челябинске
6. Парки культуры и отдыха города Челябинска реализуют комплексную деятельность, направленную:
1) на формирование благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических потребностей жителей города Челябинска, развития их экологической ответственности, творческой и спортивной активности;
2) сохранение и улучшение качества озелененных территорий города Челябинска, памятников истории и природы, ландшафтной архитектуры;
3) создание комфортного пространства для рекреации горожан;
4) сбережение природных экосистем растительного и животного мира в городе Челябинске.
В городе Челябинске действует несколько парков культуры и отдыха, общая площадь которых составляет 161,5 га:
1) Муниципальное автономное учреждение "Центральный парк культуры и отдыха им. Ю. А. Гагарина" (далее - МАУ "ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина");
2) Муниципальное автономное учреждение Парк "Металлург" им. О. И. Тищенко" (далее - МАУ "Парк "Металлург" им. О. И. Тищенко");
- в том числе территория земельного участка "Экопарк", расположенного по улице Молдавской в Курчатовском районе города Челябинска;
3) Муниципальное автономное учреждение "Городской сад им. А. С. Пушкина" (далее - МАУ "Горсад им. А. С. Пушкина");
- в том числе территория детского парка им. В. В. Терешковой;
4) Муниципальное автономное учреждение "Сад Победы" (далее - МАУ "Сад Победы").
7. Развитие и функционирование зоопарков в Российской Федерации является одним из важнейших компонентов обеспечения сохранения редких и исчезающих видов диких животных, естественной формой агитации и воспитания у молодого поколения бережного отношения к живой природе на общем фоне нарастающего экологического кризиса в мире. Природоохранная задача зоопарка состоит не только в воспитании у населения бережного, гуманного отношения к животному миру, но и в содержании и разведении диких животных, особенно редких и исчезающих видов.
МБУК "Зоопарк" служит местом отдыха для людей, представляющих различные социальные и возрастные группы населения, создает атмосферу праздника, отдыха на закрытой и охраняемой территории. Жители и гости города имеют возможность получения достаточно полной информации о разнообразии животного мира.
Функционирование МБУК "Зоопарк" осложняется рядом проблем:
1) отсутствие федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих и обеспечивающих правовые, социально-экономические, финансовые и организационные условия для развития и совершенствования деятельности зоопарков как уникальных культурно-массовых, научно-просветительских и природоохранных учреждений при реализации единой государственной политики в области сохранения биологического разнообразия;
2) доходы от предпринимательской деятельности не покрывают расходов на создание благоприятных для животных условий содержания, пополнение коллекции животных. Необходимы значительные средства на дальнейшее развитие МБУК "Зоопарк", освоение новых территорий, ремонт и строительство новых вольеров для животных.
Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и финансово-экономической основы для развития МБУК "Зоопарк", повышение эффективности его функционирования, создание условий для его динамичного развития, а также обеспечение содержания животных согласно стандартам, установленным Евроазиатской региональной ассоциацией зоопарков и аквариумов.
8. Одной из целей государственной политики Российской Федерации является воспитание патриотизма, уважение к истории страны, конфессиональной и этнической толерантности. В основе подобного воспитания лежат знания и возможность получения доступной достоверной информации об истории родного края и города.
Серьезными проблемами являются - низкий уровень знакомства горожан разных возрастов с историей и культурой города, слабая популяризация объектов культурного наследия, расположенных на территории города Челябинска, что приводит к недостаточному уважительному отношению к историко-культурному наследию жителей города. Слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия.
Недвижимые сооружения - памятники истории и культуры, находящиеся в оперативном управлении муниципальных учреждений культуры, располагаются на открытом пространстве, подвергаются природно-климатическим и антропогенным воздействиям, что требует принятия постоянных мер по минимизации вредных, угрожающих физическому состоянию объектов воздействий. Изменение физического облика объектов культурного наследия разрушает целостность их зрительного и эстетического восприятия, отрицательно влияет на внешний облик культурной и градостроительной среды города.
Программа нацелена на решение следующих социокультурных и градостроительных проблем:
1) отсутствие официальных документов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, на объекты культурного наследия, находящиеся в оперативном управлении муниципальных учреждений культуры;
2) разрушение исторически сложившейся городской среды и снижение ценности архитектурного облика города при проектировании нового строительства без учета специфики исторических зон, объектов культурного наследия;
3) отсутствие охранных зон для большинства объектов культурного наследия, неразработанность режимов их использования;
4) отсутствие оформленных охранных обязательств у собственников или законных владельцев объектов культурного наследия;
5) отсутствие информационных надписей и обозначений объектов культурного наследия и доступной для жителей и гостей города информации об истории и статусе памятников истории и культуры;
6) физическое разрушение и невосполнимая утрата объектов культурного наследия, мемориальных объектов, объектов городской жанровой скульптуры.
Деятельность муниципальных учреждений культуры в рамках данной Программы позволит:
1) повысить уровень знания истории и культуры Челябинска;
2) создать условия для формирования познавательного интереса, уважения к историческим и культурным традициям города Челябинска у различных возрастных и социальных групп населения;
3) собрать, изучить, сохранить и презентовать на общекультурном и доступном уровне движимые памятники истории и культуры, информацию о малоизученных страницах истории города;
4) обеспечить исполнение требований законодательства Российской Федерации по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, в том числе находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений культуры.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии гарантированного, систематического и достаточного финансирования деятельности муниципальных учреждений культуры.
Настоящая Программа обеспечит своевременное проведение мероприятий для сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия города Челябинска, позволит сформировать у жителей города чувство сопричастности к городской жизни, патриотизм и историческое самосознание.
9. Традиционно в городе Челябинске проводятся культурно-массовые городские мероприятия, фестивали, конкурсы, посвященные праздничным датам.
Мероприятия проводятся на высоком профессиональном уровне, освещаются на официальном сайте Управления культуры Администрации города Челябинска (таблица 3).
Перечень
мероприятий в сфере культуры и искусства
на 2023 год
|
|
|
|
Таблица 3 |
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Время проведения |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Вручение премий и стипендий Управления культуры Администрации города Челябинска в сфере культуры и искусства | ||||
1. |
Церемония вручения стипендии Управления культуры Администрации города Челябинска одаренным детям ДШИ |
ДШИ N 8 |
III квартал |
Управление культуры Администрации города Челябинска |
2. |
Церемония вручения премии работникам культуры и искусства города Челябинска "Золотая лира" |
Зал органной и камерной музыки "Родина" |
I квартал |
Управление культуры Администрации города Челябинска |
II. Мероприятия, проводимые муниципальными автономными и бюджетными учреждениями культуры в рамках предоставленной субсидии на иные цели | ||||
3. |
X Международный театральный фестиваль - лаборатория спектаклей малых форм "CHELoВЕК ТЕАТРА" |
МАУ "НХТ", ОГБУК "Камерный театр", ОГБУК "Театр драмы", МАУ ЧЦИ "Т+К" |
III квартал |
МАУ "НХТ" |
III. Мероприятия, проводимые Управлением культуры Администрации города Челябинска и муниципальными казенными учреждениями культуры в соответствии со сметами расходов | ||||
4. |
Фестиваль песочной скульптуры |
МАУ "Горсад им. А. С. Пушкина" |
II-III кварталы |
Управление культуры Администрации города Челябинска |
5. |
Праздничные мероприятия, посвященные 78-летию Победы в Великой Отечественной войне |
площадь Революции, Театральная площадь, набережная реки Миасс |
II квартал |
Управление культуры Администрации города Челябинска |
6. |
Праздничные мероприятия, посвященные 287-летию города Челябинска |
территория города Челябинска |
III квартал |
Управление культуры Администрации города Челябинска |
7. |
Возведение новогоднего ледового городка на площади Революции города Челябинска 2023-2024 гг. |
площадь Революции |
IV квартал |
Управление культуры Администрации города Челябинска |
IV. Мероприятия, проводимые муниципальными автономными и бюджетными учреждениями в рамках муниципального задания | ||||
8. |
Выставки МАУ "ЧЦИ" |
территория города Челябинска |
I-IV кварталы |
МАУ "ЧЦИ" |
9. |
Масленица |
МАУ "ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина", МАУ "Парк "Металлург" им. О. И. Тищенко", МАУ "Сад Победы", МАУ "Горсад им. А. С. Пушкина", набережная реки Миасс, площадь Революции |
I квартал |
МБУК "Центр культурно-информационной деятельности", МАУ "ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина", МАУ "Парк "Металлург" им. О. И. Тищенко", МАУ "Сад Победы", МАУ "Горсад им. А. С. Пушкина" |
10. |
Мероприятия, посвященные государственному празднику Российской Федерации - Дню России |
МАУ "ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина", МАУ "Парк "Металлург" им. О. И. Тищенко", МАУ "Сад Победы", МАУ "Горсад им. А. С. Пушкина" |
II квартал |
МБУК "ЦКИД" |
11. |
Культурно-спортивный праздник "Сабантуй" |
МАУ "ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина" |
III квартал |
МБУК "ЦКИД" |
10. Государственная политика в области культуры направлена на достижение стратегических целей социально-культурного развития города Челябинска, удовлетворение потребностей горожан в культурном, духовном, природоохранном развитии, обеспечение свободного доступа граждан к культурным ценностям, информации с учетом интересов всех социальных групп населения, участия каждого гражданина в культурной жизни города.
Необходимость решения указанных в настоящей Программе задач вытекает из закрепленной в законодательстве Российской Федерации обязательности предоставления за счет средств бюджета города Челябинска услуг по организации обслуживания населения муниципальными учреждениями культуры.
Разработка Программы продиктована необходимостью определения принципов муниципальной поддержки культуры в городе Челябинске, регламентации приоритетных направлений и разработки комплекса конкретных мероприятий развития сферы культуры в городе Челябинске до 2025 года.
Настоящая Программа ориентирована на преемственность культурных традиций и институций, необходимость проведения модернизации муниципальных учреждений, исходя из современных условий развития общества, культурных запросов и потребностей жителей города.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются:
1) признание стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, социальной и межнациональной стабильности;
2) качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли культуры и искусства, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;
3) расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов, а также создание отраслевой информационной инфраструктуры;
4) проведение анализа существующего опыта по государственно-частному партнерству в целях реализации комплекса мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры, искусства;
5) оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля, оценки рисков, внутреннего и внешнего аудита.
Реализация Программы к 2025 году позволит модернизировать сеть муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, укрепить позитивный образ Челябинска.
II. Основные цели и задачи Программы
11. Цель Программы: развитие муниципальной сферы культуры и искусства города Челябинска, обеспечивающей реализацию культурного и духовного потенциала жителей города.
Задачи Программы:
1) реализация основных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере культуры, в том числе развитие библиотечного обслуживания, культурно-досуговой деятельности, профессионального театрального искусства, кинообслуживания населения, территорий парков, дополнительного образования, сохранения историко-культурного наследия в городе Челябинске;
2) укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства города Челябинска, обеспечение их стабильного функционирования и развития;
3) создание условий для творческой самореализации жителей, организации досуга и массового отдыха, приобщения жителей города Челябинска к культурным ценностям путем проведения культурно-массовых мероприятий;
4) формирование исторической и культурной идентичности жителей города Челябинска путем сохранения, популяризации историко-культурного наследия города Челябинска, сохранения и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений культуры;
5) воспитание экологической культуры и гуманного отношения к природе, организация семейного культурного отдыха путем обеспечения доступности коллекции диких и домашних животных зарубежной и отечественной фауны, в том числе фауны Челябинской области;
6) развитие дополнительного образования детей и взрослых в области культуры и искусств, выявление и обеспечение целевой поддержки одаренных детей - учащихся ДШИ;
7) реализация регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура", в части переоснащения муниципальных библиотек по модельному стандарту, модернизации ДШИ, укрепления их материально-технической базы и оснащения оборудованием;
8) обеспечение социальных гарантий муниципальным служащим в части прохождения ежегодной диспансеризации и повышения уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих.
III. Ожидаемые результаты реализации Программы с указанием целевых индикаторов и показателей
12. В результате реализации Программы предполагается достижение к 2025 году следующих показателей:
1) создание условий для сохранения, развития культуры и искусства в городе Челябинске;
2) сохранение сети муниципальных учреждений культуры;
3) сохранение доли российских фильмов в муниципальном кинопрокате - не менее 25 %;
4) ежегодное приобретение документов на физических (материальных) носителях для муниципальных библиотек - не менее 22 705 единиц, что будет способствовать ежегодному сохранению количества посещений муниципальных библиотек;
5) сохранение количества вновь поставленных либо капитально возобновленных спектаклей в муниципальных театрах - до 17 спектаклей;
6) организация и проведение ежегодных общегородских культурно-массовых мероприятий, культурно-массовых мероприятий в парках культуры и отдыха, творческих мероприятий в ДШИ и муниципальных учреждениях культуры;
7) сохранение контингента обучающихся ДШИ на уровне 10 050 человек;
8) сохранение экспозиции диких и домашних животных в количестве 136 видов;
9) сохранение и содержание объектов культурного наследия, мемориальных объектов, объектов городской жанровой скульптуры, художественных композиций, находящихся в оперативном управлении, аренде муниципальных учреждений культуры - в количестве 74 единиц;
10) реализация регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура", в части переоснащения муниципальных библиотек по модельному стандарту, модернизации ДШИ, укрепления их материально-технической базы и оснащения оборудованием.
13. Реализация Программы позволит:
1) исполнять полномочия органов местного самоуправления, определенные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соблюдать принципы бюджетной системы Российской Федерации;
2) сохранить сеть муниципальных учреждений культуры в целях обеспечения жителей города Челябинска услугами в сфере культуры и искусства;
3) развивать материально-техническую базу муниципальных учреждений культуры;
4) создать условия для формирования культурного пространства.
Целевые индикаторы (показатели)
14. Целевые индикаторы (показатели) приведены в таблице 4.
|
|
Таблица 4 |
||
N п/п |
Наименование индикативного показателя |
Значения индикативного показателя с разбивкой по годам |
||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Обеспечение функционирования Управления культуры Администрации города Челябинска |
|||
1.1. |
Количество муниципальных служащих, прошедших диспансеризацию, человек |
16 |
16 |
16 |
1.2. |
Количество муниципальных служащих, прошедших повышение квалификации, человек |
5 |
5 |
5 |
2. |
Обеспечение функционирования подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры |
|||
2.1. |
Количество подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры и ДШИ, в том числе |
31 |
31 |
31 |
2.1.1. |
Количество ДШИ, единиц |
14 |
14 |
14 |
2.1.2. |
Количество муниципальных библиотек, единиц |
2 |
2 |
2 |
2.1.3. |
Количество муниципальных зоопарков, единиц |
1 |
1 |
1 |
2.1.4. |
Количество муниципальных кинотеатров, единиц |
2 |
2 |
2 |
2.1.5. |
Количество муниципальных театров, единиц |
4 |
4 |
4 |
2.1.6. |
Количество муниципальных парков, единиц |
4 |
4 |
4 |
2.1.7. |
Количество муниципальных учреждений по сохранению исторического и культурного наследия, единиц |
3 |
3 |
3 |
2.1.8. |
Количество муниципальных учреждений культурно-досугового типа, единиц |
1 |
1 |
1 |
2.2. |
Количество посещений муниципальных учреждений культуры за календарный год, в том числе: |
4 169 163 |
4 491 560 |
4 491 560 |
2.2.1. |
Муниципальных библиотек, единиц |
1 934 381 |
2 256 778 |
2 256 778 |
2.2.2. |
Муниципального зоопарка, единиц |
479 950 |
479 950 |
479 950 |
2.2.3. |
Муниципальных кинотеатров, единиц |
63 436 |
63 436 |
63 436 |
2.2.4. |
Муниципальных театров, единиц |
73 246 |
73 246 |
73 246 |
2.2.5. |
Муниципальных парков, единиц |
1 618 150 |
1 618 150 |
1 618 150 |
2.3. |
Количество обучающихся ДШИ, человек |
10 050 |
10 050 |
10 050 |
2.4. |
Количество постоянно действующих в течение года клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества, единиц |
69 |
69 |
69 |
3. |
Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры |
|||
3.1. |
Охват муниципальных учреждений культуры и ДШИ по проведению ремонтов и (или) оснащению сопутствующим оборудованием для ведения основной деятельности, % |
20 |
20 |
20 |
3.2. |
Укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием ДШИ, единиц |
1 |
- |
- |
3.3. |
Техническое оснащение муниципальных детских и кукольных театров, поддержка творческой деятельности, единиц |
1 |
1 |
1 |
3.4. |
Количество отремонтированных учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, в рамках мероприятия "Проведение ремонтных работ, противопожарных мероприятий, энергосберегающих мероприятий в зданиях учреждений культуры, находящихся в муниципальной собственности, и приобретение основных средств для муниципальных учреждений", единиц |
2 |
1 |
1 |
3.5. |
Количество приобретенных документов на физических (материальных) носителях для муниципальных библиотек, единиц |
22 705 |
22 745 |
22 745 |
3.6. |
Количество вновь поставленных либо капитально возобновленных спектаклей за год в муниципальных театрах, единиц |
17 |
17 |
17 |
3.7. |
Количество экспозиционных животных Муниципального бюджетного учреждения культуры "Зоопарк", видов |
136 |
136 |
136 |
4. |
Создание условий для формирования культурного пространства |
|||
4.1. |
Количество проведенных культурно-массовых мероприятий, единиц |
12 728 |
12 727 |
12 727 |
4.2. |
Количество посещений культурно-массовых мероприятий, единиц |
920 880 |
920 880 |
920 880 |
4.3. |
Доля российских фильмов в общем количестве муниципального кинопроката, % |
25 |
25 |
25 |
4.4. |
Количество премий работникам культуры и искусства города Челябинска "Золотая лира", единиц |
13 |
13 |
13 |
4.5. |
Количество стипендий для поддержки одаренных детей, обучающихся в ДШИ, единиц |
15 |
15 |
15 |
4.6. |
Количество объектов культурного наследия, мемориальных объектов, объектов городской жанровой скульптуры, находящихся в оперативном управлении, аренде, пользовании муниципальных учреждений отрасли "Культура", единиц |
74 |
74 |
74 |
5. |
Региональный проект "Культурная среда" национального проекта "Культура" |
|||
5.1. |
Количество переоснащенных муниципальных библиотек по модельному стандарту, единиц |
1 |
- |
- |
5.2. |
Количество ДШИ, оснащенных музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами, единиц |
5 |
- |
- |
5.3. |
Количество реконструированных и (или) капитально отремонтированных ДШИ по видам искусств, единиц |
1 |
- |
- |
IV. План мероприятий Программы
15. План мероприятий Программы с указанием объемов, источников финансирования, сроков реализации каждого программного мероприятия представлен в приложении к настоящей Программе.
V. Сроки реализации Программы
16. Программа рассчитана на 2023-2025 годы.
VI. Описание социальных и экономических последствий реализации Программы, общая потребность в необходимых финансовых ресурсах
17. Социальная эффективность Программы будет результатом:
1) укрепления единого культурного пространства города Челябинска с целью формирования мировоззрения, общественного сознания, поведенческих образцов и норм;
2) поддержки разнообразия национальных культур, взаимной терпимости и самоуважения, развития межнациональных культурных связей;
3) перевода отрасли культуры на инновационный путь развития, превращения культуры в современную и привлекательную сферу общественной деятельности;
4) широкого внедрения информационных технологий в сферу культуры;
5) формирования культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества;
6) повышения качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
7) создания условий для участия всего населения города Челябинска в культурной жизни, а также вовлеченности детей, молодежи, инвалидов в активную социокультурную деятельность;
8) создания благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, развития самодеятельного художественного творчества, стимулирования потребления культурных благ.
18. Бюджетная эффективность реализации Программы будет результатом:
1) снижения расходов средств бюджета города Челябинска за счет увеличения объема предоставляемых муниципальными учреждениями культуры платных услуг для населения;
2) уменьшения затрат на профилактику наркомании, алкоголизма, табакокурения, девиантных форм поведения отдельных социальных групп (детей, юношества).
19. Экономическая эффективность реализации Программы будет результатом:
1) формирования единого культурного и информационного пространства, способствующего повышению туристической и инвестиционной привлекательности города Челябинска;
2) повышения качества и конкурентоспособности услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры;
3) снижения миграционного оттока населения за счет развития благоприятной социальной инфраструктуры, повышения качества жизни и формирования комфортной городской среды.
20. Реализация Программы к 2025 году позволит частично модернизировать сеть муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, укрепить позитивный образ Челябинска.
21. Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджета города Челябинска и внебюджетных источников.
Обеспечение финансирования мероприятий Программы осуществляется в пределах выделяемых бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования Программы на 2023-2025 годы, в том числе по годам и источникам финансирования, представлен в таблице 5.
|
|
Таблица 5 |
|||
N п/п |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. рублей) |
|||
Всего |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Бюджет города Челябинска |
4 939 195,1 |
1 643 192,8 |
1 646 643,7 |
1 649 358,6 |
2. |
Областной бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Федеральный бюджет |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Внебюджетные средства |
999 716,1 |
333 238,7 |
333 238,7 |
333 238,7 |
|
Итого |
5 938 911,2 |
1 976 431,5 |
1 979 882,4 |
1 982 597,3 |
в том числе на реализацию регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура". |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
VII. Описание системы оценки вклада Программы в достижение соответствующей стратегической цели
22. В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления, является принятие и исполнение муниципальных программ.
Настоящая Программа определяет цель и задачи, ожидаемые результаты и показатели результативности, финансовое обеспечение и мероприятия, направленные на достижение запланированной цели.
Программный подход обеспечивает решение одновременно комплекса задач:
1) обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", соблюдения принципов Бюджетной системы Российской Федерации;
2) сохранение сети муниципальных учреждений культуры;
3) повышение качества и доступности муниципальных услуг в сфере культуры для всех жителей Челябинска, включая людей с ограниченными возможностями здоровья, увеличение уровня удовлетворенности населения качеством предоставленных муниципальных услуг в сфере культуры;
4) организация дополнительного образования детей и взрослых в сфере искусств, выявление и обеспечение целевой поддержки одаренных детей;
5) увеличение количества посещений муниципальных библиотек к 2025 году; сохранение фондов муниципальных библиотек, создание комфортных условий для населения города Челябинска в муниципальных библиотеках;
6) создание комфортных условий для организации досуга и массового отдыха, обеспечения деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений клубного типа, сохранения и развития озелененных территорий общего пользования рекреационного назначения;
7) организация сохранения, возрождения, популяризация и развития местного традиционного народного художественного творчества, народных художественных промыслов в городе Челябинске;
8) сохранение, эффективное использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений культуры;
9) развитие материально-технической базы и привлекательности муниципальных учреждений культуры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, потребностями граждан.
Основные мероприятия Программы позволяют обеспечить эффективное использование бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности.
Регулярно проводимая оценка эффективности реализации настоящей Программы позволит осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, результатами исполнения целевых индикаторов и показателей, степенью достижения цели настоящей Программы.
VIII. Описание системы управления реализацией Программы
23. Контроль за исполнением Программы и общую координацию реализации программных мероприятий осуществляет заместитель Главы города по социальному развитию Авдеев С. А.
Главный распорядитель бюджетных средств по Программе - Управление культуры Администрации города Челябинска:
1) осуществляет текущее управление реализацией Программы;
2) несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, эффективное использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию;
3) ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые индикаторы и показатели ожидаемых результатов исполнения мероприятий Программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
4) уточняет на основе анализа выполнения мероприятий Программы и их эффективности в текущем году объем средств, необходимых для финансирования Программы в очередном финансовом году.
Главный распорядитель бюджетных средств составляет отчеты о реализации Программы и направляет в Комитет финансов города Челябинска в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (первое полугодие, 9 месяцев текущего года). Отчет за год предоставляется одновременно с отчетом об исполнении бюджета города за истекший финансовый год. Вместе с годовым отчетом в Комитет финансов города Челябинска направляется доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования бюджетных средств на ее реализацию.
Заместитель Главы города |
С.А. Авдеев |
Приложение
к муниципальной программе
"Сохранение и развитие культуры
города Челябинска"
План
мероприятий муниципальной программы "Сохранение и развитие культуры города Челябинска"
N п/п |
Наименование объекта мероприятия |
Срок сдачи объекта, проведения мероприятия |
Планируемые объемы финансирования (тыс. рублей) |
Код главного распорядителя бюджетных средств |
Код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов |
Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджета |
Примечание |
||||
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
Бюджет города Челябинска |
Внебюджетные средства |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Обеспечение функционирования Управления культуры Администрации города Челябинска | |||||||||||
1.1. |
Содержание аппарата Управления культуры Администрации города Челябинска |
2023 год |
30 619,6 |
0,0 |
0,0 |
30 619,6 |
0,0 |
474 |
0804 89001М2040 121, 122, 129, 242, 244, 247, 851 |
210, 220, 260, 290, 310, 340 |
|
2024 год |
30 687,4 |
0,0 |
0,0 |
30 687,4 |
0,0 |
474 |
0804 89001М2040 121, 122, 129, 242, 244, 247, 851 |
210, 220, 290, 310, 340 |
|
||
2025 год |
30 760,3 |
0,0 |
0,0 |
30 760,3 |
0,0 |
474 |
0804 89001М2040 121, 122, 129, 242, 244, 247, 851 |
210, 220, 290, 310, 340 |
|
||
Итого по разделу 1 |
2023-2025 |
92 067,3 |
0,0 |
0,0 |
92 067,3 |
0,0 |
|
|
|
|
|
в том числе |
2023 год |
30 619,6 |
0,0 |
0,0 |
30 619,6 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2024 год |
30 687,4 |
0,0 |
0,0 |
30 687,4 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
30 760,3 |
0,0 |
0,0 |
30 760,3 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2. Обеспечение функционирования подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры | |||||||||||
2.1. |
Содержание подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры |
2023 год |
1 837 156,1 |
0,0 |
0,0 |
1 505 417,4 |
331 738,7 |
474 |
0703, 0801, 0802 89002М4230, 89002М4400, 89002М4410, 89002М4420, 89002М4430, 89002М4440, 89002М4450, 89002М4460 111, 112, 119, 242, 244, 247, 611, 621, 851, 853 |
210, 220, 240, 260, 290, 340 |
|
2024 год |
1 840 681,7 |
0,0 |
0,0 |
1 508 943,0 |
331 738,7 |
474 |
0703, 0801, 0802 89002М4230, 89002М4400, 89002М4410, 89002М4420, 89002М4430, 89002М4440, 89002М4450, 89002М4460 111, 112, 119, 242, 244, 247, 611, 621, 851, 853 |
210, 220, 240, 260, 290, 340 |
|
||
2025 год |
1 844 494,9 |
0,0 |
0,0 |
1 512 756,2 |
331 738,7 |
474 |
0703, 0801, 0802 89002М4230, 89002М4400, 89002М4410, 89002М4420, 89002М4430, 89002М4440, 89002М4450, 89002М4460 111, 112, 119, 242, 244, 247, 611, 621, 851, 853 |
210, 220, 240, 260, 290, 340 |
|
||
Итого по разделу 2 |
2023-2025 |
5 522 332,7 |
0,0 |
0,0 |
4 527 116,6 |
995 216,1 |
|
|
|
|
|
в том числе |
2023 год |
1 837 156,1 |
0,0 |
0,0 |
1 505 417,4 |
331 738,7 |
|
|
|
|
|
2024 год |
1 840 681,7 |
0,0 |
0,0 |
1 508 943,0 |
331 738,7 |
|
|
|
|
||
2025 год |
1 844 494,9 |
0,0 |
0,0 |
1 512 756,2 |
331 738,7 |
|
|
|
|
||
3. Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры | |||||||||||
3.1. |
Проведение текущих ремонтов и оснащение сопутствующим оборудованием для ведения основной деятельности |
2023 год |
21 770,0 |
0,0 |
0,0 |
21 770,0 |
0,0 |
474 |
0703, 0801 89003М4499 242, 244, 612 |
220, 240, 310, 340 |
|
2024 год |
21 530,0 |
0,0 |
0,0 |
21 530,0 |
0,0 |
474 |
0703, 0801 89003М4499 242, 244, 612 |
220, 240, 310, 340 |
|
||
2025 год |
21 696,3 |
0,0 |
0,0 |
21 696,3 |
0,0 |
474 |
0703, 0801 89003М4499 242, 244, 612 |
220, 240, 310, 340 |
|
||
3.2. |
Укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
3.3. |
Поддержка творческой деятельности и техническое оснащение муниципальных детских и кукольных театров |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
3.4. |
Проведение ремонтных работ, противопожарных мероприятий, энергосберегающих мероприятий в зданиях подведомственных Управлению культуры Администрации города Челябинска муниципальных учреждений культуры и ДШИ |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
3.5. |
Комплектование муниципальных библиотек документами на физических (материальных) носителях |
2023 год |
2 390,0 |
0,0 |
0,0 |
2 390,0 |
0,0 |
474 |
0801 89003L5191 244 |
310 |
|
2024 год |
2 487,5 |
0,0 |
0,0 |
2 487,5 |
0,0 |
474 |
0801 89003L5191 244 |
310 |
|
||
2025 год |
1 150,0 |
0,0 |
0,0 |
1 150,0 |
0,0 |
474 |
0801 89003L5191 244 |
310 |
|
||
3.6. |
Обеспечение пополнения текущего репертуара спектаклей |
2023 год |
366,0 |
0,0 |
0,0 |
366,0 |
0,0 |
474 |
0801 89003М4430 611 |
240 |
|
2024 год |
366,0 |
0,0 |
0,0 |
366,0 |
0,0 |
474 |
0801 89003М4430 611 |
240 |
|
||
2025 год |
366,0 |
0,0 |
0,0 |
366,0 |
0,0 |
474 |
0801 89003М4430 611 |
240 |
|
||
3.7. |
Создание экспозиций диких и домашних животных |
2023 год |
1 500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 500,0 |
474 |
|
|
|
2024 год |
1 500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 500,0 |
474 |
|
|
|
||
2025 год |
1 500,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 500,0 |
474 |
|
|
|
||
Итого по разделу 3 |
2023-2025 |
76 621,8 |
0,0 |
0,0 |
72 121,8 |
4 500,0 |
|
|
|
|
|
в том числе |
2023 год |
26 026,0 |
0,0 |
0,0 |
24 526,0 |
1 500,0 |
|
|
|
|
|
2024 год |
25 883,5 |
0,0 |
0,0 |
24 383,5 |
1 500,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
24 712,3 |
0,0 |
0,0 |
23 212,3 |
1 500,0 |
|
|
|
|
||
4. Создание условий для формирования культурного пространства | |||||||||||
4.1. |
Организация проведения мероприятий |
2023 год |
51 410,6 |
0,0 |
0,0 |
51 410,6 |
0,0 |
474 |
0801 89004М8010 244, 611, 621, 612, 622 |
220, 240 |
|
2024 год |
51 410,6 |
0,0 |
0,0 |
51 410,6 |
0,0 |
474 |
0801 89004М8010 244, 611, 621, 612, 622 |
220, 240 |
|
||
2025 год |
51 410,6 |
0,0 |
0,0 |
51 410,6 |
0,0 |
474 |
0801 89004М8010 244, 611, 621, 612, 622 |
220, 240 |
|
||
4.2. |
Поддержка творческих деятелей и одаренных детей |
2023 год |
448,9 |
0,0 |
0,0 |
448,9 |
0,0 |
474 |
0801 89004М8010 350 |
|
|
2024 год |
448,9 |
0,0 |
0,0 |
448,9 |
0,0 |
474 |
0801 89004М8010 350 |
|
|
||
2025 год |
448,9 |
0,0 |
0,0 |
448,9 |
0,0 |
474 |
0801 89004М8010 350 |
|
|
||
4.3. |
Сохранение объектов культурного наследия, содержание мемориальных объектов, объектов городской жанровой скульптуры, художественных композиций |
2023 год |
30 770,3 |
0,0 |
0,0 |
30 770,3 |
0,0 |
474 |
0801 89004М4410 611, 612, 621, 622 |
240 |
|
2024 год |
30 770,3 |
0,0 |
0,0 |
30 770,3 |
0,0 |
474 |
0801 89004М4410 611, 612, 621, 622 |
240 |
|
||
2025 год |
30 770,3 |
0,0 |
0,0 |
30 770,3 |
0,0 |
474 |
0801 89004М4410 611, 612, 621, 622 |
240 |
|
||
Итого по разделу 4 |
2023-2025 |
247 889,4 |
0,0 |
0,0 |
247 889,4 |
0,0 |
|
|
|
|
|
в том числе |
2023 год |
82 629,8 |
0,0 |
0,0 |
82 629,8 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2024 год |
82 629,8 |
0,0 |
0,0 |
82 629,8 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
82 629,8 |
0,0 |
0,0 |
82 629,8 |
0,0 |
|
|
|
|
||
5. Региональный проект "Культурная среда" национального проекта "Культура" | |||||||||||
5.1. |
Создание модельных муниципальных библиотек |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
5.2. |
Укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских музыкальных, художественных, хореографических школ и ДШИ |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
5.3. |
Модернизация региональных и муниципальных ДШИ по видам искусств |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
Итого по разделу 5 |
2023-2025 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
в том числе |
2023 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
|
2024 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
2025 год |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
|
||
Всего по Программе |
2023-2025 |
5 938 911,2 |
0,0 |
0,0 |
4 939 195,1 |
999 716,1 |
|
|
|
|
|
в том числе |
2023 год |
1 976 431,5 |
0,0 |
0,0 |
1 643 192,8 |
333 238,7 |
|
|
|
|
|
2024 год |
1 979 882,4 |
0,0 |
0,0 |
1 646 643,7 |
333 238,7 |
|
|
|
|
||
2025 год |
1 982 597,3 |
0,0 |
0,0 |
1 649 358,6 |
333 238,7 |
|
|
|
|
Исполняющий обязанности |
В.А. Карпенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации города Челябинска от 28 декабря 2022 г. N 15595 "Об утверждении муниципальной программы "Сохранение и развитие культуры города Челябинска"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Администрации города Челябинска (cheladmin.ru) 29 декабря 2022 г.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 15 января 2024 г. N 257 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации города Челябинска от 30 ноября 2023 г. N 16673
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2023 г.
Распоряжение Администрации города Челябинска от 2 августа 2023 г. N 10387
Изменения вступают в силу с 2 августа 2023 г.
Распоряжение Администрации города Челябинска от 31 марта 2023 г. N 4148
Изменения вступают в силу с 31 марта 2023 г.