Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства
природных ресурсов и охраны
окружающей среды
Республики Калмыкия
от 07.12.2022 года N 197
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Калмыкия на 2023 год
1. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2022 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Программа разработана в целях реализации положений:
- Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
- Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), которым утверждены:
- критерии отнесения объектов регионального государственного геологического контроля (надзора) к категориям риска (далее - критерии);
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) и порядок их выявления (далее - перечень индикаторов риска);
2. Аналитическая часть программы
2.1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Вид осуществляемого государственного контроля (надзора):
Региональный государственный геологический контроль (надзор) (далее - государственный геологический контроль).
Региональный государственный геологический контроль на территории Республики Калмыкия осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - Министерство).
Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Калмыкия, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Калмыкия, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
Государственный геологический контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями (контролируемыми лицами) обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Объектами государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность контролируемых лиц в области использования и охраны недр в отношении участков недр местного значения;
2) участки недр местного значения, предоставленные в пользование;
3) неиспользуемые части недр на участках недр местного значения.
Региональный государственный геологический контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Под риском причинения вреда (ущерба) понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям.
При осуществлении государственного геологического контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) категория чрезвычайно высокого риска;
б) категория высокого риска;
в) категория значительного риска;
г) категория среднего риска;
д) категория умеренного риска;
е) категория низкого риска.
Государственный контроль (надзор) осуществляется:
В соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденным приказом Министерства от 26 октября 2020 года N 166, в план проверок было включено 9 контролируемых лиц, которые подлежали плановым проверкам в 2021 году с учетом риск ориентированного подхода и установленной периодичностью проверок в отношении 9 объектов контроля (надзора).
Сведения о нормативном правовом акте, устанавливающем порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора):
- Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре).
По состоянию на 31.08.2021 контрольно-надзорные мероприятия в отношении контролируемых лиц проведены в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
До вступления в силу Положения информация о результатах проведенных проверках министерством размещалась в портале ФГИС "Единый реестр проверок" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 415 "О правилах формирования и ведения единого реестра проверок.
В соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года N 604, информация о результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях размещается в портале Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
По состоянию на 31.08.2021 года проведены плановые проверки в отношении 8 объектов, 4 рейдовых мероприятий. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений, возбужденно и рассмотрено 17 дел об административные правонарушения, наложено штрафов на общую сумму - 386 тыс.р.
2.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности при осуществлении государственного геологического контроля (надзора)
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также настоящая Программа размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http: //www.kalmpriroda.ru/).
Ответственность за организацию и проведение профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора), возлагается на отдел недропользования Министерства.
В течение 2022 года проведено информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в области недропользования (в ходе личных приемов, а также посредством телефонной связи).
Министерством проводятся мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование контролируемых лиц, добросовестно соблюдающих обязательные требования, в том числе путем перевода объектов контроля добросовестных контролируемых лиц в более низкие категории риска.
Для контролируемых лиц проводится разъяснительная и консультационная работа по вопросам соблюдения обязательных требований (по телефону, в рамках проведения публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики и т.д.).
2.3 Характеристики проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Осуществление хозяйственной и иной деятельности контролируемыми лицами на территории Республики Калмыкия несет определенные риски причинения вреда окружающей среде.
Основным риском является антропогенное воздействие на окружающую среду и загрязнение ее компонентов.
Исходя из предполагаемых рисков, проблемой, на решение которой направлены мероприятия Программы, является причинения вреда окружающей среде, вследствие нарушения природоохранного законодательства контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемым лицом.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на информирование и доведение до контролируемых лиц обязательных требований природоохранного законодательства, на побуждение контролируемых лиц к добросовестности, будет способствовать повышению их ответственности, а также снижению количества совершаемых правонарушений.
3. Цели и задачи реализации программы профилактики
3.1 Цели настоящей Программы и профилактической работы в рамках осуществляемого регионального государственного геологического контроля (надзора) являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2 Проведение профилактических мероприятий в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) позволит решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда окружающей среде и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц, (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды;
- повышение квалификации кадрового состава Министерства;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда контролируемыми лицами;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерство, в соответствие с п. 13 Положения, может проводить следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Ответственным за реализацию указанных профилактических мероприятий является отдел недропользования Министерства.
4.1. Информирование.
Информирование осуществляется посредством размещения Министерством на своем официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. Обобщение правоприменительной практики.
Доклад о правоприменительной практике по результатам государственного экологического контроля (надзора) готовится Министерством ежегодно, не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министра и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада.
4.3. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
4.4. Консультирование.
Должностное лицо Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора)), в том числе:
1) наличие и (или) содержание обязательных требований в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых относится к предмету государственного геологического контроля (надзора);
2) периодичность и порядок проведения профилактических мероприятий;
3) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
4) порядок обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.
Консультирование должностными лицами Министерства осуществляется следующими способами:
1) по телефону;
2) посредством видеоконференцсвязи;
3) на личном приеме;
4) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
При проведении консультирования может осуществляться аудио-, видеозапись.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
Перечень однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей определяется ежегодно не позднее 01 марта на основании данных учета проведенных консультаций за предшествующий календарный год.
Информация о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым осуществляется консультирование, в том числе письменное консультирование, размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.5. Профилактический визит.
Профилактический визит проводится должностным лицом, уполномоченным на осуществление государственного геологического контроля (надзора), в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
2) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Лицам, приступающим к осуществлению деятельности в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, Министерство обязан предложить проведение профилактического визита не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) должностным лицом Министерства может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также пунктом 18 настоящего Положения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать 1 рабочий день. По ходатайству должностного лица Министерства, проводящего профилактический визит, Министр может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
Перечень профилактически мероприятий, сроки (периодичность) их проведения.
N п/п |
Формы и виды профилактических мероприятий |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
Информирование | |||
1 |
Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений: |
Постоянно |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
2 |
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
Постоянно |
|
3 |
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу |
По мере принятия или внесения изменений |
|
4 |
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
По мере принятия или внесения изменений |
|
5 |
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
По мере принятия или внесения изменений |
|
6 |
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
В течение 5 дней со дня утверждения |
|
7 |
- программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) |
В течение 5 дней со дня утверждения (утверждение не позднее 20 декабря предшествующего года) |
|
8 |
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица |
По мере принятия или внесения изменений |
|
9 |
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
Не реже 1 раза в год |
|
10 |
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
По мере принятия или внесения изменений |
|
Обобщение правоприменительной практики | |||
12 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного надзора и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.kalmpriroda.ru/) |
Подготовка доклада не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным (размещение в срок до 5 рабочих дней со дня утверждения доклада) |
Предотвращение нарушения обязательных требований |
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований | |||
13 |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 |
По мере необходимости (при наличии оснований, предусмотренных п. 16 Положения) |
Стимулирование добросовестного исполнения обязательных требований |
Профилактический визит | |||
14 |
Проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. |
По мере необходимости |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Консультирование | |||
15 |
Осуществление консультирования (дачи разъяснений) по следующим вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) |
По мере поступления обращений контролируемых лиц и их представителей |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Отчетными показателями эффективности и результативности мероприятий Программы профилактики являются:
количество проведенных профилактических мероприятий; количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
сокращение количества контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы;
снижение количества однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.