Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Государственного комитета
Республики Башкортостан
по чрезвычайным ситуациям
от 19 декабря 2022 года N 149 о/д
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Государственным комитетом Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления Республики Башкортостан полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2023 год
С 1 января 2022 года Государственный комитет Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям (далее - Госкомитет РБ по ЧС) осуществляет 2 вида государственного надзора:
региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор);
государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления Республики Башкортостан полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - государственный надзор).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Государственным комитетом Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления Республики Башкортостан полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2023 год (далее - Программа) подготовлена в соответствии с постановлением Правительства Российской от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца после слов "Правительства Российской" пропущено слово "Федерации"
1. Анализ текущего состояния осуществления надзорных мероприятий, описание текущего развития профилактической деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (далее - обязательные требования).
Предметом государственного надзора является реализация полномочий органами местного самоуправления Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан (далее - полномочия).
Госкомитет РБ по ЧС при осуществлении регионального государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категория риска):
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
С учетом оценки вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты надзора подлежат отнесению к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - деятельность контролируемых лиц в сфере организации отдыха и оздоровления детей;
б) к категории умеренного риска - деятельность контролируемых лиц, создающих силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входящих в состав территориальных звеньев Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) к категории низкого риска - деятельность иных контролируемых лиц, также деятельность контролируемых лиц, указанных в подпункте "б" настоящего пункта при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований.
На 2022 год Госкомитетом РБ по ЧС было запланировано проведение 13 плановых проверок (в отношении органов местного самоуправления - 11, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - 2) и 14 внеплановых проверок по контролю исполнения ранее выданного предписания.
В 2022 году в отношении органов местного самоуправления проведены 2 плановые выездные проверки. В ходе проверок выявлено 26 нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По итогам проверок выдано 1 предписание, возбуждено 1 дело об административном правонарушении.
Все остальные проверки были отменены в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля". Данным постановлением введен мораторий на проведение проверок в рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций, который будет действовать до конца 2022 года.
В 2022 году Госкомитетом РБ по ЧС проведены 5 профилактических визитов:
МУП "Баймакский водоканал" (Баймакский район, г. Баймак, ул. Революционная, 25);
ООО "Теплосеть" (Баймакский район, г. Баймак, ул. Юбилейная, д. 10);
МУП Тепловодоснабжение" (Гафурийский район, с. Красноусольский, ул. Западная, 10);
ООО "Водоканал" (Федоровский район, с. Федоровка, ул. Ленина, 53);
ООО "Теплый дом" (Федоровский район, с. Федоровка, ул. Социалистическая, 16).
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и причиненного ущерба
Для населения и территории Республики Башкортостан наибольшую опасность представляют техногенные чрезвычайные ситуации. Основные источники таких чрезвычайных ситуаций - это аварии на опасных производственных объектах различных отраслей промышленности региона, возможные прорывы гидротехнических сооружений, а также аварии на транспорте.
По масштабам негативных последствий для населения наиболее опасными являются чрезвычайные ситуации, обусловленные авариями на химически опасных объектах.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" все потенциально опасные объекты находятся под федеральным государственным надзором в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Из природных опасностей, при реализации которых возможно наступление ЧС, для республики наиболее характерны наводнения, природные пожары, штормовые усиления ветра, заморозки, осадки с превышением норм, град, засуха, карстовые явления, оползни.
В зоне возможного подтопления (затопления) в период весеннего половодья находятся более 40 муниципальных образований Республики Башкортостан. Уровень наводнения зависит от величины снежного покрова, скорости его таяния весной, а также количества осадков в виде дождя.
Вся территория Республики Башкортостан подвержена воздействию сильных ветров. На западе повторяемость южного и юго-западного направлений ветра, в среднем, за год до 50%. В целом, за год преобладают ветры южного и юго-западного направления (41-64%). Летом увеличивается повторяемость ветров северной четверти. Число дней с сильным ветром достигает от 10 до 50 дней. В результате прохождения штормов возможно повреждение кровли производственных, административных и жилых зданий, нарушение систем газо- и электроснабжения, падение деревьев, рекламных щитов, в результате чего возможно поражение населения (вторичные поражающие факторы ЧС). Также штормовые ветры вкупе с ливнями и градом наносят ущерб сельскому хозяйству, повреждая объекты сельхоззначения и уничтожая посевы сельскохозяйственных культур.
Территория Республики Башкортостан относится к зоне рискованного земледелия. Из стихийных гидрометеорологических явлений к наиболее неблагоприятным можно отнести заморозки и засуху.
Особенно опасны поздние весенние и ранние осенние заморозки. На территории республики наиболее заморозкоопасные северо-восточная лесостепь, горные и предгорные районы, а также районы степного Зауралья. Засушливые явления чаще отмечают метеостанции южной и юго-западной лесостепной зоны, а также центральной лесостепи.
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2021 - 2022 годах
На территории республики в 2021 году критериям чрезвычайной ситуации соответствовало 15 происшествий (АППГ - 6), в результате которых погибло 15 человек, пострадало 34 человека и спасено 19 человек:
3 ЧС техногенного характера (дорожно-транспортное происшествие);
5 ЧС природного характера (2 - сильный ветер, в том числе шквал, 2 - лесной пожар, 1 - засуха);
7 ЧС биолого-социального характера (1 - массовое поражение леса болезнями и вредителями, 2 - массовое поражение растений болезнями и вредителями, 4 - инфекционные болезни сельскохозяйственных животных).
Материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций составил 2430,79 млн. рублей (АППГ - 369,86 млн. рублей).
По состоянию на 20 декабря 2022 года на территории республики критериям чрезвычайной ситуации соответствовало 5 происшествий (АППГ - 14), в результате которых погибло 8 человек (АППГ - 15), пострадал 21 человек (АППГ - 29) и спасено 17 человек (АППГ - 19):
3 ЧС техногенного характера (авиационное событие, дорожно-транспортное происшествия, загрязнение окружающей среды - розлив нефтепродукта);
1 ЧС природного характера {гибель посевов сельскохозяйственных культур - крупный град);
1 ЧС биолого-социального характера (эпидемиологическая обстановка - африканская чума свиней).
II. Цели и задачи реализации программы профилактики в рамках осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления Республики Башкортостан полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Цели и задачи реализации программы профилактики:
предупреждение нарушений объектами надзора обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере и предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям;
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мотивация к добросовестному исполнению законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и, как следствие, снижение количества нарушений обязательных требований;
разъяснение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска;
обеспечение соблюдения контролируемыми лицами всех обязательных требований;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные объекты.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Информирование (размещение соответствующих сведений на официальном сайте в сети "Интернет") |
В течение 2023 года |
Отдел гражданской защиты и регионального надзора |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Не позднее 1 марта 2024 года |
Отдел гражданской защиты и регионального надзора |
3. |
Объявление предостережения |
В течение 2023 года |
Отдел гражданской защиты и регионального надзора |
4. |
Консультирование (по телефону или посредством видео-конференц-связи) |
В течение 2023 года |
Отдел гражданской защиты и регионального надзора |
5. |
Профилактический визит (в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи) |
В течение 2023 года (график прилагается) |
Отдел гражданской защиты и регионального надзора |
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
В ходе реализации программы должно наблюдаться:
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- внедрение различных способов профилактики;
- снижение нарушений обязательных требований;
- снижение количества невыполненных предписаний;
- обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа;
- повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа;
- уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными объектами;
- мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению.
Для оценки эффективности проводимых профилактических мероприятий применяются следующие показатели:
- количество людей, погибших при чрезвычайных ситуациях на объектах, подлежащих региональному государственному надзору и государственному надзору (чел.);
- количество людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях на объектах, подлежащих региональному государственному надзору и государственному надзору (чел.);
- материальный ущерб, причиненный в результате чрезвычайных ситуаций на объектах, подлежащих региональному государственному надзору и государственному надзору (млн. руб.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.