Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Пример расчета технико-экономического сравнения вариантов укрепления основания земляного полотна
Г.1 Технико-экономическое сравнение разработано на основании объекта, рассмотренного в приложении А по фактическим данным и с учетом проведенных расчетов, для автомобильной дороги I категории Ленинградской области.
Г.2 Для определения наиболее эффективной технологии по усилению зоны слабых грунтов для возведения насыпи автомобильной дороги применялись следующие показатели:
- время выполнения комплекса работ по усилению основания насыпи;
- прочностные и деформативные показатели от возведения и эксплуатации дороги в рамках допустимых значений;
- стоимость производства работ.
Г.3 Расчет экономической эффективности осуществляется в соответствии с положениями ОДМ 218.11.006 [9] для этого рассмотрено два альтернативных варианта по укреплению зоны слабых грунтов:
I вариант - укрепление слабых грунтов основания ВСНСМ методом сухой подачи снизу.
II вариант - укрепление слабых грунтов основания методом струйной цементации.
Площадь свайного поля - 6 526 .
Г.4 Расчет экономической эффективности выполнен на отличительных затратах, которые носят разный характер работ или объем, одинаковы затраты не отражены.
Г.5 Описание I варианта.
Г.6 Для укрепления слабых грунтов основания методом ВСНСМ необходимо выполнить с шагом установки - 2,0 м, сваи диаметром - 0,8 м в количестве 1797 шт., с разной глубиной погружения и размещением свай по треугольной сетке в шахматном порядке.
Г.7 Объемы материалов по укреплению слабых грунтов основания ВСНСМ диаметром - 800 мм отображены в таблице Г.1.
Таблица Г.1 - Объемы материалов по укреплению слабых грунтов основания ВСНСМ
Наименование |
Кол-во, шт. |
В метрах погонных |
Объем сваи, |
Объем СМ, |
Устройство ВСНСМ глубиной погружения до 15 м |
886 |
10 554,95 |
8 896,82 |
13 693 |
Устройство ВСНСМ глубиной погружения до 10 м |
907 |
7 125,86 |
||
Устройство ВСНСМ глубиной погружения до 5 м |
4 |
17,85 |
||
Итого |
1797 |
17 699,66 |
8 896,82 |
13 693 |
Г.8 При устройстве ВСНСМ используется метод сухой подачи снизу. Виброуплотняющее оборудование погружается в грунт. После погружения виброуплотняющего оборудования на проектную глубину СМ подается в скважину и уплотняется на участках движения основного оборудования вверх и вниз. Работы выполняются на базе гусеничного крана.
Г.9 Производительность 1 установки составляет 150 пог.м в смену. ВСНСМ. Производство работ осуществляется в 2 смены. Срок производства работ 59 дня.
Г.10 Стоимость устройства ВСНСМ диаметром 800 мм, составляет 57 152,76 тыс.руб. в ценах 2 кв 2021 года с НДС.
Г.11 Описание II варианта.
Г.12 Для укрепления слабых грунтов основания до нормативных значений методом струйной цементации грунтов необходимо выполнить грунтоцементные сваи с шагом установки - 1,0 м, диаметром - 0,7 м, и расстоянием в свету - 0,3 м в количестве 6186 шт., с разной глубиной погружения и с размещением по квадратной сетке.
Г.13 Объемы материалов по укреплению слабых грунтов основания методом струйной цементации грунтов диаметром - 700 мм отображены в таблице Г.2.
Таблица Г.2 - Объемы материалов для применения технологии струйной цементации
Наименование |
Кол-во шт. |
В метрах погонных |
Геометрический объем |
Объем раствора |
Устройство свай глубиной погружения до 15 м |
490 |
5 511,40 |
|
|
Устройство свай глубиной погружения до 10 м |
2 989 |
22 139,35 |
13 132,85 |
18 386 |
Устройство свай глубиной погружения до 5 м |
2 707 |
9 106,70 |
|
|
Итого |
6 186 |
36 757,45 |
13 132,85 |
18 386 |
Г.14 Формирование грунтоцементного массива происходит за счет замещения торфа при подаче закрепляющего раствора через сопла, расположенные в нижней части бурового снаряда, под давлением до 30 МПа. В результате формируется грунтоцементный массив размерами 700 мм в диаметре, на заданную по проекту глубину.
Г.15 Производительность 1 установки составляет 200 пог.м в смену. Производство работ осуществляется в 2 смены. Срок производства работ 92 дня.
Г.16 Стоимость работ по укреплению слабых грунтов основания методом струйной цементации грунтов диаметром 700 мм, составляет 169 881,19 тыс.руб. в ценах 2 кв 2021 года с НДС.
Г.17 Началом срока сравнения вариантов является базовый месяц, к которому приводятся все затраты. Конец срока выбирают так, чтобы по его истечении различия между вариантами по показателям, характеризующим эффект и требуемые для этого затраты, были бы несущественными с учетом точности определения исходных данных.
Г.18 Скорость движения транспортного потока на рассматриваемой автомобильной дороге составляет 120 км/ч.
Г.19 На период реконструкции движение по дороге закрывается и переключается на объездную дорогу что приведет к снижению скорости движения транспортного потока до 50 км/ч.
Г.20 Состав и структура транспортных средств отображены в таблице Г.3
Таблица Г.3 - Состав и структура транспортных средств
Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сутки | ||
Состав потока |
Количество шт. |
Доля % |
Легковые автомобили |
10936 |
58 |
Грузовые автомобили до 2 т |
2038 |
11 |
Грузовые автомобили от 2 до 5 т |
1129 |
6 |
Грузовые автомобили от 5 до 8 т |
249 |
1 |
Грузовые автомобили свыше 8 т |
476 |
3 |
Грузовые автомобили, автопоезда |
3071 |
16 |
Автобусы |
880 |
5 |
Итого |
18779 |
100 |
Г.21 Среднее количество пассажиров в легковом автомобиле три человека.
Г.22 Среднее количество пассажиров в автобусе 46 человек.
Г.23 Показатели себестоимости пробега и простоя автотранспортных средств отображены в таблице Г.4.
Таблица Г.4 - Показатели себестоимости пробега и простоя
Средние значения | ||||
|
Переменные расходы, руб/км |
Постоянные затраты, руб/час |
Заработная плата водителя, руб/час |
Себестоимость простоя, руб/час |
Легковые |
9,53 |
326,86 |
195,25 |
391,34 |
Грузовые |
37,58 |
1 302,02 |
273,67 |
1 076,62 |
Автобусы |
25,91 |
773,32 |
256,03 |
930,56 |
Г.24 Эффективность применения определяется на основе общественной (социально-экономической) эффективности путем сравнения общественных затрат и результатов, которые будут иметь место на транспорте и в нетранспортных отраслях. Получаемые при расчете общественной эффективности результаты - это экономические эффекты на транспорте и в социальной сфере, а затраты - необходимые издержки (экономия) на выполнение работ.
Г.25 Оценка эффективности определена на основе показателя чистого дисконтируемого дохода (далее - ЧДД). ЧДД вычисляют по формуле:
(Г.1)
где - результаты (эффекты) от осуществления внедрения инновации на t-м шаге расчета;
- дополнительные затраты (экономия) на реализацию внедрения инновации на том же шаге, в т.ч. потери, связанные с ущербом, который может принести инновация или затраты на устранение данного ущерба;
Е - норма дисконта;
Т - горизонт расчета расчетный период;
t - номер шага расчета;
- коэффициент дисконтирования.
Г.26 В расчетах расчётный период принят равным 1 году, который определяется сроком строительства.
Г.27 Эффект от снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров определен как сокращение затрат на осуществление перевозок грузов и пассажиров на участке дороги:
(Г.2)
где - затраты на осуществление перевозок грузов и пассажиров на участке дороги при использовании I варианта и II варианта.
Г.28 Годовые затраты на осуществление перевозок на участке определены по формуле:
(Г.3)
где - среднегодовая суточная интенсивность движения автомобилей каждого типа на участке;
L - протяженность участка, км;
- средняя себестоимость 1 авт.-км пробега автомобилей каждого типа на участке;
- среднесуточное время задержки одного автомобиля в местах затрудненного проезда на участке, ч;
- затраты на 1 ч простоя автомобиля каждого типа;
Г.29 Расчетная величина себестоимости пробега каждой группы автомобиля на 1 км в конкретных дорожных условиях определены из выражения:
(Г.4)
где - расчетное значение переменных затрат на 1 км пробега автомобиля каждого типа на участке;
- расчетное значение постоянных (независящих от пробега) затрат на 1 ч пребывания автомобиля каждого типа;
- часовая заработная плата водителя группы автомобиля с начислениями;
- средняя техническая скорость движения группы автомобиля на участке, км/ч.
Г.30 Эффект от сокращения времени пребывания в пути пассажиров определен как сокращение затрат времени населения на поездки на участке дороги в результате внедрения данного мероприятия:
(Г.5)
где - общественные потери, связанные с затратами времени населения на поездки на i-м участке дорожного сооружения (дорожной сети) соответственно при I варианта и II вариантах.
Г.31 Годовые потери, связанные с затратами времени населения на поездки на каждом участке определены по формуле:
(Г.6)
где - средняя величина потерь народного хозяйства в расчете на 1 чел./ч пребывания в пути пассажиров;
- среднегодовая суточная интенсивность движения соответственно легковых автомобилей и автобусов на участке, авт./сут;
- среднее количество пассажиров в одном легковом автомобиле и автобусе;
- скорость движения легковых автомобилей и автобусов на участке, км/ч.
Г.32 В таблице Г.5 указан расчет дисконтированных затрат и эффектов сравнения варианта I и II.
Таблица Г.5 - Расчет дисконтированных затрат и эффектов при сравнении двух технологий устройства свай
Расчет дисконтированных затрат и эффектов при сравнении устройства по I варианту и II варианту (тыс.руб) | |||||||||||||
Год в цикл е |
I вариант Укрепление слабых грунтов методом ВСНСМ |
II вариант Укрепление слабых грунтов струйной цементацией |
Экономия затрат на устройство |
Эффект от сокращения времени пребывания в пути |
Эффект от сокращения себестоимости пробега |
Коэффициент приведения разновременных затрат к году начала применен ия инновационных технологий |
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) |
||||||
|
Средняя скорость потока км/ч |
Затраты |
Средняя скорость потока км/ч |
Затраты |
|
|
|
|
|
||||
|
Устройство |
|
|
|
Устройство |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
0 |
84 |
57 152,76 |
9 398,35 |
27 325,81 |
82 |
169 881,19 |
22 323,09 |
27 545,70 |
112 728,43 |
12 924,74 |
219,89 |
1 |
125 873,05 |
1 |
91 |
|
20 648,00 |
27 167,03 |
91 |
|
20 648,00 |
27 167,03 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,945 |
125 873,05 |
ЧДД (тыс. руб.) |
125 873,05 |
По результатам оценки сравнительной эффективности двух вариантов по укреплению основания земляного полотна на слабых грунтах, применение ВСНСМ является эффективным по сравнению с укреплением струйной цементацией по показателю ЧДД равным 125 873 000,05 руб.
За счет ускорения времени производства работ при использовании ВСНСМ получен эффект в сокращении времени пребывания в пути и сокращении себестоимости пробега автомобилей.
<< Приложение В (рекомендуемое). Пример паспорта ВСНСМ |
||
Содержание Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.1.007-2022 "Методические рекомендации по устройству виброуплотняемых свай... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.