Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и анализ текущего состояния системы образования городского округа Красноуфимск
Система образования городского округа Красноуфимск ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
Основные направления развития образования городского округа Красноуфимск определены в соответствии с приоритетами государственной политики, обозначенными в государственной программе развития образования Российской Федерации, национальной образовательной инициативе "Образование", Указах Президента Российской Федерации, государственной программе Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года". Срок реализации продлен до 2030 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474.
Подпрограмма 1 "Развитие системы дошкольного образования в городском округе Красноуфимск"
Современная муниципальная система дошкольного образования представлена 13-тью дошкольными образовательными учреждениями.
Охват дошкольным образованием населения в возрасте от 0 до 7 лет составляет 86% от общей численности детей в городе Красноуфимск (Справочно: в возрасте от 1,5 до 7 лет охват составляет 100%).
Доля обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях детей с 3 до 7 лет составляет 100% от общей численности детей данного возраста в городе Красноуфимск.
В дошкольных учреждениях города помимо услуг общеобразовательной направленности оказываются услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, с задержкой психического развития, а также функционируют группы оздоровительной направленности для детей.
Поставлены задачи в качестве приоритетных целевых параметров:
- удовлетворение 100% актуального спроса семей, воспитывающих детей от 2-х месяцев, в том числе через консультационные пункты, Службы ранней помощи на базе дошкольных образовательных организаций;
- обеспеченность местами в дошкольных образовательных организациях городского округа Красноуфимск, реализующих образовательные услуги для детей в возрасте с 3 до 7 лет, 100%.
- охват 100% детей-инвалидов дошкольного возраста, проживающих в городском округе Красноуфимск, обучением на дому, образованием в дошкольных образовательных организациях.
В муниципальном образовании городской округ Красноуфимск действует постановление Главы городского округа Красноуфимск от 12.07.2021 N 496 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Муниципальным органом управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск".
Стратегические направления и задачи по развитию муниципальной системы образования в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников сферы образования определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 - доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области.
В 2022 году в результате принятых в Свердловской области и городском округе Красноуфимск мер по доведению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций городского округа Красноуфимск составила 38 172 рублей (100% к плану).
Муниципальным органом управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров уровня среднемесячной заработной платы работников муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Сохранение уровня заработной платы в образовании должно сопровождаться ростом качества образования. С целью получения объективной информации о качестве образования дошкольные образовательные организации участвуют в процедурах независимой оценки качества деятельности образовательной организации и мониторинге качества дошкольного образования (МКДО) федерального и регионального уровней.
В городском округе Красноуфимск все учреждения дошкольного образования имеют автономный тип.
Создана и развивается система межведомственного взаимодействия по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе по оказанию ранней помощи детям и семьям, воспитывающим детей. Службы ранней помощи функционируют при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях N 16, в Центре развития ребенка - Академия детства, в Центре развития ребенка - детский сад.
Подпрограмма 2 "Развитие системы общего образования в городском округе Красноуфимск"
В настоящее время в городском округе Красноуфимск обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:
1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения и воспитания;
2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних;
3) достигнуты определенные успехи в оптимизации муниципальной сети организаций общего образования;
4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;
5) ежегодно в бюджете городского округа Красноуфимск предусматриваются средства на гарантированное обеспечение заработной платы работников образовательных организаций.
Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части подпрограммы "Развитие системы общего образования в городском округе Красноуфимск" с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;
2) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;
3) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям федеральных государственных стандартов общего образования.
Муниципальная система общего образования городского округа Красноуфимск состоит из 7 общеобразовательных школ, в том числе:
- основных - 3, в том числе одна малокомплектная сельская;
- средних - 4, в том числе одна школа с углубленным изучением отдельных предметов.
С 2020 года функционирует 7 общеобразовательных учреждений автономного типа (100%).
Пять общеобразовательных учреждений имеют самостоятельные бухгалтерии.
Существующая в настоящий период сеть образовательных учреждений городского округа Красноуфимск обеспечивает преемственность и качество реализации образовательных программ на всех уровнях обучения.
Основные направления развития общего образования Свердловской области определены национальным образовательным проектом "Образование", федеральными и региональными проектами: "Современная школа", "Успех каждого ребёнка", "Цифровая образовательная среда", "Модернизация школьных систем образования", "Уральская инженерная школа" и др. Реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров. Организована деятельность муниципальных ресурсных центров при городском информационно - методическом центре МО Управление образованием городского округа Красноуфимск, ПМПК и ПС МО Управление образованием городского округа Красноуфимск, при школах по приоритетным направлениям деятельности, например, наставничество по модели "учитель - учитель", территориальная служба примирения / медиации, методическая лаборатория по модели "инклюзивная школа", родительское просвещение и др.
Продолжается деятельность в направлении предпрофильного и профильного образования школьников в соответствии с их потребностями и востребованностью в различных сферах экономики - в 2022 - 2023 учебном году реализуются муниципальные сетевые проекты "психолого-педагогический класс", "предпринимательский класс", "медицинский класс", "железнодорожный класс". Профильная работа школ строится на основе соглашений и договоров с высшими учебными заведениями Свердловской области, региональными и федеральными научными, производственными организациями и предприятиями.
В период 2020 - 2022 гг обновлена материально - техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей с использованием средств обучения и воспитания Центра "Точка роста" в общеобразовательных школах N 1, 2, 3, 4, 9. Растет число обучающихся - участников сетевых форм взаимодействия муниципальных общеобразовательных организаций по созданию и совместному использованию материально-технических, кадровых, учебно-методических ресурсов муниципальных общеобразовательных организаций, в которых осуществляется проведение мероприятий по обеспечению условий реализации образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы, для совместной реализации образовательных программ, содержащих модули, направленные на развитие познавательных способностей детей, поддержку технического творчества и компетенций конструирования, моделирования, программирования, изучения основ проектной деятельности.
Обеспечиваются условия введения ФГИС "Моя школа" в муниципальных общеобразовательных учреждениях, условия развития цифровой образовательной среды школ.
В управленческой деятельности необходимо повышать эффективность деятельности, четко определять перспективы развития системы образования в целом, продолжать обоснованно вводить реализацию адаптированных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями выстраивать методическую поддержку и организационное сопровождение деятельности малокомплектной сельской школы, предупреждать школьную неуспешность, выполнять работы по обеспечению доступного качественного образования за счет капитального ремонта, строительства зданий, обеспечения дистанционного обучения в школах, подвоза обучающихся, использования современных технологий обучения, обеспечения кадрами, в решении других проблем.
Задачи и ожидаемые к 2028 году эффекты по достижению стратегической цели развития образования в городском округе Красноуфимск:
1) реализация на всех уровнях общего образования федеральных государственных образовательных стандартов;
2) формирование муниципальной системы оценки качества образования, позволяющей оперативно анализировать и эффективно влиять на развитие качества;
3) создание в школах современной информационно-коммуникационной среды, включающей в себя зоны с широкополосным Интернетом, единую электронную информационную сеть и электронный документооборот;
4) использование новых форм, моделей повышения квалификации;
5) обеспечение мобильных механизмов дистанционного образования обучающихся, доступа к современным образовательным ресурсам, в т.ч. через развитие "облачных" технологий, сети медиатек и медиацентров; оснащение библиотек современными учебными пособиями и ресурсами;
6) организация профильного обучения во всех образовательных учреждениях, реализующих программы среднего общего образования;
7) реализация мероприятий проектов "Уральская инженерная школа", "Точка роста";
8) реализация единой концепции сопровождения и поддержки одаренных детей и детей с высоким уровнем мотивации, концепции поддержки ситуации успеха для каждого ребенка.
В условиях действия Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" продолжается активный процесс регулирования системы внешней (федеральной, региональной) и выстраивания системы внутренней (муниципальной и школьной) оценки качества образования школьников.
Направлениями дальнейшей работы по повышению качества общего образования будут являться:
- повышение квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов и повышения качества обучения школьников (освоение современных технологий, форм урочной и внеурочной деятельности);
- совершенствование технологии организации мониторинга развития профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период;
- мониторинг качества образования через диагностику освоения образовательных программ по предметам (на региональном, муниципальном и школьном уровнях);
- выстраивание объективной системы оценки учебных достижений обучающихся при проведении мониторинга качества образования на муниципальном уровне, промежуточной аттестации в образовательных учреждениях;
- применение независимой оценки качества образования;
- проектирование системы методической работы и повышения квалификации педагогов образовательных учреждений на основе результатов мониторинговых и оценочных процедур.
В сфере общего образования наиболее сложная ситуация складывается с обеспечением школ учителями физики, химии, математики, русского языка, технологии, биологии и географии. Более половины учителей от общего количества учителей по данным предметам достигли пенсионного возраста и лишь 14 - 18% учителей моложе 35 лет. В сельской местности востребованными являются учителя, способные преподавать 2 и более предметов.
В общеобразовательных организациях около 95% педагогических работников имеют высшее или среднее профессиональное образование.
Число учителей со стажем работы 10 лет и более составляет 74%, доля учителей пенсионного возраста - 24%, и она с каждым годом увеличивается.
Обеспеченность школ учебниками составляет 100%. Библиотеки комплектуются учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам образовательной программы общего образования, печатными образовательными ресурсами по предметам, электронными образовательными ресурсами по некоторым учебным предметам учебного плана, учебниками с электронными приложениями.
Одним из основных направлений развития образования в городском округе Красноуфимск является развитие независимой системы оценки качества образования. Основными инструментами получения информации о качестве подготовки обучающихся на современном этапе развития образования являются: государственная итоговая аттестация в 9-х классах, единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ).
ЕГЭ остается основной формой государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций по образовательным программам среднего общего образования.
Доля выпускников общеобразовательных организаций, не преодолевших минимальный порог для получения аттестата, в общем количестве выпускников общеобразовательных организаций сократилась до 1%.
В городском округе Красноуфимск за счет участия в государственной программе Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", создаются условия для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных организациях. Основной задачей по данному направлению до 2028 года в соответствии с государственной программой "Доступная среда" является создание специальных условий для получения качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных организациях городского округа Красноуфимск.
Большое внимание уделяется обеспечению качественного и доступного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В сфере образования городского округа Красноуфимск действует постановление Главы городского округа Красноуфимск от 12.07.2021 N 496 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Муниципальным органом управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск".
На основе данных муниципальных нормативных документов приняты муниципальные локальные акты о системах оплаты труда в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Стратегические направления и задачи по развитию муниципальной системы образования в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников сферы образования определены Указами Президента Российской Федерации 2012 года N 597, 761 - доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования до средней заработной платы в Свердловской области.
Повышение оплаты труда данным категориям работников сферы образования в соответствии с Указами Президента Российской Федерации требует полного объема финансовых ресурсов.
В 2023 - 2028 годах уровень средней заработной платы педагогических работников и учителей школ будет сохранен в соответствии с показателями, утвержденными для муниципального образования, необходимые финансовые средства на эти цели предусмотрены областным бюджетом.
В 2022 году в результате принятых в Свердловской области и городском округе Красноуфимск мер по доведению средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области, средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций городского округа Красноуфимск составила 43 946 рублей (100% к плану).
Обеспечена 100% доля педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в общей численности педагогических работников такой категории за счет средств федерального бюджета.
Действующая система оплаты труда обеспечивает необходимые системные изменения в общем образовании:
- оптимизация сети общеобразовательных организаций за счет введения в эксплуатацию в 2023 году нового здания школы N 3 на 550 мест;
- оптимизация штатных расписаний общеобразовательных учреждений с учетом количества обучающихся, односменности, реализации модели "школа полного дня" и применяемых образовательных программ и технологий;
- обеспечение оптимальной наполняемости классов с учетом численности обучающихся;
- определение оптимального соотношения численности педагогического персонала к численности других категорий работников;
- стимулирование дальнейшего роста финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций.
В городском округе Красноуфимск ключевыми принципами системы оплаты труда в общеобразовательных организациях являются:
- зависимость заработной платы учителя от результатов и качества труда;
- эффективное использование бюджетных средств, в том числе за счет внутренней оптимизации расходов;
- повышение финансовой самостоятельности.
Система оплаты труда работников предусматривает разделение фонда оплаты труда образовательной организации на базовую часть и стимулирующую часть, учитывающую качество работы, эффективность педагогической деятельности.
Доля стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск в общем фонде оплаты труда в среднем составляет 30%. Основными критериями при распределении стимулирующих выплат являются качество образования, показатели здоровья, воспитания, предупреждение и профилактика деструктивного поведения детей, сохранности контингента обучающихся. Образовательным учреждениям предоставлена финансовая самостоятельность, распределение стимулирующей части оплаты труда проводится с участием советов учреждений, управляющих советов, результатом чего является открытость и прозрачность управления.
За счет стимулирующей части работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, устанавливает различные системы стимулирования (премирования) с учетом мнения общественного органа управления (совета школы) и выборного профсоюзного органа, которые закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательной организации.
Муниципальным органом управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров уровня среднемесячной заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений.
При этом сохранение достигнутого уровня заработной платы в ОО должно сопровождаться ростом качества образования.
Подпрограмма 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в городском округе Красноуфимск"
В муниципальной сети образовательных учреждений, подведомственных МО Управление образованием городского округа Красноуфимск, действуют 4 учреждения дополнительного образования: Детско-юношеская спортивная школа, Дворец творчества, Станция юных туристов и Станция юных натуралистов.
Сеть организаций дополнительного образования в городском округе Красноуфимск стабильна и функционирует без сокращений и реорганизаций.
Организационно-правовой статус учреждений - все учреждения автономного типа.
Два учреждения дополнительного образования имеют самостоятельные бухгалтерии.
В 2022 году обеспечена 100% реализация дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дошкольного образования для обучающихся с 5 до 18 лет.
Однако в системе дополнительного образования городского округа Красноуфимск очевидны проблемы и противоречия, которые необходимо решить в ближайшее время:
- несоответствие образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на реализацию того или иного направления и имеющихся отдельных ресурсов общеобразовательных и дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования;
- недостаточное развитие системы тьюторского сопровождения ребенка во внеурочное время;
- при реализации ФГОС часто не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры, спорта, в связи с чем имеют место перегрузки детей;
- неэффективное использование имеющейся инфраструктуры ОО при реализации ФГОС.
В соответствии с выделенными проблемами определены следующие задачи:
- обсуждение механизмов реализации ФГОС общего образования совместно с коллективами учреждений дополнительного образования;
- обеспечение равной доступности качественного дополнительного образования, внедрение системы менеджмента качества, общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры;
- организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников учреждений дополнительного образования в вопросах реализации ФГОС общего образования; развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;
- совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования; разработка новых требований к программам дополнительного образования;
- изменение взаимодополняющих позиций педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019 N 503-ПП "О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области", приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 15.07.2022 N 648-Д "Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей", в целях реализации мероприятий федерального проекта "Успех каждого ребенка", национального проекта "Образование, утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16, в целях обеспечения равной доступности качественного дополнительного образования для детей в городском округе Красноуфимск с 01 сентября 2019 года реализуется система персонифицированного финансирования дополнительного образования, подразумевающая предоставление детям сертификатов дополнительного образования.
Реализуемый финансово - экономический механизм позволяет всем организациям, в том числе не являющимся муниципальными учреждениями, имеющим лицензию на ведение образовательной деятельности, получить равный доступ к бюджетному финансированию. С целью обеспечения использования сертификатов дополнительного образования МО Управление образованием городского округа Красноуфимск как уполномоченный орган руководствуется региональными правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и ежегодно принимает программу персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе Красноуфимск.
Внедрение механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - персонифицированное финансирование) позволяет обеспечить персонифицированный учет через регистрацию детей в региональных навигаторах и персонифицированное финансирование, что приведет к повышению доступности и качества дополнительных общеобразовательных программ.
Персонифицированное финансирование включает в себя выдачу сертификатов персонифицированного финансирования и возможность оплаты дополнительной общеобразовательной программы сертификатом персонифицированного финансирования (за исключением образовательных организаций дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств").
Региональный навигатор синхронизирован с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу. Информационная система позволяет исключить повторный учет детей в системе дополнительного образования и в оперативном режиме получать данные по показателю "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования", который рассчитывается в рамках оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Важным фактором экономического роста Свердловской области является обеспеченность предприятий и организаций инженерно-техническими кадрами, отвечающими современным квалификационным требованиям. Поэтому одной из приоритетных задач системы образования городского округа Красноуфимск является развитие системы технического творчества детей и молодежи, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, учитывающей приоритеты социально-экономической политики Свердловской области и рассчитанной на все социально-возрастные категории детей и молодежи.
Создание и функционирование сети детских технопарков "Кванториум" создаст условия для реализации на новом качественном уровне проекта "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2034 годы, одобренного Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N 453-УГ "О проекте "Уральская инженерная школа", государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года".
На основании протокола заседания комиссии по организации отбора муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на предоставление в 223-2024 годах субсидий из областного бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий, направленных на создание, открытие и организацию деятельности сети детских технопарков "Кванториум" в муниципальных образованиях от 14.10.2022 г N 2 признан победителем городской округ Красноуфимск. В 2023 году на базе МАУДО "Дворец творчества" будут реализованы мероприятия по созданию, открытию и организации деятельности детского технопарка "Кванториум".
Обеспечение оздоровления детей, защита их прав и подготовка к полноценной жизни в обществе являются одними из важнейших принципов государственной политики в интересах детей. Организация отдыха и оздоровления детей - важнейшая социальная задача, требующая консолидации усилий всех участников процесса социального становления детей и подростков.
Детская оздоровительная кампания в городского округа Красноуфимск проводится в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области" и Постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 558-ПП "О мерах по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Свердловской области".
Основным элементом в организации отдыха и оздоровления детей в городском округе Красноуфимск является межведомственное взаимодействие, которое осуществляется через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и развитие организаций, оказывающих услуги по организации отдыха и оздоровления детей.
В настоящее время действует система координации в сфере отдыха и оздоровления через работу муниципальной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей при Администрации городского округа Красноуфимск.
Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в городском округе Красноуфимск осуществляется на базе загородных детских оздоровительных лагерей стационарного типа, лагерей с дневным пребыванием детей, санаториях круглогодичного действия Свердловской области и Черноморского побережья.
Ежегодно в городском округе Красноуфимск в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 10 организаций отдыха и оздоровления детей различного вида с охватом более 1 900 человек.
Ежегодно в городском округе Красноуфимск реализуются мероприятия по улучшению материально-технической базы загородного оздоровительного учреждения "Чайка".
При максимальной направленности усилий администрации лагеря, МО Управление образованием городского округа Красноуфимск, нацеленных на ежегодное устранение и /или предупреждение предписаний надзорных органов, в том числе за счет вложения заработанных денежных средств в создание условий, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, в сохранение и обновление инфраструктуры учреждения, не позволяет оздоровительному учреждению "Чайка" быть максимально рентабельным, привлекать более квалифицированных специалистов.
Все это делает необходимой целенаправленную работу для обеспечения системного подхода в организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков и комплексного решения перечисленных проблем программно - целевым методом.
Стратегия подпрограммы заключается в обеспечении формирования целостной системы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, которая будет гарантировать каждому ребенку полноценный и безопасный отдых и оздоровление, способствовать развитию творческого потенциала, формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей, а также предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Подпрограмма рассчитана на реализацию до 2028 года, что позволит обеспечить системность исполнения подпрограммных мероприятий, создать условия для достижения наибольшего положительного социального и оздоровительного эффекта от выполнения программных мероприятий, в том числе за счет поэтапного проведения капитального ремонта зданий и помещений муниципального автономного учреждения "Загородный оздоровительный лагерь "Чайка".
При поэтапной реализации подпрограммы до 2028 года должны быть достигнуты следующие результаты:
- создание условий для сохранения инфраструктуры отдыха и оздоровления детей;
- создание условий для духовного, нравственного и физического развития детей во время пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления, формирование основы здорового образа жизни;
- разработка моделей систем подготовки и повышения квалификации начальников, педагогов (воспитателей, вожатых) лагерей отдыха и оздоровления детей;
- разработка и внедрение новых образовательных программ, в том числе по формированию здорового образа жизни, профилактике рискованного поведения у детей и подростков;
- обеспечение комплексной безопасности детей в период пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков;
- создание системы информирования населения о предоставлении услуг оздоровления, отдыха и занятости детей городского округа Красноуфимск.
Реализация подпрограммы сопряжена, прежде всего, с финансово-экономическими рисками.
К финансово-экономическим рискам относится возможность снижения темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, а также несвоевременность и недостаточность финансирования мероприятий подпрограммы.
Управление финансово-экономическими рисками будет обеспечено за счет открытости и прозрачности планов мероприятий подпрограммы.
Законодательные риски связаны с изменениями в законодательстве Российской Федерации, ограничивающими возможность реализации предусмотренных подпрограммой мероприятий.
Управление данной группой рисков будет обеспечено корректировкой управленческих решений и разработкой предложений в целях совершенствования законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В процессе реализации подпрограммы комплексный подход к выполнению мероприятий, четкое распределение функций, полномочий и ответственности соисполнителей, мониторинг и анализ результатов проведения мероприятий, своевременная корректировка показателей позволят снизить вероятность негативного воздействия рисков и угроз на достижение предусмотренных в подпрограмме конечных результатов.
В сфере образования городского округа Красноуфимск в настоящий период действует постановление Главы городского округа Красноуфимск от 12.07.2021 N 496 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Муниципальным органом управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск".
На основе данных муниципальных нормативных документов в муниципальных учреждениях приняты локальные акты.
Стратегические направления и задачи по развитию муниципальной системы образования в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников сферы дополнительного образования определены Указами Президента Российской Федерации 2012 года - доведение оплаты труда педагогов организаций дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для педагогических работников в Свердловской области.
Повышение оплаты труда данным категориям работников сферы образования в соответствии с Указами Президента Российской Федерации требуют необходимых финансовых ресурсов.
В целях реализации мероприятий по достижению установленных показателей по повышению оплаты труда в образовании в городском округе Красноуфимск до муниципального бюджета доведены необходимые объемы финансирования расходов на повышение оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.
Муниципальным органом управления образования Управление образованием городского округа Красноуфимск ежемесячно осуществляется мониторинг достижения целевых параметров уровня среднемесячной заработной платы работников муниципальных образовательных организаций
В 2022 году в результате принятых в Свердловской области и городском округе Красноуфимск мер по доведению средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей до средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области, средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей городского округа Красноуфимск составила 43 946 рублей (100% к плану).
Сохранение достигнутого уровня заработной платы в дополнительном образовании должно сопровождаться ростом качества образования.
Подпрограмма 4 "Патриотическое воспитание несовершеннолетних в городском округе Красноуфимск"
В системе образования городского округа Красноуфимск сложилась система патриотического воспитания. Особое внимание уделяется организации патриотического воспитания среди обучающихся в образовательных организациях.
Обеспечиваются условия для развития воспитательной системы городского округа Красноуфимск; создание единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности ребенка, его жизненное самоопределение в обществе, формирующего качества гражданина, патриота, повышающего духовно-нравственную зрелость, способность личности к созидательному труду, привитие навыков здорового образа жизни, способность к ответственному эмоционально-личностному принятию роли будущего семьянина.
В городском округе Красноуфимск с 2017 года действует муниципальная рабочая группа по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Приказ МО Управление образованием городского округа Красноуфимск от 05.04.2017 г. N 67 "О создании рабочей группы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"). В состав рабочей группы входят руководители образовательных организаций, заместители руководителей по воспитательной работе, методисты дополнительного образования, методисты городского информационно-методического центра. Рабочая группа - совещательный орган при Муниципальном органе управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск (далее - Управление образованием). Основными задачами рабочей группы являются: подготовка предложений по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, мониторинг реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Анализ процессов, проходящих в городском округе Красноуфимск, позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программного метода:
1) отсутствие действенных механизмов координации деятельности органов муниципальной власти, организаций, общественных объединений, творческих союзов, средств массовой информации и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания, внедрению социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействию экстремизму на основе единой идеологии;
2) низкий уровень ресурсного обеспечения программ и проектов, направленных на воспитание патриотизма, реализуемых в муниципальных организациях, некоммерческих организациях;
3) несоответствие современным требованиям учебно-материальной базы для организации обучения несовершеннолетних начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
4) низкая динамика включения граждан в деятельность общественных объединений патриотической, этнокультурной направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов, организаций казачества;
5) необходимость получения специалистами, занимающимися вопросами организации патриотического воспитания, профилактики экстремизма и развития толерантности, специальных знаний, повышение их квалификации.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в организации патриотического воспитания, профилактику экстремизма и развитие толерантности программными методами.
Подпрограмма "Патриотическое воспитание несовершеннолетних в городском округе Красноуфимск" определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания в структуре муниципальных образовательных учреждений и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания несовершеннолетних как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Использование программного метода обеспечивает единство содержательной части подпрограммы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
1) неполная и некачественная реализация основных образовательных программ среднего общего образования в части организации обучения несовершеннолетних начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а также некачественная реализация программ дополнительного образования патриотической направленности;
2) усиление несоответствия современным требованиям материальной инфраструктуры подготовки граждан по основам военной службы;
3) несоответствие современным требованиям знаний специалистов, занимающихся вопросами организации патриотического воспитания, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма.
Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблемы программно-целевым методом необходимо предпринять ряд мер, таких как:
1) мониторинг хода реализации мероприятий подпрограммы;
2) широкое привлечение общественности к реализации и оценке результатов реализации подпрограммы;
3) обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации подпрограммы.
Подпрограмма 5 "Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных организаций городского округа Красноуфимск"
Подпрограмма направлена на обеспечение государственных гарантий доступного и качественного образования, улучшение состояния зданий образовательных учреждений, совершенствование материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, создание комфортных условий для участников образовательных отношений - обучающихся и педагогических работников, повышение условий комплексной безопасности при проведения образовательного процесса и качества условий образовательной деятельности в учреждениях, минимизацию возникновения возможных аварийных ситуаций.
Анализ состояния образовательных учреждений городского округа Красноуфимск показывает особую актуальность проблемы укрепления материально-технической базы путем проведения работ по текущему и капитальному ремонту в зданиях учреждений в соответствии с современными требованиями.
Разработка подпрограммы обусловлена необходимостью приведения зданий муниципальных образовательных учреждений в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, социальных и санитарных норм и нормативов. Наличие предписаний надзорных органов свидетельствует о необходимости принятия комплекса мер по улучшению состояния объектов образования, организации первоочередных мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта (ремонт кровли, зданий, спортивных залов и прогулочных площадок, замена оконных блоков, дверей и дверных заполнений, ремонт внутренних инженерных сетей и оборудования и др.).
Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления образовательного процесса, обеспечения комфортных и безопасных условий нахождения в учреждениях детей, выполнения требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, в части соблюдения строительных норм и правил, санитарных норм, требований по охране здоровья и безопасности обучающихся, воспитанников.
Реализация мероприятий по проведению капитального и текущего ремонта, укреплению материально-технической базы образовательных учреждений позволит снизить количество учреждений, нуждающихся в проведении внепланового капитального ремонта конструкций, перейти на осуществление планово-предупредительных ремонтов зданий образовательных учреждений, снизить риски аварийных ситуаций.
Несмотря на достаточно существенные финансовые вложения, потребность в капитальных ремонтах зданий образовательных учреждений продолжает оставаться одной из наиболее актуальных задач. Согласно Реестра капитальных и текущих ремонтов, ежегодно обновляемого в МО Управление образованием городского округа Красноуфимск, на 01.01.2023 г общая потребность по различным видам работ (в т.ч. на антитеррористическую и пожарную безопасность) составляет 450 902,7 млн. руб. В тех или иных видах ремонта нуждается 85% зданий муниципальных образовательных учреждений.
МО Управление образованием ведет работу по обеспечению комплексной безопасности подведомственных образовательных учреждений. Во всех учреждениях установлены кнопки тревожной сигнализации, обеспечен пропускной режим, разработаны паспорта безопасности объектов, ремонтируется и восстанавливается ограждение ОО, установлена пожарная сигнализация, ПАК системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания "Стрелец-мониторинг". Однако часть мероприятий остается не реализованной ввиду отсутствия финансирования данных направлений расходов. Преимущественно это требования по обеспечению антитеррористической безопасности в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указом Президента РФ от 15.02.2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму". Необходимость проведения данных мероприятий подтверждается и обследованиями образовательных организаций, проведенными в рамках категорирования объектов системы образования и разработки паспортов безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 (ред. от 05.03.2022)"Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Проблемы и перспективы развития инфраструктуры общеобразовательных учреждений:
1) Прогноз демографической ситуации указывает на прирост количества обучающихся примерно до 500 человек в городской местности (в среднем по 50 человек в год). В сельской местности п. Пудлинговый роста рождаемости по прогнозу демографии нет.
При существующей инфраструктуре с учетом демографического прогноза и учетом ввода в эксплуатацию нового здания школы N 3 на 550 мест в 2023 году будет сохраняться доля обучающихся во второй смене. При этом многие школьные здания не соответствуют новым требованиям, в 70% школ здания требуют капитального ремонта.
Сложившаяся ситуация вызвана тем, что многие школьные здания спроектированы и построены в середине двадцатого века и даже существенно раньше и не отвечают современным требованиям, предъявляемым к таким объектам.
2) Комплекс планируемых мер по ликвидации двухсменности в общеобразовательных учреждениях.
1. Строительство нового здания школы на 550 мест (вместо здания МАОУ СШ N 3 по ул. 8 Марта на 225 мест).
Срок строительства объекта: 2022 год.
2. Плановое проведение капитальных ремонтов зданий общеобразовательных учреждений, что позволит ежегодно не менее одного здания выводить на ремонтные работы с целью уменьшения уровня износа и поэтапного приведения школ в соответствие с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения.
Таким образом, предполагается уже с 2023 года провести мероприятия по оптимизации загруженности общеобразовательных организаций, по перераспределению обучающихся по школам в рамках деления по микрорайонам.
Общая направленность мероприятий в целом по подпрограмме:
- создание безопасных условий для обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений вовремя их трудовой и учебной деятельности;
- обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающих территорий муниципальных учреждений городского округа Красноуфимск в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
- проведение капитального и текущего ремонта объектов образования, повышение качества выполняемого капитального и текущего ремонта, обеспечение возможности организации в дальнейшем планово-предупредительных ремонтов;
- организация первоочередных мероприятий по комплексной безопасности образовательных учреждений (противопожарные и антитеррористические мероприятия и др.).
Подпрограмма направлена на обеспечение современных качественных условий проведения образовательного процесса в муниципальных и учреждениях городского округа Красноуфимск в целях повышения качества образовательных услуг.
Показателями социальной эффективности подпрограммы являются:
- ежегодная стопроцентная готовность муниципальных образовательных учреждений к новому учебному году;
- предотвращение несчастных случаев с помощью установленных камер видеонаблюдения;
- недопущение случаев травмирования и гибели обучающихся на территории образовательных учреждений.
Бюджетная эффективность подпрограммы достигается путем осуществления муниципальных закупок (заказов), выполнения работ на конкурсной основе. Указанный механизм позволит открыто и контролируемо осуществлять расходы, соблюдать принципы разумной достаточности при формировании структуры бюджетных расходов.
Экономическую эффективность подпрограммы определить не представляется возможным, так как подпрограмма имеет преимущественно социальную направленность. Выполнение мероприятий подпрограммы позволит предотвратить нанесение экономического ущерба вследствие возможного возникновения аварийных ситуаций в образовательных учреждениях.
Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации муниципальной программы городского округа Красноуфимск "Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск до 2028 года"
Деятельность МО Управление образованием городского округа Красноуфимск в сфере образования направлена на создание условий для обеспечения доступности дошкольного, общего и дополнительного образования, повышение качества образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников;
- развитие форм оздоровления и занятости детей в каникулярное время;
- совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.
Стратегическими целями МО Управление образованием городского округа Красноуфимск являются:
1. Обеспечение гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
2. Поддержка и укрепление здоровья детей при организации оздоровительной кампании в городском округе Красноуфимск.
3. Обеспечение муниципальных мероприятий в сфере образования.
В соответствии с положением о МО Управление образованием городского округа Красноуфимск (утверждено решением Думы городского округа Красноуфимск от 24.12.2015 года N 54/4, с изменениями и дополнениями), Управление образованием является главным распорядителем бюджетных средств и муниципальным органом, исполняющим функции и полномочия учредителя 26 - ти муниципальных учреждений системы образования.
Деятельность МО Управление образованием городского округа Красноуфимск направлена на:
- исполнение бюджетных обязательств по осуществлению расходов местного бюджета;
- обеспечение условий доступности качественного дошкольного, общего и дополнительного образования в городском округе Красноуфимск;
- оптимизацию сети образовательных организаций с целью удовлетворения образовательных потребностей граждан на качественное образование, обеспечение доступности, непрерывности и адаптивности образования, развитие инфраструктуры в целях обеспечения современного социально-экономического развития городского округа Красноуфимск;
- внедрение инновационных образовательных программ и современных образовательных технологий;
- обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных образовательных организациях в соответствии с запросами родителей через расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования;
- реализацию национального проекта "Образование", комплекса мер по модернизации общего образования, отдельных направлений Федеральной целевой программы "Развитие образования в Российской Федерации" через поэтапное введение новых образовательных стандартов, современных условий обучения и максимально широкое использование современных информационных технологий в образовательных учреждениях городского округа Красноуфимск;
- повышение качества образования за счет модернизации материально-технической базы образовательных учреждений;
- выявление, системную поддержку и целевое сопровождение талантливых и высоко мотивированных детей городского округа Красноуфимск, поддержку молодых специалистов;
- реализация национального проекта в сфере образования через конкретные проекты, направленные на системные изменения;
- реализация муниципальных моделей организации дистанционного образования;
- внедрение современных организационно-экономических механизмов, направленных на эффективное использование бюджетных средств, обеспечение качества предоставляемых услуг;
- предоставление услуг дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- развитие системы патриотического воспитания несовершеннолетних граждан городского округа Красноуфимск.
В своей деятельности МО Управление образованием реализует стратегические цели развития, отраженные в программе социально-экономического развития городского округа Красноуфимск, в муниципальной комплексной программе "Создание в городском округе Красноуфимск новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" на 2016 - 2025 годы и других стратегических документах, а также достижение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Как главному распорядителю бюджетных средств МО Управление образованием выделяются бюджетные ассигнования:
на текущее содержание муниципальных подведомственных учреждений в сфере образования;
на реализацию муниципальных программ;
на подготовку и организацию оздоровительной кампании;
на содержание аппарата МО Управление образованием;
на реализацию полномочий муниципального органа управления образованием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.