См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 января 2011 г. по делу N А61-2133/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Алексеева Р.А., при участии в судебном заседании от заявителей: открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) - Бесаева С.В. (доверенность от 14.01.2011), открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" - Бесаева С.В. (доверенность от 14.01.2011), от заинтересованных лиц - администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087) - Гиоева Ю.Ю. (доверенность от 01.07.2011), Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа (ИНН 1502010822, ОГРН 1021500579088) - Бердяева И.К. (доверенность от 15.03.2011), в отсутствие третьих лиц: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Владикавказэнерго" (ИНН 1501000620, ОГРН 1021500510800), муниципального унитарного предприятия "Владикавказские электрические сети" (ИНН 1513001851, ОГРН 1101513001765), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа на определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.02.2011 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 (судьи Фриев А.Л., Баканов А.П., Джамбулатов С.И.) по делу N А61-339/2011, установил следующее.
ОАО "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - администрация) и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами г. Владикавказа (далее - комитет), направленных на передачу имущества, находящегося в хозяйственном ведении ВМУП "Владикавказэнерго" вновь созданному предприятию - МУП "Владикавказские электрические сети" незаконными; признании приказа комитета от 15.12.2010 N 295 недействительным.
Обществом заявлено ходатайство о принятии по делу обеспечительных мер в виде обязания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии приостановить государственную регистрацию права хозяйственного ведения МУП "Владикавказские электрические сети" на электросетевое хозяйство г. Владикавказа как единый имущественный комплекс.
Определением от 21.02.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011, ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что в случае непринятия обеспечительных мер обществу как кредитору ВМУП "Владикавказэнерго", находящегося в стадии банкротства, может быть причинен значительный ущерб, а также может быть затруднено исполнение судебного акта по делу.
Определением от 03.06.2011 удовлетворено ходатайство ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - компания) о вступлении в дело в качестве соистца.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, принятые обеспечительные меры не связаны с предметом заявленных обществом требований. Доказательств существования угрозы причинения обществу ущерба в материалы дела не представлено. ВМУП "Владикавказэнерго" электросетевое хозяйство г. Владикавказа не принадлежит на праве хозяйственного ведения, что установлено решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.09.2010 по делу N А61-2133/2009.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители администрации и комитета повторили доводы жалобы, представитель общества и компании доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Кодекса арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Кодекса (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55).
Как следует из искового заявления и правильно определено судами, предметом иска является признание незаконными действий администрации и комитета по передаче спорного имущества МУП "Владикавказские электрические сети". В заявлении о принятии обеспечительных мер истец просил обязать приостановить регистрацию права хозяйственного ведения МУП "Владикавказские электрические сети" на спорное имущество, что направлено на предотвращение действий, связанных с уменьшением объема указанного имущества.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что принятые по делу обеспечительные меры связаны с предметом заявленных обществом требований.
Кроме того, судами установлено, что в отношении ВМУП "Владикавказские электрические сети" возбуждена процедура банкротства.
Таким образом, вывод судов о том, что непринятие обеспечительных мер может повлечь причинение обществу, как кредитору ВМУП "Владикавказские электрические сети", значительного материального ущерба, является обоснованным и переоценке не подлежит. Доказательств обратного администрацией не представлено.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.09.2010 по делу N А61-2133/2009 отклоняется, так как указанный судебный акт на момент принятия определения от 21.02.2011 не вступил в законную силу и являлся предметом апелляционного обжалования с учетом того, что постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2011 отменено определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2010 о прекращении производства по апелляционной жалобе общества на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.09.2010 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по мотиву того, что обжалуемым судебным актом права и обязанности общества не затрагиваются. Кассационной инстанцией указано, что обжалуемым судебным актом затрагиваются права общества как кредитора предприятия.
Также следует учесть, что администрация не обращалась в суд в порядке статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ходатайством об отмене обеспечения иска.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеются.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.02.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2011 по делу N А61-339/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.