Общая информация
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2023 год (далее - Программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений";
приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287);
приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2022 г. N 312 "Об утверждении Концепции внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341).
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области безопасности ГТС, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области энергетической безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений
По состоянию на 1 октября 2022 г. под федеральным государственным надзором в области безопасности ГТС находилось 23 374 ГТС (комплексов ГТС). Данные по ГТС (комплексам ГТС), находящимся под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов, представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Данные по ГТС (комплексам ГТС), находящимся под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов (по состоянию на 1 октября 2022 г.)
Наименование объектов |
Количество ГТС (комплексов ГТС), ед. |
По видам назначения:
| |
объекты промышленности |
759 |
объекты энергетики |
430 |
объекты водохозяйственного назначения |
22 185 |
По классам:
| |
I класс |
154 |
II класс |
292 |
III класс |
4 756 |
IV класс |
18 172 |
По уровню безопасности:
| |
нормальный уровень |
4 385 |
пониженный уровень |
8 196 |
неудовлетворительный уровень |
8 174 |
опасный уровень |
2 619 |
За 9 месяцев 2022 года под руководством и непосредственным участием Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора совместно с территориальными органами проведено 6 проверок по контролю выполнения ранее выданных предписаний, в том числе: 3 ГТС хвостохранилищ АО "Серебро Магадана", Майнской ГЭС филиала ПАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего", Кашхатау ГЭС филиала ПАО "РусГидро" - "Кабардино-Балкарский филиал", ГТС хвостохранилища ЗИФ ГОК "Кубака" в отработанном карьере "Главный" ООО "ОЗРК".
По результатам проверок установлено невыполнение 5 ранее выданных предписаний.
В связи с ограничительными мерами, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) отменены 14 плановых проверок центрального аппарата Ростехнадзора.
Ростехнадзором в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности за 9 месяцев 2022 года было проведено 1 687 проверок, выявлено 6 077 нарушений обязательных требований, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 646 индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц, общая сумма наложенных штрафов составила более 33 481 тыс. руб., взыскано более 26 648 тыс. руб.
Территориальными управлениями Ростехнадзора отменено 645 проверок, ранее запланированных к проверке на 2022 год в соответствии с утвержденными планами проверок.
За 9 месяцев 2022 г. на поднадзорных Ростехнадзору ГТС аварий, расследование причин которых осуществляет Ростехнадзор, не зарегистрировано (за аналогичный период прошлого года - 2 аварии).
За 9 месяцев 2022 г. и за аналогичный период прошлого года на поднадзорных Ростехнадзору ГТС несчастных случаев со смертельным исходом не зафиксировано.
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности
На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены документы, информирующие поднадзорные субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, основные из которых следующие:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/acts/);
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/service/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-ikh-otdelnykh-polozheniy-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovan/index.php);
утвержденный проверочный лист (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/forma-proverochnykh-listov/);
перечни объектов контроля, учитываемые в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием класса (по адресу: http://waterinfo.ru/gts/do_search.php);
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/ischerpyvayushchiy-perechen-svedeniy-kotorye-mogut-zaprashivatsya-kontrolnym-nadzornym-organom-u-kon/);
программы профилактики рисков причинения вреда (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/);
сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, предоставляющего государственную услугу, действий (бездействия) его должностных лиц (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/service/complaint/dosudebnoe_objalovanie/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/public/law enforcement/);
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder).
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС за 2021 г. и за 9 месяцев 2022 г.
N |
Наименование мероприятия |
Количество мероприятий |
|
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
||
1. |
Информирование контролируемых лиц и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий |
28 |
4703 |
2. |
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов) |
1 |
1 |
3. |
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего |
1 555 |
1 493 |
Увеличение количества мероприятий информирования за 9 месяцев 2022 г. связано с особенностями осуществления контрольной (надзорной) деятельности, введенными постановлением N 336.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Наиболее значимый риск - это риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии ГТС. Риск возникновения аварии зависит от класса ГТС. Допустимые значения вероятности аварий напорных ГТС приведены в своде правил "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. СНиП 33-01-2003" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2019 г. N 811/пр): для I класса - , II класса - , III класса - , IV класса - .
Вопросы безопасного состояния ГТС становятся актуальными особенно в периоды паводков и половодий. В такие периоды высока степень риска возникновения аварии ГТС, которые испытывают максимальную нагрузку от воздействия водного потока.
В связи с этим на официальном сайте Ростехнадзора (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/safety/) размещается актуализированная информация по паводкам и половодьям.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями реализации Программы профилактики являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) меры стимулирования добросовестности;
г) объявление предостережений;
д) консультирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах и реализуется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и пунктом 37 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1080 (далее - Положение).
Обобщение правоприменительной практики реализуется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 38 Положения, пунктами 6 и 7 приложения к приказу Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 и размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Меры стимулирования добросовестности осуществляются в целях мотивации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ГТС, к соблюдению обязательных требований и реализуются в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и пунктами 47-54 Положения.
Заявитель вместе с заявлением о проведении оценки добросовестности направляет в территориальный орган Ростехнадзора документы и информацию, подтверждающие соблюдение требований, предусмотренных пунктом 49 Положения:
оснащенность ГТС техническими средствами контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий, а также работоспособности указанных технических средств;
соблюдение обязательных требований к страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ГТС.
Заявление подлежит рассмотрению территориальным органом Ростехнадзора в течение тридцати календарных дней со дня его регистрации.
По результатам проведения оценки добросовестности территориальный орган Ростехнадзора уведомляет заявителя о его соответствии критериям добросовестности и принятии решения о периодичности проведения плановых выездных проверок либо уведомляет о несоответствии таким критериям.
Объявление предостережения реализуется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктами 2-6 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166, и пунктами 39-46 Положения.
Консультирование осуществляется согласно плану-графику консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований территориального органа Ростехнадзора, разработанному по установленной форме (приложение N 3 к приказу Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341), и реализуется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и пунктами 55-61 Положения.
Консультирование проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия и осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
3) порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц.
Перечень профилактических мероприятий и сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС
N |
Наименование мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения |
Ответственные исполнители |
1. |
Информирование |
||
1.1. |
Размещение на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов следующей информации: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля; актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля; утвержденный проверочный лист (список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований); перечни объектов контроля, учитываемые в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием класса; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; программы профилактики рисков причинения вреда; сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, предоставляющего государственную услугу, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре) |
Постоянно |
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора) |
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора) | |||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
||
2.1. |
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru |
До 20 января 2023 года |
Территориальные органы Ростехнадзора |
2.2. |
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора |
До 30 января 2023 года |
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора |
2.3. |
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленников и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей |
До 25 февраля 2023 года |
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора |
2.4. |
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2022 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений |
До 25 февраля 2023 года |
Территориальные органы Ростехнадзора |
2.5. |
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора |
До 1 апреля 2023 года |
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора |
2.6. |
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора |
До 1 апреля 2023 года |
Территориальные органы Ростехнадзора |
2.7. |
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики |
В соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики на 2023 год |
Территориальные органы Ростехнадзора с участием (по согласованию) представителей центрального аппарата Ростехнадзора |
Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора | |||
Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора | |||
2.8. |
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru |
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия |
Территориальные органы Ростехнадзора |
3. |
Меры стимулирования добросовестности |
||
3.1. |
Меры стимулирования добросовестности |
По заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ГТС, в течение тридцати календарных дней со дня регистрации заявления |
Территориальные органы Ростехнадзора |
4. |
Объявление предостережения |
||
4.1. |
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) |
По мере возникновения необходимости в течение всего 2023 года |
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора и территориальные органы Ростехнадзора |
5. |
Консультирование |
||
5.1. |
Консультирование |
В соответствии с планом-графиком консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в области безопасности ГТС на 2023 год |
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора и территориальные органы Ростехнадзора |
4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Показатели результативности и эффективности Программы профилактики определяются исходя из перечня мероприятий, установленных Положением.
4.1. Информирование
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Информация, размещенная на официальном сайте Ростехнадзора и официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, в общем количестве информации, подлежащей размещению в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, в процентах |
100 |
90 |
100 |
4.2. Обобщение правоприменительной практики
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, ед. |
24 |
37 |
46 |
Доля проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности ГТС в общем количестве таких мероприятий, запланированных к проведению в отчетном периоде, в процентах |
100 |
100 |
100 |
4.3. Меры стимулирования добросовестности
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество заявлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ГТС, об оценке их добросовестности, ед. |
- |
2 |
2 |
Доля рассмотренных заявлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ГТС, об оценке их добросовестности в общем количестве входящих (поступивших) заявлений в отчетном периоде, в процентах |
- |
100 |
100 |
4.4. Объявление предостережений
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество объявленных предостережений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, ед. |
1 555 |
1 493 |
1 660 |
Доля объявленных предостережений при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, в общем количестве случаев поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в области безопасности ГТС или признаках нарушений таких обязательных требований и (или) в случаях отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение таких обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в отчетном периоде, в процентах |
100 |
100 |
100 |
4.5. Консультирование
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество проведенных консультирований, ед. |
- |
2314 |
2 400 |
Доля проведенных консультирований в общем количестве запросов заявителей об осуществлении консультирования в отчетном периоде, в процентах |
- |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор спланировал мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2023 г.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на 2023 год (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2022 г. N 469)
Опубликование:
-