Общая информация
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в сфере электроэнергетики на 2023 год (далее - Программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 "О федеральном государственном энергетическом надзоре";
приказа Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - приказ Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287);
приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2022 г. N 312 "Об утверждении Концепции внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области энергетической безопасности.
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий надзорных органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления федерального государственного надзора в сфере электроэнергетики, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области энергетической безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики
По состоянию на 1 октября 2022 г. под федеральным государственным энергетическим надзором в сфере электроэнергетики находилось 783 745 организаций. Данные об объектах электроэнергетики, находящихся под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов, представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Данные об объектах электроэнергетики, находящихся под надзором Ростехнадзора и его территориальных органов (по состоянию на 1 октября 2022 г.)
Наименование объектов |
Единица измерения |
Количество |
Тепловые электростанции |
ед. |
510 |
Газотурбинные (газопоршневые) электростанции |
ед. |
458 |
Малые (технологические) электростанции |
ед. |
22 940 |
Гидроэлектростанции |
ед. |
163 |
Электрические подстанции |
ед. |
946 788 |
Линии электропередачи всего, |
км |
5 038 755 |
в том числе: |
|
|
напряжением до 1 кВ |
км |
2 629 780 |
напряжением от 1 кВ до 110 кВ |
км |
2 168 685 |
напряжением 220 кВ и выше |
км |
240 290 |
Управлением государственного энергетического надзора Ростехнадзора совместно с территориальными органами Ростехнадзора проведена 21 проверка в отношении следующих организаций: филиал ОАО "РЖД" - Трансэнерго и 7 его структурных подразделений, АО "Татэнерго" и 5 его филиалов, АО "Карельский окатыш", 2 филиалов АО "Мосводоканал", АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", АО "Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод", АО "Чеченэнерго", АО "ДРСК" - Хабаровские электрические сети. Указанные проверки проводились в соответствии с планом контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год (7 проверок), а также по контролю выполнения ранее выданных предписаний (14 проверок). По результатам проверок выявлено 13 639 нарушений.
Инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора за 9 месяцев 2022 года проведено 39 393 надзорных мероприятия по контролю организации безопасной эксплуатации и безопасного состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических сетей электросетевых организаций и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электроустановок потребителей. По результатам проверок выявлено 129 025 нарушений. Наложено 4 522 административных штрафа в отношении юридических, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей. Сумма наложенных штрафов составила более 54 475 тыс. руб., сумма взысканных штрафов составила более 45 378 тыс. руб.
В связи с ограничительными мерами, введенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление N 336) отменены 108 плановых проверок центрального аппарата Ростехнадзора, в том числе 4 плановые документарные проверки в рамках осуществления федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования; закрыты актами в соответствии с пунктом 7 постановления N 336 - 2 плановые проверки.
Территориальными управлениями Ростехнадзора отменено 4 675 проверок, запланированных к проведению на 2022 год в соответствии с утвержденными планами.
За 9 месяцев 2022 г. на поднадзорных Ростехнадзору объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках зарегистрировано 20 аварий, расследование причин которых осуществляет Ростехнадзор (за тот же период в 2021 г. - 23 аварии). Количество аварий снизилось на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Завершено расследование 9 аварий (по состоянию на 1 октября 2022 г.), организационными причинами которых является:
несоблюдение сроков и невыполнение в требуемых объемах технического обслуживания и ремонта оборудования и устройств;
неисправность релейной защиты и автоматики;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреждениям и разрушениям оборудования.
За 9 месяцев 2022 г. на поднадзорных Ростехнадзору объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках зафиксировано 26 несчастных случаев со смертельным исходом (26 погибших) (за аналогичный период прошлого года - 38 несчастных случаев со смертельным исходом (38 погибших). Количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основные причины несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных Ростехнадзору объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках:
недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, влияющих на безопасность работ;
невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.
Материалы о расследованных несчастных случаях со смертельным исходом размещаются на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу: http://www.gosnadzor.ru/energy/energy/lessons/).
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности
На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены документы, информирующие поднадзорные субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, основные из которых следующие:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/acts/);
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/service/perechen-normativnykh-pravovykh-aktov-ikh-otdelnykh-polozheniy-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovan/index.php);
утвержденные проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/forma-proverochnykh-listov/);
перечни объектов контроля, учитываемые в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/Information%20on%20subjects/);
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/ischerpyvayushchiy-perechen-svedeniy-kotorye-mogut-zaprashivatsya-kontrolnym-nadzornym-organom-u-kon/);
программы профилактики рисков причинения вреда (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/energy/energy/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/);
сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, предоставляющего государственную услугу, действий (бездействия) его должностных лиц (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/service/complaint/dosudebnoe_objalovanie/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/public/law enforcement/);
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder).
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики за 2021 г. и за 9 месяцев 2022 г.
N |
Наименование профилактического мероприятия |
Количество мероприятий |
|
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
||
1. |
Информирование контролируемых лиц и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий |
7 |
33 323 |
2. |
Обобщение правоприменительной практики (подготовлено докладов) |
1 |
1 |
3. |
Направлено предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
2 305 |
3 614 |
Увеличение количества мероприятий информирования и объявленных предостережений за 9 месяцев 2022 г. связано с особенностями осуществления контрольной (надзорной) деятельности, введенными постановлением N 336.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в области федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики прежде всего направлены на информирование контролируемых лиц и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований в указанной сфере деятельности, в том числе на разъяснение обязательных требований, ознакомление с результатами правоприменительной практики и основными типовыми нарушениями (с целью дальнейшего их исключения).
Основными причинами аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках за 9 месяцев 2022 г. явились:
несоблюдение сроков и невыполнение в требуемых объемах технического обслуживания и ремонта оборудования и устройств;
неисправность релейной защиты и автоматики, износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проектных ошибок, отклонения от проектов в процессе монтажа и эксплуатации оборудования;
неквалифицированные действия обслуживающего персонала;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повреждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию.
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями реализации Программы профилактики являются:
а) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации Программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах и реализуется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и пунктом 27 Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085 (далее - Положение).
Обобщение правоприменительной практики реализуется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 28 Положения, пунктами 6 и 7 приложения к приказу Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 и размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Объявление предостережения реализуется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктами 2-6 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166, и пунктами 29-31 Положения.
Перечень профилактических мероприятий и сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики
N |
Наименование мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения |
Ответственные исполнители |
1. |
Информирование |
||
1.1. |
Размещение на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов следующей информации: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля; актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля; программы профилактики рисков причинения вреда; утвержденные проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований); перечни объектов контроля, учитываемые в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска; исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица; сведения о порядке досудебного обжалования решений органа, предоставляющего государственную услугу, действий (бездействия) его должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре) |
Постоянно |
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора) |
Ответственные за подготовку документов отделы Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора) | |||
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
||
2.1. |
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru |
До 20 января 2023 года |
Территориальные органы Ростехнадзора |
2.2. |
Направление проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год в Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора |
До 30 января 2023 года |
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора |
2.3. |
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике за 2022 год на официальном сайте Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений, а также направление для общественного обсуждения в Общественный совет при Ростехнадзоре, в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, в Российский союз промышленников и предпринимателей, в Общероссийскую организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", в Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей |
До 25 февраля 2023 года |
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора |
2.4. |
Размещение проекта доклада о правоприменительной практике территориального органа Ростехнадзора за 2022 год на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора с указанием способа подачи предложений |
До 25 февраля 2023 года |
Территориальные органы Ростехнадзора |
2.5. |
Утверждение руководителем Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте Ростехнадзора |
До 1 апреля 2023 года |
Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора |
2.6. |
Утверждение руководителем территориального органа Ростехнадзора доклада о правоприменительной практике за 2022 год и его размещение на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора |
До 1 апреля 2023 года |
Территориальные органы Ростехнадзора |
2.7. |
Проведение публичных мероприятий по обсуждению вопросов правоприменительной практики |
В соответствии с утвержденным руководителем Ростехнадзора планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики на 2023 год |
Территориальные органы Ростехнадзора с участием (по согласованию) представителей центрального аппарата Ростехнадзора. |
Ответственный за размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора - Организационно-аналитическое управление Ростехнадзора | |||
Ответственный за размещение информации на официальном сайте территориального органа Ростехнадзора - структурное подразделение территориального органа Ростехнадзора | |||
2.8. |
Направление отчета о проведении публичного мероприятия в адрес Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора, в том числе на адрес электронной почты: Otchet10upr@gosnadzor.gov.ru |
Не позднее двух недель с даты проведения публичного мероприятия |
Территориальные органы Ростехнадзора |
3. |
Объявление предостережения |
||
3.1. |
Объявление предостережения (в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) |
По мере возникновения необходимости в течение всего 2023 года |
Управление государственного энергетического надзора Ростехнадзора и территориальные органы Ростехнадзора |
4. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
Показатели результативности и эффективности Программы профилактики определяются исходя из перечня профилактических мероприятий (таблица 3), определенных Положением о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1085.
4.1. Информирование
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Информация, размещенная на официальном сайте Ростехнадзора и официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, в общем количестве информации, подлежащей размещению в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, в процентах |
100 |
90 |
100 |
4.2. Обобщение правоприменительной практики
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, ед. |
23 |
42 |
46 |
Доля проведенных публичных обсуждений результатов правоприменительной практики осуществления федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики в общем количестве таких мероприятий, запланированных к проведению в отчетном периоде, в процентах |
100 |
100 |
100 |
4.3. Объявление предостережений
Наименование показателя |
2021 г. |
9 месяцев 2022 г. |
Прогноз на 2023 г. |
Количество объявленных предостережений при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, ед. |
2 305 |
3 614 |
3 800 |
Доля объявленных предостережений при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики, в общем количестве случаев поступления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований в сфере электроэнергетики или признаках нарушений таких обязательных требований и (или) в случаях отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение таких обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в процентах |
100 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор спланировал мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках надзора в сфере электроэнергетики на 2023 г.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере электроэнергетики на 2023 год (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 декабря 2022 г. N 471)
Опубликование:
-