Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Трифоновой Л.А. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Мультиведа" (ИНН 6164103743, ОГРН 1026103284184) - Бернева А.Э. (доверенность от 12.04.2011 N 134), от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Лосниковой А.В. (доверенность от 25.07.2011 N 02-32/1074), рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.02.2011 (судья Сулименко Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 (судьи Иванова Н.Н., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-20045/2010, установил следующее.
ЗАО "Мультиведа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) со следующими требованиями: признать незаконными действия должностного лица Азовского таможенного поста таможни, выразившиеся в выставлении 30.06.2010 в устной форме требования о необходимости помещения теплохода "Аякс-1", используемого в качестве транспортного средства для международной перевозки товаров, под таможенную процедуру "Внутренний таможенный транзит"; признать незаконными действия Азовского транспортного поста таможни, выразившиеся в выставлении обществу 02.07.2010 требования о необходимости помещения теплохода "Алекс-1", используемого в качестве транспортного средства при международной перевозке, под таможенную процедуру "Таможенный транзит"; признать незаконным бездействие Азовского таможенного поста таможни в период с 30.06.2010 по 06.07.2010, выразившееся в несовершении таможенных операций (решений), связанных с помещением теплохода "Алекс-1" под таможенную процедуру "Таможенного транзита".
Решением суда от 02.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.04.2011, обществу отказано в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Азовского таможенного поста в период с 30.06.2010 по 06.07.2010. В данной части судебные акты мотивированы тем, что общество не представило доказательства бездействия таможни при помещении теплохода под таможенную процедуру "Таможенный транзит". В остальной части заявленные требования удовлетворены на том основании, что теплоход "Алекс-1" с 30.06.2010 в порту Азов начал международную перевозку груза, а, следовательно, являлся для таможенных целей транспортным средством международной перевозки в порядке статей 150, 340 и пункта 4 статьи 341 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В кассационной жалобе таможня просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить в части удовлетворения заявленных обществом требований.
Податель жалобы указывает, что при помещении теплохода "Алекс-1" под таможенный режим "Временный ввоз" ввоза он не рассматривался в качестве транспортного средства и являлся товаром. При временном ввозе теплохода не соблюдались условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 статьи 279 Кодекса декларирование транспортного средства производилось по правилам, установленным для декларирования товаров. На момент обращения общества в Азовский таможенный пост за разрешением на следование теплохода на загрузку, последний имел статус иностранного товара, помещенного под таможенный режим "Реэкспорт".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.03.2010 общество по бербоут-чартеру, заключенному с собственником теплохода "Аякс-1", ввезло на таможенную территорию Российской Федерации через порт Ростов-на-Дону данное судно и произвело его оформление в режиме "Временный ввоз" в порядке, предусмотренном для декларирования товаров, путем подачи ГТД N 10313110/290310/0000612 с уплатой ежемесячных периодических таможенных платежей в размере 3% от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске транспортного средства в свободное обращение.
Судебные инстанции установили, что 28.06.2010 завершилась эксплуатация теплохода на внутренних перевозках по территории Российской Федерации и 29.06.2010 таможенный режим "Временный ввоз" изменен на таможенный режим "Реэкспорт" путем подачи ГТД N 10313110/280610/0001647 с проставлением штампа "Выпуск разрешен".
30 июня 2010 года завершив погрузку внешнеторговых грузов в порту Азов, теплоход должен был следовать в порт Ростов-на-Дону для дозагрузки международным грузом (для вывоза на экспорт).
Общество обратилось в таможню за разрешением на следование теплохода в порт Ростов-на-Дону на догрузку с последующим убытием теплохода за пределы таможенной территории Российской Федерации через порт Ростов-на-Дону. Общество получило от сотрудников таможни устный отказ по мотиву того, что теплоход совершает коммерческий рейс после выпуска в режиме "Реэкспорт" (ГТД N 10313110/280610/0001647).
Письмом от 02.07.2010 начальник Азовского таможенного поста указал обществу на необходимость помещения теплохода, используемого в качестве транспортного средства при международной перевозке, под таможенную процедуру "Таможенный транзит" в порядке главы 32 Таможенного кодекса Таможенного Союза. Суд установил, что в целях избежания убытков, связанных с простоем теплохода, общество 02.07.2010 обратилось с заявлением, в котором просило разрешить открытие процедуры транзита теплохода, приняв в качестве транзитной декларации документы, предусмотренные международным договором в области международного морского транспорта и назначить в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей таможенное сопровождение согласно пункту 4 пункта 2 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного Союза. К письму общество приложило заявку об организации таможенного сопровождения и платежный документ об уплате 20 тыс. рублей сборов за таможенное сопровождение.
06 июля 2010 Азовский таможенный пост выдал разрешение на отход теплохода в порт Ростов-на-Дону для его догрузки и последующего убытия за пределы Таможенного Союза по ГТД N 10313010/060710/0000310.
Полагая, что действия таможни являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под ввозом товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации понимается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
В соответствии со статьей 209 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз представляет собой таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 213 Таможенного кодекса Российской Федерации срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом в пределах сроков, указанных в Кодексе, исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом цели и обстоятельств такого ввоза.
В силу пункта 1 статьи 214 Таможенного кодекса Российской Федерации временно ввезенные товары подлежат вывозу с таможенной территории Российской Федерации не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом либо должны быть заявлены к иному таможенному режиму в соответствии с Кодексом.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства - любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горючесмазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Таможенные правила перемещения транспортных средств закреплены в главе 22 Таможенного кодекса Российской Федерации. Временный вывоз транспортных средств и обратный ввоз временно вывезенных транспортных средств, а также их таможенное оформление регламентированы положениями статей 274, 276 и 279 Кодекса.
Теплоход "Алекс-1", оформленный в таможенном отношении как товар, отвечая требованиям к транспортному средству, имел право покинуть территорию Российской Федерации без помещения под таможенную процедуру "Таможенный транзит", воспользовавшись соответствующим льготным порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного Союза (действовавшим с 01.07.2010) для транспортных средств.
Согласно указанному пункту 1 статьи 340, пункту 4 статьи 341 Таможенного кодекса Таможенного Союза транспортные средства международной перевозки подлежат декларированию в соответствии со статьей 350 Кодекса без помещения под таможенные процедуры.
Судебные инстанции обоснованно указали, что Таможенный кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Таможенного союза не содержат положений, в соответствии с которыми оформление судна в качестве товара при временном ввозе на территорию Российской Федерации препятствовало бы убытию этого судна в качестве транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поскольку они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.02.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 по делу N А53-20045/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.