См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2010 г. по делу N А32-36621/2009, от 18 сентября 2012 г. N Ф08-5097/12 по делу N А32-34191/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Веселого Вадима Адольфовича (ИНН 231804905824, ОГРНИП 309236603500057) - Веселого В.А. (паспорт), Поповой В.А. (доверенность от 09.10.2009), от третьих лиц: Хуторского казачьего общества Кубанского казачьего войска поселка Дагомыс (ИНН 2318026942, ОГРН 1022302797670) - Суворова А.В. (атаман, паспорт), Свиридова И.И. (доверенность от 02.07.2010), Михайленко О.В. (доверенность от 12.04.2011), индивидуального предпринимателя Спиридонова Одиссея Николаевича (ИНН 232006273651, ОГРНИП 309236630900049) - Поповой В.А. (доверенность от 10.05.2011), общества с ограниченной ответственностью "Илиос" (ИНН 2319004035, ОГРН 1022302832320) - Протасова А.В. (руководитель, паспорт), Поповой В.А. (доверенность от 03.10.2009), в отсутствие представителей заинтересованных лиц: администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю (ИНН 2310056695, ОГРН 1022301598945), третьего лица - дорожно-постовой службы Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Веселого В.А и Спиридонова О.Н., общества с ограниченной ответственностью "Илиос", на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А32-36621/2009, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Веселый Вадим Адольфович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным постановления главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212 "О предварительном согласовании места размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара в Лазаревском районе города Сочи"; об обязании Территориального отдела по г. Сочи Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю к снятию с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 4003 кв. м с кадастровым номером 23:49:0125017:182 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Хуторское казачье общество пос. Дагомыс Кубанского казачьего войска (далее - казачье общество), ООО "Илиос", индивидуальный предприниматель Спиридонов О.Н. (далее - предприниматель), дорожно-постовая служба Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судами не установлено нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" при предварительном согласовании места размещения торгового центра. Заявитель в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что чинимые администрацией г. Сочи препятствия носят реальный, а не мнимый характер.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2010 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2009 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость устранения противоречий в содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка и в оспариваемом постановлении сведениях о площади земельного участка казачьего общества, выяснения титула предпринимателей на земельный участок под принадлежащими им строениями, установления границ земельного участка, необходимого для использования колбасного цеха и магазина. При новом рассмотрении дела суду предписывалось установить факт возникновения в связи с выделением казачьему обществу земельного участка реальных препятствий в использовании предпринимателями принадлежащих им строений.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2009 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Территориальный отдел по городу Сочи Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2010 произведена замена второго заинтересованного лица - Территориального отдела по городу Сочи Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю на ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2010 признано недействительным постановление главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212 "О предварительном согласовании места размещения культурно-торгового центра "Казачий" по ул. Гайдара в Лазаревском районе города Сочи". В обязанности кадастровой палаты вменено снятие с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182. Суд установил, что фактическая площадь земельного участка составила 4003,36 кв. м, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о площади, равной 4 003 кв. м. В газете "Новости Сочи" от 01.11.2007 N 208 опубликовано сообщение администрация города Сочи (далее - администрация) о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства торгового центра. Земельный участок под зданием колбасного цеха общей площадью 190 кв. м поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером 23:49:0125017:178, права на участок не оформлены. Существует наложение названных земельных участков на площади 127 кв. м.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2010 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности нарушения прав и законных интересов предпринимателя при предварительном согласовании места размещения торгового центра и проведении кадастровых работ в отношении земельного участка казачьего общества. В период проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 отсутствовала необходимость в согласовании границ земельного участка с предпринимателем. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что используемая предпринимателями для проезда к принадлежащим им зданиям часть земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 относится к территории общего пользования, что выезд от колбасного цеха через земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182 является единственно возможным. Организация проезда возможна посредством установления сервитута. Требования предпринимателя о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 несоразмерны нарушениям прав заявителя.
В кассационной жалобе предприниматели и общество просят отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе судебный акт суда первой инстанции. В обоснование своих требований заявители указывают на отсутствие согласования границ спорного земельного участка со смежными землепользователями, не исполнение органом местного самоуправления обязанности по информированию населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, прекращение в результате предварительного согласования места размещения торгового центра и формирования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0125017:182 производственной деятельности предпринимателей. В материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182.
В судебном заседании представитель предпринимателей и общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель администрации возражает против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Из материалов дела следует, что казачье общество обратилось в администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового центра.
Постановлением главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212 утверждены проект границ земельного участка площадью 4300 кв. м, расположенного во второй зоне округа санитарной охраны курорта, и акт выбора земельного участка для проектирования торгового центра. Казачьему обществу предварительно согласовано место размещения объекта - торгового центра.
Казачьему обществу предписано обеспечить выполнение работ по межеванию земельного участка, обращение в уполномоченный орган с заявлением о постановке участка на кадастровый учет.
В результате выполнения предписаний сведения о земельном участке с разрешенным использованием для размещения торгового центра 29.05.2009 внесены в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 23:49:0125017:182.
За предпринимателем Веселым В.А. на основании договора купли-продажи от 25.03.2004 зарегистрировано право собственности на здание - колбасный цех (литера А) общей площадью 121,5 кв. м по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Гайдара, что подтверждается свидетельством от 17.05.2004 серии 23-АБ N 269230.
Постановлением главы г. Сочи от 09.09.2008 N 1001 утвержден проект границ земельного участка площадью 190 кв. м, расположенного во второй зоне округа санитарной охраны курорта, занятого зданием колбасного цеха.
Предпринимателю предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, обращение в уполномоченный орган с заявлением о постановке участка на кадастровый учет.
В результате выполнения предписаний сведения о земельном участке с разрешенным использованием для эксплуатации здания колбасного цеха 25.11.2008 внесены в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 23:49:0125017:178.
Предприниматель, полагая, что постановление главы г. Сочи от 24.10.2007 N 1212 нарушает его права и законные интересы как собственника здания колбасного цеха, обратился в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительными необходимо установление его несоответствия закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На момент издания оспариваемого ненормативного правового акта земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182, в силу пункта 2 статьи 95, статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи", решения Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решения от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи" относился к федеральному уровню собственности, поскольку располагался в пределах второй зоны округа санитарной охраны курорта федерального значения.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта состоит из выбора земельного участка, принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведения работ по формированию земельного участка, его государственного кадастрового учета и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка, а также информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункты 5, 6 статьи 31 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки. Имеются в виду пункты 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации
Рассматривая заявление казачьего общества, принимая решение о предварительном согласовании места размещения объекта, администрация не обладала полномочиями собственника в отношении федерального имущества. Ее функции ограничивались обеспечением выбора земельного участка, информированием населения и оформлением акта о выборе земельного участка для строительства.
К муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в границах курорта федерального значения, отнесены Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"", вступившим в силу 20.12.2008.
Таким образом, решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта принято в противоречие статьям 9, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемым постановлением созданы предпосылки нарушения права предпринимателя на заключение договора аренды земельного участка и использование принадлежащего ему здания - колбасного цеха в соответствии с его назначением.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Из письма департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 17.12.2010 N 02-05-13/13943 (т. 4, л. д. 16) следует, что регистрация права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0125017:182 не производилась.
Недействительность постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, допущенные нарушения прав заявителя при формировании земельного участка, отсутствие доказательств регистрации прав на земельный участок в совокупности не допускают сохранение сведений о нем в государственном кадастре недвижимости.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 и пунктом 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление суда апелляционной инстанции от 03.05.2011 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 25.12.2010 - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А32-36621/2009 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в границах курорта федерального значения, отнесены Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"", вступившим в силу 20.12.2008.
Таким образом, решение администрации о предварительном согласовании места размещения объекта принято в противоречие статьям 9, 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
...
Недействительность постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, допущенные нарушения прав заявителя при формировании земельного участка, отсутствие доказательств регистрации прав на земельный участок в совокупности не допускают сохранение сведений о нем в государственном кадастре недвижимости.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 и пунктом 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление суда апелляционной инстанции от 03.05.2011 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 25.12.2010 - оставлению в силе."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2011 г. N Ф08-4501/11 по делу N А32-36621/2009
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13140/10
02.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4501/11
03.05.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1348/11
25.12.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36621/09
08.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13140/10
10.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А32-36621/2009
16.12.2009 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-36621/09