Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Буренкова Д.Л. (доверенность от 31.01.2011 N 52-1411/11-42.10), от заинтересованного лица - Государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Племенное хозяйство "Юбилейное"" (ИНН 2329006546, ОГРН 1022303588174) - Тарасевич Л.М. (доверенность от 13.12.2010 N 1), от третьего лица - Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края - Яценко Ю.В. (доверенность от 12.01.2011 N 17-40/4), в отсутствие третьего лица - Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2011 (судья Крылова М.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинова Т.Р.) по делу N А32-30950/2010, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Племенное хозяйство "Юбилейное"" (далее - предприятие) о взыскании 29 368 846 рублей, подлежащих перечислению в краевой бюджет.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
Решением суда от 01.02.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.04.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в представленном предприятием отчете о прибылях и убытках за 2009 год в составе доходов предприятия ошибочно указана субсидия в размере 195 792 309 рублей. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организация не учитывает доходы в виде средств и иного имущества, которые получены от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного им требования.
Податель жалобы указывает, что субсидии, предоставленные предприятию предназначены, в частности, для компенсации затрат, произведенных в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода, поэтому должны учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Предприятие должно направить в краевой бюджет часть прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере 15 % (29 368 846 рублей). Поскольку предприятие не вело раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевых поступлений, предоставленные ему субсидии подлежат учету при определении налоговой базы.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение.
В отзывах на кассационную жалобу предприятие и Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края просят оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.02.2009 N 128 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае"" на 2009 - 2012 годы утверждена долгосрочная краевая целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае на 2009 - 2012 годы".
Предприятие в рамках указанной программы на возмещение затрат по приобретению в 2009 году племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород получило субсидию в размере 195 792 309 рублей. Согласно отчету о прибылях и убытках чистая прибыль предприятия за 2009 год составила 199 033 тыс. рублей. Согласно расчету подлежащей уплате в краевой бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, составленному предприятием по итогам работы за 2009 год, к оплате в краевой бюджет подлежит 29 854 902 рублей.
Предприятие перечислило в краевой бюджет по итогам работы за 2009 год 486 056 рублей, в связи с чем департамент обратился в арбитражный суд о взыскании 29 368 846 рублей.
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в целях указанной главы признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 247 Кодекса).
К доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 Кодекса).
Согласно статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса (статья 250 Кодекса).
На основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Судебные инстанции установили, что предприятие является государственным унитарным предприятием Краснодарского края, функции учредителя осуществляют Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края. Имущество предприятия находится в государственной собственности Краснодарского края и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Из материалов дела видно, что предприятию в рамках целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Краснодарском крае на 2009 - 2012 годы" на возмещение затрат по приобретению в 2009 году племенного молодняка крупного рогатого скота мясных пород выделена субсидия в размере 195 792 309 рублей. Цель программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития мясного скотоводства и производства высококачественной говядины в крае.
Судебные инстанции установили, что предприятие получило прибыль от осуществляемой им хозяйственной деятельности в размере 3 240 373 рублей. Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 08.12.2008 N 1599-КЗ "О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" предприятие направило в краевой бюджет часть полученной прибыли в размере 15 % (486 056 рублей).
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
Средства целевого финансирования - это имущество, полученное и использованное по назначению, целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации установлен открытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. Согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса к таким расходам относятся все расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Следовательно, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли не учитываются целевые поступления из бюджета и расходы, осуществленные за счет таких средств.
Полученные предприятием денежные средства в сумме 195 792 309 рублей использованы по целевому назначению, предоставлены из краевого и федерального бюджета исключительно с целью возмещения затрат по приобретению в 2009 году племенного молодняка коровьего рогатого скота массных пород, сложившиеся отношения являются способом целевого финансирования.
На основании изложенного судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что субсидии, предоставленные предприятию собственником его имущества, не относятся к доходам налогоплательщика, поскольку не отвечают критериям, указанным в статье 250 Налогового кодекса Российской Федерации, и в силу подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно указали на отсутствие оснований для включения в состав доходов предприятия 195 792 309 рублей и удовлетворения заявленного департаментом требования.
Довод кассационной жалобы о том, что полученные предприятием в виде субсидий денежные средства не являются имуществом для целей применения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, отклоняется, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А32-30950/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.