В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", постановлением правительства Воронежской области от 22.12.2021 N 775 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области", в целях приведения нормативных правовых актов департамента труда и занятости населения Воронежской области в соответствие действующему законодательству приказываю:
1. Внести в приказ департамента труда и занятости населения Воронежской области от 17.03.2015 N 88 "Об утверждении Административного регламента департамента труда и занятости населения Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Осуществление государственной экспертизы условий труда" (в редакции приказов департамента труда и занятости населения Воронежской области от 24.12.2015 N 927, от 11.03.2016 N 90, от 09.06.2016 N 190, от 28.09.2016 N 303, от 28.07.2017 N 256, от 04.06.2018 N 172, от 05.12.2018 N 400, от 24.06.2019 N 192, от 11.11.2019 N 437, от 03.09.2021 N 267) (далее - приказ) следующие изменения:
1.1. Преамбулу приказа изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2013 N 1133 "Об утверждении Положения о департаменте труда и занятости населения Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 22.12.2021 N 775 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Воронежской области" приказываю:".
2. Внести в Административный регламент департамента труда и занятости населения Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Осуществление государственной экспертизы условий труда", утвержденный приказом, следующие изменения:
2.1. В разделе II:
2.1.1. В абзаце втором пункта 2.3 слова "согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту" заменить словами "в соответствии с утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда" (далее - Приказ) типовой формой, опубликованной в открытом доступе на тематической странице Департамента в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".".
2.1.2. Пункт 2.5 изложить в следующей редакции:
"Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, информация о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Департамента, а также их должностных лиц, государственных служащих, работников размещается на Едином портале государственных и муниципальных услуг, тематической странице Департамента в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" и на информационных стендах, оборудованных в помещениях, предназначенных для приема и регистрации заявлений.".
2.1.3. В абзаце третьем подпункта 2.6.1 пункта 2.6 слова "по прилагаемой форме (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту)" заменить словами "в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом".
2.1.4. В подпункте "в" пункта 2.6.1 слово "объекта" заменить словом "цели".
2.1.5. Подпункт "г" пункта 2.6.1 после слов "(при наличии)," дополнить словами "и полного наименования работодателя," и абзацем следующего содержания:
"В случае, если заявителем является физическое лицо, то при подаче заявления в орган государственной экспертизы он дополнительно заполняет согласие на обработку персональных данных (оформляется в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом) и прикладывает ее к заявлению.".
2.1.6. Абзацы 10 - 28 подпункта 2.6.1 пункта 2.6 изложить в новой редакции:
"В случае, если заявитель является работодателем, а целью государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, к заявлению дополнительно прилагаются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда у этого работодателя, с приложением заверенных им копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям: уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, проводившей специальную оценку условий труда, являющуюся неотъемлемой частью аттестата аккредитации, сертификаты экспертов организации, проводивших специальную оценку условий труда.
Если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, а целью государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения специальной оценки условий труда, к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям: уведомление о регистрации в реестре организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки условий труда, аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющуюся неотъемлемой частью аттестата аккредитации, сертификаты экспертов.
В случае, если заявление подано работодателем, к нему дополнительно прилагаются заверенные им копии следующих документов:
а) для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда:
- утвержденный работодателем отчет о проведении специальной оценки условий труда с информацией для отчетов, утвержденных после 01.01.2020, о размещении отчета в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) (в отношении отчетов, утвержденных 01.01.2020, орган государственной экспертизы условий труда самостоятельно устанавливает наличие таких отчетов во ФГИС СОУТ), а также с приложением к материалам отчета документов, предусмотренных Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда;
- предписания государственной инспекции труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (при наличии);
б) для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
- отчет с информацией для отчетов, утвержденных после 01.01.2020, о размещении отчета во ФГИС СОУТ (в отношении отчетов, утвержденных до 01.01.2020, орган государственной экспертизы условий труда самостоятельно устанавливает наличие таких отчетов во ФГИС СОУТ), а также приложением к материалам отчета документов, предусмотренных Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда.
- документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
- положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
- локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;
- копии заключений о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год;
в) для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников:
- отчет с информацией для отчетов, утвержденных после 01.01.2020, о размещении отчета во ФГИС СОУТ (в отношении отчетов, утвержденных до 01.01.2020, орган государственной экспертизы условий труда самостоятельно устанавливает наличие таких отчетов во ФГИС СОУТ), а также приложением к материалам отчета документов, предусмотренных Перечнем документов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда", прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда.
- документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;
- предписания Государственной инспекции труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному надзору в установленной сфере деятельности (при наличии);
- нормативные правовые акты и локальные акты работодателя, в соответствии с которыми регулируются вопросы технического состояния зданий, сооружений и оборудования, организации технологических процессов, состояние инструментов, сырья и материалов на рабочих местах, применения на рабочих местах средств индивидуальной и коллективной защиты, состояния санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников на рабочих местах, а также установленные режимы труда и отдыха работников на рабочих местах.
Перечисленные выше документы могут быть поданы иными не являющимися работодателями заявителями при наличии у них этих документов. Отсутствие указанных документов или их неполный комплект при подаче заявления не являющимися работодателями заявителями не может являться основанием для непроведения государственной экспертизы условий труда.
Если перечисленные в данном пункте документы не могут быть представлены работодателем, в заявлении отражается информация о причинах их непредставления.".
2.1.7. Подпункт "б" пункта 2.8 после слов "Административного регламента" дополнить словами ", в том числе по результатам направления органом государственной экспертизы условий труда дополнительных запросов о предоставлении документов, при их наличии у работодателя;".
2.1.8. Пункт 2.8 после абзаца "г" дополнить абзацами "д - з" следующего содержания:
"д) при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, предусмотренных пунктом 2.6.1 Административного регламента копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
е) при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
ж) при указании в подаваемых в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента документах цели проведения государственной экспертизы, не соответствующей пункту 1 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н, а также при обращении заявителей, не предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 Административного регламента;
з) при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности.".
2.2. В разделе III:
2.2.1. Подпункты "а" - "б" пункта 3.3 изложить в новой редакции:
"а) отсутствии в заявлении сведений, предусмотренных п. 2.6.1 настоящего Административного регламента;
б) непредставлении заявителем в случае, если заявителем является работодатель, комплекта документов, прилагаемых к заявлению, предусмотренных п. 2.6.1 настоящего Административного регламента, в том числе по результатам направления департаментом дополнительных запросов о предоставлении документов, при их наличии у работодателя;".
2.2.2. Пункт 3.3 дополнить подпунктами "д - з" следующего содержания:
"д) при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, предусмотренных пунктом 2.6.1 Административного регламента копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
е) при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
ж) при указании в подаваемых в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента документах цели проведения государственной экспертизы, не соответствующей пункту 1 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775, а также при обращении заявителей, не предусмотренных подпунктом 1.2 пункта 1 Административного регламента;
з) при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности.".
2.2.3. В пункте 3.4:
2.2.3.1. Подпункты 3.4.1 - 3.4.3 изложить в следующей редакции:
"3.4.1. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные прилагаемые к нему документы, последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" следующие обстоятельства:
а) соответствие данных о работодателе на титульном листе отчета данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда, наличие и соответствие данных об идентификационном номере на титульном листе утвержденного до 01.01.2020 отчета данным, указанным во ФГИС СОУТ, а также, при необходимости уточнения информации, данным о работодателе во ФГИС СОУТ (в отчетах, утвержденных до 01.01.2020, наличие и соответствие идентификационного номера на титульном листе отчета не проверяется, устанавливается соответствие остальных данных титульного листа отчета согласно положениям указанного подпункта);
б) в разделе I отчета:
- соответствие данных об организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее экспертах, участвовавших в проведении специальной оценки условий труда, данным, содержащимся в соответствующих реестрах, оператором которых является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных об аккредитации организации, проводившей специальную оценку условий труда, данным, содержащимся в Реестре органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- наличие регистрации средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда средств измерения вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, идентифицированным в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- наличие сведений о поверке средств измерения, использованных в ходе проведения специальной оценки условий труда, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных о составе комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя требованиям частей 1 - 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
в) в разделе II отчета:
- правильность отнесения рабочих мест к аналогичным (при наличии таковых), а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие сведений о рабочем месте (рабочих местах) сведениям, указанным в заявлении, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- правильность идентификации подлежащих исследованию (испытанию) и измерению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", а также их источников на исследуемом рабочем месте (рабочих местах), а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ, при непроведении идентификации в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" устанавливается правильность определения подлежащих исследованию (испытанию) и измерению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с прилагаемым к Отчету перечнем подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- правильность отнесения рабочего места (рабочих мест) к подлежащим декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по материалам отчета, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- правомерность использования результатов производственного контроля условий труда в случае принятия работодателем такого решения, соответствие такого решения требованиям части 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и правильность его оформления в материалах отчета;
г) в протоколах испытаний (измерений):
- соответствие данных об организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертах и других специалистах, проводивших исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, об испытательной лаборатории (центре), об использовавшихся средствах измерений сведениям, указанным в разделе I отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных о работодателе данным, указанным на титульном листе отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие данных о рабочих местах данным, указанным в разделе II отчета, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие измеренных (испытанных) величин идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) и указанным в разделе II отчета вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, а также данным об аккредитации организации и, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие примененных в ходе проведения специальной оценки условий труда метода исследований (испытаний) и (или) методики (метода) измерений идентифицированным на рабочем месте (рабочих местах) вредным и (или) опасным факторам производственной среды и трудового процесса, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- правильность применения в ходе проведения специальной оценки условий труда нормативных правовых актов, регламентирующих предельно допустимые уровни или предельно допустимые концентрации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
д) в разделе III отчета:
- соответствие данных о работодателе данным, указанным в основаниях для государственной экспертизы условий труда и на титульном листе отчета, а также, при необходимости уточнения информации, аналогичным данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие наименования профессии (должности) работника (работников) наименованиям профессий (должностей) работников, указанных в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов или во внедренных работодателем профессиональных стандартах, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- соответствие указанных в строке 030 Карты специальной оценки условий труда (далее - Карта) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса перечню используемого (эксплуатируемого) на рабочем месте (рабочих местах) оборудования, сырья и материалов, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
- правильность определения класса (подкласса) условий труда, в том числе с учетом оценки эффективности средств индивидуальной защиты, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
- правильность установления работнику (работникам) указанных в строке 040 Карты гарантий и компенсаций, а также, при необходимости уточнения информации, соответствие данным во ФГИС СОУТ;
е) правильность и полноту сведений, указанных в протоколе оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте (рабочих местах), их соответствие данным строки 030 Карты, а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ (при наличии);
ж) соответствие данных и правильность заполнения Сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда данным Карты (Карт) и прилагаемых к ним протоколов результатов испытаний (измерений), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ;
з) соответствие данных и правильность заполнения Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда на рабочем месте (рабочих местах) и рекомендациям по подбору работников данным строки 050 Карты указанного рабочего места (рабочих мест), а также, при необходимости уточнения информации, данным во ФГИС СОУТ.
3.4.2. Дополнительно проверяется исполнение предписаний должностных лиц государственных инспекций труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (при их наличии и предоставлении заявителем), которые могут оказать влияние на результаты государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, что учитывается при принятии решения о качестве проведения специальной оценки условий труда.
При сравнительном анализе материалов отчета с аналогичными данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных пунктом 26 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н, данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о качестве проведения специальной оценки условий труда. При использовании результатов производственного контроля условий труда в протоколах испытаний (измерений) допустимо несовпадение сведений об организации, проводившей исследования (испытания) и измерения, с соответствующими данными разделов отчета и ФГИС СОУТ.
3.4.3. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет, а также, при необходимости уточнения информации, соответствующие данные во ФГИС СОУТ и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя их на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов работодателя, отраслевым (межотраслевым) соглашениям и коллективным договорам (при наличии), а также объем и порядок предоставления работнику (работникам), занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, следующих гарантий и компенсаций:
а) сокращенной продолжительности рабочей недели;
б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
в) оплаты труда в повышенном размере;
г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.".
2.2.3.2. Дополнить подпунктами 3.4.5 - 3.4.7 следующего содержания:
"3.4.5. При сравнительном анализе материалов отчета с соответствующими данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных пунктом 28 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н, данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.4.6. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует отчет и иные представленные заявителем документы, последовательно проверяя на соответствие требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
а) проведенные работы по установлению наличия на рабочем месте (рабочих местах) работника (работников) вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предоставляемых гарантий (компенсаций), сравнение, при необходимости уточнения информации, с соответствующими данными во ФГИС СОУТ;
б) техническое состояние зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также средств индивидуальной и коллективной защиты работника (работников) на рабочем месте (рабочих местах);
в) состояние санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работника (работников);
г) установленные режимы труда и отдыха работника (работников);
д) соответствие наименования профессии (должности) и трудовых функций работника квалификационным требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах;
е) дополнительных сведений, характеризующих условия труда работника, указанных в заявлении или определении суда.
Дополнительно проверяется исполнение предписаний должностных лиц Государственной инспекции труда об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (при их наличии и предоставлении заявителем), которые могут оказать влияние на результаты государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников, что учитывается при принятии решения о фактических условиях труда работников.
3.4.7. При сравнительном анализе материалов отчета с соответствующими данными во ФГИС СОУТ данные из ФГИС СОУТ и материалы отчета являются равноценными, отсутствие отчета во ФГИС СОУТ при наличии копии отчета на бумажном носителе, а также выявление несоответствий при анализе предусмотренных пунктом 30 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденного приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 775н, данных представленного отчета на бумажном носителе с соответствующими данными во ФГИС СОУТ учитывается при принятии решения о фактических условиях труда работников.".
2.2.4. В пункте 3.5:
2.2.4.1. Подпункты 3.5.1 - 3.5.3 изложить в следующей редакции:
"3.5.1. В случае, если в заявлении указывается на несогласие с результатами проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также при проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда, с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров), в том числе на основании гражданско-правовых договоров.
3.5.2. При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств заявителя.
При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется за счет средств заявителя.
3.5.3. Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) в соответствии с утвержденной Приказом типовой формой и должно содержать расчет объема необходимых к проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и, в случае проведения таких исследований (испытаний) и измерений за счет средств заявителя, стоимости их проведения, определяемой на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных испытательных лабораторий (центров).".
2.2.4.2. Дополнить подпунктами 3.5.4, 3.5.5 следующего содержания:
"3.5.4. В случае принятия решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса руководитель органа государственной экспертизы в течение трех рабочих дней со дня его принятия информирует заявителя, а также работодателя, на рабочих местах которого будут проведены исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, о принятии такого решения посредством направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
3.5.5. При необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса за счет средств заявителя, он обязан в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 3.5.4 Административного регламента, представить в орган государственной экспертизы условий труда документальное подтверждение внесения на соответствующий лицевой счет органа государственной экспертизы условий труда средств в качестве оплаты проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты руководителем государственной экспертизы принимается решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, о чем делается соответствующая запись в заключении государственной экспертизы условий труда.
В случае отсутствия документального подтверждения указанной в настоящем пункте оплаты, произвести которую в соответствии с пунктом 3.5.2 Административного регламента должен работодатель, копия заключения государственной экспертизы условий труда направляется в адрес государственной инспекции труда по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась государственная экспертиза условий труда, для принятия решения о проведении мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на указанных рабочих местах.".
2.2.5. Подпункты 3.6.1 - 3.6.10 пункта 3.6 изложить в следующей редакции:
"3.6.1. По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда (приложения N 1 - 3 Административного регламента), в котором указываются:
а) наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводившего (проводивших) государственную экспертизу условий труда;
б) основание для государственной экспертизы условий труда с указанием даты регистрации в органе государственной экспертизы условий труда;
в) данные о заявителе, полное наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц), почтовый адрес;
г) период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания ее проведения;
д) цель проведения государственной экспертизы условий труда;
е) наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза условий труда;
ж) сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза условий труда (индивидуальный номер рабочего места, наименование профессии (должности) работника (работников), занятого на данном рабочем месте);
з) перечень документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда и (или) полученных в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента.
3.6.2. В проекте заключения государственной экспертизы условий труда, составленном по результатам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, дополнительно указываются сведения об организации (организациях), проводившей специальную оценку условий труда, включающие:
а) полное наименование организации, проводившей специальную оценку условий труда, ее порядковый номер и дату внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, номер и дату выдачи аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация);
б) фамилию, имя, отчество (при наличии) эксперта организации, проводившего специальную оценку условий труда, номер его сертификата эксперта на право проведения работ по специальной оценке условий труда и дату его выдачи.
3.6.3. В зависимости от цели государственной экспертизы условий труда в проекте заключения государственной экспертизы условий труда содержится один из следующих выводов:
а) о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
б) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
в) о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
3.6.4. Выводы, содержащиеся в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, должны быть подробными и обоснованными.
3.6.5. Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда документов, представленных в составе оснований для государственной экспертизы условий труда или полученных по запросу в соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента, в проекте заключения государственной экспертизы условий труда приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.
3.6.6. Проект заключения государственной экспертизы условий труда составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа государственной экспертизы условий труда. Допускается оформление заключения государственной экспертизы условий труда в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
3.6.7. Члены экспертной комиссии в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте заключения государственной экспертизы условий труда, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение и приложить его к проекту заключения государственной экспертизы условий труда.
Особое мнение члена экспертной комиссии подлежит рассмотрению на заседании экспертной комиссии под председательством руководителя государственной экспертизы, по результатам которого может быть принято решение о внесении изменений в проект заключения государственной экспертизы условий труда.
Решение экспертной комиссии принимается большинством голосов ее членов, фиксируется в протоколе заседания экспертной комиссии, который утверждается руководителем государственной экспертизы.
3.6.8. Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения:
а) выдается на руки заявителю (его полномочному представителю), или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или может быть направлен ему на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) направляется в соответствующий судебный орган, государственную инспекцию труда или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальный орган почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным, а также в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
3.6.9. Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда (в случае, если организация, проводившая специальную оценку условий труда, не является заявителем, либо государственная экспертиза условий труда проводилась в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).
Требования настоящего пункта не распространяются на случаи проведения государственной экспертизы условий труда на основании определений судебных органов.
3.6.10. Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по вопросам проведения этой экспертизы и результатам ее проведения являются обязательными для исполнения всеми участниками специальной оценки условий труда, в том числе сторонами, имеющими разногласия. В случае неучета работодателем и (или) организацией, проводившей у этого работодателя специальную оценку условий труда, результатов проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда заявитель вправе обратиться в государственную инспекцию труда с заявлением с приложением копии неисполненного заключения государственной экспертизы условий труда. Сведения о результатах проведенной государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда направляются органом государственной экспертизы условий труда во ФГИС СОУТ.".
2.2.6. Пункт 3.6 дополнить подпунктами 3.6.11 - 3.6.12 следующего содержания:
"3.6.11. Заявление и документы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, а также результаты ее проведения хранятся в органе государственной экспертизы условий труда в течение срока, установленного Приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения".
3.6.12. В случае утраты заключения государственной экспертизы условий труда заявитель вправе получить в органе государственной экспертизы условий труда дубликат этого заключения при условии подачи заявления на выдачу дубликата заключения государственной экспертизы условий труда.
Дубликат заключения государственной экспертизы условий труда не позднее десяти рабочих дней с даты получения органом государственной экспертизы условий труда письменного обращения о его выдаче:
выдается на руки заявителю (его полномочному представителю), или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении или без уведомления о вручении, но с выдачей нарочным, или может быть направлен ему на электронную почту в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.".
2.3. Приложения N 1, 2 к Административному регламенту признать утратившими силу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента труда и занятости населения Воронежской области Шомину И.В.
Заместитель руководителя департамента |
А.М. Колбешкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 16 декабря 2022 г. N 323 "О внесении изменений в приказ департамента труда и занятости населения Воронежской области от 17.03.2015 N 88"
Вступает в силу с 21 января 2023 г.
Текст приказа опубликован в информационной системе "Официальный портал органов власти Воронежской области" http://www.govvrn.ru 10 января 2023 г.