г. Краснодар |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А32-35526/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Белозерова Геннадия Александровича (паспорт), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар - Лобанова С.Л. (доверенность от 09.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу Белозерова Геннадия Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу N А32-35526/2013 (судьи Гречко О.А., Данько М.М., Савин Р.Ю.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Белозеров Геннадий Александрович обратился с заявлением об отмене постановления Главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление от 28.02.2007 N 182), возврате места торговли, компенсации морального вреда в размере по усмотрению суда.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого постановления пункту 6 статьи 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Конституции Российской Федерации. Заявитель указывает, что в результате принятия оспариваемого постановления он был лишен льгот на осуществление свободной торговли товарами с лотка, на осуществление торговли без конкурентов, реализующих аналогичный товар, поскольку до принятия оспариваемого постановления плата за место торговли с него не взималась, а предприниматели, реализующие аналогичный товар, должны были располагаться на расстоянии не менее 600 метров от заявителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 постановление Главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" признано соответствующим статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Конституции Российской Федерации. В удовлетворении заявления Белозерова Г.А. отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в силу пункта "н" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76, части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, пункта 10 части 1 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 16, статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131), пункта 4 указа Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" (далее - Указ N 65) органы местного самоуправления вправе определять места для торговли в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель, а также порядок предоставления таких торговых мест. В соответствии с постановлением от 28.02.2007 N 182 право на размещение нестационарных объектов на территории города Краснодара получает победитель конкурса. Согласно пункту 6 статьи 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, и созданию условий для предпринимательской деятельности инвалидов. При этом льготы предпринимателям - инвалидам Законом N 181-ФЗ не предусмотрены. Использование земли в Российской Федерации является платным (статья 36 Конституции, пункт 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), плата за использование земельных участков взимается в виде арендной платы с лиц, не являющихся собственниками земельных участков, размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ). Предприниматели, являющиеся инвалидами, не освобождены от уплаты арендных платежей за пользование муниципальными земельными участками.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Белозеров Г.А. просит отменить решение суда от 28.02.2014, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Белозеров Г.А. поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда от 28.02.2014 оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 28.02.2014 не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Суд установил, что 09.08.2001 Регистрационной палатой администрации города Краснодара Белозерову Г.А., инвалиду детства II группы, выдано свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, серии ИП N 52679.
15 июля 2005 года Белозеров Г.А. зарегистрирован Инспекцией ФНС России N 2 по городу Краснодару в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН 231000001226) в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 3052231019600044, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 23 N 004498729.
Суд установил, что в период с 2004 по 2007 годы Белозерову Г.А. Департаментом торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования город Краснодар выдавались разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Краснодар; наименование объекта - лоток для продажи игрушек, открыток; место осуществления деятельности - ул. Красная/ул. Гоголя (у кафе "Ритм"). К разрешениям прилагались схемы размещения (установки) лотка. При этом плата за размещение лотка с Белозерова Г.А. не взималась.
Как видно из материалов дела, в 2005 году в порядке исключения для решения конфликта администрация предложила Белозерову Г.А. обратиться в установленном порядке с заявлением о выделении места торговли на пересечении улиц Красная и Гоголя. В результате получения данного разрешения удаленность торгового места Белозерова Г.А. и его конкурента составит не менее 600 метров, что полностью исключает возможность создания препятствий в торговой деятельности (том 1, л. д. 37).
Суд установил, что после принятия постановления от 28.02.2007 N 182 администрация и индивидуальный предприниматель Белозеров Г.А. заключили по итогам конкурса договор от 01.04.2008 N 1/ЦО 7т2 о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар по адресу: г. Краснодар, ул. им. Гоголя, 67/1. К указанному договору составлена схема установки лотка предпринимателя Белозерова Г.А. для реализации воздушных шаров. Согласно пункту 2.1.1 договор N 1/ЦО 7т2 заключен в соответствии с протоколом комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 13.03.2008 N 1.
В соответствии с пунктом 2.4.7 договора о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар от 01.04.2008 N 1/ЦО 7т2 Белозеров Г.А. обязан в течение 3-х банковских дней с момента подписания договора перечислить в бюджет муниципального образования город Краснодар сумму за право размещения торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар в размере 1500 рублей ежемесячно. Представитель администрации пояснил, что данная сумма за право размещения торгового объекта на территории муниципального образования город Краснодар является минимальной.
Суд первой инстанции установил, что именно необходимость платы за использование торгового места, необходимость участия в конкурсе, заявитель указывает, как основания недействительности оспариваемого постановления и нарушения его прав.
В силу части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения.
В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа. Статьей 37 Закона N 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения наделена местная администрация.
Как предусмотрено пунктом 4 Указа N 65 предприятия и граждане осуществляют торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин) в местах, отведенных органами исполнительной власти, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена, аэропортов, пассажирских судов и поездов, вокзалов, территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления, детских дошкольных и школьных учреждений.
По смыслу указанных нормативных актов органы местного самоуправления вправе определять места для торговли в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель, а также порядок предоставления таких торговых мест.
В соответствии с постановлением от 28.02.2007 N 182 право на размещение нестационарных объектов на территории города Краснодара получает победитель конкурса на возмездной основе. Указанный порядок размещения нестационарных объектов торговли на территории муниципального образования обеспечивает возможность получения права торговли в определенном месте города на конкурсной основе, что соответствует положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 14 Закона N131-ФЗ, статьи 6 Закона Краснодарского края от 31.05.2005 N 879-КЗ "О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности".
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2010 по делу N А32-17564/2009 приложения N 1, 4 и 5 к постановлению от 28.02.2007 N 182 в редакции постановления главы муниципального образования город Краснодар от 03.03.2010 N 1153 признаны соответствующими статье 4, пунктам 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктам 3 и 6 статьи 11, статье 26 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пункту 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ, пункту 3 статьи 3, пунктам 12 и 13 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 6 статьи 20 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда и созданию условий для предпринимательской деятельности инвалидов. При этом льготы предпринимателям-инвалидам Законом N 181-ФЗ не предусмотрены.
Положения Закона N 181-ФЗ не предусматривают льгот для инвалидов детства II группы, которые бы предоставляли преимущества по сравнению с другими участниками предпринимательской (торговой) деятельности. Суд первой инстанции установил, что в материалах дела отсутствует документальное подтверждение создания администрацией условий недобросовестной конкуренции.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 ЗК РФ использование земли на территории Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления.
Поскольку использование земли в Российской Федерации является платным, и плата за использование земельных участков взимается в виде арендной платы с лиц, не являющихся собственниками земельных участков, а предприниматели, являющиеся инвалидами, не освобождены от уплаты арендных платежей, суд первой инстанции сделал вывод о соответствии оспариваемого постановления Закону N 181-ФЗ и Конституции Российской Федерации в той его части, в которой оно предусматривает взимание платы за осуществление торговли на земельном участке, находящемся в распоряжении муниципального образования.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы права при рассмотрении дела применены судом первой инстанции правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2014 по делу N А32-35526/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.