См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2010 г. N Ф08-507/10 по делу N А01-734/2009, от 16 мая 2012 г. N Ф08-2423/12 по делу N А01-734/2009, от 6 сентября 2012 г. N Ф08-4986/12 по делу N А01-2085/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дах" (ИНН 0106005168, ОГРН 1020100825690) - Джаримова А.Х. (директор) и Жукова А.С. (доверенность от 02.07.2010), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" - Яхутль А.Ч. (доверенность от 29.06.2011), от третьего лица - Чеуж Зулимы Нуховны - Чеуж З.Н. (паспорт) и Бир С.В. (доверенность от 18.04.2011), рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" и Чеуж З.Н. на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.01.2011 (судья Кочура Ф.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 (судьи Глазунова И.Н., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А01-734/2009, установил следующее.
ООО "Дах" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа администрации, оформленного письмом от 23.04.2009, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45, общей площадью 268 кв. м, расположенного в пос. Яблоновском, ул. Дорожной, 1, предоставленного для строительства и эксплуатации здания склада-магазина смешанной торговли, обязании администрации заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45, общей площадью 268 кв. м, расположенного в пос. Яблоновском, ул. Дорожной, 1, предоставленного для строительства и эксплуатации здания склада-магазина смешанной торговли (т. 1, л. д. 112).
Решением от 10.07.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2009, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок принадлежит заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем общество имеет право на выкуп данного участка или на приобретение его в аренду согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2010 решение и апелляционное постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Кассационная инстанция не согласилась с выводами нижестоящих судов о принадлежности обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования всего земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45 и указала на необходимость проверки правомерности отказа администрации в предоставлении в аренду заявителю данного участка.
При новом рассмотрении общество уточнило требования и просило признать незаконным отказ администрации, оформленный письмом от 23.04.2009, в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в пос. Яблоновском по ул. Дорожной, 1, общей площадью 268 кв. м (кадастровый номер 01:05:0200136:45), из земель населенных пунктов для строительства и эксплуатации торгово-закупочной базы и магазина, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно государственному акту на право пользования землей от 05.05.1992 серии А-I N 247918; обязать администрацию заключить договор аренды земельного участка в двухнедельный срок с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Чеуж З.Н.
Решением от 27.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011, признан незаконным отказ администрации, оформленный письмом от 23.04.2009, в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в пос. Яблоновском по ул. Дорожной, 1, площадью 268 кв. м (кадастровый номер 01:05:0200136:45) из земель населенных пунктов для строительства и эксплуатации торгово-закупочной базы и магазина, находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно государственному акту на право пользования землей от 05.05.1992 серии А-I N 247918. Суд обязал администрацию заключить с обществом договор аренды земельного участка площадью 268 кв. м (кадастровый номер 01:05:0200136:45) путем направления в течение месяца после вступления решения в законную силу проекта договора аренды. Суды установили, что общество построило здание закусочной, ввело его в эксплуатацию, зарегистрировало на него право собственности и использовало принадлежащее ему в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право на выкуп земельного участка (кадастровый номер 01:05:0200136:0008), занятого объектом недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200136:45 соответствует части участка, предоставленному обществу в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления главы администрации Яблоновской поселковой администрации от 15.04.1992 N 143 "О выделении земельного участка товариществу с ограниченной ответственностью "Дахэ"" и государственного акта от 05.05.1992 серии А- I N 247918. Обращаясь в администрацию с заявлением об оформлении права аренды на земельный участок, общество руководствовалось пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что отказ администрации в реализации предоставленного обществу законом права на приобретение в аренду участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45, выраженный в письме от 23.04.2009, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и апелляционное постановление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам. По мнению заинтересованного лица, направленное обществу письмо от 23.04.2009 N 01-6-108 не может быть расценено как отказ в предоставлении в аренду земельного участка. При обращении в администрацию заявитель не представил кадастровый паспорт испрашиваемого участка, в связи с чем обществу предложено произвести работы, связанные с определением его границ. Кроме того, общество реализовало принадлежащее ему право путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:0008, поэтому основания для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45 отсутствуют. Экспертное заключение не соответствует требованиям части 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а содержащиеся в нем выводы противоречат иным представленным в дело доказательствам.
В кассационной жалобе Чеуж З.Н. просит отменить решение и апелляционное постановление и отказать в удовлетворении требований общества. По мнению третьего лица, данные судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы не основаны на представленных в дело доказательствах. Земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200136:45 не принадлежит обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Суды отказали в удовлетворении ходатайства об оставлении заявления без рассмотрения. Между тем в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, подтверждающие направление администрации проекта договора. Предоставление спорного участка в аренду обществу нарушает права и законные интересы Чеуж З.Н. как смежного землепользователя.
Общество направило в суд письменные возражения на кассационные жалобы, в которых указало на отсутствие оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
В заседании представители администрации и Чеуж З.Н. поддержали доводы жалоб.
Представители общества указали на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов и отсутствие предусмотренных Кодексом оснований для их отмены (изменения).
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление надлежит отменить в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы Яблоновской поселковой администрации от 15.04.1992 N 143 "О выделении земельного участка товариществу "Дахэ"" товариществу "Дахэ" предоставлено 0,5 га земли под строительство торгово-закупочной базы и магазина (т. 1, л. д. 38). В соответствии с пунктом 2 постановления один из участков (второй) расположен на улице Дорожной, 1, где находится выкупленное товариществом здание стеклоприемного пункта.
05 мая 1992 года товариществу "Дахэ" выдан государственный акт серии А-I N 247918 на право пользования землей площадью 0,50 га в границах согласно плану землепользования для строительства торгово-закупочной базы и двух выкупленных магазинов, в том числе по ул. Дорожной, 1, в пос. Яблоновском на земельном участке площадью 0,03 га (т. 1, л. д. 20 - 22). В акте указано, что участок N 1 (магазин по ул. Дорожной) граничит с землями поселкового Совета и землями Яблоновского ресторана.
Распоряжением от 15.05.1992 N 262-р главы администрации Тахтамукайского района товариществу "Дахэ" разрешено строительство магазина по ул. Дорожной, 1, в пос. Яблоновском на земельном участке площадью 0,03 га (т. 1, л. д. 40).
Общество является правопреемником товарищества "Дахэ", что подтверждается постановлением главы администрации от 25.11.1996 N 558 (т. 1, л. д. 41).
На основании постановления администрации от 10.09.2003 N 349 магазин преобразован обществом в закусочную площадью 73,7 кв. м. (т. 1, л. д. 106). Данный объект принят администрацией в эксплуатацию (распоряжение от 30.09.2003 N 191, т. 1, л. д. 108), общество зарегистрировало право собственности на него (свидетельство от 11.02.2004; т. 1, л. д. 101).
21 октября 2003 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка площадью 327 кв. м на основании государственного акта на право пользования землей от 05.05.1992 серии A-I N 247918, находящегося под зданием закусочной (т. 1, л. д. 58). По заявлению общества, в котором в качестве правоустанавливающих документов указано постановление администрации от 15.04.1992 N 143 и государственный акт серии A-I N 247918, произведено межевание земельного участка площадью 327 кв. м, расположенного в пос. Яблоновском, по ул. Дорожной, 1 (межевое дело N 4553).
Постановлением администрации от 19.11.2003 N 498 обществу разрешено выкупить земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200136:0008 площадью 327 кв. м, на котором расположено здание закусочной (т. 1, л. д. 57).
На основании договора купли-продажи от 18.02.2004 N 62 общество приобрело в собственность земельный участок (кадастровый номер 01:05:0200136:0008), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.03.2004 серии 01-РА N 102727 (т. 1, л. д. 102).
24 марта 2009 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 300 кв. м, расположенного в пос. Яблоновском, по ул. Дорожной, 1, предоставленного для строительства и эксплуатации здания склада-магазина смешанной торговли согласно государственному акту на право пользования землей от 05.05.1992 серии A-I N 247918 (т. 1, л. д. 8 - 9).
В письме от 23.04.2009 N 01-6-1018 администрация указала, что предоставление испрашиваемого участка невозможно, поскольку согласно градостроительным и противопожарным нормам минимальное расстояние между жилыми, общественными и вспомогательными зданиями промышленных предприятий должно составлять 6 м (т. 1, л. д. 11).
Общество, полагая, что отказ администрации не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении этого участка на праве собственности, в аренду; в месячный срок с даты принятия названного решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи, аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 указано, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суды установили, что строительство здания закусочной осуществлено обществом на части земельного участка, предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования общества.
Формирование земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:0008, занятого объектом недвижимости (закусочной), произведено за счет земель муниципального образования и части земельного участка, предоставленного обществу в постоянное (бессрочное) пользование (т. 2, л. д. 100; т. 4, л. д. 211).
После приобретения права собственности на участок с кадастровым номером 01:05:0200136:0008 в фактическом пользовании общества оказался участок, состоящий из участка с кадастровым номером 01:05:0200136:0008 (в собственности общества) и части земельного участка, ранее предоставленному ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (государственный акт на пользование землей от 05.05.1992 N 247918).
Изложенное подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу N А01-376/2008.
Исследовав представленные в дело доказательства, первая и апелляционная инстанции правомерно признали отказ администрации, выраженный в письме от 23.04.2009 N 01-6-1018, незаконным.
Соответствующие доводы кассационных жалоб противоречат представленным в дело доказательствам, в связи с чем отклоняются кассационным судом.
В то же время, суды не учли следующее.
Согласно заключению эксперта от 02.09.2010 границы земельного участка, определенные на основании постановления Яблоновской поселковой администрации от 15.04.1992 N 143 и государственного акта от 05.05.1992 серии A-I N 247918, не соответствуют границам участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45 ни по размерам, ни по конфигурации. Часть территории земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45 расположена на территории участка, определенного постановлением главы администрации от 15.04.1992 N 143 и государственным актом от 05.05.1992 серии A-I N 247918 (т. 4, л. д. 208 - 212; т. 7, л. д. 133 - 135).
Изложенное означает, что при формировании земельного с кадастровым номером 01:05:0200136:45 площадью 268 кв. м в его границы включена только часть земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, предоставление заявителю всего земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:45 площадью 268 кв. м не может считаться соразмерным допущенному администрацией нарушению (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
В данном случае испрашиваемая обществом часть земельного участка, предоставленная ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (не вошедшая в границы земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:0008), не определена в установленном порядке, что подтверждается текстом заявления от 24.03.2009 (т. 1, л. д. 8, 9).
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Вопрос о предоставлении земельного участка (принятии решения о предоставлении участка) не может быть рассмотрен по существу органом местного самоуправления до образования земельного участка в качестве объекта недвижимости (формирования земельного участка, установления границ и осуществления его государственного кадастрового учета). Указанные действия в силу предписаний пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) должны быть совершены самим заявителем.
По правилам пункта 7 статьи 36 Кодекса (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) после утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории указанное лицо обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении этого участка и обращается с заявлением об осуществлении его государственного кадастрового учета. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, а также с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, на стадии утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории муниципального образования площадь участка, подлежащего передаче в аренду на основании пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, не может быть установлена достоверно. Местоположение границ земельного участка и его площадь будут определяться только по результатам межевания (проведения кадастровых работ) с учетом фактического землепользования, естественных границ земельного участка, красных линий и местоположения границ смежных земельных участков (при наличии таковых). Решение о предоставлении участка должно приниматься на основании данных кадастрового паспорта.
Поскольку земельный участок, названный в государственном акте на право пользования землей от 05.05.1992 серии A-I N 247918, не является тождественным земельному участку с кадастровым номером 01:05:0200136:45 площадью 268 кв. м и его границы не определены в порядке, установленном законом, основания для указания в судебных актах на незаконность отказа в предоставлении в аренду конкретного участка с определенной площадью, а также на необходимость направления проекта договора отсутствовали.
Принимая во внимание, что дело повторно находится в кассационном суде, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса решение и постановление необходимо изменить, исключив из резолютивной части указание на земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200136:45 площадью 268 кв. м. На администрацию необходимо возложить обязанность устранить допущенные нарушения (пункт 3 части 4 статьи 201 Кодекса).
С учетом положений пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу на основании обращения общества надлежит утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Доводы администрации о том, что общество в полном объеме реализовало право на переоформление земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, противоречат установленным судами обстоятельствам предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200136:0008. С учетом положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ссылку заинтересованного лица на отсутствие оснований для предоставления земельного участка для эксплуатации здания закусочной следует отклонить.
По правилам части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых решения, действий (бездействия) а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган, который принял решение, совершил действия (бездействие).
Администрация не представила доказательств, свидетельствующих о том, что для эксплуатации здания закусочной общества необходим земельный участок, площадь которого менее 327 кв. м.
Кассационный суд также отклоняет доводы представителя общества о том, что в связи с фактическим землепользованием заявителю необходимо предоставить участок площадью 268 кв. м.
По смыслу пункта 3 статьи 33, абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ факт использования земельного участка не является достаточным основанием для возложения на уполномоченный орган обязанности предоставить участок, площадь которого превышает значения, указанные в соответствующем правоустанавливающем документе. При этом нахождение на участке забора, водопровода и туалета не порождает у администрации обязанности предоставить обществу в аренду участок в заявленном размере. Кроме того, заявитель не учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200136:0008 сформирован за счет части участка, названного в государственном акте на право пользования землей от 05.05.1992 серии A-I N 247918. Данное обстоятельство необходимо учитывать при подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка.
В пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 приведенной нормы заинтересованная в заключении договора сторона направляет другой стороне, для которой заключение договора обязательно, оферту (проект договора). Последняя должна в течение тридцати дней со дня получения проекта рассмотреть его и направить оференту извещение об акцепте, отказе от него либо извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
Уклонение от заключения договора может повлечь для стороны, в отношении которой установлена обязанность заключить договор, два вида юридических последствий: решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороны, направившей оферту; обязанность возместить другой стороне убытки, причиненные уклонением от заключения договора, что также производится по решению суда в случае необоснованного уклонения от заключения договора (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, требование о понуждении заключить договор аренды земельного участка может быть заявлено в суд только после направления истцом органу государственной власти (для которого заключение такого договора является обязательным), оферты (проекта договора) и получения от обязанной стороны отказа от акцепта либо неполучения ответа на свое предложение в тот же срок.
Из резолютивной части обжалуемого решения следует, что судом по существу разрешено требование о понуждении органа местного самоуправления к заключению договора аренды земельного участка. Между тем указанное требование должно быть заявлено обществом по правилам искового производства и подлежит рассмотрению судом с учетом требований статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
В деле отсутствуют и обществом не представлены доказательства направления администрации оферты (проекта договора аренды земельного участка, содержащего существенные условия сделки).
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Кодекса суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Поскольку при разрешении спора суды неправильно применили нормы процессуального права, решение от 27.01.2011 и постановление от 25.04.2011 на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить в части удовлетворения требования об обязании администрации заключить договор аренды земельного участка, а требование общества о понуждении заключить договор - оставить без рассмотрения (пункт 2 части 1 статьи 148 Кодекса).
Кроме того, в связи с оставлением без рассмотрения данного требования расходы по уплате государственной пошлины необходимо распределить в соответствии с правилами статей 110 и 149 Кодекса.
Иные доводы кассационных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, не подтверждены документально, в связи с чем отклоняются кассационным судом.
Руководствуясь статьями 110, 148, 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.01.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу N А01-734/2009 в части признания незаконным отказа администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" в предоставлении в аренду земельного участка изменить.
Абзац второй резолютивной части решения от 27.01.2011 изложить в следующей редакции: "Признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" в предоставлении в аренду земельного участка, оформленный письмом от 23.04.2009.
Обязать администрацию муниципального образования "Тахтамукайский район" устранить допущенные нарушения."
В части удовлетворения требования общества об обязании заключить договор аренды земельного участка, расположенного в пос. Яблоновском по ул. Дорожной, 1, общей площадью 268 кв. м (кадастровый номер 01:05:0200136:45) и распределения расходов по уплате государственной пошлины решение от 27.01.2011 и постановление от 25.04.2011 отменить.
В указанной части принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Дах" об обязании заключить договор аренды названного земельного участка оставить без рассмотрения.
Взыскать с администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дах" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дах" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из резолютивной части обжалуемого решения следует, что судом по существу разрешено требование о понуждении органа местного самоуправления к заключению договора аренды земельного участка. Между тем указанное требование должно быть заявлено обществом по правилам искового производства и подлежит рассмотрению судом с учетом требований статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 4 постановления от 24.03.2005 N 11).
...
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Кодекса суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Поскольку при разрешении спора суды неправильно применили нормы процессуального права, решение от 27.01.2011 и постановление от 25.04.2011 на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить в части удовлетворения требования об обязании администрации заключить договор аренды земельного участка, а требование общества о понуждении заключить договор - оставить без рассмотрения (пункт 2 части 1 статьи 148 Кодекса).
Кроме того, в связи с оставлением без рассмотрения данного требования расходы по уплате государственной пошлины необходимо распределить в соответствии с правилами статей 110 и 149 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 августа 2011 г. N Ф08-4372/11 по делу N А01-734/2009