Резолютивная часть постановления объявлена 4 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Домбай" (ИНН 0906009813, ОГРН 1020900669240), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0915000158, ОГРН 1040900748460), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республике от 19.01.2011 (судья Карабанов В.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Мельников И.М.) по делу N А25-1519/2010, установил следующее.
ООО "Домбай" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция) от 10.09.2010 N 92 в части привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3 868 513 рублей, доначисления 19 342 564 рублей НДС, начисления 3 247 395 рублей пеней по НДС (уточненные требования).
Решением от 19.01.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.05.2011, заявление удовлетворено на том основании, что общество правильно исчислило НДС в налоговых декларациях за 2008 - 2009 годы и уплатило его в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации размере.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, исчисление в счете-фактуре, выставленном при реализации закупленной у населения сельскохозяйственной продукции, налога с полной стоимости реализованной продукции, без учета положений пункта 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, следует рассматривать как нарушение порядка исчисления НДС, влекущее за собой возникновение у общества задолженности перед бюджетом.
В отзыве на жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов с 01.01.2008 по 31.1.22009, по результатам которой составила акт от 06.08.2010.
По итогам рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки, инспекция приняла решение от 10.09.2010 N 92, которым обществу доначислены 19 342 564 рубля НДС, 5 102 рубля налога на доходы физических лиц, 3 247 395 рублей пеней по НДС, 3 236 рублей пеней по налогу на доходы физических лиц, а также общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа за неполную уплату НДС в размере 3 868 513 рублей, по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 1 020 рублей штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике решением от 21.10.2010 N 73 оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным в части доначисления НДС, начисления пеней и штрафа по НДС.
Как видно из решения, при проведении проверки инспекция пришла к выводу о неполном перечислении обществом НДС, полученного с покупателей при реализации им товара, поскольку при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, налоговая база определялась в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, а налоговая база по НДС при продаже продукции контрагентам определена по правилам пункта 1 статьи 154 Кодекса. Инспекция признала разницу между суммами НДС, уплаченными обществом в бюджет на основании налоговых деклараций, и суммами налога, полученными от покупателей, недоимкой по НДС, подлежащей уплате в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Согласно пункту 4 статьи 154 Кодекса при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Таким образом, условием применения порядка определения налоговой базы согласно пункту 4 статьи 154 Кодекса является закупка сельскохозяйственной продукции у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Положения пункта 1 статьи 154 Кодекса подлежат применению, если нет условий для применения пункта 4 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС).
Суды установили, что закупаемая обществом у физических лиц сельскохозяйственная продукция (шерсть немытая) включена в названный Перечень; налогоплательщиком соблюден порядок исчисления сумм налога по декларациям за 2008 - 2009 годы и исполнена обязанность по уплате налога в соответствии с законодательством. Налоговый орган не оспаривает, что в декларациях по НДС за 2008 -2009 годы порядок исчисления налога не нарушен и соответствует пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации; обязанность по уплате налога в размере, установленном Кодексом, общество исполнило.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что общество исполнило обязанность по уплате НДС в размере, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Инспекция не доказала факты нарушения обществом норм налогового законодательства, связанного с порядком определения налоговой базы по НДС, исчисления и уплаты данного налога.
Довод инспекции о том, что контрагент общества по полученным от него счетам-фактурам при реализации продукции неправомерно предъявил НДС к вычету и решение инспекции об отказе контрагенту общества в применении вычета признано арбитражным судом недействительным, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку вопросы о правомерности предъявления к вычету НДС контрагентами общества не были предметом рассмотрения в данном деле. Кроме того, налоговый орган не лишен возможности проверить обоснованность предъявления к вычету НДС контрагентами общества.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республике от 19.01.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А25-1519/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.