Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Администрации города Курска
от 11 января 2023 года
N 4
Бюджетный прогноз
города Курска на долгосрочный период до 2028 года
1. Введение
Бюджетный прогноз города Курска на долгосрочный период до 2028 года (далее - бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза города Курска на долгосрочный период, утвержденным постановлением Администрации города Курска от 17.04.2015 N 1156.
Разработка долгосрочных бюджетных прогнозов повышает обоснованность принимаемых в этой сфере решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия. Достижению данной цели способствует прозрачность бюджетной политики: обнародование и широкое общественное обсуждение результатов долгосрочного бюджетного планирования.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование способно сыграть важную роль в повышении макроэкономической сбалансированности и качества бюджетной политики города Курска в целом.
Кроме этого, долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов.
2. Основные итоги развития бюджетной политики города Курска
С каждым годом роль бюджета как важнейшего инструмента социально-экономической политики в городе Курске непрерывно возрастает, что связано с проводимой бюджетной политикой по мобилизации собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, концентрации средств на решение социальных и экономических задач, повышение эффективности бюджетного процесса.
Основанное на современных принципах, эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других приоритетов социально-экономического развития города Курска.
В предшествующие годы осуществлялось активное развитие бюджетной политики города Курска, итогом которого стали:
создание четкой нормативной правовой регламентации процесса формирования и исполнения бюджета города Курска, осуществления внутреннего и внешнего финансового контроля за использованием бюджетных средств;
модернизация системы бюджетного учета и отчетности;
обеспечение публичности бюджетного процесса города Курска;
осуществление автоматизации бюджетного процесса города Курска;
создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Курска.
Бюджетная политика города Курска осуществлялась в рамках Программы оздоровления государственных финансов Курской области, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 26.09.2018 N 778-па, плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования "Город Курск", утвержденного распоряжением Администрации города Курска от 13.05.2015 N 113-ра.
Бюджет города Курска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов был основан на действующих муниципальных программах города Курска.
Бюджет города Курска на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов сформирован не только по муниципальным программам, но и по основным мероприятиям, что позволило обеспечить увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями, а также предоставило возможность оценки достижения целей, задач и результатов реализации муниципальных программ. Кроме того, это способствует повышению открытости информации о структуре и направлениях бюджетных расходов.
Ответственными исполнителями муниципальных программ ежегодно проводится доработка по увязке целей и задач муниципальных программ города Курска с целевыми показателями, установленными Указами Президента Российской Федерации, дорожными картами и показателями прогноза социально-экономического развития города Курска.
3. Цели и задачи реализации бюджетной и налоговой политики города Курска на долгосрочный период
Бюджетная политика города Курска должна быть главным образом направлена на обеспечение социальной и экономической стабильности города, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Курска.
Основные задачи бюджетной политики города Курска:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Курска;
реализация мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем выполнения мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов города Курска и оптимизации расходов;
совершенствование муниципальной социальной поддержки граждан на основе применения принципа нуждаемости и адресности;
недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
совершенствование внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
повышение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, расширение практики общественного участия при обсуждении и принятии бюджетных решений.
Налоговая политика города Курска соответствует приоритетным направлениям развития налоговой системы Курской области и Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого экономического роста.
Налоговая политика на долгосрочную перспективу будет обеспечивать преемственность целей и задач налоговой политики предыдущих периодов и ориентирована на формирование благоприятных условий для развития инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории города Курска, а также на сохранение социальной стабильности в обществе.
4. Прогнозирование доходов
Формирование налоговых и неналоговых доходов бюджета города Курска на 2023 - 2028 годы произведено с учетом прогноза социально-экономического развития города Курска на долгосрочный период до 2028 года (базовый вариант) и действующих основных направлений бюджетной и налоговой политики.
Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов осуществлялось отдельно по каждому виду налога или сбора в условиях хозяйствования города (налогооблагаемая база, темп роста фонда заработной платы и др.) на основании данных, предоставленных главными администраторами доходов бюджета города.
Структура и динамика доходной части бюджета города Курска за период 2023 - 2028 годов характеризуется следующими показателями: млн. руб.
Показатель |
2023 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
2028 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
Динамика за период 2023 - 2028 годов (%) |
Доходы |
14089,9 |
100,0 |
13884,8 |
100,0 |
98,5 |
1. Налоговые и неналоговые доходы, в т.ч.: |
5339,3 |
37,9 |
6732,2 |
48,5 |
126,1 |
1.1. Налоговые доходы |
4773,0 |
33,9 |
6228,4 |
44,9 |
130,5 |
1.2. Неналоговые доходы |
566,3 |
4,0 |
503,8 |
3,6 |
89,0 |
2. Безвозмездные поступления |
8750,6 |
62,1 |
7152,6 |
51,5 |
81,7 |
Структура и динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета города Курска за период 2023 - 2028 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2023 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
2028 год |
Удельный вес в общей сумме доходов |
Динамика за период 2023 - 2028 годов (%) |
Налоговые и неналоговые доходы |
5339,3 |
100,0 |
6732,2 |
100,0 |
126,1 |
1.1. Налоговые доходы, из них: |
4773,0 |
89,4 |
6228,4 |
92,5 |
130,5 |
налог на доходы физических лиц |
3535,7 |
66,2 |
4917,0 |
73,0 |
139,1 |
земельный налог |
556,4 |
10,4 |
556,4 |
8,3 |
100,0 |
1.2. Неналоговые доходы, из них: |
566,3 |
10,6 |
503,8 |
7,5 |
89,0 |
доходы от использования имущества |
416,1 |
7,8 |
402,7 |
6,0 |
96,8 |
Основными налоговыми доходными источниками бюджета города по прежнему останутся налог на доходы физических лиц и земельный налог. Удельный вес данных налогов составит в 2028 году в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города 81,3%.
Рост поступлений по налоговым доходам за период 2023 - 2028 годов с учетом утвержденных показателей по прогнозу социально-экономического развития города Курска составит 130,5%.
В структуре неналоговых доходов бюджета города Курска основной удельный вес (7,8%) занимают доходы от использования имущества. С учетом особенностей исчисления и уплаты неналоговых доходов поступления по ним ожидаются к 2028 году с уменьшением на 11,0%, в основном, за счет снижения поступлений доходов от продажи материальных и нематериальных активов.
5. Планирование расходов
Планирование расходов в среднесрочном периоде осуществлялось в соответствии с методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета города Курска на очередной финансовый год и плановый период.
Основными приоритетами при формировании параметров стали максимальное обеспечение устойчивости, стабильности бюджета в среднесрочном и долгосрочном периодах, безусловное финансовое обеспечение задач, поставленных Президентом РФ, повышение эффективности бюджетных расходов.
Динамика расходной части бюджета города Курска за период 2023 - 2028 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2023 год |
2028 год |
Динамика за период 2023 - 2028 годов (%) |
Расходы |
14589,9 |
13884,8 |
95,2 |
Структура и динамика расходов бюджета города Курска за период 2023 - 2028 годов характеризуется следующими показателями:
|
|
|
|
млн. руб. |
Показатель |
2023 год |
Удельный вес в общей сумме расходов (%) |
2028 год |
Удельный вес в общей сумме расходов (%) |
Расходы всего |
14589,9 |
100 |
13884,8 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
821,8 |
5,6 |
821,8 |
6,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
87,1 |
0,6 |
87,1 |
0,6 |
Национальная экономика |
785,2 |
5,4 |
517,6 |
3,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1251,4 |
8,6 |
415,8 |
3,0 |
Охрана окружающей среды |
2,5 |
0,1 |
2,5 |
0,1 |
Образование |
8348,2 |
57,2 |
8348,2 |
60,1 |
Культура, кинематография |
381,8 |
2,6 |
381,8 |
2,7 |
Здравоохранение |
19,7 |
0,1 |
19,7 |
0,1 |
Социальная политика |
2443,2 |
16,7 |
2443,2 |
17,6 |
Физическая культура и спорт |
213,6 |
1,5 |
213,6 |
1,5 |
Средства массовой информации |
13,6 |
0,1 |
13,6 |
0,1 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
221,8 |
1,5 |
283,2 |
2,0 |
Условно утвержденные расходы |
|
|
336,7 |
2,4 |
Расходы бюджета города Курска определены исходя из оценки доходов бюджета города Курска до 2028 года с учетом ограничений размера дефицита бюджета, установленных бюджетным законодательством.
На параметры бюджета города Курска и его структуру оказывает влияние неполное распределение межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов.
Расходы социального характера занимают наибольший удельный вес в общих расходах, что говорит о социальной направленности бюджета.
Расходы бюджета города Курска сформированы в рамках муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности.
В соответствии с Перечнем муниципальных программ города Курска, утвержденным постановлением Администрации города Курска, на территории города Курска реализуются 16 муниципальных программ.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ города Курска определены приложением 2 к бюджетному прогнозу города Курска на долгосрочный период.
Кроме этого, при формировании расходной части бюджета города Курска до 2028 года ежегодно предусмотрены непрограммные расходы, не распределяемые по муниципальным программам города Курска.
Несмотря на индикативный характер, данные показатели позволят спрогнозировать распределение расходов, определить предельные объемы расходов на реализацию каждой из муниципальных программ в увязке с прогнозом основных бюджетных параметров, создать стимулы для выявления и использования резервов в целях перераспределения расходов и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Долгосрочное бюджетное планирование позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости и стабильности расходов на реализацию муниципальных программ.
Предельные объемы расходов могут ежегодно увеличиваться за счет нераспределенных средств (как правило, только в отношении проектов, не влекущих возникновения расходных обязательств) с соответствующей корректировкой целевых индикаторов конкретных муниципальных программ.
6. Управление муниципальным долгом города Курска
При планировании долговой политики на период до 2028 года Администрация города Курска стремится к тому, чтобы муниципальный долг, темпы его роста и структура не снижали уровня кредитоспособности города и возможности обеспечить социально-экономическое развитие города Курска.
Долговая политика муниципального образования "Город Курск" является производной от бюджетной политики, связана с бюджетным процессом города Курска и включает следующие взаимосвязанные направления деятельности:
бюджетное планирование объема муниципального долга и расходов на его обслуживание;
осуществление заимствований, направленных на оптимизацию структуры муниципального долга и сокращение расходов на его обслуживание;
организацию учета долговых обязательств;
проведение операций с долгом, исполнение долговых обязательств в соответствии с платежными графиками.
В качестве источников заемных ресурсов прогнозируется использование:
бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Курской области;
кредитов кредитных организаций для погашения долговых обязательств города Курска и финансирования дефицита бюджета города Курска.
Привлечение кредитов кредитных организаций планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в основном, в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае возникновения кассовых разрывов привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию средств бюджета города Курска на обслуживание муниципального долга.
Приоритетной задачей остается поддержание кредитного рейтинга города Курска с целью улучшения условий заимствований.
Расходы на обслуживание муниципального долга прогнозируются исходя из условий действующих муниципальных контрактов "кредитных договоров", договоров и соглашений по бюджетным кредитам, а также прогнозируемого объема муниципального долга.
Взвешенная долговая политика города Курска предусматривает привлечение заемных средств для финансирования дефицита бюджета и погашения долговых обязательств города Курска только при крайней необходимости и с правом досрочного погашения, с соблюдением бюджетных ограничений по дефициту, самому муниципальному долгу и расходам на его обслуживание.
Таким образом, с учетом прогнозных показателей доходов, расходов и планирования муниципального долга сформирован прогноз основных характеристик бюджета города Курска согласно приложению 1 к бюджетному прогнозу города Курска на долгосрочный период.
7. Оценка и минимизация бюджетных рисков
В условиях неопределенности процесс планирования и исполнения бюджета города Курска сопряжен с возникновением рисков, приводящих к отклонению фактически полученных бюджетных показателей от запланированных назначений.
На развитие города Курска и на его обеспеченность финансовыми ресурсами оказывают влияние бюджетные риски, которые также оказывают влияние и на организацию бюджетного процесса в городе Курска. Можно выделить следующие бюджетные риски:
1. Риск расходной части бюджета - это возможность отклонения фактических бюджетных назначений по расходам от плановых по величине и времени исполнения: недофинансирование или превышение первоначально запланированных объемов финансирования, направляемых на реализацию обязательств.
2. Риск доходной части бюджета - это возможность неполного и несвоевременного получения доходов: поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику.
3. Риск несбалансированности бюджета. Этот риск возникает при исполнении бюджета города Курска с разными величинами доходов и расходов. Возможность получения дефицита или профицита при исполнении бюджета должна рассматриваться как рисковая. Оценка ее в таком качестве позволяет заблаговременно прогнозировать рост или сокращение кредиторской задолженности, введение или отмену налогов, формировать программу по оздоровлению муниципальных финансов или программу заимствований.
4. Риск долговой нагрузки на бюджет города Курска. Долговая нагрузка является одной из наиболее значимых составляющих в рейтинге кредитоспособности города.
В целях минимизации вышеперечисленных рисков в городе Курске проводится постоянная работа:
- по мобилизации собственных доходов в бюджет города Курска;
- по проведению анализа муниципальных функций (услуг), предоставляемых в социальной сфере органами местного самоуправления города, на предмет выявления избыточных и дублирующих функций (услуг);
- по оптимизации расходов бюджета.
Несмотря на сложившиеся сложные условия социально-экономического развития города Курска, будет продолжена проводимая работа по минимизации бюджетных рисков.
8. Показатели прогноза социально-экономического развития города Курска на период до 2028 года
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (в действующих ценах каждого года) по полному кругу предприятий |
млн. руб. |
140928,2 |
147376,8 |
153281,2 |
159483,0 |
166085,0 |
172960,0 |
Индекс физического объема |
% |
102,4 |
102,0 |
101,4 |
101,5 |
101,6 |
101,6 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
102,7 |
102,5 |
102,6 |
102,5 |
102,5 |
102,5 |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (в действующих ценах каждого года) по крупным и средним организациям |
млн. руб. |
8015,3 |
8440,1 |
8854,1 |
9270,2 |
9715,2 |
10191,2 |
Индекс физического объема |
% |
93,9 |
100,0 |
100,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
106,8 |
105,3 |
104,8 |
104,7 |
104,8 |
104,9 |
Оборот розничной торговли (в действующих ценах каждого года) по крупным и средним организациям |
млн. руб. |
100883,3 |
110164,6 |
119383,2 |
125471,7 |
132121,7 |
138859,9 |
Индекс физического объема |
% |
103,5 |
104,0 |
104,0 |
101,7 |
102,8 |
102,7 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
110,2 |
105,0 |
104,2 |
103,3 |
102,4 |
102,3 |
Оборот общественного питания (в действующих ценах каждого года) по крупным и средним организациям |
млн. руб. |
1367,9 |
1469,2 |
1574,0 |
1671,6 |
1768,6 |
1885,3 |
Индекс физического объема |
% |
100,5 |
102,7 |
103,0 |
102,8 |
102,4 |
103,4 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
109,0 |
104,6 |
104,0 |
103,3 |
103,3 |
103,1 |
Объем платных услуг населению (в действующих ценах каждого года) по крупным и средним организациям |
млн. руб. |
23182,9 |
25542,4 |
26032,9 |
27386,6 |
28865,5 |
30510,8 |
Индекс физического объема |
% |
101,0 |
101,5 |
101,7 |
101,8 |
102,0 |
102,5 |
Индекс-дефлятор цен |
% |
106,5 |
104,3 |
104,3 |
103,3 |
103,3 |
103,1 |
Фонд оплаты труда по полному кругу предприятий |
млн. руб. |
86148,2 |
93246,3 |
100979,9 |
109361,2 |
118438,2 |
128268,6 |
Темп роста (снижения) к предыдущему году |
% |
110,5 |
108,2 |
108,3 |
108,3 |
108,3 |
108,3 |
Среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) |
чел. |
142,1 |
142,2 |
142,3 |
142,4 |
142,5 |
142,6 |
Темп роста (снижения) к предыдущему году |
% |
99,0 |
100,1 |
100,1 |
100,1 |
100,1 |
100,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.