Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО:
решением
Великоустюгской Думы
от 29.12.2022 N 116
(приложение N 1)
Положение
о муниципальном контроле в сфере благоустройства
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Великоустюгского муниципального округа Вологодской области.
1.2. Предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение Правил благоустройства территории Великоустюгского муниципального округа Вологодской области (далее - Правила благоустройства), в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования).
1.3. Целью муниципального контроля в сфере благоустройства является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
1.4. Объектом муниципального контроля в сфере благоустройства является деятельность контролируемых лиц в сфере благоустройства.
1.5. Учет объектов муниципального контроля в сфере благоустройства осуществляется в электронном виде на основании информации, представляемой в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, содержащейся в государственных информационных системах, а также информационных системах иных контрольных (надзорных) органов, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, анализа результатов контрольных мероприятий.
1.6. Понятия, используемые в настоящем положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
2. Контрольный орган, осуществляющий муниципальный контроль в сфере благоустройства
2.1. Контрольным органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства является администрация Великоустюгского муниципального округа Вологодской области (далее - орган муниципального контроля).
2.2. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется должностными лицами органа муниципального контроля, включенными в перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства, утвержденный настоящим решением (далее - должностные лица органа муниципального контроля).
2.3. Должностные лица, уполномоченные на принятие решений о проведении контрольных мероприятий: Глава Великоустюгского муниципального округа Вологодской области.
2.4. Должностные лица органа муниципального контроля в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области, муниципальными правовыми актами Великоустюгского муниципального округа Вологодской области.
2.5. Права и обязанности должностных лиц органа муниципального контроля осуществляются в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
3. Профилактические мероприятия
3.1. Орган муниципального контроля проводит следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
объявление предостережения; консультирование.
3.2. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим положением.
Профилактические мероприятия осуществляются, в том числе в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая утверждается начальником Управления строительства и ЖКХ.
3.3. Информирование.
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения актуальных редакций текстов нормативных правовых актов, в которых установлены обязательные требования на официальном сайте Великоустюгского муниципального округа Вологодской области в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.4. Объявление предостережения.
3.4.1. В случае наличия у органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган муниципального контроля объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.4.2. Контролируемое лицо вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения подать в орган муниципального контроля возражение в отношении указанного предостережения.
3.4.3. В возражении контролируемым лицом указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина; адрес контролируемого лица, а также адрес электронной почты (при наличии);
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
3.4.4. Возражения направляются контролируемым лицом:
в электронной форме на адрес электронной почты органа муниципального контроля;
в бумажном виде почтовым отправлением;
в бумажном виде лично в приёмной органа муниципального контроля.
3.4.5 Возражение рассматривается в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации возражения.
3.4.6. По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения.
3.4.7. Лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения на адрес электронной почты (если указан в возражениях) или почтой по адресу, указанному в возражениях.
3.4.8. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в орган муниципального контроля возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем контролируемое лицо уведомляется в порядке, установленном пунктом 3.4.7 настоящего Положения.
3.5. Консультирование.
3.5.1. Должностные лица органа муниципального контроля по обращению контролируемого лица и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства). Срок проведения консультирования - 15 минут.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
3.5.2. Консультирование может осуществляться должностным лицом органа муниципального контроля по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
3.5.3. Консультирование осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе:
реализации требований Правил благоустройства;
порядка проведения контрольных мероприятий;
порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий.
3.5.4. Орган муниципального контроля осуществляет учет консультирований.
3.5.5. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.5.6. В случае, если в течение календарного года поступило пять или более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте администрации Великоустюгского муниципального округа Вологодской области в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом органа муниципального контроля.
4. Организация осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства
4.1. При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
4.2. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в форме проведения:
4.2.1. Плановых контрольных мероприятий:
выездная проверка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка.
4.2.2. Внеплановых контрольных мероприятий за соблюдением обязательных требований, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом:
выездная проверка;
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка.
4.2.3. Внеплановых контрольных мероприятий за соблюдением обязательных требований, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности); выездное обследование.
4.3. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемого органом муниципального контроля (далее - план контрольных мероприятий), и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
4.4. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства объекты контроля могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск; средний риск; низкий риск.
4.5. В зависимости от присвоенной категории риска устанавливается следующая периодичность проведения плановых контрольных мероприятий:
1) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска - одно плановое контрольное мероприятие раз в четыре года;
2) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - одно плановое контрольное мероприятие раз в пять лет.
Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
4.6. Критерием отнесения объекта контроля к определенной категории риска является общественная значимость деятельности контролируемых лиц в сфере благоустройства. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства:
N п/п |
Объекты контроля, относящиеся к категории риска причинения вреда (ущерба) |
Категория риска причинения вреда (ущерба) |
1 |
Деятельность контролируемых лиц по содержанию территорий заброшенных, сгоревших, недостроенных зданий, строений, сооружений, земельных участков (риск: свободный доступ к указанным опасным объектам).* Деятельность контролируемых лиц в сфере установки, использования и эксплуатации временных объектов (риск: размещение временного объекта без согласования с уполномоченным органом).* Деятельность контролируемых лиц в сфере содержания территорий в летний период (риск: наличие ям, выбоин, неровностей на тротуарах, площадках, произрастание борщевика Сосновского).* Деятельность контролируемых лиц в сфере содержания фасадов зданий, строений, сооружений (риск: наличие повреждений элементов фасадов крылец, козырьков входных групп, наличие на фасаде незакрепленных архитектурных деталей, облицовочных плиток, отдельных кирпичей).* Деятельность контролируемых лиц в сфере содержания территории в зимний период (риск: отсутствие уборки территории от снега и наледи).* Деятельность контролируемых лиц в сфере содержания скатных кровель зданий, строений, сооружений (риск: наличие на скатной кровле снега более 20 сантиметров, наледи и сосулек).* Деятельность контролируемых лиц по содержанию информационных конструкций (риск: наличие поврежденных информационных конструкций, создающих угрозу обрушения).* Деятельность контролируемых лиц по содержанию системы дренажей и дождевой канализации (риск: отклонения отметки поверхности крышек колодцев и камер от требований нормативно-технической документации, наличие люков без специальных крышек).* Деятельность контролируемых лиц по производству земляных работ пять и более раз за год (риск: нарушение условий выданного разрешения на земляные работы).** |
Высокий риск |
2 |
Деятельность контролируемых лиц по устройству мест накопления твердых коммунальных отходов (риск: размещение контейнеров и бункеров для ТКО в неустановленном месте).* Деятельность контролируемых лиц в сфере содержания территорий в летний период (риск: наличие на территории мусора).* Деятельность контролируемых лиц по производству земляных работ три-четыре раза за год (риск: нарушение условий выданного разрешения на земляные работы).** |
Средний риск |
3 |
К категории низкого риска относятся все иные виды деятельности контролируемых лиц объекты контроля в сфере благоустройства.* |
Низкий риск |
------------------------------
* в план контрольных мероприятий включаются те виды деятельности, по которым в году, предшествующем году, на который составляется план контрольных мероприятий, в орган муниципального контроля поступали сведения о нарушении обязательных требований и по которым в отношении контролируемых лиц органом муниципального контроля были приняты меры профилактического воздействия, но у органа муниципального контроля на момент составления плана контрольных мероприятий отсутствуют сведения об устранении нарушения обязательных требований.
** информация о видах деятельности для включения в план контрольных мероприятий запрашивается органом муниципального контроля в органе, уполномоченном на выдачу разрешений на осуществление земляных работ.
------------------------------
5. Порядок проведения контрольных мероприятий
5.1. Порядок проведения контрольных мероприятий при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства определяется Федеральным законом N 248-ФЗ и настоящим Положением.
5.2. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями ст. 57 федерального закона N 248-ФЗ.
5.3. Порядок проведения внеплановой выездной проверки:
5.3.1. Порядок проведения выездной проверки регламентирован статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.3.2. В ходе внеплановой выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
5.3.3. Указанные контрольные действия осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 76, 78 - 80, 82 Федерального закона N 248-ФЗ
5.3.4. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5.4. Порядок проведения инспекционного визита:
5.4.1. Порядок и сроки проведения инспекционного визита регламентированы статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.4.2. В ходе внепланового инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные действия:
осмотр; опрос;
получение письменных объяснений; инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Указанные контрольные действия осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 76, 78 - 80, 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.5. Порядок проведения рейдового осмотра:
5.5.1. Порядок проведения рейдового осмотра регламентирован статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.5.2. В ходе рейдового осмотра могут осуществляться следующие контрольные действия: осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений; истребование документов; инструментальное обследование.
5.5.3. Указанные контрольные действия осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 76, 78 - 80, 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.6. Внеплановые выездные проверки, инспекционные визиты, рейдовые осмотры могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения:
на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
на основании требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если основанием для проведения внеплановых выездных проверок, инспекционных визитов или рейдовых осмотров являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган муниципального контроля для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению контрольного мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.7. Согласование внеплановых выездных проверок, инспекционных визитов и рейдовых осмотров с органами прокуратуры проводится в соответствии с требованиями, установленными статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8. Порядок проведения внеплановой документарной проверки:
5.8.1. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры в соответствии с требованиями, установленными статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8.2. В ходе документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений; истребование документов.
5.9. Внеплановые выездные, документарные проверки, инспекционные визиты, рейдовые осмотры проводятся на основании решения органа муниципального контроля, подписанного уполномоченным должностным лицом органа муниципального контроля (далее - решение о проведении контрольного мероприятия).
Решение о проведении контрольного мероприятия оформляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.10. К результатам контрольного мероприятия относятся: оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение органом муниципального контроля мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.11. При проведении контрольных мероприятий для фиксации должностным лицом органа муниципального контроля и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотосъемка аудио- и видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении должностных лиц органа муниципального контроля, лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Аудио- и видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
Решение о применении иных технических средств при осуществлении контрольных мероприятий, принимается должностным лицом органа муниципального контроля самостоятельно.
Если в ходе контрольных мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и видеозаписи, прилагаются к материалам контрольного мероприятия.
5.12. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
5.13. Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
5.14. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.15. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.16. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган муниципального контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится органом муниципального контроля на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в следующих случаях:
временная нетрудоспособность (болезнь), подтверждается справкой медицинского учреждения;
уход за больным ребенком, близким родственником, подтверждается больничным листом или медицинскими документами, свидетельствующими о необходимости ухода;
смерть близких родственников, подтверждается свидетельством о смерти; вызов в официальные органы, подтверждается повесткой в суд, военкомат и пр.;
служебная командировка, подтверждается приказом (распоряжением) о направлении в командировку.
5.17. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности).
5.17.1. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, органом муниципального контроля могут быть приняты следующие решения:
о проведении внепланового контрольного мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
об объявлении предостережения;
о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
5.18. Выездное обследование.
5.18.1. В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Взаимодействие с контролируемым лицом не допускается.
5.18.2. В ходе выездного обследования на общедоступных объектах осуществляются следующие контрольные действия:
осмотр;
инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
Указанные контрольные действия осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 76, 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.19. Контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводятся должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль в сфере благоустройства, на основании заданий уполномоченных должностных лиц органа муниципального контроля.
5.20. По результатам контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом должностное лицо, ответственное за проведение мероприятия, составляет Акт контрольного мероприятия без взаимодействия. Акт подписывает должностное лицо, проводившее контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом.
6. Решения, принимаемые по результатам контрольных мероприятий
По результатам проведения контрольных мероприятий принимаются решения, предусмотренные статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
7. Обжалование решений органа муниципального контроля, действий (бездействия) его должностных лиц
7.1. Обжалование решений органа муниципального контроля, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством в сфере осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
7.2. Досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства не применяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.