Письмо Комитета по культуре и туризму
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 20 июня 2002 г. N 2.2.-1/5179
"Заключение
по проекту федерального закона N 166704-3
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах" (I чтение)
В соответствии с письмом Комитета от 18.06.02 N вн.3.26-15/307 Правовое управление Аппарата Государственной Думы повторно рассмотрело вышеназванный законопроект и сообщает следующее.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, Гражданскому
кодексу Российской Федерации, федеральным законам, международным
договорам Российской Федерации
Законопроектом предлагаются изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон о авторском праве), обусловленные необходимостью приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации (статья 2 Закона - пункт 2 статьи 1 проекта), уточнения отдельных его положений в связи с международными соглашениями в этой сфере и, прежде всего, положениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Соглашением TRIPS, в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО (статьи 5, 16, 17, 25 и др. Закона - пункты 4, 11, 17, 20 и др. статьи 1 проекта). Вместе с тем, обращает на себя внимание и то, что в ряде случаев под видом редакционных предлагаются и иные поправки в Закон, вносящие существенные изменения в правовое регулирование авторского права и смежных прав, которые, однако, не подкреплены достаточной правовой аргументацией и порождают правовую неопределенность и внутреннюю несогласованность законопроекта (статьи 6, 10, 15, 16, 26, 35 и др. Закона - пункты 5, 7, 10, 11, 21, 28 и др. статьи 1 проекта). Ряд изменений и дополнений обосновывается отсылкой к международным договорам, участницей которых Россия пока не является, либо которые еще только находятся в стадии разработки (обсуждения), поэтому своевременность их реализации в законодательстве Российской Федерации требует дополнительной проработки (см. Римская конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, проекты Договоров ВОИС, директивы ЕС (статьи 4, 16, 19, 24 и др. Закона - пункты 3, 11, 14, 19 и др. статьи 1 проекта).
2. Законопроектом (пункты 21, 22, 24, 32, 36 статьи 1 проекта) предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации ряд полномочий по охране авторского и смежных прав, включая охрану права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора (исполнителя) после его смерти, если нет наследников, а также функции контроля и надзора за распределением вознаграждения, осуществляемого организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, и другие функции. Следует полагать, что реализация данных полномочий потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. В соответствии в частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 105 Регламента Государственной Думы необходимо заключение Правительства Российской Федерации.
Одновременно на данный федеральный орган исполнительной власти (пункт 32 статьи 1 проекта) предлагается возложить рассмотрение споров между пользователями фонограмм (их объединениями) и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, в то время как рассмотрение данных споров является прерогативой суда (статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).
3. Законопроектом делается попытка внесения изменений в основные гражданско-правовые институты авторского права и смежных прав (виды охраняемых объектов, содержание "исключительного права", виды договоров и их содержание и ряд иных положений), что вряд ли является своевременным, если ставится вопрос о возможности принятия Закона до рассмотрения проекта части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку известно, что именно в ней предполагается унификация указанных положений относительно всех объектов интеллектуальной собственности (см. например, пункт 1 и др. статьи 1 проекта о переносе "постановок" из объектов смежных прав в объекты авторского права; пункты 11, 31, 34, 36 и др. статьи 1 в части определения содержания "исключительного права"; пункт 26 статьи 1 проекта о новом виде договора "на создание и использование аудиовизуального произведения", пункт 27 статьи 1 проекта, в котором содержатся отсылки в части иных форм договоров и порядка их заключения к законодательству Российской Федерации (неясно какому), в то время как эти вопросы являются предметом регулирования исключительно ГК РФ; пункт 31 статьи 1 проекта, согласно которой могут быть ограничены возможности производителей фонограмм распоряжаться своими правами в связи с упоминанием о том, что к договору, заключаемому производителем фонограммы, применяются положения авторского договора и т.д.).
4. По законопроекту имеется ряд иных замечаний правового характера, которые ранее были высказаны в заключении Правового управления от 4.03.02 N 2.2-1/5179 и сохраняют свою силу.
Начальник Управления |
Г.П.Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета по культуре и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 июня 2002 г. N 2.2.-1/5179 "Заключение по проекту федерального закона N 166704-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (I чтение)
Текст письма официально опубликован не был