Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июля, является важным фактором защиты государства и общества от неблагоприятного воздействия нелегальной миграции на экономическую жизнь страны и криминогенную ситуацию. Закон формулирует принципы гражданства Российской Федерации, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
В то же время есть ряд вопросов принципиального характера, которые не могут быть урегулированы подзаконными актами и требуют внесения изменений и дополнений в сам Закон. Так, например.
Изменения требует жесткая формулировка Закона, предусматривающая исчисление срока проживания исключительно с момента получения вида на жительство. Она поставила в крайне сложное положение многих из тех переселенцев, которые прибыли в 90-е годы из стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, и фактически уже долгие годы постоянно проживают в России, имеют полученную в законном порядке регистрацию по месту жительства. Теперь им требуется получать вид на жительство, ибо лишь после этого может быть начата процедура оформления гражданства. Все предыдущее проживание в зачет не идет. При этом в двусмысленной роли выступает государство, ведь оно само не практиковало выдачу видов на жительство по отношению к тем, кто имел гражданство СССР (в настоящее время его имеют около 10 тысяч человек из числа иностранцев, прибывших из дальнего зарубежья).
Закон не полностью учитывает интересы разделенных семей, в том числе тех, где у взрослых детей-граждан Российской Федерации имеются нетрудоспособные родители, проживающие на территории других государств. Дети зачастую не могут выполнить свой сыновний и дочерний долг, забрав престарелых отцов и матерей из стран СНГ в Россию, чтобы обеспечить им надлежащий уход в старости. Закон, правда, предусматривает для нетрудоспособных родителей сокращение сроков проживания, необходимого для получения гражданства, до 1 года, но при этом многие люди, находящиеся в преклонном возрасте, не избавлены от процедур, предусмотренных ст.13, п.1. (подтверждение источника существования, знания русского языка и т.д.), а стало быть, и от достаточно длительных хождений по бюрократическим инстанциям. Многими гражданами такое отношение к старикам со стороны государства воспринимается, как аморальное, несоответствующее нормам и традициям российского народа.
Закон, говоря лишь в общем плане о возможности преференций в оформлении гражданства для лиц, имеющих "особые заслуги", никак не конкретизирует это понятие. Это оставляет возможность трактовать "особые заслуги" произвольно и субъективно. При этом с серьезными проблемами при оформлении гражданства Российской Федерации сталкиваются многие ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, проживавшие в других странах СНГ и иные категории весьма заслуженных людей.
Закон не содержит никаких преференций для лиц, пострадавших в годы сталинских репрессий, в том числе тех, кто был незаконно выселен властями с территории России. Между тем, в данном случае элементарная справедливость требует, чтобы гражданство России, незаконно отобранное у этих людей по вине самого государства, было восстановлено максимально быстро и без бюрократической волокиты.
Предлагаемые поправки призваны устранить имеющиеся пробелы. Поправка N 1 вводит в Закон норму, предусматривающую возможность исчислять срок проживания, необходимого для получения гражданства, для лиц, которые имели постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации до вступления в силу данного Закона, не с момента получения вида на жительство, а со времени постоянной регистрации и фактического проживания в Российской Федерации. Это позволит паспортно-визовым службам оперативно урегулировать возникающие конфликтные ситуации и на законном основании ускорить получение гражданства теми, кто уже многие годы фактически проживает в России и лишь по формальным признакам не является ее гражданином.
Поправки NN 2-5 предусматривают упрощение порядка получения гражданства для таких категорий людей, как нетрудоспособные родители, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, лиц, удостоенных в годы существования СССР государственных премий или почетных званий, завоевавших звание олимпийского чемпиона или чемпиона мира по виду спорта, лиц, пострадавших от репрессий и членов их семей.
Предоставление льгот и преференций при получении российского гражданства категориями лиц, упоминаемыми в поправках, исходят из соображений гуманизма, норм морали, необходимости защиты интересов соотечественников за рубежами страны и никоим образом не противоречит государственной политике по упорядочиванию миграционных процессов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений
и изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию акты федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменения
в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменения, в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не потребует материальных затрат из федерального.#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.