Проект федерального закона N 248699-3
"Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия граждан Российской Федерации в охране общественного порядка и оказании содействия органам внутренних дел. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности, а также о частной детективной и охранной деятельности.
Статья 1. Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка
Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе прав граждан на необходимую оборону и действия в условиях крайней необходимости, установленных законодательством Российской Федерации.
Участие граждан в охране общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2. Формы участия граждан в охране общественного порядка
Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.
Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) непосредственная реализация гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;
б) содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;
в) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел;
г) участие в деятельности общественного пункта охраны порядка;
д) оказание иной помощи органам внутренних дел в формах, не запрещенных законодательством.
Коллективное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:
а) членство или участие в деятельности общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел;
б) работа в составе народной дружины.
Статья 3. Общественные объединения
Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Статья 4. Народные дружины
Народная дружина является общественным объединением граждан с целью оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка.
Порядок создания и организации деятельности народной дружины устанавливается уставом народной дружины. Типовой устав народной дружины устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 5. Общественные пункты охраны порядка
Общественные пункты охраны порядка создаются решением органов местного самоуправления в целях объединения усилий и координации работы по охране общественного порядка, осуществляемой органами внутренних дел и иными государственными органами, территориальными органами общественного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Граждане могут объединяться при общественном пункте охраны порядка для защиты своей жизни, достоинства и собственности, обеспечения безопасности жилища в пределах, определенной соответствующим органом местного самоуправления территории по месту жительства или нахождения их собственности.
Общественный пункт охраны порядка осуществляет свою деятельность на определенной органом местного самоуправления территории.
Порядок создания и деятельность общественных пунктов охраны порядка регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 6. Отношения органов местного самоуправления с гражданами и их объединениями, участвующими в охране общественного порядка
Органы местного самоуправления, органы внутренних дел оказывают гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, всемерную поддержку, в том числе путем:
а) издания нормативных правовых актов, регламентирующих участие граждан и их объединений в охране общественного порядка;
б) обучения граждан правовым основам, формам и методам защиты и самозащиты от противоправных посягательств;
в) осуществления предусмотренных законодательством мер по обеспечению личной безопасности и социальной защиты граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка;
г) предоставления информации, необходимой для участия граждан в охране общественного порядка;
д) морального и материального поощрения граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка.
Статья 7. Ограничения, связанные с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка
Гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, запрещается:
а) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции органов внутренних дел;
б) выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел;
в) создавать препятствия служебной деятельности органов внутренних дел.
Статья 8. Формы поощрения граждан, участвующих в охране общественного порядка
Для поощрения граждан, активно участвующих в охране общественного порядка, органы местного самоуправления и органы внутренних дел в пределах своих полномочий могут применять различные формы морального и материального стимулирования.
За особые заслуги в охране общественного порядка граждане могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Ответственность лиц, участвующих в охране общественного порядка
За противоправные действия лица, участвующие в охране общественного порядка, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Вред, причиненный физическим или юридическим лицам противоправными действиями лиц, участвующих в охране общественного порядка, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Контроль за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка
Контроль за деятельностью граждан, участвующих в охране общественного порядка в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют в пределах своих полномочий органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.