Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "САРМ"" (г. Краснодар, ИНН 2311054362, ОГРН 1032306426130) - Саркисян М.Р. (доверенность от 21.08.2011), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Тарасенко И.В. (доверенность от 13.01.2011), в отсутствие представителей третьего лица - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2011 N А32-26776/2010 (судья Савин Р.Ю.), установил следующее.
ООО "Фирма "САРМ"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) со следующими требованиям:
- признать отказа администрации в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:43:0302010:13 площадью 106 кв. м (далее - земельный участок) для эксплуатации здания торгового павильона "Салон мебели "фирмы Сарм"" (литера А), площадью 91 кв. м (далее - здание), расположенного по адресу: г. Краснодар, Центральный внутригородской округ, ул. Коммунаров, 278/5, незаконным;
- обязать администрацию заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка под зданием (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования; т. 1, л. д. 2, 68).
Заявление мотивировано тем, что общество является собственником здания и в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на приобретение земельного участка в собственность за плату. Отказ администрации в заключении договора купли-продажи земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2011 суд признал отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, обязал администрацию в двухнедельный срок со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка, в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность осуществить подготовку проекта договора купли-продажи этого участка и направить его заявителю. Требования об обязании администрацию заключить договор купли-продажи оставлены без рассмотрения (т. 1, л. д. 131).
Судебный акт мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание, которое принадлежит обществу на праве собственности. Отказ администрации нарушает исключительное право общества на приобретение земельного участка в собственность. Порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка соблюден. Администрация не представила доказательств, подтверждающих расположение части земельного участка на территории общего пользования. Ссылка администрации на утверждение нового плана развития территории, как на основание нахождения земельного участка за пределами красных линий несостоятельна, поскольку установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено. Требование о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка оставлено без рассмотрения, поскольку обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 апелляционная жалоба администрации возвращена заявителю со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 1, л. д. 139).
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение от 23.05.2011 в части удовлетворения требований общества и направить дело на новое рассмотрение (т. 2, л. д. 6).
По мнению заявителя, суд не дал оценку доводам администрации о том, что в 2005 году обществу в аренду предоставлялся земельный участок, часть которого располагалась за красной линией застройки. Постановлением администрации от 18.03.2009 N 815 "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара" (далее - постановление N 815) утверждены красные линии центральной части города Краснодара, включая данный земельный участок. Сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города также подтверждено, что часть испрашиваемого земельного участка находится за пределами красных линий, обозначающих границы территорий общего пользования. В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство препятствует приватизации земельного участка.
В отзыве на жалобу общество просит оставить решение без изменения, поскольку администрация не представила доказательств, подтверждающих расположение земельного участка на территории общего пользования. Установление границ красных линий на момент заключения договора аренды земельного участка документально не подтверждено.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 10 минут 19 сентября 2011 года.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, обществу принадлежит на праве собственности здание, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2002 серии 23-АА N 545946 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) от 22.12.2010 N 01/959/2010-104. Основанием для регистрации права является распоряжение Центрального административного округа мэрии города Краснодара "Об утверждении акта приема в эксплуатацию магазина "ООО Сарм" по ул. Коммунаров, 278/1" от 25.09.2000 N 442.12р (т. 1, л. д. 41, 44, 72).
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 25.03.2005 N 780 (далее - постановление N 780) утвержден проект границ земельного участка площадью 106 кв. м, в том числе 3,61 кв. м, расположенного за красной линией застройки (территория общего пользования). Обществу из земель поселений в аренду сроком на пять лет для эксплуатации здания предоставлен земельный участок. Обществу предписано заключить с администрацией договор аренды земельного участка, Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации - оформить договор аренды земельного участка, включив в него условие о запрете возведения объектов недвижимости за красной линией застройки (т. 1, л. д. 16).
14 июня 2005 года администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 4300013639, по которому обществу во временное владение и пользование для эксплуатации здания предоставлен земельный участок. Границы участка обозначены на плане земельного участка, который является неотъемлемой частью договора. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 09.09.2005, о чем свидетельствует выписка из реестра от 22.12.2010 N 01/959/2010-105 (т. 1, л. д. 10, 71).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 13.05.2010 N 2343/12/10-369572 следует, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 02.12.2003, разрешенное использование - для эксплуатации здания (т. 1, л. д. 115).
31 мая 2010 года общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка (т. 1, л. д. 108).
В письме от 18.06.2010 исх. N 7549/11 администрация отказала в приватизации земельного участка в связи с нахождением части испрашиваемого земельного участка за пределами красных линий застройки (по сведениям Департамента архитектуры и градостроительства администрации) (т. 1, л. д. 22).
Полагая, что отказ администрации является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом решения незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11)).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (статья 36 Кодекса).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, общество с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность передало в администрацию документы в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (пункт 4 постановления Пленума N 11).
Администрация, обосновывая правомерность отказа в предоставлении в собственность земельного участка, сослалась на сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар, согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен за красной линией застройки (на территории общего пользования).
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам. В пункте 12 данной статьи Кодекса закреплено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
В соответствии со статьями 41, 42, 42 и 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории. Эта документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд установил, что администрация не доказала расположение земельного участка на территории общего пользования. Согласно постановлению N 780 обществу в аренду предоставлялся земельный участок площадью 106 кв. м, в том числе земельный участок площадью 3,61 кв. м, расположенный за красной линией застройки. Однако земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 02.12.2003. Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт не содержит сведений об обременении земельного участка его нахождением в границах территории общего пользования (т. 1, л. д. 115). Из пояснений Департамента архитектуры и градостроительства администрации следует, что информационная система обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар не содержит сведений о прохождении красных линий на момент заключения договора аренды по вышеуказанному земельному участку (т. 1, л. д. 118). Доказательств, опровергающих вывод суда администрация, в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представила.
Ссылка администрации на утверждение нового плана развития территории, в том числе постановление администрации N 815 обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку установление красных линий по границам уже сформированных для эксплуатации объектов недвижимости земельных участков приведенными нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
В части оставления без рассмотрения требований об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка решение не обжалуется.
Согласно частям 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях, если иное не предусмотрено Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку представленным доказательствам, нарушения статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены, поэтому основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2011 N А32-26776/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.