Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык"" (ИНН 0710002958, ОГРН 1020700712702), заинтересованного лица - местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0710056167, ОГРН 1060710004651), третьих лиц - администрации сельского поселения Верхний Баксан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Кабардино-Балкарской Республике", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 по делу N А20-1979/2010 (судьи Казакова Г.В., Джамбулатов С.И., Фриев А.Л.), установил следующее.
ОАО "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным постановления местной администрации Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - администрация) от 27.07.2009 N 67 "Об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык""" и об обязании местной администрации обратиться в подразделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования общества земельным участком площадью 3,7 га, обратиться в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 5 по Кабардино-Балкарской Республике о перерасчете доначисленного налога на землю общества с 01.08.2007 на площадь земли 3,7 га.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация сельского поселения Верхний Баксан Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Кабардино-Балкарской Республике".
Решением от 13.12.2010 (судья Кустова С.В.) восстановлен пропущенный срок на подачу заявления, в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не представил доказательств надлежащего обращения с заявлением об отказе от использования части земельного участка, предоставленного на праве постоянного бессрочного пользования.
Постановлением апелляционного суда от 22.06.2011 решение отменено в части отказа в удовлетворении заявления. Суд признал недействительным постановление главы местной администрации Эльбрусского муниципального района от 27.07.2009 N 67 "По результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 "Об отмене постановления главы администрации Эльбрусского района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель открытого акционерного общества "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык"", как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Апелляционный суд восстановил нарушенное право и законные интересы общества путем признания действительным исполненного обществом постановления от 31.01.2007 N 18. В остальной части решение оставлено без изменения.
Суд исходил из того, что постановление от 27.07.2009 N 67, отменившее ранее изданное главой администрации Эльбрусского района постановление от 31.01.2007 N 18, нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и налагает дополнительные обязанности по оплате за пользование земельным участком, которое фактически не подлежит использованию по назначению, поскольку расположено в горном ущелье с оврагами и обрывами, покрытого лесом и кустарником, а также за пользование земельным участком, на котором расположены инженерные сооружения, дороги и подъезды общего пользования, а поэтому оспариваемое постановление не может быть признано соответствующим закону.
В кассационной жалобе администрация просит апелляционное постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 13.12.2010. Заявитель указывает, что оспариваемое постановление от 27.07.2009 N 67 вынесено в пределах установленной компетенции должностного лица администрации, поскольку представленные к отмененному постановлению документы не подтверждают волю общества на отказ от принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации ( далее - Кодекс), вправе до 01.01.2006 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность. Однако документы на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или на выкуп земельного участка обществом не представлялись. Из обращения от 08.12.2006 следует, что общество обратилось к главе администрации с просьбой вывести из состава земли 5,4 га, отведенной под строительство комплекса, фактически не подлежащие освоению земли, но решение об изъятии земельного участка администрацией не выносилось.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Совета Министров КБАССР от 10.05.1983 N 88-р исполнительным комитетом Тырныаузского городского Совета народных депутатов 06.12.1983 (далее - исполком) принято решение N 381 "Об отводе земельного участка под строительство альпинистско-горнолыжного комплекса "Джайлык" в ущелье Адыр-Су", об утверждении акта комиссии по выбору земельного участка площадью 6 га на землях гослесфонда для переноса комплекса, подлежащего строительству взамен разрушенного селевым потоком 19.07.1983, отвести участок в натуре. Решением предписано при строительстве зданий и сооружений новой базы максимально сохранить древесную растительность.
Физкультурно-оздоровительному предприятию общественной организации "Джайлык" (далее - предприятие) выдан государственный акт о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование 5,4 га земли в границах согласно плану землепользования для строительства комплекса. Акт зарегистрирован в книге записей государственных актов на право пользования землей за N 19.
Строительство комплекса на земельном участке ограничено возведением нескольких объектов. Акт выбора земельного участка для строительства не согласовах. Место расположения иных объектов комплекса не опредлено.
ОАО "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Джайлык"" (далее - ОАО ФОК "Джайлык") зарегистрировано в качестве юридического лица с 17.04.2001 и осуществляет деятельность по предоставлению лечебно-оздоровительных услуг. Общество является правопреемником в отношении прав и обязанностей преобразованного предприятия. Учредителями общества выступили Российский профсоюз атомной энергетики и промышленности - 45 % акций, Кабардино-Балкарская Республика - 45 % акций, администрация Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики - 10 % акций.
Постановлением администрации Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республике от 03.12.2004 N 195 "О закреплении за ОАО ФОК "Джайлык" земельного участка" до 01.01.2006 сохранено право постоянного (бессрочного) пользования заявителя земельным участком площадью 5,4 га в границах фактического использования.
21.12.2004 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок лесного фонда площадью 5,4 га (кадастровый номер 07:11:1600000:0009), расположенный в Эльбрусском районе КБР, с. Верхний Баксан, ущелье "Адыр -Суу", о чем в ЕГРП сделана запись от 21.12.2004 N 07-01/1107/2004-189.
08.12.2006 общество обратилось к главе администрации Эльбрусского района с заявлением о выводе из состава земли 5,4 га, отведенного под строительство альпинистско-горнолыжного комплекса "Джайлык", фактически не подлежащих освоению земель (из-за обрывов и недоступности местности) и разграничить использование земель по назначению, предоставив землю для эксплуатации существующих объектов.
Постановлением администрации Эльбрусского муниципального района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык" из общей территории 5,4 га, отведенной под проектную застройку комплекса ОАО ФОК "Джайлык", выделено под существующие объекты и сооружения 1,7 га земли, остальные 3,7 га земли были определены, как земли общего пользования (пункт 1). Указанным постановлением предписано внести изменения в кадастровую стоимость земель общества, применив удельную стоимость кадастровой оценки земель на площадь 1,7 га, как фактически используемую комплексом, и применить на 3,7 га земель удельную стоимость кадастровой оценки земель как неиспользуемые для активного отдыха (пункт 2). Главному специалисту-эксперту территориального (межрайонного) отдела по Эльбрусскому району Ахматов у А.С. предложено внести изменения в земельно-учетные данные землепользователя ОАО ФОК "Джайлык" (пункт 3), Директору общества Атабиеву И.Ж. - получить в 2007 году кадастровый план на фактически используемую площадь, обеспечить государственную регистрацию права пользования земельным участком в соответствии с земельным законодательством (пункт 4). Районной налоговой инспекции с участием главы Верхне-Баксанской сельской администрации предписано произвести перерасчет задолженности по налогу на землю за 2006 год (пункт 5).
01 июля 2009 года прокурор Эльбрусского района, после рассмотрения заявления главы администрации сельского поселения Верхний Баксан о непоступлении налогов от землепользователей, принес протест на постановление администрации Эльбрусского муниципального района от 31.01.2007 N 18 "О внесении изменений в кадастровую стоимость земель ОАО ФОК "Джайлык", в котором предложил администрации отменить постановление в связи с нарушением при его издании норм статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
24 июля 2009 года по результатам рассмотрения протеста прокурора главой администрации вынесено постановление N 67, которым постановление главы администрации от 31.01.2007 N 18 отменено, обществу рекомендовано оформить отказ от права постоянного (бессрочного) пользования частью земель, не подлежащего освоению, в ином порядке.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения общества с заявлением в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 названного Закона компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Реализация муниципальными органами названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
По смыслу приведенных положений закона в этом случае полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены предыдущего решения в самом принятом акте, а в случае его оспаривания - в суде.
Признавая недействительным постановление администрации от 27.07.2009 N 67, отменившее ранее постановление от 31.01.2007 N 18, апелляционный суд исходил из того, что оно нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и налагает на него дополнительные обязанности по оплате за пользование частью земель, которые фактически не могут быть освоен по назначению либо использованы, поскольку расположены в горном ущелье с оврагами и обрывами, покрыты лесом и кустарником, а также за пользование участком, на котором расположены инженерные сооружения, дороги и подъезды общего пользования, не относящиеся к землям общества и сооруженные не для эксплуатации имущества заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования определены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой предусматривает отказ землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 53 Кодекса при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 29 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 53 Кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Апелляционным судом установлено, что общество в заявлении от 08.12.2006 указало на невозможность освоения части земельного участка в ущелье "Адыр-Су" в связи с непригодностью использования его для строительства (согласно акту) из-за обрывов и недоступности местности, а поэтому просило вывести из состава земли 5,4 га, земельный участок, не подлежащий использованию по назначению, и разграничить оставшуюся часть оставшуюся на категории по целевому использованию. Отдел территориального (межрайонного) отдела Управления федерального агентства кадастра объектов и недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике подтвердил, что заявитель для эксплуатации недвижимости использует 1,66 га, в границах которых 0,37 га занято постройками, 0,23 га - внутренними подъездами, при этом 0,20 га используется дорогой общего пользования; отдел поддержал довод общества о невозможности использования земельного участка площадью 3,54 га, занятого лесом, кустарниками, оврагами и каменными осыпями, где строительство не ведется и невозможно.
Су апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что право землепользователя на отказ от части земельного участка нормами земельного законодательства не ограничено. Отказ общества от неиспользуемой земли выражен ясно.
Понуждение коммерческой организации сохранять за собой право постоянного (бессрочного) пользования не находящейся в его владении землей законом не предусмотрено. Установленное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ право лица, владеющего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования на переоформление этого права на право аренды либо на приобретение земельного участка в собственность не означает закрепление на праве постоянного (бессрочного) пользования ранее предоставленных земельных участков до момента такого переоформления.
Доказательства того, что ОАО ФОК "Джайлык" фактически использует иную площадь, отличающуюся от площади, указанной в отмененном администрацией постановлении N 18, заинтересованное лицо либо прокурор (при вынесении протеста) не предоставили.
В случае установления данного обстоятельства собственник земельного участка вправе взыскать плату за фактическое использование не предоставленных в аренду либо в собственность земельных площадей в размере, определенном на основании нормативно установленных ставок, так как нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено платное пользование землей (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом).
Апелляционный суд установил, что в нарушение положений статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией не доказано наличие правовых оснований и обоснованности оспариваемого постановления от 27.07.2009 N 67.
Доводы подателя кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции обстоятельств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 по делу N А20-1979/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Плотникова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 53 Кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
...
Понуждение коммерческой организации сохранять за собой право постоянного (бессрочного) пользования не находящейся в его владении землей законом не предусмотрено. Установленное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ право лица, владеющего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования на переоформление этого права на право аренды либо на приобретение земельного участка в собственность не означает закрепление на праве постоянного (бессрочного) пользования ранее предоставленных земельных участков до момента такого переоформления.
...
В случае установления данного обстоятельства собственник земельного участка вправе взыскать плату за фактическое использование не предоставленных в аренду либо в собственность земельных площадей в размере, определенном на основании нормативно установленных ставок, так как нормами Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено платное пользование землей (за исключением случаев, прямо предусмотренных законом)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2011 г. N Ф08-5622/11 по делу N А20-1979/2010