Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Седин-Общежития" (ИНН 2309075862, ОГРН 1022301431481) - директора Платонова В.К. (приказ от 10.04.2009 N 5л) и Бендюжик С.Н. (доверенность от 26.09.2011), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (ИНН 2309054020, ОГРН 1042304982840) - Кириченко И.В. (доверенность от 27.04.2011), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 (судьи Николаев Д.В., Гуденица Т.Г., Гиданкина А.В.) по делу N А32-34416/2010, установил следующее.
ООО "Седин-Общежития" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 23.08.2010 N 34739 о начислении 404 590 рублей НДС, 80 918 рублей штрафа.
Решением суда от 08.04.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2011, требования удовлетворены на том основании, что в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению НДС (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, т. е. услуги, которые общество оказывало в проверяемом периоде (I квартал 2010 года). Общество правомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса, поскольку материалами дела подтверждено, что общество является управляющей организацией.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, отказать обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) услуги по предоставлению в пользование жилой площади в общежитии с 01.01.2004 подлежат обложению НДС. Суды не учли, что "койко-место" не является жилым помещением, поэтому общество необоснованно применило льготу, предусмотренную подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество не обладает статусом управляющей организации, поскольку отсутствует договор управления многоквартирным домом, следовательно, на общество не распространяется и льгота, предусмотренная подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по НДС за I квартал 2010 года, по результатам которой составила акт от 27.07.2010 N 20256 и приняла решение от 23.08.2010 N 34739 о начислении 404 590 рублей НДС и 80 918 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 01.10.2010 N 16-12-1114 решение налоговой инспекции оставлено без изменения и утверждено.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне их исследовали, в совокупности оценили представленные в дело доказательства, правильно применили нормы права и обоснованно удовлетворили требования общества.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, введенной в действие с 01.01.2004) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
До 01.01.2004 от обложения НДС освобождалась реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях, за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду (статья 27 Закона N 118-ФЗ).
Следовательно, операции по реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности подлежали освобождению от обложения НДС как до 01.01.2004, так и после указанной даты.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации необходимым условием для применения льготы является предоставление налогоплательщиком в пользование помещений, относящихся к жилому фонду. Иные условия применения этой льготы действующее законодательство о налогах и сборах не содержит.
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятий "жилое помещение" и "жилищный фонд", суды правильно на основании пункта 1 статьи 11 Кодекса применили институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации - Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 19 Кодекса предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей использования.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно статье 94 Кодекса жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Как следует из статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, комнаты в жилом доме, в том числе в общежитии, относятся к жилым помещениям.
Статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма, юридическим лицам - на основании договора аренды или иного договора. При этом в соответствии с частью 2 статьи 671 Кодекса юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.
Таким образом, спорная льгота в рассматриваемый период - I квартал 2010 года - распространяется на предоставление в пользование помещений в общежитии.
Суды установили, что на основании договоров коммерческого найма общество предоставляет действующим и бывшим работникам предприятия группы "Седин" и сторонним жильцам для проживания жилые помещения и койко-места в общежитиях, принадлежащих на праве собственности ООО "Фирма "Седин-Быт"" и переданных в аренду обществу.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что, предоставляя жилую площадь в общежитии, общество оказывает услуги по предоставлению в пользование жилых помещений специализированного жилищного фонда - общежития, предназначенного в силу статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации для временного проживания граждан в период их работы, службы и обучения.
Как видно из представленных в материалы дела договоров коммерческого найма, плата за проживание в общежитиях включает плату за наем жилого помещения, плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги, т. е. льготируемую услугу (предоставление в пользование жилого помещения) и нельготируемые (содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги). Вместе с тем, суды обоснованно признали незаконным начисление обществу НДС в полном объеме, поскольку общество ведет раздельный учет платежей, что налоговая инспекция не опровергла.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Публично-правовые отношения по уплате НДС в бюджет складываются между налогоплательщиком, то есть лицом, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в этих отношениях не участвует. Таким образом, подпункт 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует отношения в сфере оказания коммунальных услуг между управляющими организациями и населением.
Как видно из материалов дела, по договору от 23.12.2010 N 30/10 общество является арендатором - управляющей компанией, предоставляющей услуги на основе полного хозяйственного ведения и оперативного управления частными общежитиями, создано для удовлетворения потребности граждан в жилье на коммерческой основе, осуществляет коммунальное и бытовое обслуживание жильцов при помощи эксплуатации инженерных сетей общежитий.
Суды оценили представленные в материалы дела договоры с ООО "Краснодар Водоканал", ЗАО "Краснодартеплоэнерго", ЗАО "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края", ОАО "Краснодаргоргаз", ОАО "Мусороуборочная компания", заключенные обществом в целях осуществления обслуживания инженерных сетей и обеспечения проживания в общежитиях граждан, и сделали вывод о том, что общество как управляющая организация обоснованно применило льготу, предусмотренную подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 по делу N А32-34416/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.