г. Краснодар |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А32-34471/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А.. при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АЯКС-строй" (ИНН 2311080034, ОГРН 1052306436357) - Асеевой Ю.П. (доверенность от 22.11.2013), от заинтересованного лица - Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772) - Чувалджяна Д.А. (доверенность от 30.12.2013), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЯКС-строй" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-34471/2013, установил следующее.
ООО "АЯКС-строй" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - управление) от 30.09.2013 N 9-Ю-652-м о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Решением суда от 25.03.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2014, в удовлетворении требований отказано по мотиву наличия в действиях общества состава административного правонарушения и соблюдением административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, признать незаконным постановление управления от 30.09.2013 N 9-Ю-652-м. По мнению подателя жалобы, вывод судебных инстанций о строительстве обществом многоквартирного дома без разрешения на строительство не соответствует материалам дела, поскольку для строительства разработан проект, прошедший государственную экспертизу, выдано разрешение на строительство, которое действовало как в момент проведения проверки так и в период проведения судебных заседаний. Действия общества образуют состав административного правонарушения установленного частью 1 статьи 9.4 Кодекса, по которой общество уже привлечено к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу управление, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители общества и управления поддержал доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 23.07.2013 N 09-2309 управление провело внеплановую выездную проверку исполнения обществом ранее выданного предписания от 16.07.2013 N 09-934-Ю-197-КН, результаты которой результаты зафиксированы в акте от 29.08.2013 N 09-934-Ю-663-КН.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.08.2013 N 09-934-Ю-415-КН по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 Кодекса.
В ходе проверки установлено, что ООО "АЯКС-стройинвест" владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 23:43:0426001:39 по адресу: г. Краснодар, пр. Курортный, 5, предназначенным для размещения многоэтажных жилых домов, предоставленным на основании договора аренды от 28.10.2008 N 4300015469 и договора о передаче прав и обязанностей от 05.08.2010 N 1.
Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар обществу "АЯКС-стройинвест" выдано разрешение от 07.12.2011 N RU23306000-2001-р (сроком действия до 07.05.2014) на строительство объекта Многоэтажный жилой дом (2 секционный 10-11 этажный + чердак) по адресу: г. Краснодар, пр. Курортный, 5.
Лицом, фактически осуществляющим строительство, является общество на основании договора подряда от 15.03.2012 N 15/1.
Проверкой установлено, что в осях 1-2 и А-Б (блок секция 1) выполнены несущие конструкции колонн перекрытий из монолитного железобетона 12 этажей здания. Выполнены выпуски арматуры несущих колонн, стен лестничной клетки и шахты лифта, армирование несущих стен и установлена опалубка в осях А-В и 3-5 на 13 этаж отметка + 33.900-м. В осях 3-4 и А-Б (блок секции 2) выполнены несущие конструкции колонн и перекрытий из монолитного железобетона 11 этажей до отметки +33,900 м, выполнены выпуски несущей арматуры колонн и стен на 12 этаж здания.
Разрешение на строительство 11-12 этажного объекта капитального строительства "Многоэтажный жилой дом", расположенного по адресу: г. Краснодар, пр. Курортный, 5 не представлено.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление вынесло постановление от 30.09.2013 N 9-Ю-652-м о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса в виде штрафа в размере 500 тыс. рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 9.5 Кодекса строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным отношениям) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили факт осуществления обществом строительства объекта капитального строительства - многоквартирного 12-этажного дома, осуществлялось без разрешения на строительство, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что в разрешении на строительство от 07.12.2011 N RU 23306000-2001-р, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, отсутствует указание на строительство 13-этажного дома
В период с 16.07.2013 до момента проведения управлением проверки в отсутствие разрешения на строительство, оформленного в законном порядке, общество осуществляло строительные работы по возведению 13-этажного дома вместо 11-этажного, а именно: выполнены несущие конструкции колонн перекрытий из монолитного железобетона 12 этажей здания, выполнены выпуски арматуры несущих колонн, стен лестничной клетки и шахты лифта, армирование несущих стен и установлена опалубка в осях А-В и 3-5 на 13 этаж, в осях 3-4 и А-Б блок-секции 2 выполнены выпуски несущей арматуры колонн и стен на 12 этаж здания. В результате чего изменились площадь объекта и строительный объем возводимого здания, что привело к изменению технико-экономических показателей объекта капитального строительства в целом.
Увеличение этажности здания фактически является изменением объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство дает право осуществлять строительство именно конкретного объекта только по тем характеристикам, которые указаны в нем. Осуществление строительства по иным проектным характеристикам, чем указано в разрешении, свидетельствует о строительстве другого объекта, на строительство которого разрешение не выдавалось.
В данном случае разрешение на строительство 12-13-этажного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, пр. Курортный, 5, на момент совершения правонарушения общество не получило.
Таким образом, наличие в действиях общества события административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 9.5 Кодекса, является доказанным.
Довод общества о повторности привлечения к административной ответственности документально не подтвержден.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела видно, что проверка административным органом проводилась по вопросу исполнения обществом ранее выданного предписания от 16.07.2013 N 09-934-Ю-197-КН об устранении ранее выявленных нарушений.
Действия общества, выразившиеся в осуществлении строительства объекта без разрешения на строительство начались с момента фактического начала строительно-монтажных работ и продолжаются до устранения возложенного на него законом обязанности по получению разрешения на строительство.
Таким образом, в рассматриваемом случае длительное, непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на общество законом, является длящимся правонарушением.
Кроме того, постановлением управления от 30.09.2013 N 9-Ю-651-м общество привлечено к ответственности за строительство многоэтажного жилого дома с нарушением проектной документации по части 1 статьи 9.4 Кодекса (решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу N А32-34673/2013).
Следовательно, в ходе проверки административный орган установил, что действия общества содержат два самостоятельных события административных правонарушений (строительство с нарушением проектной документации и в отсутствие разрешения на строительство), ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса и частью 1 статьи 9.5 Кодекса.
Доводы общества выводы судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 по делу N А32-34471/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили факт осуществления обществом строительства объекта капитального строительства - многоквартирного 12-этажного дома, осуществлялось без разрешения на строительство, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2014 г. N Ф08-6957/14 по делу N А32-34471/2013