Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0917014364, ОГРН 1090917001120) - Шидаковой Р.А. (доверенность от 11.01.2011), от ответчика - администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0912000551, ОГРН 1060912000621) - Батчаева О.Ш. (доверенность от 22.03.2011), в отсутствие третьих лиц: Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917006772, ОГРН 1070917000274), Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917012783, ОГРН 1080917004850), Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.05.2011 (судья Тебуева З.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 (судьи Луговая Ю.Б., Винокурова Н.В., Фриев А.Л.) по делу N А25-149/2011, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) обратилось к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство имущественных отношений) с иском о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 09:06:0030104:24 площадью 553 592 кв. м, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, СПК "Кардоник", участок N 47 (далее - земельный участок; т. 1, л. д. 4).
Требования мотивированы тем, что земельный участок относится к землям лесного фонда, ранее находившегося во владении сельскохозяйственных организаций, следовательно, этот объект является федеральной собственностью.
Определением от 19.04.2011 по ходатайству управления произведена замена ответчика - министерства имущественных отношений на администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - администрация), министерство имущественных отношений привлечено к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 1, л. д. 158).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление лесами), Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике, Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Карачаево-Черкесской Республике (т. 1, л. д. 56).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.05.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011, в иске отказано (т. 1, л. д. 201; т. 2, л. д. 63).
Судебные акты мотивированы тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об отнесении земельного участка к федеральной собственности. Управление не представило материалы лесоустройства, подтверждающие принадлежность земельного участка к землям лесного фонда. Как следует из экспликации лесных площадей в сельскохозяйственных предприятиях и организациях Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 01.01.2007, площадь испрашиваемого земельного участка не совпадает с площадью земельного участка, находившегося в пользовании у сельскохозяйственного кооператива "Кардоник" (далее - кооператив) и занятого лесом. В кадастровом паспорте земельного участка указано, что весь участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Доказательства перевода данного земельного участка в земли лесного фонда не представлены. Управление не обжаловало действия регистрирующего органа по отказу в регистрации права федеральной собственности, не приняло мер к устранению обстоятельств, послуживших основанием для отказа в регистрации права собственности Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение от 20.05.2011 и постановление от 19.07.2011, требования удовлетворить (т. 2, л. д. 80).
По мнению заявителя, право собственности Российской Федерации возникло в соответствии с нормами действующего законодательства. После получения кадастрового паспорта на земельный участок управление направило министерству имущественных отношений документы для принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения в лесной фонд, однако такой перевод не осуществлен. Отказывая заявителю в удовлетворении иска, суды не дали надлежащей оценки представленным доказательствам и не учли требования статьи 4 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978, Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144 "Об утверждении положения о колхозных лесах", свидетельствующие о принадлежности колхозных лесов государственному лесному фонду СССР. В силу названных нормативных актов и действующего законодательства испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью. Управление осуществило работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых лесами и ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Таким образом, управление исчерпало возможность по регистрации права собственности во внесудебном порядке.
В отзыве на жалобу администрация ссылается на законность и обоснованность судебных актов, поскольку отсутствуют доказательства отнесения земельного участка к землям лесного фонда. Границы земельного участка на местности не определены. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и используется под пастбище.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание кассационной инстанции проведено с использованием системы видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы и просил судебные акты отменить, так как в силу действующего законодательства земли лесного фонда являются федеральной собственностью.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов жалобы, дополнительно пояснив, что на земельном участке находится редколесье, доказательств отнесения земельного участка к землям лесного фонда не представлено.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 08.07.2010 управление обратилось с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок в регистрирующий орган, который приостановил регистрацию прав (уведомление от 17.07.2010 N 01/072/2010-543). В письме от 17.08.2010 управлению отказано в регистрации права собственности, поскольку оно не представило документы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее - постановление N 404) и, по данным кадастрового паспорта, земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (т. 1, л. д. 31, 34).
В обоснование права на земельный участок управление предоставило копии статистической отчетности сельскохозяйственных организаций, составленной по форме 04, экспликации лесных площадей в сельскохозяйственных организациях Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 01.01.2007, дело по установлению границ сельских населенных пунктов, оформленное 19.03.1991, и выписку из кадастрового паспорта земельного участка от 02.07.2009 N 0906/201/09-4717 (т. 1, л. д. 28, 68 - 77, 89, 102, 111).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции от 22.07.2010) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
К федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон регистрации).
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрена необходимость представления для государственной регистрации права собственности документов согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). В рассматриваемый период действовал Перечень, утвержденный постановлением N 404.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 данного Кодекса (статья 7 названного Кодекса). Лесные участки в составе земель лесного фонда в силу статьи 8 данного Кодекса находятся в федеральной собственности.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок по целевому назначению относится землям сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1 статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации). Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Землеустроительные документы, свидетельствующие о наличии на земельном участке лесов, не представлены. Имеющиеся документы лишены доказательственной силы, поскольку в них отсутствуют основные характеристики земельного участка, которые позволяют идентифицировать конкретный земельный участок, находившийся в бессрочном (постоянном) пользовании у сельскохозяйственного предприятия. Только при указании индивидуальных признаков земельного участка в государственном кадастре недвижимости его следует считать сформированным по целевому назначению.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что управление не представило надлежащих доказательств отнесения земельного участка к землям лесного фонда. Сам по себе кадастровый паспорт земельного участка с указанием иной категории земельного участка без лесного плана и материалов лесоустройства не может свидетельствовать о принадлежности этого участка к землям лесного фонда.
С учетом изложенного доводы жалобы отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как направленные по существу на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.05.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 по делу N А25-149/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Амбалова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.