г. Краснодар |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А22-3138/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиевой Ю.П. (доверенность от 23.01.2014), третьего лица - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Доржиева С.Н. (доверенность от 15.08.2014), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хургаева Баатра Вячеславовича (ИНН 081000491496, ОГРНИП 313081325200020), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.02.2014 (судья Алжеева Л.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А22-3138/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Хургаев Б.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа от 06.11.2013 N 09/0112013-570 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление) в государственной регистрации договора от 11.09.2013 N 138-2013 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республики Калмыкия, общей площадью 1649 га с кадастровым номером 08:10:110101:0040, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Черноземельский район, в 14 км по направлению на юго-запад от ориентира п. Чапчачи, возложении на заинтересованное лицо обязанности произвести государственную регистрацию данного договора.
Решением от 27.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2014, заявленные требования удовлетворены. Отказ управления в государственной регистрации договора аренды признан не соответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации). На управление возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды. Суды установили, что заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка для создания (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности оформлено в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). Участок, сформированный из земель сельскохозяйственного назначения, поставлен на государственный кадастровый учет, на момент обращения предпринимателя в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду аналогичные заявления от иных лиц не поступили.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая отказ в государственной регистрации договора аренды правомерным, поскольку принятию решений о предоставлении участков сельскохозяйственного назначения в аренду должна предшествовать публикация сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков. В нарушение требований действующего законодательства заявитель не представил на государственную регистрацию документ, подтверждающий опубликование соответствующей информации о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка земель сельскохозяйственного назначения. Рассматриваемый договор заключен в нарушение норм действующего законодательства, что повлекло нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности, поскольку они не имели возможности ознакомиться с заявлением о предоставлении спорного земельного участка по причине неинформированности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, отметив, что положения статьи 12 Закона N 74-ФЗ не содержат требования о необходимости публикации объявления о проведении торгов (конкурсов, аукционов); договор аренды между предпринимателем и министерством заключен в соответствии с полномочиями последнего.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Калмыкия, представитель управления настаивала на удовлетворении кассационной жалобы. Представитель министерства поддержал доводы, приведенные в отзыве. Предприниматель явку процессуального представителя в суд кассационной инстанции не обеспечил, извещен на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, предприниматель обратился в министерство с заявлением от 11.09.2013 о предоставлении земельного участка общей площадью 1649 га с кадастровым номером 08:10:110101:0040, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, Черноземельский район, в 14 км по направлению на юго-запад от ориентира п. Чапчачи, в аренду для сельскохозяйственного производства, с приложением необходимых документов (л. д. 15).
Согласно кадастровому паспорту от 05.12.2011 N 08/5001/2011-10709 исследуемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 27.10.2004 с присвоением кадастрового номера 08:10:110101:0040 (л. д. 21, 22).
Распоряжением министерства от 11.09.2013 N 773-р участок предоставлен предпринимателю в аренду сроком на 5 лет (л. д. 16).
На основании указанного распоряжения министерство (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 11.09.2013 N 138-2013 аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республики Калмыкия, с кадастровым номером 08:10:110101:0040, площадью 1640 га для сельскохозяйственного производства (л. д. 17 - 19).
По акту приема-передачи от 11.09.2013, являющемуся неотъемлемой частью договора от 11.09.2013 N 138-2013, земельный участок передан арендатору (л. д. 20).
18 сентября 2013 года предприниматель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 11.09.2013 N 138-2013.
Сообщением от 06.11.2013 N 09/011/2013-570 управление отказало предпринимателю в государственной регистрации договора аренды по мотиву непредставления документов, подтверждающих заблаговременную публикацию информации о предоставлении земельного участка в аренду (л. д. 55, 56).
Отказ управления явился предметом оспаривания в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Кодекса, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно статье 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о государственной регистрации).
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац 4 пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации).
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения подлежал обязательной государственной регистрации, поскольку заключен сторонами сроком на 5 лет (пункт 3 статьи 433, пункт 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Признавая оспариваемый отказ управления в регистрации договора аренды незаконным, суды указали, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду с соблюдением порядка, закрепленного специальным федеральным законом. Положения статьи 12 Закона N 74-ФЗ, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса и а от 24.07.2001 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка для создания (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности оформлено в соответствии с требованиями статьи 12 Закона N 74-ФЗ; участок (сформированный из земель сельскохозяйственного назначения) поставлен на государственный кадастровый учет; на момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением аналогичные заявления иных лиц в уполномоченный орган не поступали. Установив данные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о наличии у заявителя права на получение спорного земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в аренду на основании порядка, закрепленного специальным Федеральным законом.
Нормы Закона N 74-ФЗ, имеющие приоритетное значение (по отношению к положениям статьи 10 Закона N 101-ФЗ), не содержат запрета на предоставление сформированного земельного участка указанным в нем лицам (фермерам), а также требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности (глава 4) введены в Закон N 74-ФЗ в целях обеспечения государством гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств (в большинстве случаев представляющих собой небольшие товарные хозяйства, объединенные родственными узами).
Отказ управления повлек нарушение прав и законных интересов предпринимателя, поскольку без проведения государственной регистрации подписанный им с министерством договор аренды земельного участка не считается заключенным. В порядке восстановления нарушенного права суды правомерно на основании положений пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса возложили на управление обязанность произвести государственную регистрацию сделки.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Рассмотрев кассационную жалобу управления с учетом установленных статьями 286, 287, 288 Кодекса пределов кассационного пересмотра дела и ограничений процессуальных полномочий, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление (государственный орган) от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27.02.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А22-3138/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка для создания (расширения) крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности оформлено в соответствии с требованиями статьи 12 Закона N 74-ФЗ; участок (сформированный из земель сельскохозяйственного назначения) поставлен на государственный кадастровый учет; на момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением аналогичные заявления иных лиц в уполномоченный орган не поступали. Установив данные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о наличии у заявителя права на получение спорного земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в аренду на основании порядка, закрепленного специальным Федеральным законом.
Нормы Закона N 74-ФЗ, имеющие приоритетное значение (по отношению к положениям статьи 10 Закона N 101-ФЗ), не содержат запрета на предоставление сформированного земельного участка указанным в нем лицам (фермерам), а также требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности (глава 4) введены в Закон N 74-ФЗ в целях обеспечения государством гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств (в большинстве случаев представляющих собой небольшие товарные хозяйства, объединенные родственными узами)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 октября 2014 г. N Ф08-6692/14 по делу N А22-3138/2013