Заключение Комитета по труду и социальной политике
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 26 сентября 2002 г.
"По проекту федерального закона N 213465-3 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2001 год исполнен по доходам в сумме 630 442,09 млн. рублей, что составляет 111,7% к утвержденным доходам, по расходам в сумме 514 837,32 млн. рублей или 102,0% к утвержденным расходам. Превышение доходов над расходами составило 115 604,77 млн. рублей против запланированных 59278,5 млн. рублей.
С введением в действие 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации финансирование расходов на государственное пенсионное обеспечение осуществлялось за счет взносов плательщиков, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса). С 1 января 2001 года функции контроля за полнотой и сроками внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за взысканием сумм недоимки, пеней и штрафов перешли к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам.
Поступление единого социального налога (взноса) в 2001 году составило 439,82 млрд. рублей против установленных бюджетом Фонда 399,62 млрд. рублей, то есть сверх плана в бюджет Фонда было зачислено средств на сумму 40,2 млрд. рублей.
Наряду с этим на счета Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительно поступило страховых взносов за 2000 год в сумме 20,04 млрд. рублей.
Поступление средств от мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, составило 25,79 млрд. рублей, или 101,9% к запланированной сумме.
Средства из федерального бюджета, запланированные в сумме 34,04 млрд. рублей, были полностью перечислены, из них 789,5 млн. рублей на погашение задолженности федерального бюджета перед Фондом на выплату пенсий в 1999 году.
Некомпенсированная задолженность по текущим платежам за 2001 год с учетом сумм, предусмотренных к погашению бюджетом Фонда на 2002 год, составила 473,5 млн. рублей. Погашение указанной задолженности предусмотрено проектом бюджета Фонда на 2003 год.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда за 2000 год" за счет остатков Государственного фонда занятости населения Российской Федерации погашена задолженность по состоянию на 1 января 2001 года по расходам на выплату досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, в сумме 5,93 млн. рублей.
Прочие поступления в 2001 году составили 3,02 млрд. рублей, из них пеней и финансовых санкций перечислено на суму 1,97 млрд. рублей, пеней и штрафов за нарушение сроков уплаты единого социального налога (взноса) - 1,97 млрд. рублей.
В отчетном периоде в Фонд поступило часть средств на сумму 490 млн. рублей от реализации продовольствия в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации # от 5 февраля 1999 года N 130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским союзом". Остаток не поступивших средств по состоянию на 1 января 2002 года составил 2 368,05 млн. рублей.
Расходы Фонда за 2001 год составили 514,84 млрд. рублей, или 102,0% к утвержденным бюджетом; расходы на выплату трудовых пенсий - 435,54 млрд. рублей, или 84,6% от общей суммы расходов бюджета Фонда (в 2000 г. - 87,2%).
Расходы Фонда за 2001 год осуществлялись в соответствии # действующим пенсионным законодательством, Указами Президента Российской Федерации, исходя из средств предусмотренных Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда на 2001 год".
Индексация размеров пенсий в 2001 году произведена дважды с 1 февраля на 10%; с 1 августа на 10% против 9%, предусмотренных бюджетом, при годовом уровне инфляции 18,6 процента. Суммарные расходы на проведение указанных мероприятий составили 49,5 млрд. рублей при плановых расходах 49,0 млрд. рублей.
Бюджетом Фонда на 2001 год были установлены затраты на финансирование дополнительных расходов, связанных с повышением размера среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 апреля 2001 года "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" с 1 мая 2001 года до 1,2, в сумме не менее 37,0 млрд. рублей.
Наряду с этим в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона российской # Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с 1 августа 2001 года для пенсионеров северных регионов указанное отношение было повышено до 1,9 дифференцированно в зависимости от установленного районного коэффициента к заработной плате работников. Указанные расходы осуществлялись в пределах средств, предусмотренных бюджетом Фонда на по повышению # указанного отношения и составили 1,77 млрд. рублей.
В целом, фактически расходы на повышения размера данного отношения составили 26,95 млрд. рублей.
В то же время в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской федерации #" с 1 мая 2001 года было снято ограничение в размере 1,2 среднемесячной заработной платы в стране с общей суммы пенсий при получении пенсионером одновременно двух пенсий. Указанное повышение касалось инвалидов, участников ВОВ и жителей блокадного Ленинграда, а также пенсионеров - родителей погибших военнослужащих и вдов погибших военнослужащих.
Согласно статье 2 указанного Закона, а также статье 16 федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год указанные расходы финансировались за счет остатка денежных средств Фонда по состоянию на 1 января 2001 года (98,32 млрд.руб.), расходы, подлежащие финансированию за счет средств федерального бюджета, должны быть возмещены Фонду в 2002 году. В целом затраты на указанные мероприятия составили 7,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 3,9 млрд. рублей.
Бюджетом Фонда расходы на финансирование минимального размера совокупной выплаты пенсионерам, установленной с 1 марта 2001 года Указом Президента от 8 февраля 2001 года N 135, и сохранение соотношения размера указанной выплаты и прожиточного минимума пенсионера на уровне не ниже уровня 2000 года, составили 6,33 млрд. рублей.
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации были установлены: с 1 марта 2001 года минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий трудовой стаж для назначения пенсии в размере 600 рублей; с 1 августа инвалидам с детства I и II группы и детям инвалидам; с 1 августа 2001 года размер совокупной выплаты был увеличен до 660 рублей.
Фактические расходы Фонда, включая расходы по доставке указанной выплаты, составили 9,43 млрд. рублей, или 149% от запланированного объема.
Следовательно, в целом расходы Фонда на проведения мероприятий по увеличению размеров государственных пенсий в 2001 году составили 93,09 млрд. рублей, то есть в рамках запланированных на эти цели статьей 9 федерального закона о бюджете Фонда 92,3 млрд. рублей.
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год устанавливалось, что на увеличение государственных пенсий направляются 50% дополнительных доходов фактически полученных по единому социальному налогу (взносу) сверх сумм, предусмотренных доходной частью бюджета. Известно, что по единому социальному налогу было дополнительно получено 40,2 млрд. рублей, из которых 20 млрд. рублей должно быть направлено в 2001 году на повышение размеров государственных пенсий. Однако указанные средства применены на увеличение остатка денежных средств Фонда на 1 января 2002 года.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2001 года N 470 "О размещении временно свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации в 2001 году" на основании соглашения между Минфином России и Фондом # купле-продаже облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ) Фондом приобретены указанные облигации на сумму 11,5 млрд. рублей со сроком погашения 9 октября 2004 года.
Выплата доходов по облигациям осуществляется ежегодно в размере 12% годовых в первый год обращения в последующие годы исходя из уровня инфляции, установленной федеральным бюджетом на соответствующий год.
Указанные средства учтены в части второй статьи 4 законопроекта в составе переходящего остатка средств в государственных ценных бумагах и ценных бумагах кредитных организаций на 1 января 2002 года.
По данным ревизии Счетной палаты Российской Федерации, величина некомпенсированной задолженности федерального бюджета перед Фондом по состоянию на 1 января 2002 года составила 20 876,11 млн. рублей, включая задолженность за 2001 год - 473,5 млн. рублей, которую предполагается погасить в 2003 году.
С учетом взаиморасчетов Фонда с федеральным бюджетом и погашения в 2001 году задолженности за 1999 год в сумме 789,5 млн. рублей, погашения задолженности, предусмотренной бюджетом Фонда на 2002 год и проектом бюджета на 2003 год, некомпенсированная задолженность федерального бюджета перед Фондом по состоянию на 1 января 2004 года составит 14 433,87 млн. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и его органов, включая расходы на содержание единых пенсионных служб бюджетом Фонда на 2001 год было предусмотрено 8390,6 млн. рублей. Фактически израсходовано на эти цели 7064,29 млн. рублей, что составляет 84,2% к плановым назначениям и 1,1% в общих расходах Фонда.
Основная экономия затрат по сравнению с планируемым объемом получена за счет сокращения расходов на содержание: органов Фонда - на 552 млн. рублей, единых пенсионных служб - 615 млн. рублей, что, главным образом, связано с неполным освоением средств вследствие поэтапной передачи органами социальной защиты полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.
В течение 2001 года органами социальной защиты населения 67 субъектов Российской Федерации переданы территориальным органам Фонда полномочий # по назначению и выплате государственных пенсий. Кроме того, в 16 субъектах Российской Федерации территориальные органы Фонда были наделены указанными полномочиями до 2001 года.
Материально-техническое оснащение вновь созданных служб в основном осуществлялось за счет Фонда, поскольку передаваемая материально-техническая база была морально устаревшей.
Несмотря на заключенные соглашения о полном или частичном финансировании единых пенсионных служб из средств региональных бюджетов, финансирование их фактически осуществлялось за счет средств Фонда. Так, субъектами Федерации в 2001 году было возмещено всего 119 млн. рублей затрат на финансирование единых пенсионных служб, тогда как расходы Фонда на их финансирование составили 2726 млн. рублей.
Расходы на материально-техническое обеспечение персонифицированного учета и модернизацию автоматизированных информационных систем фонда в 2001 году составили 912,8 млн. рублей, или 95,8% к запланированным.
Фондом в 2001 году осуществлялась регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц неработающих пенсионеров, а также в связи с передачей территориальным органам полномочий по назначению и выплате пенсий Фондом была осуществлена подготовка информационной базы персонифицированного учета для использования при проведении пенсионной реформы.
Всего на 1 января 2002 года количество лиц, зарегистрированных в СПУ составило 99,2 млн. человек (против 69,1 на 01.01.2001 года), из них 19,7 млн. человек - неработающие пенсионеры.
В 2001 году за счет проведения мероприятий по реструктуризации задолженности в Фонд осуществлено финансирование дополнительных мер по улучшению проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных домах престарелых и инвалидов на сумму 2,99 млрд. рублей.
В 2001 году Фондом произведены не предусмотренные бюджетом прочие расходы на сумму 2160,97 млн. рублей. Указанные расходы осуществлены за счет средств полученных от взимания пеней и финансовых санкций. При этом на социальное развитие Фонда было направлено 1843,21 млн. рублей, региональные программы социальной защиты населения - 167,05 млн. рублей, оказание адресной материальной помощи неработающим пенсионерам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О комплексе мер по ликвидации последствий наводнения 2001 года в Республике Саха (Якутия)" - 58,82 млн. рублей, региональные программы по решению Правительства Республики Саха (Якутия) - 13,95 млн. рублей, другие расходы - 77,94 млн. рублей.
В Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике поступило 25 отзывов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 45 отзывов - от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все они поддерживают принятие проекта федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" в первом чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год".
Председатель |
А.В.Селиванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.