Заключение Комитета по труду и социальной политике
Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 19 сентября 2002 г.
"К проекту федерального закона N 213996-3"Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2001 год"
Комитет по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 213996-3 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2000 год" и отмечает следующее:
Бюджет Фонда был утвержден по доходам в сумме 69 672,0 млн. рублей, по расходам в сумме 84 740,0 млн. рублей. Фактические доходы Фонда в 2001 году с учетом остатка средств по состоянию на 1 января 2001 года составили 117 953,5 млн. рублей или 136,6 процента, сумма всех расходов Фонда в 2001 году составила 93 721,6 млн. рублей, т.е. бюджет Фонда исполнен с превышением доходов над расходами.
Единый социальный налог, налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховые взносы организаций зачислены в доход Фонда в сумме 85 366,3 млн. рублей или 129,8 процентов от предусмотренных в Федеральном законе поступлений, в том числе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 17 162,3 млн. рублей или 129,0 процента.
Поступившие в 2001 году доходы превысили доходы 2000 года на 19,3 млрд. рублей.
Поступление дополнительных доходов от единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 15 619,4 млн. рублей обусловлено более высоким темпом роста налогооблагаемой базы за счет роста средней заработной платы и численности работающих (54,8 млн. человек по отчету, или 109,3 процента к предусмотренному показателю в расчетах к бюджету Фонда), а также увеличением коэффициента сбора ЕСН с 0,96 до 0,97.
Вместе с тем, среднерасчетная ставка ЕСН составила 3,57 процента к фонду оплаты труда против 3,81 процента, предусмотренного показателя в расчетах к бюджету Фонда. Снижение среднерасчетной ставки объясняется увеличением удельного веса высокооплачиваемых работников и, соответственно, части налогооблагаемой базы с более низкой ставкой ЕСН.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поступление дополнительных доходов также обусловлено ростом фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы.
При значительном снижении страховой нагрузки на организации (с 1,06 процента до 0,97 процента) получено дополнительно к утвержденной сумме страховых взносов 3 858,8 млн. рублей.
Коэффициент полноты сбора страховых взносов составил 0,90 процентов против расчетного по бюджету 0,85.
Также, в доходы Фонда за 2001 год поступило 364,4 млн. рублей единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, или 156,4 процента плановой суммы.
Сумма расходов, произведенных страхователями - плательщиками единого налога на вмененный доход, превышает сумму поступившего в Фонд единого налога на вмененный доход почти в 2 раза.
В доходах бюджета Фонда на 2001 год утверждена отдельная позиция - "Мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам в Фонд".
В течение 2001 года в погашение указанной задолженности поступило 2 459,8 млн. рублей или 106,7 процентов от предусмотренной бюджетом суммы.
За прошедший год задолженность за страхователями по ЕСН составила 2 105,2 млн. рублей, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 8 369,8 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2002 года задолженность за страхователями по двум видам социального страхования составила 10 475,0 млн. рублей.
Из федерального бюджета на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, подвергшихся радиационному воздействию, поступили в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" средства в сумме 447,8 млн. рублей.
С целью снижения задолженности страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд продолжил работу по ее взысканию.
В результате проведенных мероприятий в бесспорном порядке за 2001 год взыскана задолженность в сумме 408,3 млн. рублей.
Позиция доходов бюджета "Прочие поступления" выполнена на 64,0 процента и составила 744,3 млн. рублей. Основной причиной недовыполнения данной позиции явилось поступление на счета исполнительных органов Фонда не в полном объеме начисленных пеней и штрафов.
Анализ доходов бюджета Фонда показал, что обеспеченность собственными средствами Фонда на 1 января 2001 года составляет 136,6 процента, что позволило обеспечить финансирование в полном объеме всех видов пособий, предусмотренных законодательством, и позволило осуществить санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, оздоровление детей и других видов выплат.
Основные статьи расходов в целом соответствуют распределению средств Фонда по целевым назначениям. В составе расходов годового бюджета Фонда размеры выплат по некоторым статьям фактически оказались выше предусмотренных в бюджете Фонда на 2001 год.
Так, расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности сложились выше запланированных на 23,5 процента за счет превышения общей численности работающих по сравнению с расчетной, заложенной в бюджете, ростом среднедневного размера пособия на 17,2 рубля или на 17,1 процента, а также возросло число оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 21,1 млн. дней.
Превышение расходов на выплату пособий по беременности и родам на 1211,5 рублей произошло по тем же причинам, что и по расходам по выплате пособий по временной нетрудоспособности.
На санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, включая участников Великой Отечественной войны, в 2001 году израсходовано 9 996,0 млн. рублей, что на 2149,9 млн. рублей ниже предусмотренных в бюджете. Оплачена полная или частичная стоимость 1668,2 тыс. путевок для работающих граждан, из них на долечивание в санаторных учреждениях непосредственно после стационара - 46,7 тысяч путевок на сумму 432,7 млн. рублей, на санаторно-курортное лечение участников Великой Отечественной войны - 53 тыс. путевок на общую сумму 394,3 млн. рублей.
Недоиспользование запланированных ассигнований объясняется, во-первых, тем, что начиная с 2001 года изменился механизм приобретения и оплаты путевок.
Вторым фактором является установление ограничения оплаты за счет средств социального страхования одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении. При этом увеличение норматива оплаты одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении за счет средств социального страхования с 265 рублей до 350 рублей хотя и улучшило положение, однако время было упущено и при потребности в санаторно-курортном обслуживании значительная часть работников не успела воспользоваться санаторно-курортным лечением и оздоровлением по новым нормативам.
В истекшем году за счет средств обязательного социального страхования оплачено 6,8 млн. путевок в санаторные и оздоровительные лагеря различного типа на сумму 9437,7 млн. рублей, из них на оплату путевок для детей, находящихся на попечении государства и воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах, а также вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, по заявкам органов образования субъектов Российской Федерации 236,7 тыс. путевок на сумму 787,3 млн. рублей. На финансирование расходов по подготовке к открытию детских загородных оздоровительных стационарных лагерей направлено 240,3 млн. рублей.
Всего на оздоровление детей в 2001 году Фондом израсходовано 9678,0 млн. рублей, или 151,7 процента предусмотренных на эти цели. Указанное превышение осуществлялось в рамках реализации статьи 12 Федерального закона о бюджете Фонда на 2001 год. Так, в соответствии с указанной статьей в 2001 году на оздоровление детей направлено более 3,4 млрд. рублей дополнительных доходов Фонда.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов на выплату пособий по социальному страхованию сверх установленной нормы, санаторно-курортное лечение работников и их детей осуществляется за счет средств федерального бюджета путем перечисления их Фонду.
Фактические расходы в 2001 году на эти цели составили 467,3 млн. рублей или 104,4 процента от поступивших средств федерального бюджета, в том числе: на выплату пособий 51,8 млн. рублей; оплату 32,8 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение работающих и членов их семей на 323,2 млн. рублей; оплату 25,2 тыс. путевок на оздоровление детей на 92,3 млн. рублей. Финансирование исполнительных органов Фонда осуществлялось в пределах утвержденных на год бюджетных ассигнований на эти цели, с учетом представляемых в Фонд сведениях о планируемых расходах.
В 2001 году профинансировано 760 детско-юношеских спортивных школ, в которых около 354 тысяч детей занимаются различными видами спорта. На оплату труда тренерско-преподавательского состава этих школ и аренду помещений для проведения учебно-тренировочного процесса направлено 603,5 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 19,1 процента.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фондом в 2001 году израсходовано на выплату единовременных пособий 279,0 млн. рублей или 77,9 процента от запланированных, расходы на выплату ежемесячных пособий составили 9778,8 млн. рублей или 100,9 процента.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 1074,2 млн. рублей или 45,6 процента от запланированной величины расходов. Низкий уровень расходов на эти цели объясняется принятием нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок осуществления и оплаты этих расходов во II полугодии 2001 года.
Расходы на содержание аппарата исполнительных органов составили 3082,1 млн. рублей или 92,8 процента от предусмотренных бюджетом на эти цели.
Остаток бюджетных средств на 1 января 2001 года значительно превысил запланированную сумму.
В связи с превышением доходов бюджета Фонда за 2001 год, против утвержденных Законом, на сумму 31629,2 млн. рублей, и превышением расходов на 8981,6 млн. рублей, остаток бюджетных средств на 01.01.2002 года превысил на 22647,6 млн. рублей, против утвержденного Законом и сложился в сумме 24231,9 млн. рублей.
Из них 18875,0 млн. рублей учтены при формировании бюджета Фонда на 2002 год, в том числе по обязательному социальному страхованию - 7460,0 млн. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 11415,0 млн. рублей, 1135,0 млн. рублей направлено на создание резерва средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и 4221,9 млн. рублей в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" направлены на пополнение норматива оборотных денежных средств.
Благодаря этому при формировании бюджета 2002 года удалось достигнуть бездефицитного бюджета в части обязательного социального страхования и снижения среднеотраслевого тарифа страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 1,06 в 2001 году до 0,95 процента в 2002 году.
Вместе с тем, в законопроекте не отражена задолженность федерального бюджета Фонду в сумме 19,6 млн. рублей, образовавшейся за 2001 год, по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Необходимо внести статью о сумме задолженности федерального бюджета перед Фондом и о порядке, сроках и условиях ее погашения при рассмотрении проекта бюджета Фонда на 2002 год.
Анализ расходования средств, предназначенных для финансирования льгот по социальному страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча", Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" показывает, что фактические расходы, необходимые для реализации указанных законов, ежегодно превышают средства, предусматриваемые федеральным бюджетом на эти цели.
В целом бюджет Фонда исполнен в соответствии с запланированным на 2001 год.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.